Тема: «В гостях у Королевы Воды»
план-конспект занятия (старшая группа)

Знакомство детей с круговоротом воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gostyah_u_korolevy_vody.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гостях у Королевы Воды»

Цель: Знакомство детей с круговоротом воды в природе.

Программные задачи:

1. Обучающие

 Уточнить значение воды для всего живого.

 Формировать систему знаний о воде, ее признаках, свойствах, а

также связях и отношениях.

 Формировать словарный запас детей (испаряется, просачивается, круговорот).

2. Развивающие

 Развивать у детей познавательное отношение к природе.

 Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и

обобщать.

3. Воспитательные

 Воспитывать интерес к экспериментированию.

 Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое

отношение к воде.

Ход НОД

- Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы  знаете кто это? Это Капитошка.  Капитошка — это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде.

 Где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.)

 А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.)

 В: А сейчас Капитошка хочет вам сказку рассказать. Слушайте внимательно…

Сказка:

Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oна cмoтpит нa Зeмлю.

У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц — кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя реки, мopя, pyчьи, oзepa.

Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.

 В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).

Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Королева Вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

В: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей)

 В: Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело — Вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)

 В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед! Закрываем все глазки и повторяем за мной: «Раз, два, три, четыре, пять в сказку мы хотим попасть»

В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.

Будем Королеве помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Опыт № 1 (испарение воды)

В: Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь взяться термосу? Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть? Сейчас откроем и проверим.

Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые. Вы позволите мне его открыть? (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

 В: А что это выходит из термоса? (дети отвечают) Откуда пар в термосе? (дети отвечают - Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт № 2 (капли на зеркале).

В: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?

В: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей : водяной пар превращается в воздухе в облака. Пар охлаждается и превращается  в множество водяных капелек. Образуются облака. Облако-это множество маленьких капель воды.)

 В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Беленькое облако»)

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)                                                                                    Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)                                                                                        Устремилось облако                                                                                                                                                             Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)                                                                                                                                                           Ветер это облако                                                                                                                                                               Зацепил за кручу.                                                                                                                                            Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

 В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

 Опыт № 3 (с землей)

В: У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? что происходит? вода просачивается, и земля становится влажной. (одновременно дети с воспитателем поливают землю)

В: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться? (дети отвечают)

В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)

В: Ребята! Мне Капитошка намекнул, что с водой дальше происходит. Он всё заснял и целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. (просмотр развивающего мультика для детей  «Круговорот воды в природе: путешествие Капельки»).

В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)

В: Осталось только отчет для королевы составить, куда вода девается.

 В: Смотрите, какие красивые конверты Капитошка для нас подготовил.

В: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что же здесь лежит. Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить. Смотрите внимательно вот фотографии, вот схема, на схеме номера. Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.  И в той же последовательности разложите на схеме фотографии (дети работают, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности).

В: Прекрасно все получилось, осталось только Королеве Воды подарить.

В: Ребята! Я думаю Королева Воды очень рада вашим отчетам и больше она никогда воду не потеряет.

В: Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!

(Ритуал выхода из сказки: глазки закрываем, за мной повторяем: «Раз, два, три, четыре, пять в детский сад спешим опять»).

В: Ребята у нас с вами получилось помочь Королеве Воды? Что нового вы узнали о воде? (Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует).  

В природе путешествует вода,                                                                                                                                           Она не исчезает никогда.                                                                                                                                                      То в снег превратится, то в лёд,                                                                                                                                                    Растает – и снова в поход.                                                                                                                                          По горным вершинам,                                                                                                                                                     Широким долинам.                                                                                                                                                Вдруг в небо взовьётся,                                                                                                                                                  Дождём обернётся.                                                                                                                                             Вокруг оглянитесь,                                                                                                                                                                        В природу вглядитесь:                                                                                                                                                           Вас окружает везде и всегда                                                                                                                                                Эта волшебница – чудо – вода.

В: Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду.

Выучим правила пользования водой.

1. Закрывать кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струей.

3. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.

Если мы будем эти правила соблюдать, все капельки воды на Земле останутся чистыми, и их всегда будет так много, чтобы всем хватило!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Королевы Воды

Конспект ООД в старшей группеТема: «В гостях у Королевы Воды»Образовательная область «Познавательно - речевое»Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель:  опытн...

Конспект НОД по познавательному развитию "В гостях у Королевы Воды"

Опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе....

Сценарий занятия в старшей группе Тема: «В гостях у Королевы Воды»

Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым...

Конспект занятия в старшей группе с применением технологии исследовательской деятельности "В гостях у Королевы Воды"

Уточнить знания детей о значении воды в жизни.Познакомить со свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха....

В гостях у королевы воды

Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.Образовательные задачи: Формирование целостной...

Сценарий занятия в старшей группе . Тема: "В гостях у Королевы воды"

Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым...

"В гостях у королевы воды!"

Конспект занятия...