В гостях у Королевы Воды
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ханнанова Филюза Гафаровна

Конспект ООД в старшей группе

Тема: «В гостях у Королевы Воды»

Образовательная область «Познавательно - речевое»

Вид: познавательно – исследовательская деятельность.

Тип: интегрированное.

Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanjatija.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе

Тема: «В гостях у Королевы Воды»

Образовательная область «Познавательно - речевое»

Вид: познавательно – исследовательская деятельность.

Тип: интегрированное.

Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.

 Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;

 развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью (рисование разных снежинок).

Развивающая среда: 

Раздаточный материал: 

Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой  (по количеству детей).

Картинки - модели « Как капелька путешествует»

Демонстрационный материал:

Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема: «Круговорот воды в природе».

Техническое  оборудование: мультимедийная установка, ноутбук

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
  2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
  3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
  4. Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
  5. Наблюдение за водой во время прогулок

Ход занятия:

Деятельность воспитателя:

Деятельность воспитанников:

Вводная часть (мотивация)

В: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Капитошка хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

В: Правильно. Ведь Капитошка - это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой?

В: А для чего нужна вода?

Это Капитошка.

это загадка о воде

В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

Основная часть

В: А сейчас Капитошка хочет вам  сказку рассказать. Слушайте внимательно…

Сказка:  Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.

Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.

В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает,  а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Kopoлeвa Вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

В:  Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

В: Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело -  Вода пропала! Нужно помочь  найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?

В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед! Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.  

подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего  не останется одна пустыня 

гипотезы детей

предложения детей

Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец»

В сказке: В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые  чудеса.

Смотрите, а  королева, то какая, грустная - прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым  делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

дети перешагивают через обруч

Опыт №1 (испарение воды)

В: Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатертью волшебной приоткрыто Ух ты! Откуда здесь взяться термосу?

Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть?

Сейчас откроем и проверим. Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете её сами открыть?

Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые. Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

В: А что это выходит из термоса? Откуда пар в термосе? в пар

дети поднимают скатерть, там термос

нет

Дети отвечают на вопросы. Вода при нагревании превратилась

Опыт №2 капли на зеркале.

В:  А вдруг это не вода? У меня есть  один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).

В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?

В:  Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?

Дети проверяют, трогают капли воды на зеркале 

гипотезы детей

В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)

Дети выполняют фмзминутку

В: Ребята! Пока мы с вами отдыхали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.  

Опыт №3 (с землей)

В: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? Что происходит? Вода просачивается и земля становится влажной.В:  Ну и как?  может вода сквозь землю просочиться?

    В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?

    В: Ребята! Мне Капитошка намекнул что с водой дальще происходит. Он снял, что с водой происходило. Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать. Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»

одновременно дети с воспитателем поливают землю

Дети отвечают на вопросы.

гипотезы детей

Дети выполняют зрительную гимнастику

В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? Осталось только отчет для королева составить, куда вода девается.  

В: Смотрите, какие красивые конверты Капитошка для нас подготовил. Проходите за свой стол.

В:  Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что же здесь лежит. Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить. Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.

В: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да  Королеве Воды подарить.

В: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?

Давайте и нашу хозяйку успокоим. Расскажем ей, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.

В: Не грусти больше и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.

В: Ребята!  Королева Воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.

Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец».

дети отвечают

дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности.

дети наклеивают 

ответы детей 

дети говорят теплые слова королеве

дети перешагивают через обруч

Заключительная часть (рефлексия)

В:  Ребята у нас с вами  получилось помочь Королеве Воды?

Мы готовы всегда прийти на помощь другим? Что нового вы узнали о воде?

У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!

Дети отвечают на вопросы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию "В гостях у Королевы Воды"

Опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе....

Сценарий занятия в старшей группе Тема: «В гостях у Королевы Воды»

Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым...

Конспект занятия в старшей группе с применением технологии исследовательской деятельности "В гостях у Королевы Воды"

Уточнить знания детей о значении воды в жизни.Познакомить со свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха....

Тема: «В гостях у Королевы Воды»

Знакомство детей с круговоротом воды в природе....

В гостях у королевы воды

Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.Образовательные задачи: Формирование целостной...

Сценарий занятия в старшей группе . Тема: "В гостях у Королевы воды"

Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель:  опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым...

"В гостях у королевы воды!"

Конспект занятия...