Арт-терапия как метод работы с детьми дошкольного возраста.
статья

Султанова Альбина Загитовна

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию наиболее удобным для него способом. Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с визуальными искусствами. В группу различных видов терапии творчеством, наряду, с арт-терапией, входят также музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и т.д.

В целом изобразительная арт-терапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполнена богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, музыку, сказку, игру.

Основная цель использования методов арт-терапии в работе с детьми, посещающими детские образовательные учреждения, состоит в профилактике эмоциональных расстройств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт-терапия как метод работы с детьми дошкольного возраста.

Последние десятилетия в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм. Большой интерес специалистов вызывает Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов.

Что такое арт-терапия?

Почему творчество обладает такой гармонизирующей силой?

Привлекательность метода Арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию наиболее удобным для него способом.

Арт-терапия ориентирована на помощь в освоении умений и навыков применения арт-техник при работе с детьми дошкольного возраста  для достижения следующих результатов:

  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие эмоционально - нравственного потенциала;
  • Формирование умения выражать эмоции;
  • Развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.

Арт-терапевтический процесс обладает рядом особенностей, связанных с тем, что отношения педагога и ребенка опосредуется продуктом творческой деятельности (рисунок, музыкальное произведение, танец, сказка и т.д.) и отражают творческий процесс.

Основная цель арт-терапии – гармонизация внутреннего состояния, т.е. восстановление его способности.

Арт - терапия – терапия с помощью искусства, а точнее – с помощью художественной деятельности. Это абсолютно безопасный способ, который не имеет противопоказаний.

Использовать арт-терапию могут и педагоги без психологического образования, что позволяет развивать в детях творческий потенциал, помогает более мягкой социализации и коррекции поведения.

Каждый ребенок уникален и арт-терапия позволяет учитывать интересы каждого ребенка. Это доступно благодаря большому количеству видов творчества, так как кто-то любит петь и танцевать, кто-то рисовать или лепить в спокойной атмосфере. Для работы, с маленькими детьми, исходя из уровня их развития, применяются не все виды арт-терапии.

Творчеством любят заниматься большинство детей в той или иной форме, поэтому арт-терапевтические занятия дети дошкольного возраста воспринимают в основном как игру. Для работы педагогам необходимо создать дружелюбную атмосферу и организовать интересное времяпрепровождение.

Арт-терапия позволяет подобрать занятие, исходя из интересов ребенка. Существует множество разновидностей такой терапии:

  • Изотерапия – терапия изобразительным искусством;
  • Песочная терапия;
  • Музыкальная терапия
  • Танцевальная терапия
  • Сказкотерапия

Один из основных методов арт-терапии – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В целом рисование способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

Особенностью изобразительной терапии в работе с детьми является то, что рисование используется для создания положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы и различные материалы для работы. Изобразительная терапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Песочницу можно использовать при проведении развивающих и обучающих занятий. Кроме самого песка для песочной терапии используются миниатюрные фигурки человечков и животных, кукольные дома, деревья, башни, машинки – в общем, все, что может потребоваться малышу для создания своего мира в пределах одной небольшой песочницы.

Одной из основных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги, движения под музыку. Дошкольный возраст является интенсивным периодом развития. Восприятие музыки может происходить на подсознательном или сознательном уровне.

Занятия с детьми по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния.

Цель восприятия музыки – гармонизация личности ребенка, восстановление его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказка для ребенка – особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни. Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он видит в своем воображении целое представление. Совершенно естественным является использование кукол для постановки сказки. «Оживляя» куклу, ребенок видит и чувствует каждое действие в поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Также современная наука рассматривает методы игротерапии. В основе этого метода лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Целью использования игровой терапии является не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его моменты при полном внимании и сопереживании взрослого. В настоящее время игровая терапия это широкие возможности влияния на подсознание ребенка.

Процесс взросления, адаптация к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Что вполне естественно для ребенка и являются источником негативных эмоций, страхов, стресса. Арт-терапия является наиболее щадящей методикой подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще данная методика способствует развитию детей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • Преодоление комплексов, неуверенности в себе, замкнутости;
  • Развитие эмоциональной сферы;
  • Развитие мелкой моторики, мышления, воображения, речи;
  • Раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • Развитие познавательных процессов;
  • Формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими.

Использование арт-терапевтических методик не имеет ограничений по возрасту и может применяться как в виде основного, так и в качестве одного из вспомогательных средств. Спектр проблем, при решении которых могут быть полезны техники арт-терапии, широк: внутри – и межличностные конфликты; возрастные кризисы; развитие целостности личности и многое другое.

Основными принципами занятий арт-терапии являются:

- Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, как и доверительный диалог с ребенком;

- Поощрение и благодарность ребенку;

- Важным условием успешной работы  является непосредственное участие самого педагога  в той работе, которую он предлагает;

- На занятии необходимо использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа.

Следует отметить о совместных занятиях родителей и детей. Это очень полезно и важно для развития каждого ребенка. Когда в своих родителях ребенок видит не просто взрослых, а тех взрослых, которые увлечены вместе с ним общим делом, их отношения переходят совсем на другой уровень. Это не подчинение, а партнерство, взаимная заинтересованность и уважение.

Такие взаимоотношения с родителями можно назвать – основой дружбы и доверия, которые будут длиться всю жизнь, и никакие подростковые кризисы не помешают этой дружбе.

Список использованной литературы:

  1. Арт-терапия //Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2012
  2. Киселева М.В. Арт - терапия в работе с детьми: рук. для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. –СПб.: Речь, 2009
  3. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2012
  4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровая терапия в оздровительной работе с детьми дошкольного возраста"

Выступление на заседани городского методического центра "Игровая терпия в оздоровительной работе с детьми с детьми дошкольного возраста" (из опыта работ МАДОУ  "Детский сад №41 присмотра и ...

презентация Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

Доклад для педагогов на тему: Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.

Доклад для педагоговна тему:Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.«В песочной терапии мир детствавновь распахивает перед человеком свои двери,и эти же две...

Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста»

В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.Песочная терапия — это эффективный и легкий ...

Использование изотерапию как метод работы с детьми дошкольного возраста. Изотеропия как метод психологической коррекции.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общен...

Песочная терапия, как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свобо...