Астрономия для дошкольников
статья

Антонова Оксана Викторовна

В XXI в. космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Маленькие дети, не по годам умненькие, сегодня хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками. Задача дошкольной педагогики и психологии – определить, нужно ли в дошкольном возрасте обсуждать с ними такие взрослые проблемы, как те, что связаны с устройством Вселенной, космическими полетами и тд. Я считаю, что есть веские основания дать положительный ответ на этот вопрос. Речь идет не о том, чтобы каким-то образом заставлять дошкольников заниматься астрономией. Речь идет не о том, чтобы как-то искусственно перегружать детей недоступными им понятиями. Речь идет только о том, что мы можем и должны способствовать развитию естественного интереса, возникающего у малышей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Астрономия для дошкольников886.79 КБ
Файл statya.docx886.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56  Красносельского района Санкт - Петербурга

Антонова Оксана Викторовна, воспитатель.

Астрономия для детей дошкольного возраста.

     В XXI в. космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Маленькие дети, не по годам умненькие, сегодня хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками. Задача дошкольной педагогики и психологии – определить, нужно ли в дошкольном возрасте обсуждать с ними такие взрослые проблемы, как те, что связаны с устройством Вселенной, космическими полетами и тд. Я считаю, что есть веские основания дать положительный ответ на этот вопрос. Речь идет не о том, чтобы каким-то образом заставлять дошкольников заниматься астрономией. Речь идет не о том, чтобы как-то искусственно перегружать детей недоступными им понятиями. Речь идет только о том, что мы можем и должны способствовать развитию естественного интереса, возникающего у малышей. Это поможет развивать их интеллект и в буквальном смысле расширять кругозор и обязательно вскоре сделает их детьми, интересными для одноклассников, потому что ученик младших классов, проявляющий определенную эрудицию в вопросах астрономии, неизменно оказывается в центре внимания детей, окружающих его в школе и дома.

    Исходя из вышесказанного, нами была разработана Программа «Юный астроном» которая в первую очередь направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации через познания астрономии, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Целью программы «Юный астроном» является поддержка разнообразия детства, формирование у детей целостной картины мира, представление о космосе и Солнечной системе через познавательно-исследовательскую деятельность, художественно-эстетическое и речевое развитие, способствующие формированию существенных условий для социализации каждого ребенка и полноценного развития личности.

   Цели Программы реализуются через решение следующих задач:

-сформировать у детей представление об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом;

-сформировать общее представление о Вселенной, о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого);

-познакомить со сведениями о звездах, их составе, о появлении (рождении) звезд, их названий, а также с понятиями «созвездия»;

-дать представление о назначении карты звездного неба, особенностями расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути;

-расширить представление о планетах Солнечной системы, о Луне как спутнике Земли;

-познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта.

 Одним из требований к реализации Программы является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка. Непосредственному вовлечению родителей в эту деятельность способствует реализация образовательных проектов, основанных на сотрудничестве с семьей и поддержке ее образовательных инициатив. Один из методов работы с родителями - это экскурсии, выставки. Мы 06.04.2019 совместно с детьми и родителями выезжали на выставку   PROКОСМОС: «Межпланетные путешествия» в Петербурге. Целью нашей выставки, было увидят экспонаты, многие из которых выставляются впервые: первый спутник ПС-1 с парашютом, луноход и ракета-носитель «Энергия» в натуральную величину, скафандры. Дети увидели  экспонаты, таки как Фото 1 «Луноход», Фото 2 «Марсоход», Фото 3 «Модель ракеты - носитель ПРОТОН - М» и многое другое. С большим интересом они слушали экскурсовода, рассматривали макеты, при этом они закрепляли пройденный материал.  Не только у детей были незабываемые впечатления, а так же и у  родителей.

    Наша программа даёт целостные познания об устройстве мира и развивает в детях много полезных навыков: любознательность, воображение, мышление без границ, понимание ценности жизни, ощущение себя частичкой бескрайней Вселенной.

Фото 1 «Луноход»

    C:\Users\Евгений Антонов\Desktop\статья на в альманах\Go2AsxMaJs0.jpg   

Фото 2 «Марсоход»

     C:\Users\Евгений Антонов\Desktop\статья на в альманах\IMG_20190330_121210.jpg

Фото 3 «Модель ракеты - носитель ПРОТОН - М»

C:\Users\Евгений Антонов\Desktop\статья на в альманах\IMG_20190330_114443.jpg

   



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56  Красносельского района Санкт - Петербурга

Антонова Оксана Викторовна, воспитатель.

Астрономия для детей дошкольного возраста.

     В XXI в. космос стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. Маленькие дети, не по годам умненькие, сегодня хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками. Задача дошкольной педагогики и психологии – определить, нужно ли в дошкольном возрасте обсуждать с ними такие взрослые проблемы, как те, что связаны с устройством Вселенной, космическими полетами и тд. Я считаю, что есть веские основания дать положительный ответ на этот вопрос. Речь идет не о том, чтобы каким-то образом заставлять дошкольников заниматься астрономией. Речь идет не о том, чтобы как-то искусственно перегружать детей недоступными им понятиями. Речь идет только о том, что мы можем и должны способствовать развитию естественного интереса, возникающего у малышей. Это поможет развивать их интеллект и в буквальном смысле расширять кругозор и обязательно вскоре сделает их детьми, интересными для одноклассников, потому что ученик младших классов, проявляющий определенную эрудицию в вопросах астрономии, неизменно оказывается в центре внимания детей, окружающих его в школе и дома.

    Исходя из вышесказанного, нами была разработана Программа «Юный астроном» которая в первую очередь направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации через познания астрономии, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Целью программы «Юный астроном» является поддержка разнообразия детства, формирование у детей целостной картины мира, представление о космосе и Солнечной системе через познавательно-исследовательскую деятельность, художественно-эстетическое и речевое развитие, способствующие формированию существенных условий для социализации каждого ребенка и полноценного развития личности.

   Цели Программы реализуются через решение следующих задач:

-сформировать у детей представление об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом;

-сформировать общее представление о Вселенной, о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого);

-познакомить со сведениями о звездах, их составе, о появлении (рождении) звезд, их названий, а также с понятиями «созвездия»;

-дать представление о назначении карты звездного неба, особенностями расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути;

-расширить представление о планетах Солнечной системы, о Луне как спутнике Земли;

-познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта.

 Одним из требований к реализации Программы является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка. Непосредственному вовлечению родителей в эту деятельность способствует реализация образовательных проектов, основанных на сотрудничестве с семьей и поддержке ее образовательных инициатив. Один из методов работы с родителями - это экскурсии, выставки. Мы 06.04.2019 совместно с детьми и родителями выезжали на выставку   PROКОСМОС: «Межпланетные путешествия» в Петербурге. Целью нашей выставки, было увидят экспонаты, многие из которых выставляются впервые: первый спутник ПС-1 с парашютом, луноход и ракета-носитель «Энергия» в натуральную величину, скафандры. Дети увидели  экспонаты, таки как Фото 1 «Луноход», Фото 2 «Марсоход», Фото 3 «Модель ракеты - носитель ПРОТОН - М» и многое другое. С большим интересом они слушали экскурсовода, рассматривали макеты, при этом они закрепляли пройденный материал.  Не только у детей были незабываемые впечатления, а так же и у  родителей.

    Наша программа даёт целостные познания об устройстве мира и развивает в детях много полезных навыков: любознательность, воображение, мышление без границ, понимание ценности жизни, ощущение себя частичкой бескрайней Вселенной.

Фото 1 «Луноход»

    C:\Users\Евгений Антонов\Desktop\статья на в альманах\Go2AsxMaJs0.jpg   

Фото 2 «Марсоход»

     C:\Users\Евгений Антонов\Desktop\статья на в альманах\IMG_20190330_121210.jpg

Фото 3 «Модель ракеты - носитель ПРОТОН - М»

C:\Users\Евгений Антонов\Desktop\статья на в альманах\IMG_20190330_114443.jpg

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

примерное планирование по ознакомлению с первоначальными основами по астрономии

Цель раздела помочь в осознании себя как активного субЪекта природы познакомить с неживой природой материалистическое понимание природных явлений, иметь представление о разных видах небесных тел ...

Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «...

Игры по астрономии для дошкольников. 06.04.2020 г.

Астрономические игры дошколятам...

Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных представлений по астрономии у дошкольников с применением технологии ТРИЗ»

Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного образовательного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышлени...

«Детская исследовательская деятельность дошкольников по теме «Астрономия»

Детская исследовательская деятельность дошкольников по теме "Астрономия"...

Всероссийский урок астрономии для старших дошкольников

11 октября в старшей и подготовительной к школе группах СП «Детский сад комбинированного вида «Золушка» прошел Всероссийский урок астрономии «Тайны звездного неба».Цель у...

"Нужна ли астрономия дошкольникам?"

Повышение образовательной компетенции родителей и укрепление детско-родительских отношений....