Проект по экологическому воспитанию " Живая природа"
проект (старшая группа)

Формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому и гуманного отношения к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx824.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Алёнушка» город Таштагол

Информационно-исследовательский проект

По экологическому воспитанию

«Живая природа»

для детей старшей группы.

                                                                                                                               

Составители: Елисеева Марина Ивановна

 воспитатель высшей категории

Таштагол

2020

Тема проекта: «Живая природа».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения: в течение недели

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)

 

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому к ней нужно относиться очень бережно.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах обитают разные виды животных – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

 Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому и гуманного отношения к окружающей среде.
Задачи:
1. Формировать знания об организации природы Земли в границах обитания человека.
2. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;
3. Познакомить с деятельностью людей по охране диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных;
4. Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;
5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни птиц и животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

7. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность живой природы – обязанность человека.

 Методы проекта

 Наблюдение

 Совместные творческие игры

 Экспериментирование

 Обучающие проектные игры

 Познавательная деятельность

 Презентации

 Этапы проекта

1. Подготовительный этап

1. Составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений по

развитию экологической грамотности воспитанников.

 

2. Подбор программно – методического материала по направлению

работы.

3. Совершенствование развивающей среды (подобрать материалы;

игрушки; атрибуты для игровой, театрализованной деятельности).

4. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.

5. Подготовка почвы и приобретение семян, для посева,

7. Организовать родителей для совместной деятельности.

Работа с родителями:

 Анкетирование родителей по выявлению

организации экологического воспитания детей дома;

 проведение консультаций;

Основной этап:

Реализация плана проекта

Понедельник: «Мы хотим, чтоб от народа не страдала бы природа»

2 половина дня

 Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»

 Цели: воспитывать культуру поведения в окружающем мире.

Просмотр презентации «Откуда берётся мусор?» .

Цель: развивать познавательный интерес к природе, логическое

мышление, познавательно – исследовательскую деятельность.

 Составление правил для сохранения чистоты в  природе.

.

Вторник: «Родная природа»

1 половина дня

 Чтение художественной литературы «Легенда о горе Мустаг».

Цели: пробудить в детях интерес к родной земле;

Развивать любознательность, мышление, речь, активный словарь

детей слова: отвесная, глыба, подножие.

Продуктивная деятельность: дети рисуют природу родного края.

Среда «Вода – источник жизни»

2 половина дня

 Чтение художественной литературы «Легенда о реке Мрассу».

Цель: активизировать и дополнить знания о водных ресурсах и о их обитателях.

Формировать умение пересказывать содержание легенды с опорой на

вопросы, иллюстрации. Поддерживать интерес

познавательный интерес и интерес к чтению..

Продуктивная деятельность: пластилинография «Премудрый пескарь»

Цель: закрепить знания детей о том, какие рыбы водятся в реках Горной Шории, развитие творческих способностей, а использование природного материала способствуют развитию креативного творчества и воображения.

Четверг НОД «Земля – Кормилица»

1 половина дня

 Цель: формирование у детей представлений о том, как в давние времена люди бережно относились к природе, одушевляли её. К земле относились, как к матушке родимой.

 Презентация «Правила поведения в лесу»,

Цели: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила

поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней

бережно относиться.

Экспериментирование с луком доказало, что земля действительно «кормилица», так как  у луковицы находящейся в воде перотонкое и светлое, а у луковицы находящейся в земле перо толстое и темно-зелёное, а это значит, что питание она получает больше.

Пятница «Всемирный день Земли»

2 половина дня

 Беседа «Взаимосвязь между землёй , водой и воздухом».

Цель: сформировать представления детей о то, что здоровье земли зависит от того на сколько чист воздух и вода, а это напрямую зависит от деятельности человека.

 Загадывание загадок «О животных», «О цветах».

Цель: Расширить знания детей о животном и растительном мире родного края, учить проявлять заботу о них.

 Малоподвижная игра «Хоровод цветов»;

 Дидактическая игра «Собери дерево и расскажи о нём»

 

Цель. Усвоить названия и особенностями строения внешнего вида и среды произрастания.

В честь «Дня Земли» дети макет земного шара украсили цветами, приготовленными заранее.

 Продуктивная  деятельность: рисунки на тему «Первоцветы».

Исследовательская деятельность: посадка семян цветов для украшения участка ДОУ.

Заключительный этап:

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект можно использовать в работе по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. .

Я очень надеюсь, что проведённая мною работа будет способствовать пробуждению в детях чувства любовь и привязанности к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе и бережного к ней отношения.

.

Используемая литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html. По мотивам шорских сказок «Птица огня».

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы..., «Учим классифицировать»,  «Экологические цепочки»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши проекты. Проект по экологическому воспитанию. "Будь природе другом".

Я узнал, что у меняЕсть огромная семья:И тропинка, и лесок,В поле каждый колосок,Речка, небо голубое-Это всё моё, родное...С целью гуманного отношения детей к природе был создан этот проект....

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группы

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группыВыполнила:воспитательЗахлебная Людмила Евгеньевна...

Проект по экологическому воспитанию "Краски природы".

Проект направлен на ознакомление детей с растительным миром России, на развитие творческих  способностей детей....

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных набл...

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»...

Проект по экологическому воспитанию «Дары природы»

Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию "Дары природы"....

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих ...