ИОМ одаренного ребёнка
презентация

Григорьева Любовь Сергеевна

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация618.94 КБ
Файл Текст к презентации34.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка Подготовила педагог-психолог МДОУ «ЦРР «Тополёк» - детский сад № 12» Григорьева Любовь Сергеевна

Слайд 2

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Слайд 3

ИОМ одаренного ребенка Одарённость – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. (Д.Б. Богоявленская). Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Творческие способности - способности к деятельности, порождающей нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, ценностью и уникальностью.

Слайд 4

Основные задачи в работе с одаренными детьми по ИОМ раннее выявление одаренных детей (диагностика); создание адекватных программно-методических условий; формирование предметной развивающей среды; создание социальной среды.

Слайд 5

Принципы выявления одаренных детей: комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам ; использование тренинговых методов; подключение к оценке одаренного ребенка экспертов.

Слайд 6

ЭТАПЫ ИОМ :

Слайд 7

В ИОМ одаренного ребенка должно быть отражено : анамнез, медицинский диагноз; Вид его одаренности; содержание работы; ожидаемый результат индивидуальной работы; взаимодействие со специалистами; работу с родителями воспитанника.

Слайд 8

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ ) одаренного ребенка ФИО ребенка ______________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________ ФИО мамы, возраст, профессия _______________________________________ ФИО мамы, возраст, профессия _______________________________________ Дата начала ИОМ__________________________________________________ Количество занятий в неделю: 5 занятий Диагностика развития ребенка Физическое развитие__________________ Соматическое развитие _______________ Речевое развитие ____________________ Особенности развития познавательных процессов Память__________________________________________________ Внимание_______________________________________________ Восприятие______________________________________________ Мышление______________________________________________ Особенности коммуникативно-личностной сферы ребенка

Слайд 9

Направления развития одарённого ребенка в процессе освоения ИОМ Личностный рост ребенка. Совершенствование и развитие одарённого ребёнка в избранном виде деятельности, т.е. в предметно-деятельностной сфере. Повышение уровня обученности. Повышение функциональной грамотности одарённого ребёнка.

Слайд 10

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) одаренного ребенка Ф.И.О ребенка: Мария П. Дата рождения: 27.03.2013 г. Ф.И.О мамы : Инна Сергеевна П. 32 года, высшее, технолог мясных продуктов. Ф.И.О папы : Сергей Викторович П. 44 лет, образование средне-специальное, слесарь. Количество занятий в неделю: 2 занятия . Состав семьи (нужное подчеркнуть): полная, неполная, многодетная, наличие младшего брата . Тип семьи (нужное подчеркнуть): а ) благополучная; б) неблагополучная; в) нравственно неблагополучная семья; г) конфликтная семья. Кто занимается воспитанием ребенка (нужно подчеркнуть ) : мать, отец, бабушка, другие ______________ Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть): а) семейный диктат; б) чрезмерная опека; в) попустительство; г) сотрудничество. Дата начала ИОМ_____ сентябрь 2019 г. _____________________________________________ Количество занятий в неделю: _ _ 2 _ занятия по _ 25 __мин Сведения о ребенке Группа здоровья ___ группа здоровья I ______________________ Ведущая рука: правша, левша, не установлена.

Слайд 11

Психические функции и социальное поведение Показатели Соответствует норме С отклонениями 6 лет Мышление и речь. Специальные задания Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Моторика. Специальные задания Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. Внимание и память. Специальные задания. Внимательна , собрана . Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Психическое здоровье (см. анкету с. 19) Без отклонений.

Слайд 12

Отношение к занятиям (нужное подчеркнуть): не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый , но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую) ; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть , бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход. Характеристика деятельности (нужное подчеркнуть) Навыки самообслуживания : ( не) может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы ; (не) может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки ; (не) может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой, ножом ; (не) умеет ли убирать свои вещи и постель, имеет представления о ЗОЖ . Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры спокойные, печатные , понимает правила игры, выполняет их, вносит изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру . Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков . Вид одаренности: «Художественно-эстетическое развитие»: хорошо развита всесторонне, активна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу, соблюдая пропорции.

Слайд 13

Реализация ИОМ Месяц, периодичность занятий Специалист, направление работы Основное содержание Рекомендации для родителей Ожидаемый результат Отметка о продвижении в развитии Сентябрь Воспитатель, педагог-психолог, педагог ИЗО. Диагностика индивидуального развития ребенка, анкетирование родителей. Индивидуальные консультации о результатах диагностики развития ребенка. Составление плана работы Октябрь Воспитатель: закреплять знания ребенка о колорите осени . Беседа о пейзаже и его видах. Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень». Д / И: «Подберем краски для художника». Консультация: «Давай рисовать вместе». Повышение уровня знаний и применение в практике. +- Педагог-психолог: развитие повышение самооценки ребенка. Игры : «За что меня любит мама», «Я могу», «Волшебный стул», «Мышеловка», «Я-лев ». Консультация: « Как повысить самооценку ребенка? » Развитие адекватной самооценки + Педагог ИЗО: овладение техническими приемами работы с различными материалами . Тема: «Унылая пора! Очей очарование!». . Памятка для родителей по оборудованию уголка творчества и подбору необходимых изобразительных материалов для домашних занятий рисованием и лепкой. Повышение уровня овладения новыми приемами изо деятельности. +-

Слайд 14

Ноябрь Воспитатель: закрепление знаний ребенка о птицах. Рассматривание альбома о птицах. Раскрашивание птиц в книжках-раскрасках. Аппликация «Ворона». Памятка для родителей «Условия развития художественно-творческих способностей ребенка». Повышение уровня знаний и применение в практике. +- Педагог-психолог: развитие воображения ребенка оригинальностью и гибкостью мышления. Д/и « На что похоже? ». « На какие предметы похожи геометрические фигуры », « Дорисуй », « Преврати геометрические фигуры в интересные картинки », Составление фигур. Узоров из элементов » Консультация: «Роль родителей в развитии у детей фантазии и воображения». Повышение уровня творческих способностей, воображения, логического и творческого мышления +- Педагог ИЗО: умение размещать на листе бумаги несколько предметов. Рисование: «Стайка воробьев». Памятка для родителей «Волшебный мир красок» Развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. +-

Слайд 15

Декабрь Воспитатель: умение самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги. Пальчиковая гимнастика «Погреемся». Художественно-развивающая игра: «Подберем на своей палитре краски, которые художник использовал в картине». Д / И: «Художник-реставратор » Памятка для родителей: «Цель художественного воспитания дошкольников». Педагог-психолог: развитие социально – личностного роста у ребенка. Игры: «Строим цифры» , «Психологическая лепка», «Есть или нет», «Ситуации». Консультация: «Одаренный ребенок, какой он?». «Портрет творческой личности». Педагог ИЗО: умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности . Рисование: «Дед и баба вылепили Снегурочку». Беседа с родителями: «Детское творчество дома» Январь Воспитатель, педагог-психолог, педагог ИЗО Промежуточная диагностика индивидуального развития ребенка, анкетирование родителей. Индивидуальные консультации о результатах промежуточной диагностики . Результаты индивидуального образовательного маршрута : активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка.

2 слайд. Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

3 слайд.  Понятие одаренность мы уже сегодня зачитывали, поэтому не будем на этом слайде останавливаться.

4 слайд. Основные задачи в работе с одаренными детьми по ИОМ:

  • раннее выявление одаренных детей (диагностика); 
  • создание адекватных программно-методических условий; 
  • формирование предметной развивающей среды; 
  • создание социальной среды.

5 слайд. Принципы выявления одаренных детей:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
  • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам ;
  • использование тренинговых методов;
  • подключение к оценке одаренного ребенка экспертов.

6 слайд. Этапы индивидуального образовательного маршрута:

  1. Этап наблюдения;
  2. Диагностический этап;
  3. Этап разработки (конструирования);
  4. Этап реализации;
  5. Этап диагностики.

7 слайд. В ИОМ одаренного ребенка должно быть отражено:

  • анамнез, медицинский диагноз;
  • виды одаренности ребенка;
  • содержание работы;
  • ожидаемый результат индивидуальной работы;
  • взаимодействие со специалистами;
  • работу с родителями воспитанника.

8 слайд. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.

9 слайд. Направления развития одарённого ребенка  в процессе освоения ИОМ:

  1. Личностный рост ребенка.
  2. Совершенствование и развитие одарённого ребёнка в избранном виде деятельности, т.е. в предметно-деятельностной сфере.
  3. Повышение уровня обученности.
  4. Повышение  функциональной грамотности одарённого ребёнка.

10 слайд.  Пример индивидуального образовательного маршрута в заполненном виде.

Начало таблицы остается таким же. Нужно останавливаться на этом подробнее?

Ф.И.О ребенка: Мария П.

Дата рождения: 27.03.2013 г.

Ф.И.О мамы: Инна Сергеевна П.

32 года, высшее, технолог мясных продуктов.  

Ф.И.О папы: Сергей Викторович П.

44 лет, образование средне-специальное, слесарь.

Количество занятий в неделю: 2 занятия.

Состав семьи (нужное подчеркнуть): полная, неполная, многодетная, наличие младшего брата.

  Тип семьи (нужное подчеркнуть): а) благополучная; б) неблагополучная; в) нравственно неблагополучная семья; г) конфликтная семья.

Кто занимается воспитанием ребенка (нужно подчеркнуть): мать, отец, бабушка, другие ______________

Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):

а) семейный диктат; б) чрезмерная опека; в) попустительство; г) сотрудничество.

Дата начала ИОМ_____сентябрь 2019 г._____________________________________________

Количество занятий в неделю: __2_ занятия по _25__мин

Сведения о ребенке

Группа здоровья___ группа здоровья I______________________

Ведущая рука:  правша, левша, не установлена.

11 слайд.  Психические функции и социальное поведение. Это тоже все берется из прошлой таблицы и заполняется по возрасту. Нужно здесь остановиться подробнее?

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

6 лет

Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего.

Моторика. Специальные задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек.

Внимание и память. Специальные задания.

Внимательна , собрана. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Социальные контакты. Наблюдение, опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

 

Психическое здоровье (см. анкету с. 19)

Без отклонений.

12 слайд. Это тоже остается из стандартной таблицы, которую нам присылало КИРО. Подчеркиваем то, что подходит для нашего ребенка. И добавляем новую графу: «Вид одаренности». В нем описываем какое направление одаренности у ребенка. У меня «Художественно-эстетическое развитие».

Отношение к занятиям (нужное подчеркнуть): не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Характеристика деятельности (нужное подчеркнуть)

Навыки самообслуживания: (не) может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; (не) может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; (не) может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой, ножом; (не) умеет ли убирать свои вещи и постель, имеет представления о ЗОЖ.

Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры спокойные, печатные, понимает правила игры, выполняет их, вносит изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков.

Вид одаренности: «Художественно-эстетическое развитие»: хорошо развита всесторонне, активна,  самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу, соблюдая пропорции. 

Цель: (пример) формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

Задачи: (пример) 

1.Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.

2.Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.

3.Повысить самооценку, уверенность в себе.

Психолого-педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута остаются такими же. Нужно зачитывать?

1. Организация специальной коррекционной педагогической среды.

2. Комплексное воздействие на ребенка со стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагогов, специалистов, родителей) на основе диагностических данных.

3. Изучение учебного материала с учетом психологического возраста, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

4. Опора на актуальные потребности ребенка.

5. Создание опыта успешной деятельности, обеспечение роста индивидуальных достижений ребенка.

6. Умелое сочетание организующего воздействия и самостоятельной деятельности ребенка.

13 слайд. Реализация ИОМ

Месяц, периодичность занятий

Специалист, направление работы

Основное содержание

Рекомендации для родителей

Ожидаемый результат

Отметка о продвижении в развитии

Сентябрь

Воспитатель,

педагог-психолог,

педагог ИЗО.

Диагностика индивидуального развития ребенка, анкетирование родителей.

Индивидуальные консультации о результатах диагностики развития ребенка.

Составление плана работы

Октябрь

Воспитатель:

закреплять знания ребенка о колорите осени.

Беседа о пейзаже и его видах. Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень». Д/И: «Подберем краски для художника».

Консультация: «Давай рисовать вместе».

Повышение уровня знаний и применение в практике.

+-

Педагог-психолог:

развитие повышение самооценки ребенка.

Игры: «За что меня любит мама», «Я могу», «Волшебный стул», «Мышеловка», «Я-лев».

Консультация: «Как повысить самооценку ребенка?»

Развитие адекватной самооценки

+

Педагог ИЗО:

овладение техническими приемами работы с различными материалами.

Тема: «Унылая пора! Очей очарование!».

. Памятка для родителей по оборудованию уголка творчества и подбору необходимых изобразительных материалов для домашних занятий рисованием и лепкой.

Повышение уровня овладения новыми приемами изо деятельности.

+-

14 слайд.

Ноябрь

Воспитатель:

закрепление знаний ребенка о птицах.

Рассматривание альбома о птицах. Раскрашивание птиц в книжках-раскрасках. Аппликация «Ворона».

Памятка для родителей «Условия развития художественно-творческих способностей ребенка».

Повышение уровня знаний и применение в практике.

+-

Педагог-психолог:

развитие воображения ребенка оригинальностью и гибкостью мышления.

Д/и

 «На что похоже?». «На какие предметы похожи геометрические фигуры», «Дорисуй», «Преврати геометрические фигуры в интересные картинки», Составление фигур. Узоров из элементов»

Консультация: «Роль родителей в развитии у детей фантазии и воображения».

Повышение уровня творческих способностей, воображения, логического и творческого мышления

+-

Педагог ИЗО:

умение размещать на листе бумаги несколько предметов.

Рисование: «Стайка воробьев».

Памятка для родителей

«Волшебный мир красок»

Развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. 

+-

15 слайд.

Декабрь

Воспитатель:

умение самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги.

Пальчиковая гимнастика «Погреемся». Художественно-развивающая игра: «Подберем на своей палитре краски, которые художник использовал в картине». Д/И: «Художник-реставратор».

Памятка для родителей: «Цель художественного воспитания дошкольников».

Самостоятельное выполнение заданий.

+

Педагог-психолог:

развитие социально – личностного роста у ребенка.

Игры: «Строим цифры», «Психологическая лепка», «Есть или нет», «Ситуации».

Консультация: «Одаренный ребенок, какой он?».

  1. «Портрет творческой личности».

Развитие адекватной самооценки.

+

Педагог ИЗО:

умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Рисование: «Дед и баба вылепили Снегурочку».

Беседа с родителями:

«Детское творчество дома»

Повышение уровня творческих способностей.

+

Январь

Воспитатель,

педагог-психолог,

педагог ИЗО

Промежуточная диагностика индивидуального развития ребенка, анкетирование родителей.

Индивидуальные консультации о результатах промежуточной диагностики .

 

+

Результаты индивидуального образовательного маршрута: активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности,

оформление выставок творческих работ.

16 слайд.  Спасибо большое за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "ОДАРЕННЫЙ РЕБЁНОК"

программа педагога - психолога одаренный ребенок...

Одаренный ребёнок

Работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться не только грамотный наставник, ...

"Одаренный ребёнок " консультация для родителей

Создание условий для развития ребенка...

Тематическая консультация "Речевые особенности одаренного ребёнка"

Интерес общества к одаренным детям, как к будущей интеллектуальной и творческой элите, растет поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных р...

Буклет "Родителям одаренного ребёнка"

quot;Родителям одарённого ребёнка"...

Одаренный ребёнок в детском саду.

Необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей в настоящее время стоит на первом месте.Это объясняется тем, чт...