Главные вкладки

    Опыт работы «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
    учебно-методический материал (подготовительная группа)

    Якимова Лола Иззатилловна

    Мой опыт работы по теме: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Опыт работы922.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное

    учреждение  детский сад № 149 города Тюмени

    Опыт работы

    Тема: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК

    СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                Воспитатель:

                                                                                    Якимова

                                                                 Лола Иззатилловна

    Тюмень 2020г.

    Содержание

          Введение…………………………………………………………………………3

          Дидактическая игра. Виды дидактических игр………………………..……..5

          Создание среды в группе для развития  речи детей ………..……………….6

          Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………..…8

          Диагностика, результативность опыта…………………………………….….8

          Заключение………………………………………………………………….….17

    Опыт работы

    «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Прекрасна речь, когда она как ручеек,

    Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

    И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

    «О, как же ты красива!».

    Е. Щукина.

    Введение

     Актуальность. С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения  со  сверстниками,  близкими. Ребенок  с  хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои  мысли  и  желания,  задать  вопросы,  договориться  со  сверстниками  о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

    К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие  чего,  неуклонно  увеличивается  количество  детей  с несформированной  связной  речью. Большинство  родителей  не  могут выделить  свободного  времени  для  общения  с  детьми. Вот  почему развитие  речи  становится  все  более  актуальной  проблемой  в  нашем обществе.

    Наблюдения за детьми группы «Сказка» показали, что дети играют мало и примитивно, чаще всего выбирают  игры,  не  требующие  прямого  общения  со  сверстниками  и взрослым; уровень отображения их действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям; могут молча составить или подобрать картинки, организовать игровую деятельность с 3-4 детьми, используя минимум общения между собой; не умеют логически правильно излагать материал.

    В настоящее время программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его  позитивной  социализации,  его  личностного  развития,  развития инициативы и творческих способностей. Поэтому дидактическая игра в условиях  современных  образовательных  стандартов  даёт  большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

    В работе с воспитанниками поставила ЦЕЛЬ: создать условия для развития речи дошкольников через дидактические игры.

    Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:

    • Развивать связную речь посредством дидактических игр;
    •  Формировать игровые умения, развитые формы культуры игры;
    •  Развивать интерес к дидактическим играм;
    • Воспитывать самостоятельность, инициативу, навыки саморегуляции;
    •  Способствовать активному общению со сверстниками и воспитывающими взрослыми, способствовать социализации.

    Для решения поставленных задач я выделила основные направления моей деятельности:

    1.        Создание развивающей предметно - пространственной среды, для развития связной речи дошкольников через дидактические игры.

    2.        Организация работы с детьми с помощью дидактических игр.

    3.        Взаимодействие с родителями дошкольников.

    Дидактическая игра. Виды дидактических игр.

    Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

    В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно - печатные и словесные игры.

    Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

    Настольно - печатные игры, так же как игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх ребенку дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Различные виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами, учат классифицировать их (мебель, одежда, овощи и т. д., их качествами и свойствами). Другие уточняют представление о сезонных изменениях в природе, о различных профессиях.

    Словесные игры более сложные, так как они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как дети в них учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют, и следовательно развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.

    Создание среды в группе для развития

     речи детей

    Я считаю, что немаловажное значение  для развития речи  детей – это окружающая  обстановка  в  группе  и  конечно,  дома.  Также  много  значит  правильное  размещение  дидактических  пособий  и  игр,  мест,  где  можно уединиться,  поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.C:\Users\Lola\Desktop\ФОТО ОПЫТ РАБОТЫ\ДИДАКТИЧ ИГРЫ.jpg

    В своей работе с детьми я использую различные виды дидактических  игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм.

    В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи также использую скороговорки, чистоговорки, загадки стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

    В  группе «Сказка»  мною  оформлен речевой уголок, где  я  создала картотеку дидактических  игр  по  развитию  речи  детей, изготовила дидактические пособия. Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе  бесед, на  прогулках,  вне  занятий,  в  свободной  деятельности, закреплялись в дидактических играх.C:\Users\Lola\Desktop\ФОТО ОПЫТ РАБОТЫ\логоп уголок.jpg

    В речевом уголке есть пособия, предметные картинки, сюжетные картинки, карточки с заданиями, материал по звуковому анализу слов, дидактические игры, игры сделанные своими руками.

    Также участвовав в конкурсе профессионального мастерства «Лэпбук как эффективный дидактический материал по активизации речевого развития ребенка» я самостоятельно изготовила для детей лэпбук «В гостях у сказки», в котором содержатся дидактические игры (загадки по сказкам, четвертый лишний, мнемотаблицы по сказкам, найди пару, расскажи сказку, найди заплатку к сказке, пословицы и поговорки, считалочки, найди мою тень, найди отличия, собери картинку по сказкам). C:\Users\Lola\Desktop\ФОТО ОПЫТ РАБОТЫ\ЛЮПБУК.jpg

    Взаимодействие с семьями воспитанников

    В своей работе взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей я осуществляю в таких  формах как: беседы, консультации («Что должен уметь ребенок к 7 годам?», «Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста», «Развитие речи детей с помощью дидактических игр», «Роль родителей в развитии речи детей», «Развитие речи детей 6 – 7 лет», родительские собрания (март 2019г. «Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий», буклеты «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации  родителям  по  развитию  речи».

    Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей.

    В индивидуальной  беседе стараюсь   тактично    объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это,  к  сожалению, не так. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был  виден  результат,  говорят спасибо.

    Диагностика, результативность опыта.

    С целью выявления уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста, мною было проведено диагностическое обследование по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста».

    Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут).

    Старшая - подготовительная группа

    Ход обследования

    I серия заданий (словарь и грамматика)

    1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

    1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

    2) называет отдельные признаки, действия;

    3) называет 1—2 слова.

    2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

    1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

    2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

    3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

    3. Что называют словом ручка?

    1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

    2) называет два значения этого слова;

    3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

    4. Придумай предложение со словом ручка.

    1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

    2) называет два слова (словосочетания);

    3) называет только одно слово (ручка).

    5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).

    1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

    2) называет два слова;

    3) подбирает только одно слово.

    6. Педагог предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».

    1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

    2) называет 2—3 слова;

    3) подбирает только одно слово.

    Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)».

    1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

    2) называет 2—3 слова;

    3) подбирает только одно слово.

    7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)

    1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

    2) подбирает два слова;

    3) называет только одно слово.

    8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

    1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

    2) подбирает два слова;

    3) называет одно слово.

    9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).

    Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»

    1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

    2) называет правильно только одну форму;

    3) не выполняет задание.

    10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).

    1) Ребенок называет все слова правильно;

    2) называет два - три слова;

    3) говорит одно слово.

    11. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)

    1) Называет более двух слов;

    2) называет два слова;

    3) повторяет заданное слово.

    12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

    1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

    2) называет только одно значение этого слова;

    3) повторяет слово за взрослым.

    13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

    1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

    2) правильно подбирает два слова;

    3) называет одно слово.

    14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

    1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

    2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

    3) называет одно действие (шить).

    15. Составь предложение со словом игла.

    1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

    2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

    3) называет одно слово.

    16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

    1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

    2) правильно исправляет два предложения;

    3) повторяет предложения без изменения.

    II серия заданий (звуковая культура речи).

    1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка) звук ль? (Лев, лиса, леопард.)

    2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь? (Черепаха, курица.)

    3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

    1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

    2) называет более двух слов;

    3) называет одно слово.

    4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

    1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

    2) недостаточно четко произносит;

    3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

    5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

    1) Ребенок передает заданные интонации;

    2) передает только вопросительную интонацию;

    3) повторяет повествовательную интонацию.

    6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».

    1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;

    2) отвечает, нарушая ритм;

    3) говорит одно слово.

    III серия заданий (связная речь).

    1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

    1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

    2) рассказывает, опуская начало (или конец);

    3) перечисляет отдельные качества.

    2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

    1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

    2) рассказывает с помощью взрослого;

    3) перечисляет нарисованное на картинках.

    3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

    1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

    2) составляет рассказ с помощью взрослого;

    3) не справляется с заданием.

    Для выявления уровня развития речи детей были проведены задания и упражнения, направленные на исследование связной речи, уровня развития словаря и грамматики, звуковой культуры речи, которые в свою очередь в системе показывают уровень развития речи детей в целом.

    В результате проведения обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста я выделила три уровня, обратимся к таблице 1:

    Таблица 1

    Критерии диагностики развития речи дошкольника на  основе методики О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

    Характеристика выполнения задания

    Баллы

    Уровень развития речи дошкольника

    Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована связность описательного рассказа. Составляет грамматически правильные предложения из 3 –х слов. Может самостоятельно подбирать по 3 синонима и антонима к слову. Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.

    42-62

    высокий

    Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуется не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине. Недостаточно четко произносит речь, передает не все интонации предложения. Может составлять только простые предложения.

    21- 41

    средний

    Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по увиденному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегает к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний. Не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

    0-20

    низкий

    Уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    Результаты обследования за последние два года показали, что в процессе работы у детей повысился уровень развития речи, обогатился и расширился словарный запас, сформировалась способность  сравнивать  и объединять предметы по признакам. Так же начала совершенствоваться звуковая культура  речи детей. Многие дети стали отвечать развернутыми предложениями. Еще в своей речи дети все чаще стали использовать  простые формы монологической и диалогической речи.

    После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию разнообразных дидактических игр, с удовольствием проводят новые игры, объясняют детям правила и рады результатам.

    В ходе совместной деятельности с детьми и родителями мы добились следующих результатов:

    • Повышение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
    • Повышение уровня звуковой культуры речи, связной речи, словаря и грамматического строя речи.
    • Активное участие родителей в педагогическом процессе.

    Заключение

    Я считаю что, именно, дидактические игры  являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы  считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает  развивать умственные способности детей.

    Проводимая мной работа дает положительные результаты. Но на этом я останавливаться не буду, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми. Дидактические игры  дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, и в чем особенность их организации на ступени старшего дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

    В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

    Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста

    «Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

    дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст

    Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений...

    Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста.

    Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: э...

    Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

    Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...

    Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

    Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста" 3-4 года...

    Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста".

    Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.Цель: Упражнять детей  в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.Ход...