"Детям о войне"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Халеева Светлана Александровна

                                    Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, её героическое прошлое;
  • Воспитывать уважение и благодарность людям, защитившим страну от врагов;
  • Развивать нравственные чувства сопереживания, сострадания на примерах жизни детей в военное время;
  • Рассказать и показать детям о жизни детей в годы войны;
  • Развивать речь, закреплять умение грамматически правильно строить предложение при ответе на вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Детям о войне

                                    Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, её героическое прошлое;
  • Воспитывать уважение и благодарность людям, защитившим страну от врагов;
  • Развивать нравственные чувства сопереживания, сострадания на примерах жизни детей в военное время;
  • Рассказать и показать детям о жизни детей в годы войны;
  • Развивать речь, закреплять умение грамматически правильно строить предложение при ответе на вопрос.

                                   Оборудование и материалы:

  • Комплект оборудования: мультимедиа проектор, компьютер, экран;
  • Информационно-дидактический игровой комплект «Детям о Победе»;
  • Книга А.Печёрской «Дети - герои Великой Отечественной войны», другие книги и материалы по данной теме;
  • Фотография Зины Портновой;
  • Фонограмма песни «Священная война», муз. А.Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача.

                                        Предварительная работа:

  • Рассказ и беседа с детьми о Великой отечественной войне;
  • Чтение рассказов из книги А.Печёрской «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Ход образовательной деятельности

В группе расставлены книги о детях-героях, иллюстрации, портреты;

Наглядный материал информационно-дидактического игрового комплекта « Детям о Победе», тема «Дети на войне»

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами ещё раз поговорим о трудном времени для нашей страны – о Великой Отечественной войне. Кто помнит, когда она началась? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, 22 июня 1941 года, в обычный летний день неожиданно на нашу Родину напал злой и сильный враг, началась самая страшная – Великая Отечественная война.

Звучит фонограмма первого куплета песни «Священная война», муз. А.Александрова,  сл.В.Лебедева-Кумача.

Воспитатель: Весь народ встал на защиту нашей Родины – от мала до велика. Отцы, деды, старшие братья, а порой и матери уходили на фронт. На плечи детей легли тяготы военного времени. Посмотрите на экран. Это фотографии военных лет.

Педагог включает проектор, показывает презентацию комплекта «Детям о Победе» (в режиме покадрового просмотра), фотографии из частей « Помощь тыла» и « Дети на войне». Содержание рассказа педагога может быть взято из комментария к фотографиям (исторической справки), который представлен в методическом пособии «Детям о Победе».

Воспитатель: В тылу дети наравне с взрослыми вели хозяйство, работали на фабриках и военных заводах, где делали орудия для фронта.

(кадры 47 – 48) Посмотрите вот на эту фотографию. Маленькие дети стоят у станка.

(кадр 49) А это мальчик качается на качелях, подвешенных на немецкой  пушке, а рядом с ними девочка, сама ещё ребёнок, а держит на руках малыша.

(кадр 50) Ребята собирали тёплые вещи для фронтовиков, помогали раненым воинам в госпиталях: писали за них письма, выступали с концертами.

(кадр 51) Посмотрите, а этому мальчику всего 6 лет, а он уже воевал вместе с бойцами на фронте и даже получил медаль.

(кадры 52-53) На этих фотографиях не просто мальчишки, а настоящие солдаты.

Ребята, подумайте, их можно назвать героями? Почему?  Ответы детей.

Воспитатель: За годы войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями. Мы с вами уже читали о детях – героях войны.
Кого из них вы помните?
 Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня я хочу прочитать вам о подвиге девочки – Зины Портновой. Показ фотографии. Внимательно вглядитесь в её лицо. Эта фотография сделана до войны, когда Зина была просто обычной девочкой. А желание  во что бы то ни стало победить врага, сделало её героем.

Послушайте рассказ о её подвиге.

Воспитатель читает рассказ «Зина Портнова» из книги А.Печёрской «Дети – герои Великой Отечественной войны». После чтения воспитатель проводит беседу с детьми, предлагая им ответить на вопросы:

  • Где застала девочек война?
  • Кем была Зина и её сестрёнка Галина?
  • Кем и где работала Зина?
  • Как помогала взрослым партизанам?
  • Что случилось с девочкой, когда она наткнулась на засаду?
  • Как вела себя Зина, когда её арестовали?
  • Почему она ни слова не сказала фашистам о разведчиках?
  • Какая была Зина Портнова?
  • А вы хотели ли быть похожими на Зину? Почему? Ответы детей

Воспитатель: Вот такой смелой и отважной девочкой была Зина Портнова. За боевые подвиги, за мужество и бесстрашие, за преданность Родине, Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это очень высокая награда!

Мы сегодня много узнали о детях военного времени, об их подвигах. Ребята, а как вы думаете, почему дети так геройски сели себя на войне? Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, они любили свою Родину и, как могли, защищали её от врагов и очень ждали победы. Сейчас все те, кто был во время войны ребёнком, стали старенькими. Но подвиги их детских лет мы будем помнить всегда, мы должны всегда быть им благодарными за Победу!

                                                         

                                                             Беседа

               «Почему война называется Великой Отечественной?

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?

 

               Беседа: «МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА»

Раненым на полях сражений помогали санитары, медицинские сестры, фельдшеры и врачи. Санитарки выносили солдат с поля боя, перевязывали, отправляли их в госпитали. Каждый боец и командир знал, что в бою рядом «сестрица», бесстрашный человек, который не оставит в беде, окажет первую помощь, оттащит в укрытие, спрячет от бомбежки. Медсанбат или передвижной военный госпиталь нередко располагался где-нибудь в рощице, куда доносилась канонада близкого фронта. Под пологом просторной брезентовой палатки стояли сдвинутые в один ряд столы, накрытые клеенкой. В таких палатках военные врачи делали операции: извлекали осколки, лечили раны. Особую группу медиков составлял персонал санитарных поездов. Они под бомбежками вывозили тяжелораненых в тыл страны. В тыловых военных госпиталях раненых бойцов выхаживали медицинские сестры, фельдшеры и врачи. Большинство медиков той поры - это женщины, чьи-то матери, сестры, дочери. На их плечи легла основная тяжесть военных будней, ведь почти все мужское население находилась на передовой.

Вопросы для закрепления. Кто выносил раненых с поля боя? Кто их оперировал? Что такое медсанбат? Для чего нужен был санитарный поезд?

Слова для обогащения детского лексикона: санитар, операция, ранение, осколок, контузия, фельдшер, хирург, военврач, медсанбат, госпиталь, санитарный поезд, канонада.

                        Конспект беседы в подготовительной группе

                                            «Госпиталь в годы ВОВ»

Цель: расширять представление детей о медицинских работниках во время  Великой Отечественной Войны.

Предварительная работа: 

беседы о профессиях медицинских работников;

рассматривание иллюстраций по теме «Военный госпиталь»;

знакомство с медицинскими инструментами.

В.: Дорогие ребята, а вы знаете, что во время сражений в Великой Отечественной войне, многие солдаты получали тяжелые ранения. А как вы думаете, кто помогал раненым на полях сражениях? (ответы детей)

Правильно, врачи. Но ведь не только врачи оказывали помощь, также им помогали санитары, медицинские сёстры и фельдшеры. Санитарки выносили солдат с поля боя, перевязывали, отправляли их в госпитали. Каждый солдат знал, что в бою рядом «сестрица», бесстрашный человек, который не оставит в беде, окажет первую помощь, оттащит в укрытие, спрячет от бомбёжки.

А также помогали раненым в госпиталях и дети, они писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты.

В.: Ребята, послушайте внимательное стихотворение.

Четверть роты уже скосило:
Распростёртая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: "НЕ могу!"
Тяжеленный попался малый, 
Сил тащить его больше нет:
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет.)
Отлежишься, обдует ветром, 
Станет легче чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и смертью грани -
До чего ж хрупки они..
Ты приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьёт диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду-
Человека опять спасешь.
Он вернется из лазарета-
Снова ты обманула смерть,
И одно лишь сознанье это 
Всю-то жизнь тебя будет греть.

(Ю.Друнина)

В.: Вот вы все внимательно послушали стихотворение, скажите, о чем оно? (Ответы детей)

В.: Правильно, о тяготах войны и труде санитарок. От первой помощи, оказанной санитаркой, зависела жизнь раненого. А вы знаете, что даже отважным санитаркам полагались награды: «за вынос 15 раненых - медаль, за 25 — орден, за 80 — высшая награда — орден Ленина». 

В.: Спасенных раненых врачи оперировали в полевых условиях. Полевые госпитали располагались в палатках в лесу, землянках, операции могли проводится под открытым небом. В таких условиях врачи делали операции: извлекали осколки, лечили раны. Большинство медиков той поры – это женщины, чьи-то матери, сёстры, дочери. На их плечи легла основная тяжесть военных будней, ведь почти всё мужское население находилось на передовой.

В.: Вот ребята мы сегодня и познакомились с работой медсестер и врачей в годы Великой Отечественной войны, вот представьте, вы стали врачами в военном госпитале, а вы сможете оказать первую помощь при ранениях солдату, на примере перевязки? Давайте посмотрим.

(Дети поочередно оказывают первую помощь при ранениях)

В.: Ребята, давайте подведем итог:

- Скажите о чем у нас была сегодня беседа?

- Зачем нужен был военный госпиталь в годы войны?

- Кто такие отважные санитарки? И что им вручали?

В.: Молодцы, ребята.  Помните, какая трудная профессия военного медика – это врача, медсестры, санитара, ведь именно от них зависела жизнь в самое тяжелое время нашей страны, именно они могли сделать невозможное.

Смотрю назад, в продымленные дали: 
Нет, не заслугой в тот зловещий сорок первый год, 
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ

Из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Я не привыкла, чтоб меня жалели, 
Я тем гордилась, что среди огня 
Мужчины в окровавленных шинелях 
На помощь звали девушку - 
Меня...
На носилках, около сарая, 
На краю отбитого села, санитарка шепчет, умирая: 
- Я еще, ребята, не жила... 
И бойцы вокруг нее толпятся 
И не могут ей в глаза смотреть: 
Восемнадцать - это восемнадцать, 
Но ко всем неумолима смерть...
До сих пор не совсем понимаю, 
Как же я, и худа, и мала, 
Сквозь пожары к победному Маю 
В кирзачах стопудовых дошла. 
И откуда взялось столько силы 
Даже в самых слабейших из нас?.. 
Что гадать! - Был и есть у России Вечной прочности великий запас.

 (Юлия Друнина)

Сценарий митинга

«Митинг, посвященный памяти медицинским работникам,

которые трудились в годы Великой Отечественной войны»

Звучит звук колокола, на его фоне слова ведущих

Ведущий 1:

Все дальше в глубь истории года

Отодвигает время так нещадно,

Но память, как бурлящая вода,

Дробит былого беспощадно.

Не заглушить, не вытоптать годам,

Тот длинный путь, что много крови выпил.

Как в дом родной нагрянула беда,

И первый прогремел смертельный выстрел.

Не заглушить победный тот салют,

Гремевший над землей во имя жизни,

И павшие, из памяти встают,

Погибшие за честь родной Отчизны.

Ведущий 2:

75 лет прошло… 75! Целая человеческая жизнь. Но когда мы смотрим кадры военной хроники, думаем об одном: как мы выстояли, как выдержали этот чудовищный ад?! Мы преклоняемся перед героизмом отцов, дедов и прадедов.

Ведущий 1:

Митинг, посвященный памяти медицинским работникам Великой Отечественной войны, разрешите считать открытым!

(звучит гимн России)

Ведущий 2:

Запал мне в память детскую мой город,

Слепящей госпитальной белизной…

Была война, потери были, голод

И детство, обожженное войной.

Ведущий 1:

Нет в России города, деревни, который не гордился бы своими героями, защитившими страну от фашизма, но на долю не каждого населенного пункта выпала самая трудная в мире задача - спасение жизни раненых. Боровичи, как город-госпиталь, выполнил эту задачу с честью.

Ведущий 2:

Боровичи стал подлинно городом-госпиталем. "Здесь их развернуто 22"- так написал в своих дневниках военный хирург Вишневский. В госпиталях, в годы войны лечилось свыше 70 тысяч воинов, до 80 % бойцов возвращалось на фронт. Свыше 4000 бойцов и офицеров умерли в госпиталях нашего города.

Ведущий 2:

Люди из легенды - белые халаты,

Люди, защитившие грудью нас с тобой,

Люди, приходившие к раненым в палаты,

Как идут в последний и смертельный бой.

 

Одолели беды, победили, выстояв,

И пути закрыли смертоносной мгле…

И недаром названы те бои без  выстрелов

Подвигом во имя жизни на земле…

Ведущий 1:

И не забыты подвиги солдат,

Их ратный труд и мужество воспеты.

И пусть мы чтим немало разных дат,

Величественней нет, чем День Победы!

2 ведущий:

Не вы ли солдату тогда бинтовали

Те раны? И в каждого веру вселяли:

От смерти уйти и дожить до Победы,

И с верой осилить все лиха и беды.

1 ведущий:

В эфиром пропахнувших стенах санбатов,

Под шоковый визг смертоносных снарядов

Как блики свечей, чьи-то жизни мерцали…

В обмен на свою – вы чужие спасали.

Песня «Вальс медицинской сестры"

(на фоне песни идет инсценировка)

Ведущий 1:

С глубоким уважением и теплотой мы приветствуем на нашем митинге ветеранов Великой Отечественной войны.

Ведущий 2:

Слово предоставляется ветерану Антонине Ивановне Галактионовой, участнице ВОВ, лейтенанту медицинской службы медико-санаторного батальона № 322 259-й стрелковой дивизии.

Ведущий 1:

Спасибо Вам, дорогие ветераны! Эти цветы для вас!

Ведущий 2:

Слово предоставляется главному врачу Боровичской центральной районной больнице ______________________________.

Ведущий 1:

Годы уходят безвозвратно.

Но в наших сердцах останется память и скорбь о тех, кого нет рядом с нами. Вечная память павшим!

Ведущий 2:

Давайте вспомним мысленно всех воевавших на фронте и погибших на полях сражений. Всех, кто не дожил до славного Дня Победы. Умерших от голода и холода в годы военного лихолетья. И тех, кто не родился, потому что его родителей убили на войне; и тех, кто ушел из жизни уже после войны от ран, полученных в боевых сражениях. И почтим их минутой молчания.

Минута молчания

Ведущий 1:

Застыли на курганах обелиски,

Застыли, охраняя тишину.

Они нам не заменят близких,

Отдавших жизнь в прошедшую войну.

 

Мы на лицо холодного гранита

Кладём цветы, но плачем не навзрыд

И говорим: «Ничто не позабыто

Никто из павших не забыт».

Ведущий 2:

Просим присутствующих возложить цветы к памятнику.

ВОЗЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ К ПАМЯТНИКУ

Ведущий 1:

Роль медицинских сестер на войне очень переоценить, мы чтим и помним те подвиги, которые они совершали.

Ведущий 2:

Пусть неумолимо время мчится –

В памяти мы бережно храним,

Как шептал боец: «Воды, сестрица…»

И склонялась женщина над ним.

Ведущий 1:

Пусть проходят годы, но халаты

Не теряют прежней белизны.

Нам сегодня, как бойцам когда-то,

Сестры милосердия нужны.

Ведущий 2:

Митинг, посвященный памяти медицинским работникам, которые трудились в годы Великой Отечественной войны, объявляется закрытым

                                                Песня «День Победы»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Расскажем детям о войне» (посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

laquo;Не забывайте павших имена!Они служили миру и отчизнеНе ради славы, а во славу жизни!И побежденный ими враг – война!»Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской поз...

Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отечественной войны»

Цель:         ·        расширять знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить знач...

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с младшего дошкольного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорит...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Детям, которые, к счастью, не узнали войны, сложно объяснить, как жилось в трудные времена их ровесникам. На помощь приходит литература. Книги для детей о войне также полны боли и слез, но в них есть ...