Мероприятия по профилактике нарушений прав несовершеннолетних
материал (старшая группа)

Воробьева Евгения Васильевна

Анкетирование, брифинг, тренинг, мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 «Проблема с острыми углами: насилие над детьми»

Подготовила:

Педагог- психолог МБ ДОУ ДС № 7

«Жар- птица»

Воробьева Е.В.

2016

Ход семинара:

СЛАЙД 1

Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Проблема с острыми углами: насилие над детьми».

Что такое насилие? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте спросим наших экспертов.

СЛАЙД 2

(Интервью экспертов, видео)

Просмотрев видеоролик, со слов детей мы видим, что под насилием они подразумевают в основном физическое и психологическое наказание. А хотелось бы услышать Ваше мнение о понятии насилия.

(Мозговой штурм: Что такое насилие?)

Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

СЛАЙД 3

Говоря о насилии, выделяют несколько его видов.

СЛАЙД 4

  1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) – это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка. СЛАЙД 5
  2.  Физическое – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности. СЛАЙД 6

Вашему вниманию как пример предлагаем просмотр видеоролика.

  1. Сексуальное – это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. СЛАЙД 7
  2. Психическое / эмоциональное / – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п. СЛАЙД 8 И 9

И как пример данного вида насилия предлагаем просмотр видеоролика

Насилие не возникает само по себе, а происходит как следствие влияющих на него факторов, то есть причин. А какие именно причины этому способствуют, мы выясним сейчас сбором информации с помощью открытого микрофона. Пожалуйста, передавая друг другу микрофон, называйте причины, которые приводят к совершению насилия над детьми.

СЛАЙД 10

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье:

- материальные трудности;

- наличие в семье безработного;

- нерешенная жилищная проблема;

- алкоголизм и пьянство среди членов семьи;

- наличие наркоманов в семье;

-  неполная семья;

- отчим или мачеха в семье;

- ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем;

- нежеланный ребенок;

- трудный ребенок;

- снятие многих моральных запретов;

- семейные конфликты;

- самоутверждение за счет слабых;

- культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

            Основной причиной жестокого обращения с детьми является внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Таким образом, мы можем сказать, что вышеперечисленные причины способствуют возникновению тому или иному виду насилия.

СЛАЙД 11

Последствия:  дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Последствия:

  • ребенок учится насилию;
  • ребенок становится тревожным, агрессивным;
  • ребенок не уверен, что его в семье любят;
  • в дальнейшем возникает желание отомстить.

СЛАЙД 12

   Любое насилие по отношению к личности наказуемое. Ребёнок хоть и маленький, но он уже является личностью. Поэтому родители несут ответственность за совершение насилия над ребёнком, которая регламентируется такими нормативно-правовыми документами:

  • Декларация прав ребенка (1959)
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
  • Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 20.07.2000 № 103-ФЗ
  • Семейный кодекс Российской федерации от 29 декабря 19995 г. №223 –ФЗ
  • Закон ХМАО-Югры “О мерах по реализации отдельных положений федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” в ХМАО-Югре” от 3 июля 2009 г.
  • Закон РФ “Об образовании” от 10.07.1992.
  • Закон РФ “Об опеке и попечительстве” от 18.07.2009г.

Также существуют службы, осуществляющие контроль за соблюдением требований законов. В нашем городе это – «Центр социальной помощи семьи и детям «Кардея»»

Хочу предложить Вашему вниманию просмотр видеоролика, в котором пренебреженны родителями интересы ребёнка.

СЛАЙД 13 (видеоролик)

Мы видим, что родительское насилие над детьми ведет к деградации личности. Ребёнок который переносит меньше оскорблений вырастает человеком более сознающим свое достоинство. Ребёнок – это личность, он заслуживает к себе уважение, понимание и помощь со стороны родителей для полноценного развития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема с острыми углами: насилие над детьми

Слайд 2

ИНТЕРВЬЮ ЭКСПЕРТОВ

Слайд 3

Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Слайд 4

В отношении детей выделяют следующие виды насилия: пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка; 2) физическое насилие; 3) психологическое (эмоциональное) насилие; 4) сексуальное насилие;

Слайд 5

это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка

Слайд 6

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии, а также уклонение родителей от заботы об уходе, здоровье, безопасности детей.

Слайд 7

Сексуальное –это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия.

Слайд 8

Психологическое насилие: однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

Слайд 9

К психологическому насилию относятся угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов.

Слайд 10

Причины возникновения насилия: - материальные трудности; - наличие в семье безработного; - нерешенная жилищная проблема; - алкоголизм и пьянство среди членов семьи; - ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; - наличие наркоманов в семье; - неполная семья; - отчим или мачеха в семье; - нежеланный ребенок; - трудный ребенок; - семейные конфликты; - самоутверждение за счет слабых;

Слайд 11

Последствия семейного насилия над ребёнком Учится насилию Становится тревожным, агрессивным Не уверен, что его в семье любят В дальнейшем возникает желание отомстить

Слайд 12

Нормативно-правовая база Декларация прав ребенка (1959) Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Всемирная декларация об обеспечении выживания , защиты и развития детей (1990) Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 20.07.2000 № 103-ФЗ Семейный кодекс Российской федерации от 29 декабря 19995 г. №223 –ФЗ Закон ХМАО-Югры “О мерах по реализации отдельных положений федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” в ХМАО-Югре ” от 3 июля 2009 г. Закон РФ “Об образовании” от 10.07.1992. Закон РФ “Об опеке и попечительстве” от 18.07.2009г.

Слайд 13

Центр социальной помощи семьи и детям « Кардея » Консультативное отделение (служба «Экстренная детская помощь») 46-87-21 Отделение психолого - педагогической помощи (служба профилактики семейного неблагополучия) 46-87-11 Приемная 8(3466)45-14-40

Слайд 14

Насилие в любой форме неприемлемо! Дети не должны быть чужими для своих родителей!



Предварительный просмотр:

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

Цель: оценить эмоциональное состояние ребёнка.

Целевая группа: родители детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: вопросник с вопросами, бланк для фиксации ответов.

Инструкция: ниже предложены утверждения, которые отображают эмоциональное состояние ребёнка. Если Вы согласны с утверждением – поставьте в бланке ответов рядом с номером утверждения знак «+» или « да». Если не согласны – соответственно знак «-» или «нет».

Утверждения:

1. Когда что-то не так – плачет, не может успокоиться.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Не отвечает на вопрос, даже если знает ответ.

4. Крайне неустойчивое настроение, может смеяться и плакать одновременно.

5. Когда кто-нибудь его обидит, он обязательно стремиться отомстить.

6. Не может ничего делать в присутствии посторонних.

7. Печалится  и расстраивается без очевидной причины. Как и в первые годы своей жизни, сосёт палец, всё крутит в руках.

8. Временами он с удовольствием ломает игрушки, что-нибудь разбивает, ломает, рвёт книги.

9. Скудная игровая деятельность: боится подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

10. Долго не может заснуть без света и присутствия рядом близких людей; неспокойно спит, часто просыпается ночью; не может утром сразу прийти в себя.

11. Иногда он так настаивает на чём-либо, что люди вокруг больше не могут это терпеть.

12. Отказывается от общения со сверстниками.

13. Появляются страхи, побаивания, боязнь в любых новых неизвестных или ответственных ситуациях.

14. Победить в споре с ним практически невозможно.

15. Постоянно краснеет, когда к нему обращаются.

16. Увеличивается неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

17. Очень сердится, когда считает, что кто-то насмехается с него.

18. Не любит быть в центре внимания.

19. Всё труднее найти с ребёнком общий язык, договориться; постоянно меняет решение или уходит в себя.

20. Кажется, что иногда у него возникает желание навредить, шокировать окружающих.

21. Стесняется рассказывать стихи перед публикой.

22. Ребёнок испытывает страх перед чужими людьми, новой обстановкой.

23. В ответ на обычные распоряжения  стремится сделать всё наоборот.

24. В группе ограничивается одним – двумя друзьями.

25. Начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху.

26. Неудачи сильно раздражают его, старается найти виновных.

27. При выполнении задания или при принятии решения нуждается в одобрени взрослыми.

28. Часто находится в состоянии скованности, зажатости.

29. У него частые приступы  раздражённости.

30. Когда к Вам приходят гости ребёнок прячется в другой комнате и не хочет выходить.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество положительных ответов «да» в каждом столбце.

Вопросы: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28 – тревожность.

0 – 3 балла – отсутствует;

4 – 6 баллов – слабо выражена;

7 – 10 баллов – ярко выражена.

Вопросы: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29 – агрессивность.

0 – 3 балла – отсутствует;

4 – 6 баллов – слабо выражена;

7 – 10 баллов – ярко выражена.

Вопросы: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 – застенчивость.

0 – 3 балла – отсутствует;

4 – 6 баллов – слабо выражена;

7 – 10 баллов – ярко выражена.

Бланк фиксации ответов:

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

(для воспитателей)

Ф. И. ребёнка ______________________________

Группа ____________________________________

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Всего:

Воспитатель _______________________________

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

(для воспитателей)

Ф. И. ребёнка ______________________________

Группа ____________________________________

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Всего:

Воспитатель _______________________________

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

(для воспитателей)

Ф. И. ребёнка ______________________________

Группа ____________________________________

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Всего:

Воспитатель _______________________________

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

(для воспитателей)

Ф. И. ребёнка ______________________________

Группа ____________________________________

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Всего:

Воспитатель _______________________________

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

Цель: оценить эмоциональное состояние ребёнка.

Целевая группа: воспитатели детей старшего дошкольного возраста

Оборудование: вопросник с вопросами, бланк для фиксации ответов.

Инструкция: ниже предложены утверждения, которые отображают эмоциональное состояние ребёнка. Если Вы согласны с утверждением – поставьте в бланке ответов рядом с номером утверждения знак «+» или « да». Если не согласны – соответственно знак «-» или «нет».

Утверждения:

1. Когда что-то не так – плачет, не может успокоиться.

2. Победить в споре с ним практически невозможно.

3. Не отвечает на вопрос, даже если знает ответ.

4. Крайне неустойчивое настроение, может смеяться и плакать одновременно.

5. Очень сердится, когда считает, что кто-то насмехается с него.

6. Не может ничего делать в присутствии посторонних.

7. Печалится  и расстраивается без очевидной причины. Как и в первые годы своей жизни, сосёт палец, всё крутит в руках.

8. Кажется, что иногда у него возникает желание навредить, шокировать окружающих.

9. Скудная игровая деятельность: боится подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

10. Увеличивается неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

11. В ответ на обычные распоряжения  стремится сделать всё наоборот.

12. Отказывается от общения со сверстниками.

13. Всё труднее найти с ребёнком общий язык, договориться; постоянно меняет решение или уходит в себя.

14. Любит быть первым, руководить, подкорять себе других.

15. Постоянно краснеет, когда к нему обращаются.

16. Перед выполнением задания испытывает страх неудачи (я не умею, у меня не получиться).

17. Неудачи сильно раздражают его, старается найти виновных.

18. Не любит быть в центре внимания.

19. Испытывает потребность в одиночестве.

20. Старается общаться с младшими и физически слабее его.

21. Стесняется рассказывать стихи перед публикой.

22. Начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху.

23. У него частые приступы  раздражённости.

24. В группе ограничивается одним – двумя друзьями.

25. Часто находится в состоянии скованности, зажатости.

26. Не уважает ровесников, не уступает, ничем не делится.

27. При выполнении задания или при принятии решения нуждается в одобрении своих действий взрослыми.

28. Проявляет зависимость от мнения взрослых.

29. Уверен, что любое задание выполнит лучше других.  

30. У ребёнка часто возникает страх обратиться к взрослому.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество положительных ответов «да» в каждом столбце  .

Вопросы: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28 – тревожность.

0 – 3 балла – отсутствует;

4 – 6 баллов – слабо выражена;

7 – 10 баллов – ярко выражена.

Вопросы: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29 – агрессивность.

0 – 3 балла – отсутствует;

4 – 6 баллов – слабо выражена;

7 – 10 баллов – ярко выражена.

Вопросы: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 – застенчивость.

0 – 3 балла – отсутствует;

4 – 6 баллов – слабо выражена;

7 – 10 баллов – ярко выражена.

Бланк фиксации ответов:

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

(для родителей)

Ф. И. ребёнка ______________________________

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Всего:

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

(для родителей)

Ф. И. ребёнка ______________________________

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Всего:

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

(для родителей)

Ф. И. ребёнка ______________________________

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Всего:

Анкета

определения проявлений

тревожности, агрессивности, застенчивости

(для родителей)

Ф. И. ребёнка ______________________________

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Всего:



Предварительный просмотр:

« СЕМЬЯ И НАСИЛИЕ»

Всегда считалось что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.(1)

Виды насилияhttp://www.mirtv33.ru/wp-content/uploads/2013/02/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%B4-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8_2.jpg

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы.

1 Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми:

«Дети как источник проблем» — родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии.

«Нетипичная семья» — жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.

Пьянство порождает агрессию — ищут корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Многочисленные исследования доказали, что алкоголь не является причиной насилия, но используется обидчиками в качестве оправдания агрессивного поведения.

«Неизбежность зла» — бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно широко распространено, существовало везде и всегда. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном — по официальным данным в странах СНГ в результате убийств или физического насилия ежегодно погибает более 3000 детей, это выше, чем в странах Европейского союза, где система борьбы и профилактики домашнего насилия развита очень хорошо. Этот факт еще более усугубляется тем, что в отличие от других стран, в России отсутствуют механизмы, в том числе и законодательные.

2 Эмоциональное насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. (2)

3 Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

4 Одним из проявлений жестокого отношения к ребенку, является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще не родился . т.е. ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются. 

Отношение к насилию детей.

   Жестокое обращение с детьми является социальной проблемой, но не все это осознают. Исследование проведенное в 2006 году в трех городах России (Ижевск, Самара, Саратов), в котором участвовало 1783 человека, в том числе 842 родителя несовершеннолетних детей, свидетельствует о толерантности в отношении к телесным наказаниям. Оказалось, что каждый третий из опрошенных знает о случаях жестокого обращения с детьми, причем половина считает телесные наказания недопустимыми, треть респондентов полагает, что применять такие меры следует в зависимости от ситуации, а примерно один из десяти опрошенных считает, что бить детей можно.

По данным опроса, свыше 30% применяет телесные наказания, причем большинство использует достаточно жесткие меры: порку ремнем, избиение. А тех кто воздействует на ребенка только словом, беседой, оказалось лишь 14%.С одной стороны, россияне в большинстве своем нетерпимы к жестокому обращению с детьми и неравнодушны к страданиям ребенка: из трех человек двое сообщили, что вмешаются, увидев, как родитель бьет свое дитя, а третий пройдет мимо. С другой стороны, эти представления достаточно противоречивы: телесные наказания в качестве воспитательной меры применяют в каждой второй семье, и лишь половина опрошенных считает их недопустимыми.

В данном исследовании прохожим был задан вопрос, что они предпримут, если окажутся свидетелями жестокого обращения с ребенком. Треть опрошенных сказали, что не будут вмешиваться в происходящее считая это внутренним делом семьи: по их мнению, родители лучше знают как поступать со своими детьми. Почти 70% постараются остановить насилие, вмешаются и постараются как-то помочь ребенку. Правда, только чуть более 14% конкретно представляют себе свои действия.

Последствия

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практический все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями. Отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.



Предварительный просмотр:

                                      Случаи воровства

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро. Растерянность ("Как это могло произойти с моим ребенком?"), паника ("Что подумают окружающие?'", "Я плохой воспитатель…"), желание "наказать так, чтоб неповадно было".

Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "не моя". Ребенок постарше (четыре - шесть лет) способен усвоить границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем цена вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают очень шокированы произошедшим, если взятая вещь дорогая. И гораздо менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь - пластмассовая игрушка, например.

Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Если малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений. Имеется в виду публичное разбирательство в присутствии других детей и взрослых. Лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть.


Что делать, если дошкольник берет дома деньги?

Нужно выяснить, зачем они ему понадобились. Возможно, он покупает на них какие-то мелочи или сладости и раздает другим детям. Причина - желание привлечь симпатии сверстников, купить их расположение. Объясните ему, что этот способ приобрести друзей - вовсе не самый надежный. Если вы понимаете, что ребенок действительно испытывает проблемы в установлении контактов, помогите ему - организуйте дома детский праздник и т. д.

Другой вариант: ребенок может отдавать взятые дома деньги во дворе детям постарше - по наивности или под угрозами. Это уже вымогательство, и его следует решительно пресекать. Ребенку же объяснить, как себя вести в случаях, если у него что-то просят или требуют: как ответить, к кому обратиться за помощью и т.д.

Подходящий момент для того, чтобы поговорить с ребенком об отношении к деньгам вообще: их могли откладывать на какую-то покупку или рассчитывали, чтобы их хватило до предстоящей зарплаты и т. д.

А если в воровстве замечен ребенок постарше или подросток?

И в этом случае, чтобы правильно реагировать, нужно задуматься о причине воровства.

- Как и у дошкольников, одной из причин может стать импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы. Но у малыша не старше шести-семи лет такое поведение объяснимо - еще не сформирована произвольность поведения. Если так ведет себя более старший ребенок, это может быть связано с нарушениями нервной системы (подвижность, повышенная возбудимость). Он вполне понимает социальные нормы ("знаю, что нельзя"), но удержаться не может. Более редкий случай - когда ребенок и не усваивает нормы поведения и не может контролировать себя. Это связано с недостаточным уровнем интеллектуального и психического развития. Тогда нужно консультироваться у психиатра.

Есть еще один вариант импульсивного поведения. Неудержимую тягу взять чужое называют клептоманией и квалифицируют как психическое заболевание. На самом деле истинных клептоманов очень мало. Американские специалисты утверждают, что среди взрослых людей больных клептоманией около 5 процентов, да и то половина из них симулирует это отклонение. Среди детей их и того меньше. Как вести себя взрослым, если они понимают, что кража совершена импульсивно, скорее всего, непреднамеренно?

Реагировать незамедлительно и однозначно, с осуждением произошедшего. Сама процедура выяснения и возвращения похищенного достаточно тяжела для ребенка. Конечно, ребенка нужно контролировать, развивать в нем ответственность за свои поступки.

- Другой причиной краж может стать стремление привлечь к себе внимание родителей. Например, если в семье не до него - родители близки к разводу, постоянно заняты на работе и т. д.

Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются. Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель "воришки" достигнута - получена немалая порция родительского внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность.

Что делать? Психологически обоснованное поведение взрослых в этих случаях - меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше - восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция - похвалить за какие-то успехи или сделать сыну или дочери подарок. Не исключено, что если они и не признаются в краже, то, во всяком случае, испытают неловкость и стыд.

- Иногда ребенок таким образом покупает расположение сверстников. Он надеется либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупиться, если его третируют в детском коллективе. В таком случае необходимо помочь ребенку установить контакты с ребятами. Например, посоветовать ему найти в своем окружении сверстников со сходными интересами, создать им условия для общения дома. Если сложилась особо острая ситуация и ребенка или подростка активно не принимают в классе, обратитесь за помощью к школьному психологу.

- Иногда подросток ведет себя "неодобряемым способом", желая утвердиться в своих глазах ("Я - сильная личность"), а чаще - в глазах сверстников ("Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты"). Надо помочь ему переключиться на другие, приемлемые способы самоутверждения. Если это затруднительно сделать своими, родительскими силами, с подростком может поработать психолог.

- Как причина воровства возможен протест подростка против излишних запретов и ограничений. Неизбежный родительский контроль не должен быть тотальным и излишне жестким, особенно если речь идет о подростке. Стоит пересмотреть семейный кодекс вместе с сыном или дочерью, предоставив им больше прав (не забывая об обязанностях).

- Иногда родители, сами того не осознавая, формируют у детей неадекватные установки по отношению к воровству. Например: "Вот наш сосед: воровал годами с производства - и живет теперь припеваючи", "Работаешь честно, надрываешься - а что толку?" и т. д. Ребенок или подросток делает свои выводы: зачем надрываться, если есть более легкие и ненаказуемые в мире взрослых пути. Мотивом может стать и месть за незаконно нажитое богатство более удачливым сверстникам или их обеспеченным родителям.

В таких случаях остается надеяться, что подростка удастся остановить в начале пути. Самое же эффективное средство - воздерживаться от подобных разговоров при детях. Лучше направить усилия на то, чтобы помочь ребенку развить его сильные стороны. Ведь за счет них он может утвердиться в жизни, не завидуя никому и не считая денег в чужих карманах.

- Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами постарше. Здесь необходимы правовые меры. Важно иметь доверительные отношения с сыном или дочерью Тогда вероятность, что эта стрессовая для ребенка ситуация перейдет в хроническую, очень мала.


О чем стоит задуматься, если вы не хотите, чтобы случаи воровства возникали или продолжали повторяться?

- Обратите внимание, как в семье хранятся деньги - это не должно быть легкодоступное место. Не провоцируйте ребенка.

- Ребенок должен понимать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть необходимо установить границы собственности: чем ты можешь распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).

- Установите и соблюдайте договоренность о выдаче регулярных сумм на карманные расходы (см. статью "Денежный вопрос").

- Старайтесь понимать и по возможности удовлетворять разумные потребности ребенка или подростка (популярная в среде сверстников одежда, экипировка, техника и т. д.). Если не можете совершить покупку сейчас - договоритесь о более далекой перспективе или о том, что можно сделать самому: научиться шить, вязать, где-то подработать, чтобы оплатить хотя бы часть покупки.

Если ребенок был замечен в краже:

- не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее,

- не сравнивайте его с другими детьми, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);

- не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;

- не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.



Предварительный просмотр:

Телефонный код Нижневартовск  8(3466)

Экстренные службы Нижневартовск

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) (для звонков с мобильных телефонов. Бесплатно, работает даже без sim-карты) —   112

Пожарная служба ☎ 101 (с городских и мобильных телефонов)

Полиция ☎ 102 (с городских и мобильных телефонов)

  • Дежурная часть УМВД- ☎ 49-11-14☎ 49-31-13☎ 49-31-12
  • Отделы полиции: ОП-1- ☎ 49-32-12    ОП-2- ☎ 49-31-71   ОП-3- ☎ 49-33-11

Скорая медицинская помощь ☎ 103 (с городских и мобильных телефонов)

Горгаз ☎ 104 (с городских и мобильных телефонов)

ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ детский телефон доверия   ☎ 8(800)2000-122

Единый федеральный телефон прямой линии лесной охраны ☎ 8(800)100-94-00

МКУ г.Нижневартовска Управление ГО и ЧС —  ☎ 67-09-51  ☎ 24-92-88  ☎ 61-78-60

Телефон доверия (экстренная психологическая помощь)    ☎ 14-88-24

Телефон доверия (экстренная наркологическая помощь)    ☎ 61-22-54

Телефон доверия (психологические проблемы)    ☎ 14-80-62

Служба спасения   ☎ 238-911

Служба экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях    ☎ 051

Оперативный дежурный Управления по делам ГО и ЧС г. Нижневартовска    ☎ 23-85-33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье.

О Роли воспитателя в профилактике нарушения прав ребёнка в семье....

Мероприятия по профилактике нарушений звукопроизношение у дошкольников

Мероприятия по профилактике нарушений звукопроизношение у дошкольников...

Проект «Осторожно: елка!» по профилактике нарушений правил пожарной безопасности

Проект «Осторожно: елка!» по профилактике нарушений правил пожарной безопасности...

Проект «Осторожно: елка!» по профилактике нарушений правил пожарной безопасности

привлечение внимания родителей к проблеме несоблюдения правил пожарной безопасности в период новогодних праздников;формирование у детей навыков пожаробезопасного поведения...