Консультация для родителей "Кризис 3 лет"
консультация (младшая, средняя группа)

Коробкова Анна Владимировна

Не узнаете собственного ребенка? Жизнь в доме похожа на военные действия? Поздравляем, похоже мы имеем дело с кризисом 3 лет. Кризис –время перемен. А вот к лучшему или к худшему, будет зависеть от нас, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кризис 3 лет299.92 КБ

Предварительный просмотр:

КРИЗИС 3 ЛЕТC:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\кризис\baby_crying_small.jpg

«Я не узнаю своего ребенка» - такие слова часто слышим мы от родителей детей, приблизившихся к своему  3 - летнему юбилею. Возможно, вам и раньше приходилось сталкиваться с проявлением характера своего ребенка, но уж этот -то возраст запомниться вам на долго!

     У Вас есть ощущение, что вы непрерывно ведете военные действия, периодически терпя разгромные поражения? Появилось ли впечатление, что фраза «я сам» стала вызывать скорее раздражение, чем умиление ребенком?  Не кажется ли Вам, что Ваш родительский авторитет пошатнулся, а вместе с ним и весь привычный мир спокойных семейных отношений?  Поздравляю! Ваш ребенок (да нет, пожалуй, вся семья) переживает знаменитый КРИЗИС 3 ЛЕТ!

      ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА

  1. НЕГАТИВИЗМ – стремление постоянно противоречить взрослым, делать все наоборот. Ребенок может говорить «НЕТ», даже если очень хочет сказать «ДА»,  ему крайне важно утвердиться в собственном мнении, отстоять позиции. Негативизм часто избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, мамы, или папы.
    Важно: Ваш собственный авторитаризм – прекрасный повод подражать Вам: в этом случае для ребенка «быть взрослым»= «команывать, делать по -своему».  
  2. УПРЯМСТВО  - стремление всегда отстаивать свое требование: довольно часто ребенок сам загоняет себя в ловушку – он бы и рад отказаться от своих позиций,  но стремиться настоять на своем любой ценой. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым, усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
    Важно: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.
  3. СТРОПТИВОСТЬ – бунт против всех старых норм и правил. Он рушит барьеры, проверяя устоявшуюся систему требований на прочность. Типично: отказ от дневного сна, привычной еды. Чаще встречается в семьях, где требования членов семьи носят противоречивый характер (Бабушка сказала одно, а папа другое)
  4. СВОЕВОЛИЕ –«Я САМ», стремление делать все самостоятельно, без учета своих возможностей.
  5. ПРОТЕСТ- БУНТ : игнорирование требований взрослых, их мнения, эмоционально окрашенные протестные реакции, демонстративное нарушение запретов. C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\кризис\warkid.gif
  6. ДЕСПОТИЗМ – стремление диктовать свою волю родителям.

Важно: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени малышу когда он спокое. Пусть он чувствует, что Ваше внимание можно получить без истерик и капризов.

  1. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ всего того что было значимо, привычно, интересно, дорого раньше. Такой родной и понятный ребенок, вдруг начинает ругаться, обзываться, подвергать сомнению Ваш авторитет.

     Проще говоря, тетушки у подъезда с легкостью найдут повод назвать ваше чадо «капризным и избалованным ребенком». Но мы-то с вами -  психологически грамотные родители, мы точно знаем причины такого «нештатного» поведения: к трем годам завешается этап « слияния» ребенка с матерью,  появляется осознание себя как отдельной личности, со своими желаниями, потребностями действовать в мире предметов и людей,  вот почему у малыша резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого . C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\кризис\96325924.jpg

Кризис 3 лет – это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели – ведь ребенок вырос. Вот только объяснить –то он этого ни себе, ни вам не может, вот и приходиться добиваться всего силой и настырностью. Что наше дитятко ненаглядное и делает с завидным упорством, испытывая каждый день наши нервы  на прочность. Но, насколько бы вы не чувствовали себя измотанными, постарайтесь ответить себе на вопрос:  а легко ли самому «бунтарю» постоянно бороться с вами  и с самим  собой? На самом деле, ему во стократ труднее, чем вам: вы- то точно знаете, что этот период  рано или поздно закончиться, а ребенок заглядывать в будущее не умеет. И может быть, как никогда нуждается в нашем понимании и мудром руководстве  , с помощью которого он сможет найти новые границы своего «Я».C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\кризис\642235.jpg

ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ:

  1. Кризис 3 лет -  время пересмотра своего воспитательного стиля. Время его протекания зависит от того, насколько быстро вы оцените преимущества гибкой позиции по отношению к ребенку, отважитесь расширить права (но и обязанности!) вашего «взрослого  малыша».
  2.  Позвольте малышу быть самостоятельным. Разрешите себе радоваться его успехам, вместо того, чтобы тревожиться по поводу возможных опасностей. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\кризис\2f0c85e3b5.png
  3. Будьте готовы к тому, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером.
  4. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много, не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи. 
  5. Обозначите четкие и понятные границы, предъявляя их в форме правил ( а не личного противостояния: «я тебе сказала!!!»), и будете сами последовательны в контроле за их выполнением.
  6. Странно требовать от ребенка порядка в игрушках, если вы не убираете свои вещи: прежде чем вводить новое требование, подумайте, а соблюдаете ли вы его сами. Если нет – начните воспитательный процесс с себя. За кем же еще повторять ребенку, если не за вами?
  7. Вспышки упрямства и гнева в этом возрасте – дело обычное.  Мы бы вели себя ровно также в ситуации, когда наше «хочу» так резко не совпадает с «могу», к счастью у нас уже сформировался механизм контроля над эмоциями, а у нег о – нет.  Ребенку, переживающему истерику, бесполезно что-либо говорить, а тем более стыдить его. Помогите ему пережить эти ужасные минуты, выйти из ситуации не уронив достоинства («Как я рада, что ты успокоился», «Я горжусь, что ты умеешь управлять собой»), а «разбор полетов» стоит начинать,  когда страсти немного улягутся.C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\кризис\baby,crying,tantrum.jpg
  8. Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи        посторонних. «Посмотрите, какая непослушная девочка».  

  1. Лучшее средство от Кризиса 3 лет – это, конечно же , игра! По правилам: ведь в ней малыш учится управлять своим поведением. Игра в сказку: в ней ребенок быстрее поймет, «что такое хорошо», а еще осознает необходимость правил и ограничений, без соблюдения которых с Зайкой (мишкой, ежиком, слоненком…) ох-хо -хо! -  Сколько бед случилось. Сюжетная  - именно в ней можно реализовать возросшую потребность в самостоятельности.

  1. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание… C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\кризис\WDCAGHKTRECABVSHKGCASUPIHSCAUUVFEPCA31Q8D9CA4WFRQ7CAV08AN5CABGD07KCAAVZGRRCAPAVL8NCAOAN2RUCAK4LREXCAXXS5YLCAKXGR0HCA2EXCHQCAGNS363CATEQYVHCA0D060XCAI21ZT6.jpg
  2. Худшее, что можно сделать для малыша – это продолжать общаться с ним как с маленьким: «сюсюкаться», кормить  из ложечки, одевать и раздевать, подчеркивать его неумелость, ограничивать активность и  попытки ( пусть неловкие ) сделать что-то самостоятельно. Затянувшийся кризис и перекосы в развитии самооценки гарантированы.
  3. Лучшее, что можно сделать для малыша – подчеркивая его возросшую самостоятельность и умелость, поднимать его  на партнерскую позицию: доверять «важные поручения», спрашивать совета в трудных ситуациях, доверять хранить ценности и тайны, дарить «взрослые подарки», звонить ему лично по телефону.
  4. И самое главное, любить, любить  и еще раз любить малыша, заплаканного после очередной истерики, упрямого, капризного, бесконечно испытывающего вас на прочность. «Ребенок больше всего нуждается в нашей любви, когда он меньше всего ее заслуживает» (Э. Бомбек)

     Главное помнить, что кризис – явление временное, к тому же «не только вредное, но и полезное», ведь именно благодаря ему  рождается ЛИЧНОСТЬ, а от нас, родителей, уже зависит КАКАЯ. C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\кризис\b5f1a73daeb64451602ff28c4361cc15.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....