"Особенности разных видов детских игр, их классификация."
презентация

Султангараева Лола Робертовна

Зачем нужна игра?

Разные виды детских игр,их классификация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа 967 Особенности разных видов детских игр, их классификация. Подготовила Султангараева Лола Робертовна , воспитатель ГБОУ №967 Москва 2020г 1

Слайд 2

Игра в содержании ФГОС ДО « III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования » «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых: «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; … поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … поддержку спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» (3.2.5. (2, 4) ) 4

Слайд 3

Что делать воспитателю с игровой деятельностью (спонтанной самодеятельной игрой)? Руководить? Организовывать? Не вмешиваться? Неумение детей самостоятельно организовать и развивать игру Примитивизация игр Игра не развивается Что делать? 7

Слайд 4

1. Правильно определить место игры как образовательной формы и игры как ведущей деятельности в режиме дня. 2. Понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. 3. Использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности. Что делать воспитателю с игровой деятельностью (спонтанной самодеятельной игрой)? 8

Слайд 5

«Место игры»: Игра в образовательной программе дошкольного образования Образовательная деятельность в рамках занятий (непосредственно-образовательная деятельность). Организация культурных практик (образовательная деятельность в режиме дня). Самостоятельная деятельность детей. 9

Слайд 6

Игра - термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развёртывания (потребность, мотив, цель, структуру, «конструирующие моменты игры» [ Д.Б. Эльконин ] и т.д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через группировку или классификацию. 6 Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. З.В. Огороднийчук

Слайд 7

Зачем нужна игра? 7 В игре ребёнок развивается как личность! В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. В игре ребенок развивается духовно.

Слайд 8

Игра в дошкольных группах. 8 Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Слайд 9

Как доказано в исследованиях Н.Я. Михайленко, Е.Е. Кравцовой, игры в дошкольном возрасте развиваются в следующей последовательности: младший возраст – ролевая игра (игра-диалог); средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра; старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация) 9

Слайд 10

10 Творческие игры Игры с правилами Разнообразие детской игры : различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Две большие группы * Режиссерские * Подвижные * Театрализованные * Дидактические * Игры со строительным материалом * Сюжетно-ролевые

Слайд 11

11 Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может успешно проходить игра, но эти правила, дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета. Отличия между играми с правилами и творческими : в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил. Сходства и отличия

Слайд 12

12 Игра – уникальное диагностическое средство С помощью игры выявляется: Особенности развития психических процессов и свойств (развитие речи, память, внимание, воображение, мышление и др.). Игровой опыт ребенка, направленность игровой позиции. Игровой опыт детей и опыт строительства социальных отношений, способы установления контакта и регуляции взаимоотношений. Доминирующие в сознании ребенка установки, ценностные ориентации.

Слайд 13

13 Классификация детских игр, разработанная С.Л. Новосёловой 1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей)

Слайд 14

14 2. Игры, возникающие по инициативе взрослого

Слайд 15

15 3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей

Слайд 16

16 Первая игра ребёнка дошкольного возраста. Режиссёрская игра Режиссёрские игры для детей – это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (как правило, это игрушки и предметы). С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» Е.Е. Кравцова Е.М. Гаспарова , Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.

Слайд 17

17 Педагогические условия развития режиссерской игры 1. Создание игрового пространства Может конструироваться на основе полифункционального игрового материала. Использование такого материала поможет ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву. В группу можно вносить ширмы, подиумы, домики и т.д. Необходимы мелкие игрушки, которые вписываются в игровое поле. Игровой материал должен выступать в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. 2. Обеспечение места для игры 3. Обеспечение времени для игры

Слайд 18

18 В качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами. Воспитателю необходимо воздержаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Вмешательство в игру должно быть тактичным, учитывать особенности ребенка, иначе игра будет разрушена. Роль воспитателя в режиссерской игре ребенка

Слайд 19

19 Театрализованная игра Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением (А.Н. Леонтьев) «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов». К.С. Станиславский Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). А.Е. Антипина, Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова, М.Д. Маханева , А.П. Стрелкова и др.

Слайд 20

20 Две основные группы театрализованных игр Режиссерские игры Игры-драматизации Настольный театр Теневой театр Театр на фланелеграфе

Слайд 21

21 Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного . Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Происходит коррекция поведения. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. В процессе театрализованных игр:

Слайд 22

22 Игры со строительным материалом Ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения. К. Д. Ушинский На протяжении всего дошкольного возраста строительные игры привлекают к себе внимание детей, доставляют им большое удовлетворение, так как строительный материал является наиболее доступным для осуществления их созидательных замыслов. Виды строительного материала : - специально созданный (напольный, настольный, конструкторы); - природный (песок, снег, глина, камни); - подсобный (доски, ящики, коробки и др.). З.В. Лиштван , В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова , З.Н. Борисова, Р.С. Буре, В.И. Логинова, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко

Слайд 23

23 умение конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, расчленять их на части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей При правильной организации строительной деятельности дети приобретают: В процессе развития сенсорных способностей формируется умение пользоваться общественно выработанными сенсорными эталонами: системами геометрических форм и тел, пространственных отношений, спектральных цветов и др.

Слайд 24

24 Сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». К.Д. Ушинский Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин

Слайд 25

25 Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль, игровые действия . Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Условное деление сюжетов (Д.Б. Эльконин ): бытовые, производственные, отражающие профессиональный труд людей, общественные. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента в деятельности и отношениях между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Д.Б. Эльконин

Слайд 26

26 ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ ИГР Младшие дошкольники : содержание игр отрывочное, нелогичное (А.П. Усова). Частые повторы одинаковых действий, их куплетность . Доминирует интерес к действиям теряют цель игры. Игры –действия (А.П. Усова). Конец 3-го года жизни : начинают комбинировать разные события. На 4 и 5 г.г . жизни – целостность сюжета, живо откликаются на новые впечатления. «Усекают» и обобщают ситуации, используют символические действия. В 6-7 лет : предварительно обдумывают содержание, активно используют речевые комментарии (словесные замещения действий) этим сохраняется логика развертывания содержания.

Слайд 27

27 РОЛЬ Средство реализации сюжета. Игровая позиция для ребенка, которая реализуется в ролевом поведении. Образец того, как надо действовать. Роль появляется в конце 2-го начале 3-го года эмансипация ребенка от взрослого выполняет действия, характерные для взрослого; говорит от лица игрушки.

Слайд 28

28 Игры с правилами Формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения. Дидактические Подвижные

Слайд 29

29 ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Игры с предметами : разнообразие воспитательно -образовательных задач: * игры с дидактическими игрушками; * сюжетно-дидактические игры, инсценировки. Настольно-печатные игры: * парные картинки (лото, домино); * разрезные картинки; * игры типа «Лабиринт» (гусек). Словесные игры: решение обучающей задачи в мыслительном плане.

Слайд 30

30 СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 1.Дидактическая задача – основной компонент игры. Для детей часто формулируется как игровая задача. Например, «Скажи наоборот». 2. Правила игры – условия достижения учебной задачи. Делают игру демократичной. Ограничивающие и запрещающие правила. 3. Игровые действия –способ проявления активности детей. Развивающий эффект игры зависит от разнообразия и содержательности игровых действий. 4. Результат игры.

Слайд 31

31 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО Создание условий (подбор игр, игрушек; их размещение, воспитание к ним бережного отношения у детей). Обогащение игрового опыта детей. Обучение детей новым игровым действиям, играм, сохраняя у детей интерес, эмоциональный настрой. Постепенное усложнение знакомых игр, внесение новых вариантов, вовлечение детей в правилотворчество. Развитие у детей самостоятельности, умений самоорганизации игры.

Слайд 32

32 Подвижные игры Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Е.А. Аркин, В.В. Гориневский , Н.А. Метлов , А.В. Кенеман , М.М. Конторович, Л.И. Михайлова, Т.И. Осокина, Е. А. Тимофеева и др.

Слайд 33

33 Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики». К. Д. Ушинский

Слайд 34

34 КЛАССИФИКАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ИГРЫ: Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. - игры типа перебежек и ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия); - игры с элементами соревнования (индивидуального и группового); - игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды); - игры с использованием предметов (требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования); - игры-аттракционы: двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты.

Слайд 35

35 СЛОЖНЫЕ ИГРЫ: спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. ИГРЫ-ЗАБАВЫ: «Жмурки», мыльные пузыри, игры с песком.

Слайд 36

36 Основные психолого-педагогические требования к игрушке Игрушка вредна, если она: провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость; вызывает страх или тревогу; имеет грубый натурализм; унижает человеческое достоинство; вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка; искажает восприятие окружающей действительности.

Слайд 37

37 Игрушка полезна, если она: безопасна; привлекательна; эстетична; соответствует возрастным возможностям ребёнка; полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.); выполнена из экологически чистых материалов; упакована. Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям. Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты. Лев Кассиль

Слайд 38

38 КОНЦЕПЦИЯ Н.Я.МИХАЙЛЕНКО Педагог должен играть вместе с детьми, занимать позицию «играющего партнера» (а не учителя). Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но развертывать игру так, чтобы детям «открывался» новый более сложный способ ее построения. Начиная с раннего возраста и далее, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей на осуществление действия и на пояснение его смысла партнеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание разли...

«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь"......

«Использование подвижных игр в разных видах детской деятельности»

Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования способствует разв...

Статья "Развивающая предметная среда на участке детского сада для организации разных видов детской деятельности"

Развивающая предметная среда дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полно...

Сообщение из опыта работы: «Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потре...

«Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознате...

"Основные разделы программы по обучению детей ПДД. Их реализация через разные виды детской деятельности в разных возрастных группах"

Нам с вами хорошо известно, что дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Для того, чтобы избежать неприятностей на дороге, нам необходимо проводить систематическую рабо...