Сообщение из опыта работы: «Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»
статья по конструированию, ручному труду на тему

Садовникова Надежда Викторовна

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. В данном сообщении подробно описано влияние технологии  лего-конструирования на развитие у воспитанников познавательных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshcheniy_iz_opyta_raboty_po_lego.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Детский сад № 97 «Хрусталик»

Сообщение из опыта работы:

 «Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Подготовила: Садовникова Н.В.

Тольятти 2019

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонов, Л. В. Куцакова и др.).

Н. Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит. д.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т. д).

По данной теме я начала работать с сентября 2016 года. Она привлекла меня тем, что дети могут (вначале с помощью взрослого), а затем и самостоятельно, в игровой и очень занимательной для них форме получить те знания и умения, которые определены в программе для каждого возраста.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале я подвожу ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т. д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе.

Сейчас я работаю в 1-ой и 2-ой младшей группе -  дети 2-4 лет.  Целевые  ориентиры ФГОС в формировании элементарных математических представлений для детей младшего возраста можно проследить через совместную деятельность с помощью лего-конструирования.

У 1-ой младшей группы

  • Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один  кирпичик— много кирпичиков)
  • Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая башня — маленькая башенка, большой забор — маленький забор и т. д.).
  • Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). 

У 2-ой младшей группы

  • Количество.  Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все кирпичи — прямоугольные, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
  • Различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»;
  • Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения;
  • Обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).
  • Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
  • Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева.

В процессе игровой и образовательной деятельности мы просто знакомились с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе. (тема «Сборка прямой змейки», « Сороконожка»)

В последующем уже вносили образец постройки, учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия. («Ворота», «Заборы»)

Далее использовали образец на карточке («Постройка домика по карточке»).Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизводили постройку. Усложнение через 2-3 темы - сборка машинки по карточке.

Можно выделить особенности организации и проведения занятий и совместной деятельности в данных возрастных группах :

- В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности:

·  по образцу;

·  по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;

·  по собственному замыслу.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.

Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». В процессе деятельности дети используют   конструкторы с деталями крупных размеров.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе. С помощью лего-конструктора дети, играя, учатся анализировать, развивать речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшать память, внимание, а также научиться  логически мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь"......

«Развитие у воспитанников познавательных умений: упорядочивание, классификация объектов, применение результатов познания в разных видах детской деятельности посредством современных образовательных технологий»

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознате...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО».

Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей социальной жизни. . Это макс...

Сообщение из опыта работы «Развитие интеллектуально- творческих способностей воспитанников через познавательно-речевую деятельность»

Каждый этап в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании речи ребёнка. К. Д. Ушинский считал, что развитие речи важно дл...

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении...