Статья Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте.
статья (младшая группа)

Полина Младеновна Дивгун

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г, стр88;стр.37 ].Становление индивидуальности ребёнка, его «я» начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания собственных интересов и предпочтений. При этом важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть различия. Это может заложить основу для формирования в старшем возрасте толерантного отношения к другим людям. Сформировать опыт навыков социального поведения, умение отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам позволит участие в театрализованной деятельности. Ведь каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеют нравственную направленность, раскрывают значение таких понятий, как «дружба», «доброта», «честность», «смелость» и др. [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г,стр88; стр.50 ].

Важной задачей данной работы является формирование у детей позитивного отношения к своему «я», сверстникам и другим людям посредством театрализованной деятельности. Для этого педагогу необходимо научить дошкольников устанавливать контакты и согласовывать свои действия с партнёрами, развивать эмоциональность, понимать состояние другого человека и уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умение действовать сообща [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г, стр88; стр.51 ].

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Характеристика театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г, стр88;стр.37 ].Становление индивидуальности ребёнка, его «я» начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания собственных интересов и предпочтений. При этом важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть различия. Это может заложить основу для формирования в старшем возрасте толерантного отношения к другим людям. Сформировать опыт навыков социального поведения, умение отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам позволит участие в театрализованной деятельности. Ведь каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеют нравственную направленность, раскрывают значение таких понятий, как «дружба», «доброта», «честность», «смелость» и др. [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г,стр88; стр.50 ].

Важной задачей данной работы является формирование у детей позитивного отношения к своему «я», сверстникам и другим людям посредством театрализованной деятельности. Для этого педагогу необходимо научить дошкольников устанавливать контакты и согласовывать свои действия с партнёрами, развивать эмоциональность, понимать состояние другого человека и уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умение действовать сообща [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г, стр88; стр.51 ].

Основная идея заключается в том, что важнейшим в театрализованной деятельности является процесс репетиций – творческое переживание и воплощение, а не конечный результат. Поскольку именно в ходе работы над образом развиваются символическое мышление, эмоциональный контроль, усваиваются социальные нормы поведения, формируются высшие  произвольные психические функции [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г, стр88; стр.51 ].

Как показало изучение проблемы преодоления неуверенности детей, педагогическое воздействие на них может быть эффективным, только если учитывать психологическую природу и создавать на занятии обстановку эмоционального благополучия. Особенностью данной работы является взаимосвязь театрально-игровой, педагогической деятельности и психолого- коррекционного воздействия на детей с учётом их личностных особенностей как средство развития социальной уверенности [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г, стр88;стр.51 ].

Занятия театрализованной деятельностью позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учётом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г, стр88;стр.37 ].

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремится к прекрасному и доброму [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2011г, стр88;стр.37 ].

Театр – это волшебный, удивительный мир, в котором ребёнок, играя, радуется, и познаёт окружающую действительность. Театр не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает умение сочувствовать, сострадать; поставить себя на место другого, вместе радоваться и тревожиться; художественный вкус, творческий потенциал, эстетические способности.

С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, походка, с детьми разыгрываются сказочные сюжеты, шуточные диалоги, которые развивают у них умение владеть своим телом и своими чувствами. Ребёнок учится сочувствовать и сопереживать персонажам в конкретных ситуациях [Дошкольное воспитание №6 2011г, стр.126].

Театральная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, помогает сочувствовать персонажам и сопереживать происходящим событиям. Как отмечал психолог и педагог академик Б.М.Теплов, «в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки». У детей развивается коммуникабельность, умение сотрудничать, чувство коллективизм, сопричастности к общему делу, ответственность [Дошкольное воспитание №7 2011г,стр.127].

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения [ https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultacl 141.htm].

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры [ https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultacl 141.htm].

Основой театрализованной деятельности являются театрализованные игры. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения [Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез, 2008., с.44].

Драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребёнку. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием [Выготский Л.С. Воображение и тв-во в детском возрасте с.93.с. 61].

«Драматическая форма изживания впечатлений жизни, - говорит Петрова, - лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребёнком в подражательной форме. Для неосознанных душевных движений (героизм, отвага, самопожертвование) силою инстинкта и воображения ребёнок создаёт те положения и обстановку, которых не даёт ему жизнь. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия» [Выготский Л.С. Воображение и тв-во в детском возрасте с.93.с. 61].

Ребёнок, который в первый раз видит поезд, драматизирует свои представления: он играет роль паровоза, стучит, свистит, стараясь подражать тому, что он видел. И эта драматизация впечатления от поезда доставляет ребёнку огромное наслаждение [Выготский Л.С. Воображение и тв-во в детском возрасте с.93.с. 62].

Другой причиной близости драматической формы для ребёнка является связь всякой драматизации с игрой. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества [Выготский Л.С.Собрание сочинений с. 432.с. 62].

Некоторые педагоги высказывались резко против детского театрального творчества. Они указывали на опасность этой формы, заключающуюся в раннем развитии детского тщеславия, неестественности и т.п. И в самом деле, детское театральное творчество тогда, когда оно стремится непосредственно воспроизвести формы взрослого театра, является малоподходящим для детей занятием. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочинённые самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. В настоящей детской постановке всё – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку [Выготский Л.С. Воображение и тв-во в детском возрасте с.93.с. 63-64].

Смысл и значение театрального творчества в том, что оно позволяет ребёнку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который даёт новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребёнка; впервые пробуждающуюся на серьёзный лад, и, наконец, значение его в том, что оно позволяет ребёнку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира [Выготский Л.С.Воображение и тв-во в детском возрасте с.93.с.60-61].

Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием, изобразительным искусством [Букарина Е.П. Наши талантливые малыши. Стр.160, стр.4].

Основой театрализованной деятельности являются театрализованные игры. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения [Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез, 2008., с.44].

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру [ Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика - Синтез, 2008, с. 77].

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей [ Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика - Синтез, 2008, с. 77].

Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Чем же могут помочь занятия сценическим искусством в развитии ребёнка? Главное в них то, что они способствуют формированию личности ребёнка, вырабатывая определённую систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить и такие навыки, как умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что хотят от тебя другие [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2008г, стр80; стр.60 ].

Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, но как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? Как перенести детскую игру на сцену? На занятиях они играют, творят, получают удовольствие от процесса. Роль зрителя также очень важна. Умение слушать и слышать, смотреть и видеть важно для тех, кто играет на сцене, и для тех, кто находится в зрительном зале [Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3 2008г, стр80; стр.60 ].

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам [ https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultacl 141.htm].

Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [ https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultacl 141.htm].

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности [ Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика - Синтез, 2008, с. 78].

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней [ Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика - Синтез, 2008, с. 78].

Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности [Букарина Е.П. Наши талантливые малыши. Стр.160, стр.5].

Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества [Букарина Е.П. Наши талантливые малыши. Стр.160, стр.6].

Выявить возможности театрализованной деятельности как средства преодоления застенчивости.

ДОБАВИЛА:

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребёнка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью является игра [Губанова Н.Ф. театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. стр.256, стр.5].

Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребёнок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации. Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может [Губанова Н.Ф. театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. стр.256, стр.5].

Значение игры для ребёнка, прежде всего состоит в том, что в игре получают развитие все его сущностные силы. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические новообразования, присущие каждому конкретному возрасту. Значительное развитие эмоциональной сферы, познавательных интересов, любознательности, воображения, внимания, восприятия происходит именно в игре [Губанова Н.Ф. театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. стр.256, стр.6].

Игра – жизненная школа ребёнка, воспитывающая его духовно и физически. Значение её огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру мы можем рассматривать как первичную драматическую форму, в ней творчество ребёнка имеет характер синтеза, - его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего напряжения в то же время его психики [Выготский Л.С.Собрание сочинений с. 432.с. 63].

Вступая во взаимоотношения, дошкольники обмениваются мнениями, обогащают друг друга полученными знаниями, устанавливают контакты. Одним из таких видов взаимоотношений является театрализованная деятельность. Авторы многих инновационных программ в настоящее время считают более эффективным развитие творчества у детей; подготовку его к будущему через театрализованную деятельность. Это обусловлено тем, что различные образы и переживания развивают духовную сущность. Когда ребенок переживает множество различных ситуаций, вживается в персонаж, отличный от него по характеру, возрасту, то развивается подвижность души, способность к состраданию, пониманию людей, окружающего мира [Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности (старший дошкольный возраст). Крайнева Л.// Дошкольное воспитание, 1984 № 10, 86-89 с.].

Различные виды зрелищных развлечений, инсценировки, спектакли имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, а так же для формирования интересов детей, развития у них творческой активности [Губанова Н.Ф. театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. стр.256, стр.4].

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми [Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. стр. 33].

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? [Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. стр. 33].

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра [Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. стр. 34].

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру [Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. стр. 56].

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает [Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003, стр.8].

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. [Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003,стр.8].

Театрализованные игры помогают детям  закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия театральной деятельностью предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. Итак, развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное. [Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003,стр.15].

Изучив большое количество методической литературы, мы можем сделать вывод, что одним из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.

Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

В театрализованной игре проявляются и формируются все стороны психической жизни ребенка. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный образовательный  процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. К таким ресурсам относится игра, потенциал которой используется в неполной мере, в частности,  в целях эмоционального развития детей.

К сюжетно – ролевым играм относятся игры на бытовые темы, строительные игры, театрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Сюжетно ролевая игра появляется у ребёнка в 3-х летнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет [Губанова Н.Ф. театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. стр.256, стр.7].

Д.Б. Эльконин называет сюжетно – ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых.

По мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это игры – представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Театрально – игровая деятельность дошкольников, принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

Сюжетно – ролевая и театрализованная игра имеют общюю структуру (строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. [Губанова Н.Ф. театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. стр.256, стр.8].

Различие этих игр в том, что в сюжетно – ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно – ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка. [Губанова Н.Ф. театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. стр.256, стр.8].



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дошкольное воспитание №7 2011г, стр.127
  2. И.С.Шурочкина. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008 № 3 с. 60.
  3. https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultacl 141.htm
  4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени  общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. - 143с.
  5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. - 416с.
  6. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 - 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М.:ВАКО, 2007. - 256с.
  7. Мастрюкова Т.Е. Организация деятельности театрального кружка. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011 № 3 с. 37, 50 - 51.
  8. Дошкольное воспитание №6 2011г, стр.126
  9. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н. Как преодолеть детскую застенчивость: Кн. для родителей и педагогов. – Академия развития, 2007. – 224с.
  10. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 - 7 лет / Художник Масленникова Е.П. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160с.
  11. Букарина Е.П. Наши талантливые малыши. Сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. - 160с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 713с.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. – 3е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.
  3. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. – 512с.
  4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2000. – 160с.
  5. Крайнева Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности (старший дошкольный возраст). // Дошкольное воспитание. 1984 № 10 с. 86 - 89.
  6.  Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез, 2008. – 64с.
  7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. – 128с.
  8. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 314с.
  9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. Академия развития, 1997. - 240с.
  10. Циванюк Н. Некоторые особенности восприятия сказки детьми 3-4 лет. // Дошкольное воспитание. 1974 № 6 с. 41.
  11. Ф.Д. Зимбардо. Застенчивость. Что это такое и как с этим бороться. / Пер. с англ. – СПб.: Питер: Питер – пресс. 2005. – 288с.
  12. Н.А. Дорохина. Театр картинок. // Дошкольное воспитание. 2008 № 1 с. 94 – 96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

План кружка на летний период по театрализованной деятельности (старший дошкольный возраст)

В данной работе указаны мероприятия, проводимые с детьми в летний период....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

статья "Театрализованная деятельность в раннем возрасте"

Театрализованная деятельность в раннем возрасте...

Публикация статьи «Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, по...