Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников
статья по математике

Елена Викторовна Калашникова

Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить‑развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_kak_sredstvo_razvitiya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая среда как средство развития
математических представлений дошкольников

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребёнка. Каждый её компонент способствует формированию у ребёнка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащённое развитие личности ребёнка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребёнка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Активность ребёнка в условиях обогащённой развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности, Ребёнок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлёкших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся:

  • игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребёнок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
  • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
  • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.

Развивающее образование направлено прежде всего на развитие личности ребёнка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребёнку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребёнка на основе познавательно-творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия....

Презентация "Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников"

Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольниковв младшей и средней группах....

Развивающая игра как средство формирования математических представлений дошкольников

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение,...

Консультация для педагогов и родителей «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников»

Консультация «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников» ...

Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников.

Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников....