Консультация для педагогов "Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении"
консультация

Бусс Ирина Давыдовна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Консультация для педагогов

«Рекомендации по обучению

мерам пожарной безопасности

в дошкольном учреждении»

                                                      Подготовила  воспитатель  Бусс И.Д.

с. Мамонтово

2019 год

       В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.  

    Обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно с 4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения.

     Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие пожарную технику, к их изготовлению целесообразно привлечь самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т. п.) могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т. п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.

       Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в  течение ряда лет, можно определить комплекс задач,  направленных на достижение поставленной цели - формирование  целостного  представления о пожарной безопасности.

         Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками, беседы с их родителями (законными представителями), организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов  на противопожарные темы, выпуск номеров газет для родителей (самиздат), встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе  рисунков на противопожарные темы организацию противопожарной агитации в дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диафильмов,  видеофильмов на противопожарную тематику.

      Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, работников

местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приёмов тушения огня. Периодически в дошкольном учреждении проводится тренировочная эвакуация на случай возникновения пожара. Работа по усвоению дошкольниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если воспитанники осознанно воспримут необходимость их выполнения.

            Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего дошкольного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие воспитанникам навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел "Пожарная безопасность" должен изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые впитают дошкольники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.

 Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:

С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";

Т.Юрмин "Кто плохой?";

В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";

И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";

К.Паустовский "Барсучий нос";

Е.Хоринская "Спичка-невеличка";

С.Михалков "Дядя Стёпа";

Л.Толстой "Пожарные собаки".

Т.Фетисов "Куда спешат красные машины".

А. Шевченко "Как ловили уголька"

Кроме того, необходим показ имеющихся  диафильмов, видеофильмов пожарной тематики для дошкольного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВН, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?

При переходе из детского сада в школу воспитанники должны знать:

-  существование явления "пожар", его опасность и последствия;

-  источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

-  наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

-  элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.);

-  правила поведения при пожаре.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки» (2-3 года )

Цель:  Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры:

Ребёнок должен сложить разрезанную на 2-4 части картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

Дидактическая игра: «Зашей комбинезон» (3-4 года )

Цель:  закрепить знание основных геометрических фигур. Развивать воображение и сообразительность, конструктивные способности.

Перетянут он ремнём,

Каска прочная на нём.

Он в горящий входит дом.

Он сражается с огнём

Ход игры:

Когда пожарные тушили пожар, порвали свой комбинезон и его нужно «починить»: на столе комбинезон, на нём дырки разнообразной формы. Детям раздаются геометрические фигуры соответствующих форм. Необходимо правильно подобрать заплатки.

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо» (4-5 лет)

Цель: формировать знания о причинах пожара . Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическая игра: «Доскажи словечко» ( 5 - 6 лет)

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встаёт в круг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..( утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жёг…(траву0

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

Игра –эстафета (6-7 лет)

Цель: развивать быстроту, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях

1  «Собери рюкзак для спасателя».  Игроки делятся на две команды. Каждый игрок должен  поочерёдно добежать до противоположной стороны и  выбрать разложенные на скамейке предметы, которые могут пригодиться спасателям; вернуться обратно, положить предмет в рюкзак.

2  «Смелые пожарные».  По команде игроки  по очереди должны добежать до стульчика с игрушками и вынести их «из огня». Побеждает та команда, которая спасет  первой своих жильцов дома.

3  «Вызов пожарных». Игроки каждой команды поочередно должны  добежать до стульчика на котором стоит телефон и быстро набрав номер «01» сообщить свой адрес. Побеждает та команда, которая первой закончит «вызов» пожарных.

                         Сюжетно – ролевая игра с педагогами.

И предлагаю вам сейчас поиграть. ( раздаю роли).  Каждый участник по очереди пантомимой должен объяснить свою роль. Зрители должны угадать

мальчик Ваня

телефон

пожарный рукав 

огонь

пожарный 

А теперь по ходу чтения текста вы должны выполнять действия согласно своей роли.

И сейчас мы с вами разыграем по ролям ситуацию «Один дома».

Ситуация:

«Как-то дома Ванечка самолётик мастерилМастерилмастерил, засиделся допоздна. Тут по неведомой причине в целом доме свет погас. Не беда сказал Ванюша и за спичками пошел, и при свечке можно самолетик мастерить. Зажигал он, зажигал, Ваня свечку в темноте. Вместо свечки, почему-то загорелись занавески. Дым заполнил всю квартиру, распоясался Огонь. Убежал Ваня быстро с кухни и забрался под кровать. Тут увидел под кроватью Телефонный аппарат. Вспомнил вдруг знакомый номер: 01 и 112. Быстро цифры он набрал. Тут приехала машина, вышел дяденька большой. Он Пожарный назывался. Размотал Рукав он быстро и огонь он потушил. Отыскал он под кроватью испугавшегося Ваню. Вытер Ване нос и слезы и сказал он вот такие задушевные слова:

«Дети, Машеньки и Вани, дорогие вы мои! Это надо бы запомнить, ну а лучше записать! Спички детям не игра. И пожалуйста, не прячьтесь при пожаре под кровать. А, пожалуйста, звоните 01 и 112!».

СКАЗКА ФЕИ СНА

В одном доме на столе, в красивом подсвечнике, стояла свеча. Ее зажигали по праздникам. Это она мне рассказала, что огонь бывает разным по характеру. Вот, например, огонь, который живет в печке, любит согревать и кормить людей, а в лампе — освещать их жилище. Пламя факела защищает людей от хищных зверей и освещает дорогу в лесу. Пламя свечей может украшать праздничный торт и елку. Бенгальские огни дарят красоту людям. К огню нужно относиться с уважением и вниманием, иначе он может разозлиться и превратиться в страшное чудовище, способное погубить все вокруг. Чтобы этого не произошло, давайте потушим нашу свечу (тушится пульверизатором)

 «Самый теплый, самый сильный и красивый огонь живет в сердце у человека. Его называют Добротой и Любовью. Только с помощью этого огня можно победить зло в мире и сделать жизнь лучше»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении»

Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных д...

О Новой «Тайне» Очага. Креативный подход к обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности

Смелый мальчик деревянный, по имени Буратино, в этот раз раскрыл новую «тайну» очага.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10955359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...

Консультация для педагогов по обучению мерам пожарной безопасности .

laquo;Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном  учреждении»...

Консультация для педагогов «Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении»

4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чув...

«Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 13.02.2017г....

«Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 13.02.2017г....

Консультация для родителей "Новогодние праздники.Меры пожарной безопасности"

Памятка о мерах пожарной безопасности в новогодние праздники....