Адаптированная образовательная программа (легкая умственная отсталость)
материал (подготовительная группа)

Капитонова Анна Александровна

Цели и задачи адаптированной образовательной программы

Цель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Достижение поставленной цели  предусматривает решение следующих основных задач:

- Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.

- Осуществлять воспитательно-образовательную работу с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

- Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.

- Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»

Согласовано:

ПМПк  МКДОУ № 9

Дата 02.09.2019

№ протокола 1

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ № 9

_________________   Мещенская С.Н.

«_____» _____________ 20___ г.

Адаптированная образовательная программа***

Ф.И. ребенка В. Анастасия

                                        Срок реализации программы:

                                        02.09.2019 г. - 31.05.2020 г.

                                          Составители программы:

                                          Шек Е.В., учитель-дефектолог

                                          Капитонова А.А., воспитатель

                                          Гарбарчук С.С., воспитатель

                                           Согласовано:    

                                           Родитель_________

2019 г.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Общие сведения о ребенке:

В. Настя посещает ДОО компенсирующего вида с 02.09.2016 года. Является ребенком-инвалидом (справка МСЭ №0362042  до 06.10.2030 г.).

Воспитывается в полной семье, мама проявляет заинтересованность в успехах дочери, прислушивается к рекомендациям педагогов, водит ребенка на дополнительные занятия со специалистом коррекционного профиля. Мама активно участвует в жизни группы, посещает родительские собрания, детские праздники, совместно с ребенком участвует в художественно-творческих выставках.

Девочка охотно вступает в контакт с взрослыми и сверстниками. Основным способом действия в учебно-познавательной ситуации являются действия по показу и образцу. Затруднено понимание учебных инструкций, требуется их упрощение, разъяснение и поэтапное предъявление. Низкий уровень обучаемости. Необходимы обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая помощь, постоянный контроль над деятельностью. Перенос способа действия на аналогичное задание самостоятельно не осуществляет.

Сохраняется зависимость продуктивности деятельности и взаимодействия с взрослым от психоэмоционального состояния ребенка: не выполняет требования, упрямится.  Работоспособность низкая, общий темп деятельности медленный, необходимо предоставлять большее количество времени для обдумывания и выполнения задания.

Основанием для разработки адаптированной образовательной программы является коллегиальное заключение территориальной ПМПК (протокол №34 от 22.02.2017 г.).

ПМПК рекомендовано:

Форма получения образования: в образовательной организации;

Рекомендуемая программа обучения: адаптированная образовательная программа для детей с легкой умственной отсталостью;

Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: при подаче программного материала использовать наглядные и практические методы, материал должен иметь практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков, быть максимально связанным  с реальной жизнью ребенка.

Особенности психофизического развития ребенка-инвалида, которые необходимо учитывать при разработке и реализации АОП, обусловлены генетическим заболеванием (болезнь Дауна).

Адаптированная образовательная программа составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы МКДОУ № 9.

1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы

Цель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Достижение поставленной цели  предусматривает решение следующих основных задач:

- Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.

- Осуществлять воспитательно-образовательную работу с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

- Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.

- Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание адаптированной образовательной программы включает задачи АООП для третьего - четвертого года обучения.

2.2 Результаты усвоения АОП фиксируются в таблицах, разработанных на основе базовых показателей ребенка в соответствии с реализуемой программой.

3. Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности

Ребенок посещает ДОО в режиме 12-часового пребывания

Воспитательно-образовательная работа с ребенком осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренным для группы детей четвертого   года обучения.

Режим дня на теплый период

Режимные моменты/группа

   Время

Прием, свободная деятельность детей

  7.00-8.20

Утренняя гимнастика

  8.20-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

  8.35-8.50

Прогулка: музыкальные, физкультурные занятия, индивидуальная работа, наблюдения, труд, воздушные и солнечные ванны

 9.00-12.20

II  завтрак

10.15-10.25

Подготовка к обеду

12.30-12.40

Обед

12.40-13.00

Подготовка ко сну

13.00-13.10

Сон

13.10-15.00

Подъем, закаливающие мероприятия

15.00-15.15

Прогулка: игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, труд

15.15-16.30

Уплотненный ужин

16.30-17.00

Прогулка

17.15-18.45

Свободная деятельность детей

18.45-19.00

Паужин

Спокойные игры детей, гигиенические процедуры

Сон

             Режим дня на холодный период

Режимные моменты/группа

  Время

Прием, свободная деятельность детей

  7.00-8.20

Утренняя гимнастика

  8.20-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

  8.35-8.50

Непосредственно-образовательная деятельность

 9.00-10.10

II   завтрак

10.10-10.20

Непосредственно-образовательная деятельность,

 индивидуальные занятия

10.30-11.00

Подготовка к прогулке, прогулка

11.00-12.10

Индивидуальные занятия

11.00-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.45

Подготовка ко сну, сон

12.45-15.00

Подъем, закаливающие мероприятия

15.00-15.15

НОД, индивидуальные занятия, свободная деятельность

15.15-16.20

Уплотненный ужин

16.20-16.55

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00-18.20

Свободная деятельность детей

18.20-19.00

Паужин

Свободная деятельность детей

Гигиенические процедуры

Сон

Сетка организации деятельности в группе № 4 на 2019-2020 учебный год 

День недели

Учитель-дефектолог

Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию

I половина дня

II половина дня

Понедельник

Интегрированное занятие

Ознакомление с окружающим, развитие речи                                           (30 мин.)

Подготовка к обучению грамоте

                                                  (30 мин.)

                                    Лепка          

(30 мин.)

             Музыкально-ритмическое занятие

                                                                 (30мин.)

Вторник

Интегрированное занятие

Математика и формирование мышления                              

                                                (30 мин.)

                       Аппликация

                                                                       (30 мин.)

Физическое воспитание

                                                                  (30 мин.)

Среда

Интегрированное занятие

Обучение игре, социальное развитие и ознакомление с окружающим

                                                 (30 мин.)

Интегрированное занятие 

                              Рисование

(30 мин.)

            Музыкально-ритмическое занятие

                                                              (30 мин.)

Занятие педагога-психолога

                                                               (30 мин.)

Четверг

Интегрированное занятие

Математика и развитие сенсорного восприятия                              (30 мин.)

Ручной труд//Конструирование

                                               (30 мин.)

Пятница

Интегрированное занятие

Ознакомление с окружающим, развитие речи

(25 мин.)

                              Рисование

                                                                      (25 мин.)

                       Физкультурное занятие

                                                                       (25 мин.)

 

   

3.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса

Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые имеют следующую направленность.

Учитель-дефектолог:

-формирование, развитие и закрепление представлений, умений и навыков в соответствии с содержанием адаптированной образовательной программы;

-коррекция и развитие познавательных процессов.

Педагог-психолог:

-коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер;

-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции

-формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

-предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера

Учитель-логопед:

I. Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти

1. Формирование внимания к неречевым звукам.

2. Воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции.

3. Формирование умения реагировать на неречевой и речевой сигналы.

4. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, предметов, тихой и громкой речи.

5. Формирование умения различать звуковые сигналы, состоящие из 2-х – 3-х звуков.

6. Развитие слухоречевой памяти.

II. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи

1. Формирование правильного речевого диафрагмального нижнереберного дыхания.

2. Формирование длительного плавного ротового выдоха.

3. Формирование и развитие речевого подражания на базе гласных звуков у, а, о, и, их слияний. Развитие умения протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции.

4. Обучение длительному и краткому произнесению гласных звуков.

5. Уточнение произношения простых согласных звуков: м, п, б, д, т, н, г, к, х – в открытых слогах и словах с ними.

6. Развитие интонационной выразительности на материале гласных и звукоподражаний с согласными звуками раннего онтогенеза.

5. Формирование элементарных артикуляторных навыков.

III. Развитие импрессивной речи

1. Развивать умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

2. Расширение объема понимания обращенной речи.

3. Уточнение и пополнение номинативного словаря по изучаемым лексическим темам, закрепление умения узнавать предметы по их назначению и описанию.

4. Формирование доступных обобщающих понятий (игрушки, одежда, обувь).

5. Развитие пассивного предикативного словаря.

6. Развитие понимания грамматических форм:

– единственного и множественного числа имен существительных;

– существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– падежных окончаний существительных;

– предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, у, с;

– глаголов, противоположных по значению (надеть – снять; налить – вылить);

– единственного и множественного числа глаголов.

7. Продолжение работы над пониманием вопросов к предметной и сюжетной картинке, по прочитанной сказке (со зрительной опорой).

8. Закрепление умения понимать и выполнять трехступенчатые инструкции.

IV. Формирование экспрессивной речи

1. Вызывание потребности подражать слову взрослого.

2. Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах типа: мама, Катя, иди, усы.

3. Развивать умения называть детей группы и членов семьи, а также предметы ближайшего окружения.

4. Формирование глагольного словаря, работа над активным усвоением повелительного наклонения глаголов.

5. Уточнение и обогащение представлений о размере, форме, цвете предметов: введение в речь соответствующих прилагательных.

6. Расширение словаря за счет употребления наречий места, времени, количества.

7. Включение в активный словарь личных и притяжательных местоимений: я, мы, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш.

8. Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой.

Музыкальный руководитель:

- учить подпевать   звукоподражания и  некоторые  слова, подстраиваясь к голосу взрослого

- учить двигаться в такт музыке, выполняя простые танцевальные движения

- участвовать в коллективной игре на различных шумовых инструментах

- формировать дифференцированное восприятие различных свойств музыкального звука: высоты, динамики, длительности, тембра в процессе ознакомления с музыкально-дидактическими играми

Инструктор по физической культуре:

- учить выполнять упражнения по показу и подражанию.

- учить ходить, прямо сохраняя заданное направление.

- учить передавать друг другу большой мяч, стоя в кругу.

- учить ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.

- учить ловить мячи, разные по размеру.

Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.

Индивидуальный учебный план

Вид и форма занятий

Количество

 занятий

в неделю

Дни

 недели

Подгрупповое занятие учителя-дефектолога

6

Пн.-пт.

Подгрупповое занятие воспитателя

5

Пн.-пт.

Подгрупповое занятие педагога-психолога

1

Ср.

Подгрупповое занятие музыкального руководителя

2

Пн, ср.

Подгрупповое занятие инструктора по ФВ

Вт., пт.

Индивидуальное занятие учителя-дефектолога

3

Вт, ср, пт.

Индивидуальное занятие педагога-психолога

1

Пн.

Индивидуальное занятие учителя-логопеда

2

Вт, чт

Индивидуальное занятие музыкального руководителя

1

Ср.

Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:

- продолжительность подгруппового занятия 30 минут;

- продолжительность индивидуального занятия 15-20 минут.

3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы

При реализации адаптированной образовательной программы планируется использование следующих методов и приемов работы: демонстрация действия педагогом, его словесное обозначение и воспроизведение действия за педагогом; упрощенная инструкция взрослого; игровые и практические ситуации; частая смена видов деятельности; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; добавление в знакомое задание новой задачи; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; поддержание интереса ребенка к выполнению задания; создание атмосферы успеха (похвала, одобрение действий ребенка).

Способами действия ребенка в учебно-познавательной ситуации являются: действия по показу и образцу, в продуктивных видах деятельности- частично сопряженные действия с педагогом.

Реализация программы осуществляется с активным включением родителей в коррекционно-педагогический процесс.

План работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год.

Месяц

Содержание деятельности

Ответственный исполнитель

Сентябрь

Фотовыставка (коллаж) «Лето – это маленькая жизнь»

Развлечение  «День Знаний»

 Выставка поделок из природного материала «Дары осени» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Физкультурно-музыкальное развлечение «Туристический поход»

Инд. консультации «Адаптация ребенка в детском саду»

Наглядно-информационные материалы «Примите наши правила!»

Санбюллетень «Взрослый на дороге – пример для детей»

Групповое собрание «Скоро в школу - подготовка к учебному году»

Общее родительское собрание: «Воспитываем вместе»

Оформление наглядно-информационных материалов «Что должен знать и уметь ребенок подготовительной к школе группы»

Педагоги группы

Муз.р-ль, пед-ги гр.

Педагоги группы

Муз.рук-ль, педагоги группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Завед.-щий, ст. вос-ль

Учитель-дефектолог

Логопед, психолог

Октябрь

Праздники: « День прыгуна»

                     «Осень, в гости просим»

Наглядно-информационные материалы «Обучение дошкольников ПДД в семье», «В машине ребенок!»

Стенгазета «Маленький пешеход» рисование плакатов о ПДД дома с детьми

Консультация «Подготовка руки к письму»

Наглядно-информационные материалы «Развитие коммуникативных навыков – основа успешной школьной адаптации»

Экскурсия в школу, посещение урока в 1-м классе

Муз.р-ль, пед-ги гр.

Муз.р-ль, пед-ги гр

Педагоги группы

Педагоги группы

Учитель-дефектолог

Педагоги группы

Учитель-дефектолог,

Педагоги группы

Ноябрь

Выставка «Мы изучаем ПДД» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

Фотоколлаж «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Праздник «День Матери»

Физкультурно-музыкальное развлечение «Путешествие по сказкам»

Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у будущего школьника»

Педагоги группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Муз.рук-ль, пед-ги гр.

Муз.рук-ль, пед-ги гр.

Педагоги группы

Декабрь

Выставка «Новогодний калейдоскоп» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Наглядно-информационные материалы «Новогодние праздники. Безопасно и с пользой »

Праздник «Здравствуй ёлка, здравствуй Новый год»

Наглядно-информационные материалы «Безопасность ребенка в зимний период», « Осторожно гололёд!»

Общее родительское собрание: «Путешествие по «Стране воспитания»

Консультация  «Методы профилактики детской заболеваемости»

Педагоги группы

Педагоги группы

Муз.р-ль, п-ги групп

Пед-ги группы

Заведующий, ст. вос-ль

Мед. работник

Январь

Физкультурно-музыкальное развлечение «Зимние забавы»

Индивидуальные консультации по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми

Наглядно-информационные материалы «Коррекционно-развивающая работа с ребенком в домашних условиях »

Групповое собрание : «Родители – активные участники образовательного процесса»»

Санбюллетень «Организация прогулок в зимний период»

Муз.рук-ль, педагоги групп

Учитель-дефектолог  

Педагоги группы

Педагоги группы

Мед. работник

Февраль

Выставка  «23 февраля – День защитников Отечества» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Физкультурно-музыкальное развлечение «День защитников Отечества»

Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ»

Педагоги группы

Муз.р-ль, пед-и групп

Мед. работник

Март

Выставка  стенгазет «8 Марта – день весны» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Праздник «Ах какая мама – загляденье прямо»

Развлечение «Масленица»

Санбюллетень  «Воспитание привычек здорового образа жизни»

Педагоги группы

Муз.р-ль, п-ги группы

Муз.р-ль, п-ги группы

Мед. работник

Апрель

Выставка «Пасхльные мотивы» (совместное творчество детей, родителей и педагогов)

Театральная неделя: «Мы расскажем о весне» по мотивам р.н. сказки «Заюшкина избушка»

Посещение городского драматического театра

Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ»

День открытых дверей: концерт

Педагоги группы

Муз.р-ль, п-ги группы

Педагоги группы

Педагоги группы, ст. воспитатель

Муз.ру-ль, п-ги груп

Май

Спартакиада «День Победы»

Праздник «До свидания, детский сад!»

Групповое собрание – устный журнал «Итоги работы за учебный год»

Инструктаж «Соблюдение ПДД в летний период»

Общее родительское собрание: «Анализ за год»

Муз.ру-ль, п-ги групы

Муз.ру-ль, п-ги групы

Педагоги группы

Педагоги группы

Заведующий, ст. вос-ль

3.3 Формы контроля

Мониторинг коррекционно-педагогической работы с ребенком осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Результаты мониторинга фиксируются в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯдля детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3-8 лет...

Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью

Адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с умственной отсталостью

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют задачи:• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с умственной отсталостью...

Адаптированная образовательная программа (умеренная умственная отсталость)

Цели и задачи адаптированной образовательной программы Цель:Создание условий для развития физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением интеллекта, форми...

Адаптированная образовательная программа для детей с легкой умственной отсталостью

СодержаниеОбщие сведения о ребенке с легкой умственной отсталостью 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2 Цели и задачи реализации Программы1.2. Планируемые результаты освоения индивидуал...

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)...