ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Космические дали»
проект (подготовительная группа)

Кормина Светлана Викторовна

     Данный  проект  актуален  тем,  что  способствует  приобщению  детей  к получению информации о космосе из различных источников. У детей закладывается в сознании реалистическое представление о космосе. Исследовательская работа по проекту направлена на  поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении космоса, через постановку опытов (экспериментов), к поиску истины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_kosmos.docx109.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС «Брусничка»

             

                                                                   

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

 «Космические дали»

                                                                                         

                                                            Похожее изображение                                   

Воспитатель: С.В. Кормина

   Введение.

         Прежде, чем начать исследовательскую деятельность, я обратила внимание на интерес детей к космическим явлениям. В ходе беседы у детей возник вопрос «Есть ли жизнь на других планетах?». Это позволило выбрать привлекательную тему для дальнейшей разработки исследования, к поиску детей истины.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский 

Сроки проекта:  2  недели

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Актуальность и новизна проблемы.

       

     Данный  проект  актуален  тем,  что  способствует  приобщению  детей  к получению информации о космосе из различных источников. У детей закладывается в сознании реалистическое представление о космосе. Исследовательская работа по проекту направлена на  поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении космоса, через постановку опытов (экспериментов), к поиску истины.

Проблема: Недостаточные знания детей о космосе и практических умений в познавательно - исследовательской деятельности.

Практическая значимость проблемы.

Получение детьми практического опыта в исследовательской деятельности  и реалистического представления о космосе.

Объект исследования: Космос.

Предмет исследования: Планеты солнечной системы.

Цель:  Проект направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Гипотеза: можно предположить что, жизнь на других планетах есть, если там есть вода и атмосфера. Приобретение детьми опыта исследовательской   деятельности и иметь реалистическое представление о космосе. Это возможно, если содействовать познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников:  через постановку опытов (экспериментов).

Задачи:

  • Формировать исследовательские навыки: Получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. В заключении исследования делать выводы.  Выявить, что такое кометы и метеориты?

  • Выяснить, возможна ли жизнь на других планетах с помощью опытов и получении сведений из различных источников;
  • Систематизировать знание детей о космосе. Развивать умственные операции анализ, сравнения, обобщения, классификация;
  • Формировать умения использовать имеющиеся знания на практике;
  • Привлечь родителей к исследовательской деятельности по проекту.

Методы исследования:

  •  наблюдение;
  • сравнение;
  • экспериментирование

 Получение первичных данных.

Сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

1. «Подумать самостоятельно».

Что мы знаем о космосе:

  • Что есть планеты.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

2. «Спросить у другого человека». Вопросы задаём всем присутствующим — детям и взрослым: 

1. Что такое солнечная система? 2. Есть ли условия для жизни на других планетах кроме планеты земля?  3. Что такое звёзды?  4. Есть ли жизнь на звёздах?  5. Как Земля движется вокруг солнца?  6.Что такое гравитация? 7. Какие необходимы условия для жизни на других планетах?

Для закрепления подсказанных другими идей рисуем соответствующие им схематические изображения.

3. «Узнать из книг и интернета». Просмотреть иллюстраций книг,  или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. Энциклопедий они прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований.

Что мы узнали о космосе:

  •  Галактика - это огромное скопление звезд.
  • Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы: они называются – Созвездия;
  • Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли;
  • Что Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает;
  • Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите;
  • Поверхность планет состоит из кратеров;
  • Нет условий для жизни на других планетах – воздуха и воды;
  • Что Луна, это спутник земли;
  • Что такое затмение, когда Луна заслоняет Солнце и днём становится темно, как ночью;
  • Выяснили о планетах:

1.Меркурий – небольшой горящий шар. 

2.Планета Венера – самая яркая точка в небе.

3.Земля третья от солнца планета она представляет собой огромный каменный шар большая часть поверхности ,которого покрыта водой.

Земля единственная планета солнечной системы, на которой есть жизнь. Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг солнца .                                        

 4.Марс называют красной планетой. Так как с земли он виден красным цветом. Мы знаем, что в космос летают космические корабли. И вот когда космонавты побывали на марсе и сфотографировали его, люди узнали, почему эта планета кажется красной. Оказывается, что марсианская почва красно-бурого цвета, а марсианское небо не голубое, как над нашей планетой, а тускло – розовое из за многочисленных частичек красноватой пыли.

5.Юпитер – самая крупная планета 

6.Сатурн легко узнать по кольцам, благодаря которым эта планета кажется необычной и красивой.

7. Уран голубого цвета эта планета газовая.

8.Нептун тоже голубого цвета и так же газовая планета.

9.Плутон маленький шар зеленоватого цвета.

  • Выяснили о метеоритах и кометах;
  • Гравитация – это сила, которая притягивает объекты друг к другу. Чем больше масса объекта, тем сильнее сила притяжения.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

4.Эксперименты. Практические опыты с мыльными пузырями, выводы по каждому опыту.

1.Этап подготовительный.

Приготовить материал и инструменты для опыта.

2.Этап практический: проведение опыта.

3.Этап заключительный.

Необходимо сделать вывод.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

№ 1.Опыт «Движение солнца».

Возьмем карандаш и лампу, представим что  лампа – это солнце, которое светит на карандаш. Что отражается от карандаша? (от него отражается тень). Возьмите карандаш и отметете им, то место, где сейчас тень. Солнце движется – где сейчас тень? (тень появляется в другом месте), отметьте. Почему тень стала в другом месте? (движется солнце).

Вывод: Наблюдая за тенью, мы можем наблюдать за движением солнца.

№ 3.Опыт «Солнечная система»

Проведем опыт:  представьте, что желтая палочка - Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты.  Вращаем палочку, что мы видим? (все шарики-планеты летят по кругу). Если ее остановить вращать, будут ли шарики-планеты вращаться?  (планеты остановятся). Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?.(Солнцу помогает движение). Правильно, если Солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение. Вывод: Солнцу помогает вечное движенье. Если Солнце не будет двигаться, то вся система развалится и не будет действовать это вечное движенье.

№ 4.Опыт «Можно прожить без кислорода».

Возьмите руками зажмите рот и нос и не дышите сколько можете. Смогли долго продержаться без воздуха? (не смогли). Вывод: Без кислорода не можем обойтись, а значит, не сможем прожить.

№ 5.Опыт «Можно прожить без воды».

Возьмите цветок и не будем его поливать несколько дней. Что произошло с цветком? (цветок погиб). Почему погиб цветок? (его не поливали водой). Вывод: Без воды нельзя обойтись, цветок, как и человек, относится к живой природе, а все живое без воды не может обойтись.

 № 6.Опыт: «Метеориты и метеоритные кратеры»

Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Давайте и мы с вами проверим, что будет, если метеорит – пластилиновый шарик упадет на землю- муку. Возьмите шарик и отпустите его, что образовалось на поверхности муки-планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (углубление). Почему?  (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер). Вывод: земля мягкая, а метеориты тяжелые падая, образуют кратеры. 

                                              

№ 7.Опыт «Солнце и Земля»

Размеры нашего светила по сравнению с другими звездами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Даже нам, взрослым, трудно представить и осмыслить такие размеры.

- Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы размером с эту бусину. Вывод: Размер солнца превышает размера земли.

  

№ 8.Опыт «День и ночь»

Глобус и фонарик – это модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Мы знаем, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси, давайте при помощи глобуса продемонстрируйте. Что мы видим? На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу-фонарику – день, на противоположной – ночь. Обратите внимание, земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Убедитесь, что как бы ни вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Вывод: Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути и наша Земля вращается вокруг своей оси. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу-фонарику – день, на противоположной – ночь.

№ 9. Опыт «Кто придумал лето?»

Мы выяснили, что Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца.  Снова возьмем нашу модель – глобус и фонарик. Теперь будем двигать глобус - земля вокруг фонарик «солнца» и наблюдать, что произойдет с освещением. Но сначала наклеим на глобусе домик, там, где мы живем.  Подвигайте глобус и определите, какое время года будет в этой точке. И не забывайте, что каждые пол-оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.   

Вывод:   Из-за того, что Солнце по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима.

№ 10. Опыт  «Затмение Солнца»

Возьмите мяч – это будет Луна, а Солнцем – фонарик. Как можно сделать, чтобы получилось затмение? (нужно держать мяч напротив источника света – получится солнечное затмение). 

 Вывод: Когда Солнце, Луна и Земля выстраиваются в одну линию, при этом Луна оказывается между нашей планетой и Солнцем, можно наблюдать солнечное затмение.

№ 11.Опыт «Далеко-близко»

Возьмем  настольную лампу и включим свет, поднесите левую ладонь к лампе на небольшом расстоянии от нее, а другую руку к плечу, ладонью к лампе. Что чувствует левая ладонь? Правая ладонь? Одинаковое тепло чувствуют обе ладони? Почему?  Вывод: Ладонь, которая находится ближе к лампе, получает больше тепла, а следовательно, нагревается сильнее. Ладонь, которая находится дальше от лампы, получает меньше тела, нагревается меньше. Так и планеты: на Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца.

№ 12.Опыт «Дневные звезды»

Дыроколом в картоне сделаем несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, а в другую – фонарик. Включите фонарики с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

Видите дырки в картоне через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта (нет), направьте свет фонаря с другой стороны конверта, прямо на вас,  становятся хорошо заметными. Почему?

Видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне.

Вывод: Значит со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи.

№ 13.Опыт«Создание орбиты»

Мы выяснили, что благодаря силе гравитации, планеты движутся вокруг звезд по определенному пути, который называют орбитой. Давайте создадим подобие орбиты с помощью простыни и мяча. Растянем простыню на весу, поместим в ее центр банку с водой. Провисает ли простыня под весом банки, образуя впадину? (да). Мяч пустим кататься вокруг банки.  Быстро движется мяч вокруг банки? (быстро). Сразу ли меняет свой путь мяч? (несколько раз проходит по одному и тому же пути, прежде чем замедлит ход и скатывается к банке). Этот путь и есть орбита. Так как в космосе почти нет силы трения, объектам требуется очень много времени для снижения скорости настолько, чтобы сойти с орбиты.

Доклад. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о космосе»

По трём вопросам:  «Что именно в этой  работе мне понравилось?», «Что меня особенно заинтересовало?», «Что нового я узнал?».

1.Что именно в этой  работе мне понравилось?

  • Проводить опыты;

2.Что меня особенно заинтересовало?

  • Задавать вопросы. Что такое гравитация? Какие необходимы условия для жизни на других планетах?.

3.Что мы узнали о космосе:

  • На планетах нет воды, а вода – один из важнейших компонентов для жизни;
  • Нет атмосферы, а для жизни необходима атмосфера;
  • Что такое созвездия, гравитация;
  • Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли;
  • Что Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает;
  • Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите;
  • Поверхность планет состоит из кратеров;
  • Что Луна, это спутник земли;
  • Что такое затмение, когда Луна заслоняет Солнце и днём становится темно, как ночью;
  • Выяснили о планетах:

1.Меркурий – небольшой горящий шар. 

2.Планета Венера – самая яркая точка в небе.

3.Земля третья от солнца планета она представляет собой огромный каменный шар большая часть поверхности ,которого покрыта водой.

Земля единственная планета солнечной системы, на которой есть жизнь. Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг солнца .                                          4.Марс называют красной планетой. Так как с земли он виден красным цветом. Мы знаем, что в космос летают космические корабли. И вот когда космонавты побывали на марсе и сфотографировали его, люди узнали, почему эта планета кажется красной. Оказывается, что марсианская почва красно-бурого цвета, а марсианское небо не голубое, как над нашей планетой, а тускло – розовое из за многочисленных частичек красноватой пыли.

5.Юпитер – самая крупная планета 

6.Сатурн легко узнать по кольцам, благодаря которым эта планета кажется необычной и красивой.

7. Уран голубого цвета эта планета газовая.

8.Нептун тоже голубого цвета и так же газовая планета.

9.Плутон маленький шар зеленоватого цвета.

  • Выяснили о метеоритах и кометах

Результат проектной деятельности:

В результате исследования выяснили – что жизни на других планетах нет. На планетах нет воды, а вода – один из важнейших компонентов для жизни; нет атмосферы, а для жизни необходима атмосфера.  Гипотеза не подтвердилась.

    Дети с большим интересом узнавали, рассказывали о том, то узнали, делали опыты, это  позволяет сделать вывод, что необходимо поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, порождает потребность в исследовании, к поиску истины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Космические дали" (старшая группа)

Проект к недели космоса для детей старшей группы....

Презентация к проекту "Космические дали"

Презентация "Космические дали"...

Групповой детский исследовательский проект «Космические дали»

Вид проекта: творческий,  краткосрочный.   Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное ра...

Методическая разработка Исследовательский проект "Космические дали"

Актуальность проблемы: Что такое космос? Наверно не все взрослый знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на ...

Познавательно – творческий, исследовательский проект «Космические дали»

. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности....

Исследовательский проект "Космические ракеты"

Муниципальная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее. Юниор»Секция «Мир техники»Направление «Космонавтика»...

познавательно-исследовательский проект " Космические дали"

Актуальность проекта:  Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты,...