Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
статья (старшая группа)

В данной статье рассматривается вопросс воспитания интеллектуально- творческой личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_voskobovich_peredelannaya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Аннотация. Актуальность. Сегодня вопрос воспитания интеллектуальной, творческой личности по-прежнему остается актуальным. Учитывая значение игровой деятельности в развитии дошкольника технология В.В. Воскобовича – это инновационная, современная, самобытная, творческая и очень хорошая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество.  Игры вариативны, универсальны, многофункциональны, имеют творческий потенциал. ФГОС направлен на создание гармоничных условий развития детей с учетом их интеллектуальных, творческих, познавательных, психических, физических и возрастных особенностей, а игровая технология соответствует требованиям ФГОС и охватывает каждую область развития ребёнка - социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую, физическую.

Цель исследования. Выявление и обоснование актуальности использования развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных ученых и технологии развивающих игр В.В. Воскобовича способствующих развитию всесторонне развитой личности.

Результаты. В данной статье анализируется проблема формирования познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Так же раскрывается проблема использования современных образовательных технологий, технологий развивающего обучения, в том числе технология развивающих игр В. В. Воскобовича. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Заключение. Таким образом, целенаправленная и регулярная работа по играм В. В. Воскобовича с постепенным усложнением игр, позволяет поддержать интерес детей к игре, а также помогает добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности познавательных, творческих и интеллектуальных способностей у всех детей.

Ключевые слова: игровая деятельность, дошкольный возраст, познавательные способности, интеллектуальные способности, технология В.В.Воскобовича, интеграция образовательных областей.

THE USE OF EDUCATIONAL GAMES V. V. VOSKOBOVICH IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS.

Abstract. Background.  Today, the issue of education of intellectual, creative personality is still relevant. Given the importance of play activities in the development of preschoolers technology VV Voskobovich-an innovative, modern, original, creative and very good technique. The games are based on three basic principles-interest, knowledge, creativity.  Games are variable, versatile, multifunctional, have creative potential. The GEF is aimed at creating harmonious conditions for the development of children taking into account their intellectual, creative, cognitive, mental, physical and age characteristics, and the game technology meets the requirements of the GEF and covers every area of child development - social and communicative, cognitive, speech, artistic and aesthetic, physical.

The aim of the study. Identification and substantiation of the relevance of the use of educational games V. V. Voskobovich in the educational activities of preschool educational institutions for the formation of cognitive and intellectual abilities of preschool children.

Materials and methods. The methodology of the study is the analysis, generalization of research works of domestic scientists, and technology of educational games V. V. Voskobovich contributing to the development of a well-rounded personality.

Results. This article analyzes the problem of formation of cognitive and intellectual abilities of preschool children. The article also reveals the problem of using modern educational technologies, technologies of developing education, including the technology of developing games By V. V. Voskobovich. Its educational games are multifunctional. With the help of these games, it is possible to solve a large number of educational tasks.

Conclusion. Thus, purposeful and regular work on V. V. Voskobovich's games with gradual complication of games, allows supporting interest of children to game, and helps to achieve positive dynamics and increase of level of formation of cognitive, creative and intellectual abilities at all children.

Keywords: game activity, preschool age, cognitive abilities, intellectual abilities, V. V. Voskobovich's technology, integration of educational areas.

Введение. Детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности развиваются познавательные и интеллектуальные способности дошкольников; период ежедневных открытий, ощущения сказки.

Сегодня вопрос воспитания интеллектуальной, творческой личности по-прежнему остается актуальным.

Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Для детей, а особенно для дошкольников, самая лучшая форма проведения образовательной деятельности - это обучение с помощью игры.  Существует большое количество игр, способствующих развитию моторики рук, творческих и интеллектуальных способностей детей, но важно подобрать ту методику, которая помогла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать детей.

При проведении образовательного процесса используются современные образовательные технологии, технологии развивающего обучения, в том числе современные информационные технологии, интерактивная образовательная среда.

Учитывая актуальность значения, которую имеет игровая деятельность в развитии дошкольника на наш взгляд, данная задача полностью осуществлена в технологии В. В. Воскобовича, так как, развивающие игры – это инновационная, современная, самобытная, творческая и очень хорошая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество.  Игры вариативны, универсальны, многофункциональны, имеют творческий потенциал.

Цель исследования. Цель.ю педагогического исследования является выявление и обоснование актуальности использования развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Теоретическая база исследования. Развивающие игры значимы и интересны для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с несложной манипуляции с элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Вовлечение детей в процесс развивающих игр В.В. Воскобовича, предоставляют ребенку возможность творческого развития, процессов познания, активизации внимания. Это не просто игры – это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению, творчеству. Кроме того, герои сказок позволяют создать собственную сказку.

Игры В.В. Воскобовича способствуют развитию сенсорных и познавательных способностей, пространственного и логического мышления, воображения, произвольности и концентрации внимания. Через игру дети приобретают представления о количественном составе чисел, знакомятся с дробями и геометрическими фигурами; знакомятся со звуками и буквами, овладевают чтением и письмом. Все игры набора способствуют развитию мелкой моторики рук, способностей к конструированию. Многофункциональные конструкторы направлены на логико-математического развитие детей, развитие сенсорных и познавательных способностей, обучение конструированию, развитие глазомера и мелкой моторики обеих рук, кроме того, они способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения).

Игровая технология соответствует требованиям ФГОС и охватывает каждую область развития ребёнка - социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую, физическую.

          ФГОС направлен на создание гармоничных условий развития детей с учетом их интеллектуальных, творческих, познавательных, психических, физических и возрастных особенностей.

Задачи, поставленные ФГОС по областям развития, и задачи игровой технологии В. Воскобовича совпадают.

 Так же хочется отметить, что применение технологии в совместной с детьми деятельности, применение их в практике, позволяют решить конкретные образовательные задачи и обеспечить качество образовательного процесса.

Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе дают возможность перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.

Создавать условия мы начали с приобретения и изготовления с помощью родителей дидактических пособий: «Геоконт», «Коврограф», «Счетовозик», «Змейка», «Квадрат Воскобовича», «Геовизор», «Волшебный лес».

Провели мастер-класс для родителей, на котором познакомили их с данной технологией и совместно создали панно «Сказки фиолетового леса».

Применение игровых ситуаций с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича в обучающем процессе имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, применять при решении свой практический опыт, знания, умения.

Особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Мы знакомим детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбираем игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играем и занимаемся вместе с ними.

Игру преимущественно дополняет сказка. Она вводит ребенка в необычный мир возможностей и замыслов, учит оказывать содействие и сопереживать героям и событиям. Сказки-методики содержат дополнительную игровую мотивацию, помогают взрослому организовывать ненавязчивое обучение детей дошкольного возраста в развивающей игре.

На игровых занятиях дети попадают в сказочную страну, где живут сказочные жители. Герои сказочной страны обращаются к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просят детей научить их тому, чего сами еще не знают. Занятие превращается в необычное путешествие, а дети попадают то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую.  Они становятся путешественниками или следопытами, художниками или волшебниками, космонавтами или строителями.

Детям нравится, когда к ним на занятие приходят различные герои и приносят детям свои волшебные вещи и необычные задания. Ребята с удовольствие отправляются в гости к сказочным героям оказывают необходимую помощь, учатся новому.

При проведении занятий по образовательной области «Речевое развитие» дети придумывают названия собранным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют рассказы, беседуют друг с другом и взрослым, высказывают свою точку зрения.

В детской деятельности используются такие игры на буквенный анализ слов, как «Конструктор букв», «Прозрачные буквы, цифры», «Шнур-затейник» составление букв из частей по графическому образцу, придумывание и видоизменение слов. Коллективное составление слов из заданных букв в пособии «Яблонька» развивает у детей умение самостоятельно принимать общее для всех решение, учитывать способности других, слушать и слышать другого.

Работа над грамматическим строем речи (согласование существительных с прилагательными, существительных с числительными, работа над отрабатыванием предложно-падежных окончаний, практическое употребление предлогов, слов-синонимов, слов-антонимов), осуществляется с помощью следующих упражнений: например, изучая тему «Деревья» детей просим продолжить предложения с выложенным контуром дерева, изменяя слово, обозначающее предмет дерево по падежам, образование множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных существительных, например, (дерево-деревце, стол-столик, червяк-червячок). Работа над связной речью - составление рассказов по заданному персонажу; по заданной ситуации.  

На «Геоконте» для обозначения точек используются буквы, что способствует непроизвольному запоминанию букв. Дети при работе с «Геоконтом» выкладывают контуры по схеме, по картинке, по названию координат, оречевляют свои действия, развивая внимание, мышление, восприятие, ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций. В процессе использования с детьми технологии В.В. Воскобовича закрепляем поставленные звуки в словах, предложениях, развиваем слухоречевой самоконтроль детей.

Результаты и их обсуждение. В начале учебного года нами была проведена диагностика по выявлению уровня развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с рекомендациями автора развивающих игр В.В. Воскобовича, нами была использована диагностика интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет [4]. На начало учебного года были выявлены следующие результаты: высокий уровень имели 14% детей; средний уровень показали – 42 %; низкий уровень – 44% воспитанников. В результате проведенной работы на конец учебного года выявилась положительная динамика уровня интеллектуального развития детей, которая составляет 22%. Развивающие игры помогли пробудить интерес детей, исследовательский и творческий поиск, достаточно интенсивно развиваются сенсорные способности, память, логическое мышление. Дети стали сосредоточеннее, наблюдательнее, с удовольствием участвуют в исследовательской деятельности, проявляют творчество в играх.

Заключение. Технология разработана таким образом, что происходит интеграция различных областей образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнить физические упражнения, участвовать в экспериментировании, рисовать задуманный предмет, представлять себя персонажем и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать. Кроме того, использование сюжета позволяет затронуть нравственные проблемы поведения сказочных героев в различных бытовых ситуациях, побеседовать о нормах и правилах поведения, принятых в социальном обществе. Например, какой и как выбрать подарок для своих друзей, когда лучше приходить в гости, как вести себя за столом и т. д. Образовательное пространство методики «Сказки Фиолетового леса» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного.

Применение технологии «Сказочные лабиринты игры» дает хорошие результаты: мы отмечаем, что дети быстрее запоминают названия геометрических фигур, легко соотносят их с окружающими предметами, стараются изобразить при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывать из Волшебного квадрата. У детей обогащается словарный запас по всем лексическим темам, геометрическим понятиям (геометрия, угол, отрезок, прямая, луч и др.).

Некоторые родители нашей группы используют игры В.В. Воскобовича в совместных занятиях с детьми дома. Они придумывают интересные сказки, создают необычных героев, что бесспорно способствует речевому, познавательному развитию детей, развивая одновременно мышление, фантазию, память.

Целенаправленная и регулярная работа по играм В. В. Воскобовича с постепенным усложнением игр, позволяет поддержать интерес детей к игре, а также помогает добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности творческих и интеллектуальных способностей у всех детей.

Литература

  1. Бондаренко Т. М. (2009), Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ИП Лакоценин, Воронеж, Россия.
  2. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. (2015), ТЦ Сфера, Москва, Россия.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (2019), Просвещение. Москва, Россия.
  4. Харько Т.Г., Воскобович В.В. (2007), Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. Литера, Санкт – Петербург, Россия.
  5. Харько Т. Г. (2016), Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет). ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт – Петербург, Россия.

References

  1. Bondarenko T. M. (2009), Educational games in DOE. Abstracts of lessons on developing games Voskobovich. A practical guide for educators and methodologists DOE. IP Lucianin, Voronezh, Russia.
  2. Educational games of Voskobovich: a Collection of methodological materials / ed. V. V. Voskobovich, L. S. Vakulenko. (2015), SC Sphere, Moscow, Russia.
  3. Federal state educational standard of basic General education. (2019), Enlightenment. Moscow, Russia.
  4. Kharko T. G., Voskobovich V. V. (2007), Fabulous labyrinths of the game. Game technology of intellectual and creative development of preschool children 3-7 years. Litera, St. Petersburg, Russia.
  5. Kharko T. G. (2016), Methods of cognitive and creative development of preschoolers "Tales of the Purple forest" (for children 5-7 years). CHILDHOOD PRESS, St. Petersburg, Russia.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

«Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности дошкольного учреждения».

Перед  дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненны...

Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации

Коллективом МБДОУ д/с № 53 города Белгорода в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образо...

Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

Информация об опытеУсловия возникновения и становления опыта Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» ...

Статья «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения»

laquo;Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей,  для их правильного развития» Д. В. Менджерицкая....

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...