Музыкальное воспитание дошкольников: новые приёмы и методы работы.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смелова Лариса Викторовна

Из опыта музыкального руководителя ГБДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание дошкольников: новые приемы и методы  работы (из опыта работы музыкального руководителя)

Работа музыкального руководителя в современном дошкольном образовательном учреждении требует применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. 

Музыка – это источник детской радости и музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, дает  положительные эмоции, познание и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. В нашей жизни всё быстро меняется и приходится выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.

Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития. Особая роль в образовательном учреждении отводится созданию  музыкальной предметно-развивающей среды. Поэтому одна из целей в моей работе– найти инновационные подходы в обучении и в построении музыкально-игрового пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние.

       На сегодняшний день в практике музыкального образования имеют место быть инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребенка:

  • Коммуникативные игры и танцы.
  • Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
  • Элементарные формы музыкальной импровизации.
  • Логоритмические упражнения.
  • Ритмодекламации под музыку.
  • Музыкальный театр.

Когда я только начинала свою работу в детском саду- то проигрыватель с грампластинками был основным средством разнообразия фортепианного сопровождения. Сейчас же использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию, во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов; демонстрировать графический материал (модели, схемы)«посещать» музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. И всё это я активно использую при проведении занятий и развлечений.

             Второй год по теме самообразования я активно занимаюсь здоровьесберегающими технологиями.

             Первоочередная задача нашего государства - воспитание здорового образа жизни у детей и подростков. В большинстве образовательных учебных заведениях России выдвигается в приоритет воспитание и образование, связанное с охраной и развитием здоровья ребенка.

В связи с новыми нормативами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и в художественно – эстетическую образовательную область.

             Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической  работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

             К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью ребенка и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Система музыкально оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Речь с движением;

Пальчиковая гимнастика и игровой массаж;

Психогимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Валеологические песенки - распевки;

Ритмопластика и логоритмика

Музыкальная релаксация.

              Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.                                     Слушание музыки и разучивание текстов песен можно чередовать с игровым массажем или пальчиковой игрой, релаксацией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

            Современные методы здоровьесбережения на музыкальных занятиях помогают обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. И вносят в наши музыкальные занятия атмосферу раскрепощённости, радости и взаимопонимания.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» (звучит фоновая музыка или показ слайда)

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Ведущий дает инструкцию: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

             Все эти вышеописанные приемы могут сочетаться, дополнять друг друга, можете использовать только один прием на занятии, если вы видите, что дети устали или им не интересно на занятии, можно их этим отвлечь.

            Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

            Воспитанники должны познавать себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое воспитание младших дошкольников: Новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

laquo;Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы»(из опыта работы воспитателя)...

Физическое воспитание дошкольников: новые приемы и методы работы (из опыта работы инструктора по ФК)

Формирование основ здорового образа жизни - вот главная цель физического воспитания. Для достижения хорошего результата приемы и методы должны постоянно совершенствоваться....

Музыкальное воспитание дошкольников: новые приёмы и методы работы.

laquo;Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».  М. Монтень Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется с...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ...

«Физическое воспитание младших дошкольников: новые приемы и методы работы» (из опыта работы воспитателя)

Одна из главных целей по реализации основной рабочей программы дошкольного образования в нашем ГБДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционально...