Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей
рабочая программа (младшая группа)

Татьяна Юрьевна Онофрук

Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими еще не говорящими детьми, они сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др. Сколько в таких действиях доброты, непосредственности и самое главное пользы!

В самом деле: пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми дошкольного возраста, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности.

Основные задачи обучения:

Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук;

Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением;

Развивать зрительно – двигательную координацию;

 Последовательность разучивания игр с детьми

1.Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2.Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.

3.Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст.

4.Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5.Ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Дополнительные рекомендации

1.Не проводите игру с ребенком, если у вас озябли руки. Игра содержит отрицательный момент (холодные руки). Постарайтесь предварительно согреть руки.

2.Чтобы содержание игры было более понятным и образным, лучше заранее познакомить ребенка с ее персонажами (расскажите о персонаже, используя картинки или игрушки).

3.Поскольку ручки ребенка в возрасте 2х лет еще слабые, то пальчиковые игры с такими детьми реально проводить в виде «пассивной» гимнастики их рук и пальцев. (Взрослый читает текст прибаутки и сам выполняет нужные действия за ребенка, осуществляя сгибания и разгибания его пальцев)

4.Диалоги героев, о которых говорится в потешках, будут восприняты сильнее, если взрослый поможет исполнению текста другими актерскими приемами. (Использовать выразительную мимику, говорить голосом разных тембров, текст читать выразительно).

5.Возьмите за правило начинать игру и заканчивать ее в положительном настрое, даже если малыш на первых порах делает что–то не совсем верно. Главное  - правильно делать показ нужных действий, чтобы ребенок смог после некоторого числа их демонстрации запомнить нужную последовательность движений, технику их выполнений и правильный словесный текст.

6.Не забывайте расширять диапазон игр.

7.Сначала все упражнения следует показывать и выполнять медленно, в «рабочем темпе». Во время разучивания следите, чтобы малыш правильно воспроизводил и удерживал положение пальцев (ладоней, кистей) и правильно переключался с одного движения на другое.

8.Согласно одному из главных педагогических правил, в пальчиковых играх надо идти от «простого к сложному». Сначала следует показывать, запоминать и повторять серию движений, начиная с 1-2 из них. Но постепенно надо увеличивать количество жестов в игре, усложняя комментирующие их потешки.

Все выполнения пальчиковых и ручных упражнений с детьми можно условно поделить на следующие группы:

1.Упражнения выполняются одним пальчиком или всей ладошкой. Они достаточно просты, основаны на выполнении одной команды.

2.Упражнения требуют большей дефференцированности движений, учат действиям со всеми пальчиками поочередно. Пальцы рук осваивают систему их последовательного сгибания и разгибания.

3.Движения для пальчиков становятся более осмысленными, «нанизываясь» на сюжетный стержень потешки, отражая ее смысл. Движения для пальцев от условно – статических переключаются в более динамические. Развивается более точная координация.

Элементарные игры. Получили свое название потому, что состоят из 1-2 простейших жестов, которыми едва овладели дети. К подобным жестам относят выполнение команд: «Покажи!», «Найди!», «Позови!», «Погрози!», «Здорово!» и т.д.

Пальчики – зверята. Пальчики – предметы. В этих играх показано, как с помощью пальцев можно изображать разные привычные предметы – очки, ножницы, бинокль, а также разных зверей.

Фольклорные игры. Являются производными от фольклорных прибауток и потешек.(«Ладушки», «Водичка – водичка», «Мальчик – пальчик»)

Синхронные занятия обеих рук. Синхронные действия обеими руками – пальцами, ладонями, кистями, используются не только в виде тренировки, но и в разных жизненных ситуациях. («Стирка», «Маляры», «Моем окна», «Варим кашу», «Подтолкни машину»)

Универсальные рифмовки. Помогают совершенствовать уже приобретенные навыки подвижности пальцев.( «Мы шагаем», «Поможем маме», «Олени»)

Игры с литературными текстами. Это стихи «прокомментированные» ритмическими движениями.(«Апельсин», «Восьмое марта», «Засолка капусты»)

Разные игры с пальчиками. Правила в которых основаны на действиях руками, но, в то же время требуют более высокой степени внимания и скоорденированности. ( «Кто приехал?», «Жила – была девочка», «Прогулка»)

Пальчиковый теневой театр. При помощи пальчиков можно показать различные истории. («Петушок», «Собачка», «Кто боится своей тени?»)

Массаж для пальцев. Простейшими приемами массажа рекомендуется заканчивать пальчиковую гимнастику.

«Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей»

И. А. Агапова, М. А. Давыдова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Презентация "Развитие речи и творческих способностей детей через театральную деятельность"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6888429","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...

Ниткография как средство развития речи и творческих способностей детей.

Ниткография как средство развития речи и творческих способностей детей...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ИСКУССТВА

Аннотация: В статье отражены методы и приемы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста, развивающие речевые возможности ребенка, посредством театрализованных игр и постановок....

Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей

Вашему вниманию представлен буклет для родителей, который знакомит их с речевыми играми детей дошкольного возраста....

«Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей».

laquo;Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до...