«Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Бирюкова Елена Евгеньевна

 «Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием». А. Дистервег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию.29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 комбинированного вида» города Пикалёво

План работы по самообразованию.

Тема: «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей»

Бирюкова Елена Евгеньевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Образование: среднее специальное (учитель начальных классов)

Курсы повышения квалификации по программе «Дошкольное воспитание и обучение в условиях модернизации образования» (в объёме 112 часов) Санкт-Петербург, 2013 год

Начало работы над темой: сентябрь 20014 год

Предполагаемое окончание работ: май 20015год

Тема: «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей»

Цель: «Развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через развитие мелкой моторики кистей рук»

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме
  •  разработать перспективный план работы с детьми на год
  •  создать проект по бисероплетению
  • подготовить материал для родителей  по теме « Таланты детей находятся на кончиках пальцев»
  • оформить в группе мини- центр « Пальчиковые игры»

Актуальность проекта

Развитие мелкой моторики кистей рук детей необходима для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: “Ум ребенка находится на кончике его пальцев”. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения.

Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения.

Реализация работы  предполагается с сентября по май и будет включать три этапа:

Аналитико-диагностический который будет включать следующие задачи:

1. Выявить проблемы развития речи воспитанников;

2. Определить уровень компетентности родителей по вопросам стимуляции мелкой моторики кистей рук.

3. Познакомить родителей с проблемами развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения речевого развития.

Решение задач подготовительного этапа предполагает следующие мероприятия:  Разработать опросник для родителей по изучению понимания значимости, степени осведомленности о развитии мелкой мускулатуры кистей рук, потребности в знаниях и умениях по решению этих проблем. Предложить заполнить опросник каждой семье, проанализировать полученные результаты. Провести диагностику уровня развития детей, включающую в себя обследование мелкой моторики, артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия. Подобрать, изучить литературу по вопросам развития мелкой мускулатуры кистей рук, cиcтематизировать материал.

Основной этап реализует следующие задачи:

1. Познакомить родителей с проблемами мелкой моторики с целью повышения их мотивационной готовности к речевой работе с детьми.

2. Создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук;

3. Внедрить разработанные требования и направления к проведению пальчиковых игр в работе с детьми и обеспечить его психолого-педагогическое сопровождение.

Этап предполагает актуализацию в сознании родителей воспитанников своей роли в воспитании и обучении детей. Методами этой работы будут подгрупповые и индивидуальные игры, консультации, беседы, практикумы, тренинги проводимые педагогами – специалистами ДОУ.

Он включает подбор книги, материалов консультаций, специальных памяток в библиотеку для родителей, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, приобретение и изготовление дидактических, настольно – печатных игр для развития мелкой моторики. Родители смогут взять книги, памятки, разработки, игры домой во временное пользование, а некоторые наиболее востребованные материалы можно тиражировать с помощью родителей.

Собранный методический и практический материал по проблеме развития мелкой моторики дошкольников предполагается презентовать родителям с помощью таких форм, как выпуск цветных рекламных проспектов, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, практикумов.

В процессе занятий с детьми необходимо анализировать трудности, с которыми они сталкиваются при освоении материала.

месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь

Игры-манипуляции: сюжетные пальчиковые упр.; пальчиковые упр. со звуковой гимнастикой; пальчиковые кинезиологические упр.; театр в руке, теневой театр.

Выступление на собрании педагога-психолога «Развитие движений пальцев рук».

Подборка консультаций

«Мама и папа, поиграйте с нами дома»(пальчиковые игры в стихотворной форме); «Пальцы-дружная семья».

октябрь

Работа с карандашом              ( обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий и диктантов.

Взаимосвязь с музыкальным работником:

музыкально-пальчиковые игры.

Опрос «В какие игры вы играете дома с ребёнком?»

ноябрь

Работа с различными семенами                  (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров).

Консультации для педагогов «Использование пальчиковых игр».

Картотека для родителей        

 « Таланты детей находятся на кончиках пальцев».

декабрь

Использование различных приспособлений      ( массажные мячики, валики, «ёжики», семена).

Устный журнал с выступлением учителя-логопеда по теме «Играя пальчиками, развиваем речь».

Обучающие практикумы.

Подборка методической и детской литературы по данной теме.

январь

Игры с нитками        (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

Пальчиковый игротренинг для педагогов.

Консультация-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей».

февраль

Завязывание бантиков,шнуровки, застёгивание пуговиц и замков.

Изготовление совместно с педагогами пособий из бросового материала по данной теме.

Предложить пособия и игры, используемые для развития мелкой моторики рук.

март

Плетение из бисера цепочек, объёмных изделий, подарков для родителей.

Привлечение специалистов для изготовления разнообразных подарков.

Творческая мастерская: «Бисерная магия».

апрель

Игры в «сухом   бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками                  ( нахождение заданных предметов; угадывание предметов с закрытыми глазами на ощупь).

Мастер-класс по использованию комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, используя те нетрадиционные материалы, при помощи которых рисуют дети.

Различные памятки по теме: «Игры с прищепками»; «Пока мама на кухне».

Познавательная игротека: «Различные штриховки», «Речевые тренажёры», «Простые поделки из бисера».

май

Работа с бумагой     (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Диагностическое обследование совместно с педагогами.

Конференция с родителями по обмену опытом семейного речевого воспитания выпускников.

Ожидаемый результат:

1.Снижение процента детей с речевыми нарушениями.

2.Повышение компетентности родителей по данному разделу.

3.Заинтересованность родителей в тесном сотрудничестве с ДОУ.

4.Повышение авторитета ДОУ и его специалистов в социуме.

Практические выходы:

  • Оформление папки-передвижки «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры»
  • Проект. Тема «Обучение старших дошкольников плетению из бисера , как средство развития познавательной активности».

Показателями эффективности работы  будут считаться:

1. Уменьшения количества детей с низким уровнем речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.

2. Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.

3. Повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.

4. Возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр.

Распространение результатов.

Опыт внедрения моего работы  может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных  психолого – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличится объём и темп движений пальцев рук, исчезнет двигательная неловкость, улучшится переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научатся  свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.

Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.

Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Литература

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольника / [Текст] – 2002. – с. 154.

2. Коноваленко В., Коноваленко С. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика / [Текст] / В.В. Коноваленко - М. Просвещение, 2004. – С. 207.

3. Алябьева Е. логоритмические упражнения без музыкального сопровождения / [Текст] / Е.А. Алябьева - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С. 56.

4. Черенкова Е. Развивающие игры с пальчиками / [Текст] / Е.Черенкова - М.: Просвещение, 207. – С. 157.

5. Агапова И., Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи / [Текст] / - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С. 86.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника / [Текст] - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – С. 75.

7. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / [Текст] / - СПб: Детство-Пресс.2001

8. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи. / Вопросы дифференцированной диагностики. / [Текст] / - СПб. Детство-Пресс. – 2005.

9. Цвынтарный В. Играем пальчиками – развиваем речь. / [Текст] / СПб. “Лань” - 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Презентация "Развитие речи и творческих способностей детей через театральную деятельность"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6888429","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...

Ниткография как средство развития речи и творческих способностей детей.

Ниткография как средство развития речи и творческих способностей детей...

Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей

Вашему вниманию представлен буклет для родителей, который знакомит их с речевыми играми детей дошкольного возраста....

Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей

Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей...