«Роль консультативных пунктов психолого – педагогической, медико-социальной, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с разными образовательными потребностями»
статья

Бабешко Юлия Сергеевна

 

«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей, именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками и участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»

 В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_babeshko_kp.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Составила:

педагог-психолог МБДОУ № 14 «Солнышко»  Бабешко Ю.С.

«Роль консультативных пунктов психолого – педагогической, медико-социальной, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с разными образовательными потребностями»

«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей, именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками и участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»

 В.А. Сухомлинский

           Как известно, государство начинается с семьи, и в статье №18 « Закона об образовании РФ» сказано, что первыми педагогами детей являются родители Дети – наше продолжение, наше отражение,  наше наследие и подарок миру. А как же воспитать самых лучших подарков? Таким вопросом задаются все родители, а наша задача как педагогов помочь им в этом не легком труде. Как раз и призван заниматься Консультационный Пункт, что же это такое?

КП - Одна из  новых эффективных нетрадиционных форм работы с родителями.

Что такое Консультационный пункт, теперь известно, а с какой же целью он создан?

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста.

        Нормативно – правовая основа создания Консультационного пункта лежит в основе следующих документов:  

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» в РФ статья 64. Дошкольное образование пункт 3.
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 02.07.2013)
  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)
  • Федеральный закон от 21.07.1998 №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Назначение консультативных пунктов

1. Обеспечение диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в дошкольных учреждениях;

 2. Помочь гармоничному развитию детей;

3. Обеспечить доступность дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад по разным причинам.

Основные задачи Консультационного пункта:

 Психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;

  Своевременное выявление детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью оказания им коррекционной помощи и психолого-педагогической поддержки их семьям;

  Адаптация, социализация и интеграция детей с нарушениями развития (риском нарушения);

  Содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

 Обеспечение равных стартовых возможностей детям 5-7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, при поступлении в школу;

 Разработка индивидуального маршрута и рекомендаций по оказанию ребёнку возможной психолого-педагогической помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье.

С какими же семьями мы сталкиваемся?

  1. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (далее – семьи детей с ОВЗ).

2. Родители детей раннего и дошкольного возраста, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать дошкольные образовательные организации (детские сады полного дня/группы кратковременного пребывания/центры игровой поддержки ребенка/ лекотеки и т.д.).

3. Родители, которые приняли решение о реализации права на семейную форму образования детей.

 4. Семьи, принявшие детей на воспитание – в разных формах семейного устройства: оформление приемного родительства, опека, усыновление.

5. Родители, дети которых в силу разных причин и обстоятельств проявляют признаки девиантного поведения.

6. Так же необходимо выделить проблематику обращений, связанную с конфликтными ситуациями: как в семье ребенка (подростка), так и в образовательных организациях.

        Специалисты, работающие в пункте, способны помочь родителям грамотно оценить развитие ребёнка с учётом возрастных особенностей и норм. Отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний может привести к неадекватной оценке возможностей ребёнка. Так, для многих родителей характерно завышение требований к ребёнку, ориентация на раннее обучение и развитие. А если дошкольник в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей не способен усвоить ту программу, которую составили для него взрослые, то у родителей может возникнуть тревога по поводу его развития. Другие же родители склонны считать ребёнка маленьким и несмышленым длительное время. Занижение требований также приносит отрицательные плоды. Поэтому помощь специалистов здесь необходима. 

Каковы же основные формы работы специалистов пункта:

1. Диагностика различного профиля (в том числе и мониторинги), консультирование

Диагностика осуществляется специалистами пункта в зависимости от запроса родителей (законных представителей).

2. Консультирование – основной вид деятельности

Тематика консультирования разнообразна и касается вопросов обучения, воспитания, социализации детей от 2 месяцев до 7 лет.

  • эмоциональное состояние ребенка;
  • особенности воспитания ребенка с ОВЗ;
  • поведенческие проблемы ребенка;
  • проблемы в обучении и воспитании детей;
  • особенности детско-родительских отношений;
  • тревожность и страхи у детей;
  • психологическая готовность ребенка к школьному обучению;
  • предупреждение заикания у детей;
  • использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи;
  • признаки неблагополучия в психомоторном развитии ребенка раннего возраста;
  • развитие психических процессов на занятиях логопеда;
  • речевые игры как средство коррекции звукопроизношения и формирования лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.

Очень интересное преимущество ПУНКТА: Консультации родителям специалисты пункта могут оказывать посредством телефона и  сети интернет, когда родители задают вопрос на сайте, а специалист на него отвечает.

Кроме устных консультаций, консультаций в сети интернет родители получают полезную информацию на печатных и электронных носителях.

  • буклеты,
  • памятки,
  • подборки практического материала.

    Организация психолого-педагогической помощи родителям строится на основе интеграции деятельности разно профильных специалистов:  

  • педагога-психолога,
  • учителя-логопеда,
  • инструктор по физической культуре,
  • музыкального руководителя
  • медицинской сестры

      В нашем учреждении КП созданы сравнительно недавно и занимались они консультированием родителей детей, не посещающих детский сад.

Если посмотреть на статистику, то в 2017 году было 532 обращения, консультации по разным запросам,  получили 302 родителя, в 2018 году 596 обращений, и 344 родителя мы видим, что потребность в КП возрастает с каждым годом, если говорить об 2019 годе, то 1 полугодии консультации получили 30 родителей, а  только  за июль месяц проведено 136 консультаций, т.к сейчас,  мы стараемся охватить абсолютно всех родителей, имеющих детей.

     Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.

Так, к основным проблемам можно отнести:

- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. 

Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов ПУНКТА родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;

преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.

Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Оказывает помощь этой категории взрослых воспитатель, педагог-психолог;

нарушение развития речи у детей.

 У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Оказывает помощь этой категории взрослых учитель-логопед;

- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам. 

Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты центра;

готовность ребёнка к школьному обучению. 

Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.

        Анализируя деятельность по работе консультационного пункта, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись: - нередко обращаются родители, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, но в данных учреждениях нет специалистов: учителей-логопедов и педагогов-психологов. Как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и нуждаются в комплексной помощи специалистов;

отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов Пункта.

       Хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего пункта с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома.

     Помощь родителям в консультационном пункте оказывается бесплатно. Родители могут получить консультацию при первом обращении в консультационный пункт или договориться о встрече с конкретным сотрудником дошкольной организации. Обращение фиксируется в «Журнале предварительной регистрации запросов родителей». Такой лист заполняется и в том случае, если родители пришли на приём без предварительной регистрации.

    На данном этапе развития общества недооценить роль консультационных пунктов невозможно, они очень важны. В нашей республике и в Тахтамукайском районе это очень хорошо понимают.

В целях реализации мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», Национального проекта «Образование», где одним из главных показателей является «Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей»,  созданы консультационные пункты во всех ДОУ и дошкольных группах при 5 школах.

Организовано эффективное сотрудничество образовательных организаций с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.      

На сегодняшний день в районе проведено 680 консультаций для родителей (законных представителей) у которых имеются организованные и не организованные дети.      

       В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», входящего в состав национального проекта «Образование», в период с 2019 — 2024 гг. на территории Тахтамукайского района будет реализовываться региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей».

Основной целью регионального проекта является создание условий для повышения компетентности родителей, обучающихся,  в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей, путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей следующих целевых групп:

- от 0 до 3 лет, получающих дошкольное образование в семье;

- от 3 до 7 лет, являющихся воспитанниками МДОУ.

Грант из федерального бюджета в форме субсидий в рамках федерального проекта получен Государственным бюджетным учреждением Республики Адыгея «Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». В свою очередь ГБУ РА «Центр ПМПК» заключил договора с представителями (педагогами) и нашего района о сотрудничестве достижения поставленных показателей.

В районе организована работа консультационных пунктов на базе всех детских садов и дошкольных групп при школах. На сегодняшний день из 19 дошкольных образовательных организаций и групп дошкольного образования с 5 – ю педагогами-психологами заключены контракты на оказание консультативных услуг, родителям имеющим детей.

До конца 2019 года было запланировано проведение 400 консультаций.

Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей оказано:

I квартал 2019г. – 133 услуги;

II квартал 2019г. – 103 услуги;

Июль 2019г. – 444 услуг.

Из них родителям детей в возрасте от 0-3 лет оказано 84 услуги, от 3-7 лет – 596 услуг.

Таким образом показатель, утвержденный по проекту перевыполнен.

Для эффективной работы педагогов, оказывающих услуги ранней помощи с родителями будет предложено создание мини сайтов, закладок на рабочих сайтах образовательных организаций для оказания услуг ранней помощи с возможностью взаимодействия через обратную связь.

Также на региональном уровне будет предложено создание горячей линии по консультированию родителей.

С целью повышения профессионального уровня и квалификации педагогов  были проведены:

  1. Семинар, в рамках реализации федерального  проекта  «Поддержка семей, имеющих детей», организованный  Управлением Образования Тахтамукайского района, на котором были заданы направления деятельности дошкольных учреждений
  2. Курсы повышения квалификации,  рамках реализации федерального  проекта, «Поддержка семей, имеющих детей»,  в городе Майкопе, на которых более подробно излагались особенности работы с родителями детей с ОВЗ, семьями желающими принять на воспитание детей оставшихся без попечения родителей,  семейное и образовательное право, больщое внимание уделялось новому вопросу «Семейное воспитание» (направление и содержание консультирования родителей школьников и дошкольников,  находящихся на семейном обучении), а также характеристика основных запросов и потребностей родителей в сфере консультирования

     Из  выступления становится понятно, что на нас возложена огромная ответственность за полноценное развитие подрастающего поколения, с этой же целью мы должны оказывать помощь и поддержку родителям.

«Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие консультативного центра совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

«Играем с собачкой»Музыкальный руководитель - Вшивкова Анастасия ТагировнаЛогопед - Малышева Наталия Ивановна Герой дня: собачкаЗанятия: музыкально – логопедическое занятие.Цель дня: повышение эм...

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в СПДО «детский сад «Зоренька», реализующим общеобразовательную программу дошкольн...

ПЛАН РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ на 2016- 2017 год.

Консультативный пункт создается в целях  обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания  психолого-педагогической помощи родителям (законным представит...

Программа работы консультативного пункта психолого-педагогической помощи по работе с семьями, воспи-тывающих детей на дому, а также по-сещающих образовательные органи-зации и нуждающихся в квалифици-рованной помощи специалистов «Ка-рапуз»

Цель рабочей программы – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всес...

«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».

В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный инстит...

Система консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка посвящена организации и проведению системной консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике  детского дорожно-т...

Консультативный центр для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Консультативный центр для родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей с ОВЗ....