Методика проведения песочной терапии на световом столе в образовательном процессе ДОУ
статья

Волкова Ирина Михайловна

Методика проведения песочной терапии

на световом столе в образовательном процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_pesochnoy_terapii.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения песочной терапии

на световом столе в образовательном процессе ДОУ

И. М. Волкова,

воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 14», г. Орел

В настоящее время технология песочной терапии привлекает пристальное внимание многих педагогов. Данная методика актуальна в практике дошкольного образования, так как применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы, она помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.

По мнению, Сапожниковой О.Б., Гарновой Е.В., занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы. Занятия песочной терапии помогают детям лучше узнать себя и открыть свой творческий потенциал [5]. В песочных картинах Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д выделяют важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы сюжета событий взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется. Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего так и внешнего плана — в этом и проявляется его сила. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
Также песочница - это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект [2].

Песочная терапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Пескотерпия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Пескотерапия- одна из разновидностей игротерапии.

Одной из самых современных и интересных методик песочной терапии является рисование песком на световом столе [1].

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия проводятся в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Входе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним.

При песочной терапии на световом столе рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги. Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. В определенных случаях Л.А. Григорян предлагает использовать желтый, оранжевый и красный цвета как хорошо раздражающие сетчатку.

Занятия с песком могут включаться в образовательный процесс (НОД, индивидуальная работа с детьми), например НОД: ФЭМП-ознакомление с геометрическими фигурами, ребенок их может не только увидеть, узнать, как они называются, но и самостоятельно их нарисовать, потрогать Оценив при этом размер, форму, количество и разницу. Так происходит воздействую на различные анализаторы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический).

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. предлагают при использовании песочной терапии в образовательном процессе ДОУ ориентироваться на основные принципы игр на песке:

 1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующее возможностям ребенка; формулируются инструкции к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути [3].

При пескотерапии на световом столе используются чаще всего следующие формы работы с детьми: индивидуальные игры, парные игры, групповые игры

Материал и оборудование необходимые для проведения песочной терапии на световом столе:

  1. Световой стол.

Требование, предъявляемое к световому столу - это его безопасность. Следует обращать внимание на то, чтобы края стекла были обработаны и углублены в специальные пазы основы стола (лучше использовать матовое оргстекло). Проводка лампы для подсветки должна быть хорошо изолирована.

2. Песок. Для рисования годится любой мелкий (не только кварцевый) песок, но предварительно его нужно просеять, промыть горячей водой, высушить и прокалить.

3. Коллекция миниатюрных фигурок, ребристый мячик, деревянные фигурные рейки. Разнообразные фигурки представляют собой миниатюру всего, что когда-либо встречалось, встречается и будет встречаться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов. Желательно, чтобы размер фигурок не превышал 10-12 сантиметров. Но некоторое количество достаточно больших представителей должно присутствовать.

При проведении упражнений с песком на световом столе М. Зейц предлагает использовать следующие технологии рисования:

1. Песком: высыпание из кулака, из щепотки. Для рисования объектов песком набираем немного песка в руку, выпускаем его тоненькой струйкой из зажатого кулака, изображаем границы образов на чистой поверхности светового стола. Высыпанием из щепотки изображаем мелкие детали.

2. На песке: работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в руки и рассыпаем его равномерным слоем по поверхности светового стола. Методы рисования песком: кулаком, ладонью, ребром ладони, пальцем, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечением лишнего, используя специальные инструменты[4].

При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева):

•        скользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

•        создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами). Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. выделяют 5 шагов организации игрового процесса при проведении песочной терапии, в том числе и на световом столе:

Первый шаг — демонстрация песочницы или светового стола 
Второй шаг —демонстрация коллекции фигурок 
Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки». Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке. 
Игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений рекомендуется познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются. Например: "В нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы. Песочный Человечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть. Несколько раз дети повторяют правила работы с песком. В дальнейшем дети повторяют ритуал входа в страну с некоторыми изменениями. Например, вызывая Песочного Человечка, они стоят вокруг песочницы, взявшись за руки, и рассказывают о том, как использовали знания, полученные в ходе занятий с песком (нарисовали картину, рассказали маме и сестренке; посадили рассаду на подоконнике, попросили воспитателя или родителей прочитать о том, что узнали в детской энциклопедии, и пр.), о своих желаниях и просьбах (узнать буквы; поиграть с трансформерами и с покемонами, узнать, как раньше строились города, научиться решать задачи и пр ); о проведенном дне, о своих мечтах.
Четвертый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. 
Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др ). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.
Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода. 
Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Через практические занятия с песком стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, развивается тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольность внимания и память. В ходе занятий дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получая первый опыт саморефлексии, учатся понимать самих себя и других людей.

Использование песочной терапии по исследованиям Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В дает положительные результаты:

  • Дети чувствуют себя более успешными;
  • На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  • В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
  • Страх и напряжение исчезает.

Список литературы:

1. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. - Журнал "Старший воспитатель"№ 5/2012 г.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПБ. Институт специальной педагогики и психологии, 1998. -50 с.

3.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПБ. 2006

4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке Практические рекомендации». М.: ИНТ. ,2010г.           

5.Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников, ООО Сфера, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия на световом столе для детей дошкольного возваста

Песочная терапия в системе здоровье сберегающих технологий обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наря...

песочная терапия на световом столе для детей дошкольного возраста

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии ос­новных процессов познания и мыш­ления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимае­мые предметы с имеющимся у них представл...

Песочное рисование на световых столах.

Песочная анимация – является современным, модным, одним из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства. Вы рисуете песком на световом столе, создавая неповторимые обра...

песочная терапия на световом столе для детей

Песочная терапия – это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желанья и во...

Доклад "Песочная терапия на световом столе для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данный материал включает в себя:ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯИГРЫ С ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, РАЗМЕРОМИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕНН...

Консультация для родителей (старшая группа) Песочное рисование на световых столах.

Песочная анимация – является современным, модным, одним из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства. Вы рисуете песком на световом столе, создавая неповторимые образы и р...

Упражнения песочной терапии на цветовом столе

Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (п...