Песочная терапия на световом столе для детей дошкольного возваста
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Альфимова Наталия Викторовна

Песочная терапия в системе здоровье сберегающих технологий обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук ребенок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2-4 ребенка), развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

Практические занятия играют важную роль в развитии познания и мышления. Зрительная память помогает воссоздавать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики руки, поэтому в коррекционной и развивающей  работе эффективен метод песочной терапии. В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним.  Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушария, раскрепощает и гармонизирует человека.

Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги.

Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. Желтый, оранжевый, красный цвета хорошо раздражают сетчатку.

Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно управлять его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие мышление и настроение.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений  и может использоваться для работы с детьми, начиная с 2-3 летнего возраста. Для детей до 5 лет занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе), в частности с детско-родительскими парами.

Размеры и форма  стола не имеют принципиального значения. Главное требование - его безопасность. Края стекла должны быть обработаны и углублены в специальные пазы основы стола. Проводка лампы для подсветки должна быть хорошо изолирована. Для рисования годится любой мелкий песок, не только кварцевый. Предварительно его нужно просеять, промыть горячей водой, высушить и прокалить.

Игровой сеанс можно проводить в затемненной комнате с использованием музыкального сопровождения. Ребенку предложить на выбор игрушки из киндер-сюрпризов или цветные стеклянные камешки для оформления аквариумов.

Вопросы следует задавать в конце занятия, чтобы не прерывать творческую деятельность ребенка. В этом процессе заключается больше, нежели просто  занятие рисованием, так как создается возможность для психологического преодоления ребенком внутренних проблем и конфликтов. В ходе серийного рисования часто дети используют определенную тему. При оценивании песочного изображения учитываются стадии серийного рисования. В процессе  применения метода серийного рисования с детьми с детьми с незначительными и умеренными  психическими расстройствами установлены три стадии: начальная, средняя и завершающая. Каждая из них характеризуется типичными образами и темами:

-на начальной стадии (1-4 занятия) песочные изображения отображают внутренний мир ребенка, отражая причину возникновения проблем и присутствие психолога в виде дружелюбного гиганта, доктора, нянечки;

-на средней стадии (5-8 занятия) песочные рисунки отражают испытываемые ребенком эмоции. Рисунок - это мостик для перехода к обсуждению болезненного вопроса или для раскрытия тайны;

-на завершающей стадии (9- 12 занятия) ребенок рисует образы, отражающие смысл его мастерства, самоконтроль и достоинство.  Сцены отображают положительную атмосферу (отсутствие войны, насилия и разрушения). Центральный символ – автопортрет, картинки, отражающие независимость от психолога.

Вывод: рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольность внимания и память. В ходе описанных занятий дети начинают прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, получая первый опыт само рефлексии, учатся понимать самих себя и других людей.

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

с использованием метода рисования песком на световом столе

Название

Цель

Форма

Содержание

Сентябрь

«Знакомство»

Знакомство детей с песком, снижение мышечного напряжения

Инди ви-дуаль-ная, груп-повая

Психолог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому стеклу, проводит по нему пальцем, показывая, яркую контрастную линию и просит его провести несколько хаотичных линий.

Игры Т.Н. Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой.

Рисование кулаком, ладонью, ребром, щепотью, мизинцами.

«Песчаный пляж»

Развитие тактильной чувстви-

тельности, регуляция мышечного напряжения

Инди-ви-дуаль-ная, груп-повая

Психолог предлагает ребенку представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок.… Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко…. Над тобой голубое небо, теплое солнце… Волны мягко подкатываются к ногам, ласково гладят их и все тело…  (пауза - поглаживание ребенка). Гладят… (имя). Ты ощущаешь приятную свежесть морской воды на лице, на спине, на животе, на руках и ногах….Во всем теле чувствуется легкость, ты дышишь легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потрогай песок – он прохладный и сыпучий. Закрой глаза, на глубоком вздохе набери в руки песок и как можно сильнее сожми пальцы в кулак. Удерживая песок, задержи дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпай песок… Теперь аккуратно стряхни его с ладоней. А теперь потянись и на счет «три» открой глаза. Ты полон сил и энергии!

«Веселый-грустный-сердитый-испуганный»

«Мое настроение»

Знакомство детей с основными эмоциями, эмоциональными состояния-ми и чувствами, помощь в их осознании и вербализа-ции

Определе-ние эмоционального состояния, отражение его вербально и невербаль-но, рефлексия

Груп-повая

Груп-повая

Детям предлагается нарисовать песком на световом столе животных, выражающих эмоции: радость, злость, испуг, обиду, удивление. Дети составляют рассказ по плану:

-кто нарисован;

-какое настроение у нарисованного животного;

-что оно чувствует;

-что с ним случилось и почему;

-что можно ему посоветовать

Детям раздаются зеркала и карточки - пиктограммы. Ребенок изображает  эмоцию, изображенную на пиктограмме, запоминает ее и рисует н песком на световом столе. Дети рассказывают о своих рисунках (какое настроение изобразил, когда он испытывает это чувство, обсуждение с детьми своих эмоций и чувств)

«Я и мои чувства»

Развитие тонкой моторики, формирование адекватной самооценки

Инди-ви-дуаль-ная и груп-повая

Дети продолжают фразы:

-Слух помогает мне…

-Зрение помогает мне…

-Обоняние помогает мне…

-Пробуя пищу на вкус, я могу…

Дети выбирают один из своих ответов и рисуют на световом столе. Например, слух помогает мне услышать пение птиц, рисует птицу.

«Фотогра-фия»

Развитие мелкой моторики руки и координа-ции движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности

Груп-повая, в па-рах

Дети делятся на пары, внимательно смотрят друг на друга, запоминают внешний вид, прическу партнера и рисуют на световом столе портрет. Обсуждение «фотографий».

«Разговор через стекло»

Развитие коммуникативных навыков и моторики, воображе-ния

Груп-повая, в парах

Представьте себе, что вас и вашего друга разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо рассказать ему о каком-то предмете. Говорить запрещено, да и друг вас все равно не услышит. Попробуйте через стекло передать описание предмета. А ваш партнер должен отгадать, что это за предмет, и нарисовать его песком на столе. Встаньте друг против друга. Начинайте! Все остальные участники внимательно наблюдают за происходящим, не комментируя. По окончании упражнения проводится обсуждение.

«Рукавички»

Формирование коммуникативных навыков, развитие умения договари-ваться друг с другом, приходить к общему решению; формирование навыка взаимопо-мощи.

Груп-повая, в парах

Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, Чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на  рукавичках, но сначала им нужно об этом договориться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...

песочная терапия на световом столе для детей дошкольного возраста

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии ос­новных процессов познания и мыш­ления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимае­мые предметы с имеющимся у них представл...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Проект «Путешествие в  песочную страну»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста»)...

Методика проведения песочной терапии на световом столе в образовательном процессе ДОУ

Методика проведения песочной терапиина световом столе в образовательном процессе ДОУ...

песочная терапия на световом столе для детей

Песочная терапия – это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желанья и во...

Доклад "Песочная терапия на световом столе для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данный материал включает в себя:ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯИГРЫ С ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, РАЗМЕРОМИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕНН...