Главные вкладки

    Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
    проект по коррекционной педагогике на тему

      Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья [25]. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды  арт-терапии: изо терапия; песочная терапия.

    Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира [9, 6].

    Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К .Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

    Автор метода песочной терапии, швейцарский  юнгианский  аналитик Дора  Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

    Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира [6, 4]. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека

    Целью коррекционной  деятельности является  развитие творческих способностей   детей  через использование метода песочной терапии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pesochnitsa_3.docx36.24 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Проект «Путешествие в  песочную страну»

    («Песочная терапия в развитии творческих способностей

    детей дошкольного возраста»)

       

    Разработала:

    Воспитатель коррекционной группы

    Богапова Т.Г.

      К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.

      Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья [25]. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды  арт-терапии: изо терапия; песочная терапия.

    Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира [9, 6].

    Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К .Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

    Автор метода песочной терапии, швейцарский  юнгианский  аналитик Дора  Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

    Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира [6, 4]. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека

    Целью коррекционной  деятельности является  развитие творческих способностей   детей  через использование метода песочной терапии.

       

    Актуальность:

           Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на « эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для  развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного  возраста с целью  развития их творческих способностей

    Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.  Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

    На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    1. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме арт-терапии;

    2. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для детей дошкольного возраста;

    3. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей, используя игры с песком;

    4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу  коррекции детей, к повышению их творческих способностей;

     

    Данный проект рассчитан на детей дошкольного  возраста, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ.. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации с детьми дошкольного возраста:

    •        с помощью игр с песком на групповых профилактических мероприятиях,

    •        во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,

    •        на совместных тренингах с родителями,

    •        на педагогических советах,

    •        индивидуальных  консультациях.

    Условия реализации.

    Условиями реализации предложенного проекта являются следующие:

    •        организация предметно-развивающей среды в ДОУ,

    •        осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,

    •        создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

    •        включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

    Содержание проекта.

            

            Материально-техническое обеспечение:

    - Световой планшет для рисования песком .

            -Пластмассовый  ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.

    -        Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

    -        «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В  набор  входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои , злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки -  все, что может быть использовано в песочных играх;

    -        дидактические пособия.

    Методическое обеспечение:

            -теоретическая и методическая литература,

                                 

     Участники проекта:  дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

     

    Предмет исследований:

    световой планшет для рисования песком, песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек.              

      

    Название проекта

     

     Волшебный мир песка

    Вид проекта

    Творческий, коррекционный

          Цель проекта

       

     Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка,  коррекция его эмоционально-волевой сферы .

    задачи

    проекта

     

    ·        Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.

    ·        Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

    ·        Развивать  творческие способности детей;

    .       Обогащать и активизировать словарь детей.

    .   формировать представления об окружающем мире.

       Сроки и этапы

    реализации проекта

     

     Проект  долгосрочный

         Исполнители

    проекта

       

    Дети разновозрастной коррекционной  группы, их родители

    Ожидаемые конечные       результаты

    реализации проекта

    Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, стабилизация (или укрепление) эмоционально-волевой сферы.

      

      Противопоказания:

    1.Высокий уровень тревожности.

    2. Кожные заболевания и порезы на руках.

    3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.

    4. Астма.

     

           Этапы проекта:

      1 этап –

    (организационный)

    поисково-теоретический

    (сентябрь-октябрь)

    • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме

    • Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы и гипотеза,

    • Подбор необходимого дидактического инструментария.

    2 этап –

    - подготовительный (предварительная работа  детьми,     родителями).

    ( Ноябрь)

    • Диагностическое обследование детей

    • Анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

    • Составление и обсуждение поэтапного плана проекта, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

    • Создание банка идей и предложений;

    • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

    • Планирование деятельности.

     3 этап – творческий (практическая работа: беседы, консультации,   занятия.).

    реализация проекта

    ( декабрь- апрель)

    4 этап –- заключительный ( обобщение результатов работы).

    (аналитический)

    (май)

    • Подведение итогов и анализ результатов проекта

    • Обработка и обобщение полученных данных

    Работа с детьми:

    •        Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей .

    •        Организованная образовательная деятельность с детьми;

    •        Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

    •        Самостоятельная игровая деятельность детей;

    •        Система коррекционно-развивающих занятий;

    Условия работы с детьми:

    •        Согласие и желание ребенка.

    •        Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

    •        У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

    Виды работы в педагогической песочнице:

    – конструирование из песка;

    – рисование песком и на песке;

    – экспериментирование;

    – составление узоров на песке;

    – диагностика;

    – создание картин на песке

    – создание песочных композиций .

    Методы и приемы песочной терапии:

    •        Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;

    •        Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций,  инсценировка, элементы театрализации);

    •        Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы , использование фольклорного жанра )

    •        Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

    Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием  арт-терапии:

    1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием  дидактического  материала ( камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т.д.).

    2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные  следы».

    3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».

    4. Рассказывание  «песочной сказки»

    5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем  пальчиком  картинку.

    6. Конструирование  из песка.

     

     

                             План  работы

    Сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    - разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта      (1.09-14.09)

    - подбор и изготовление атрибутов и пособий  (15.09-30.09)

    -консультация для родителей « Песочная терапия в  коррекционном  развитии детей дошкольного возраста».(31.10.14)

    - Обзор методической литературы и дидактических пособий (1.09-28.11)

    -создание картотеки игр в педагогической песочнице(1.10-31.10)

    -Знакомство с правилами игры с песком.(10.11-14.11)

    Декабрь

    апрель

    -Наблюдение  за песком:  Игра «Волшебная страна».(3.121.14)

    -Игра-занятие с песком: « В  гостях  у сказки».(10.12.14)

    - Демонстрация коллекции игрушек: « Сказочная коллекция».(17.12.23)

    - конкурс  поделок из песка: “Песочный город”( 23.12.14)

    - Сюжетная игра  “Песочное угощение” (15.01.15)

    - Дидактическая  игра-упражнение: «Рисуем  на песке»( 21.01.15)

    -Игра – упражнение « Волшебные ладошки на песке» (29.01.15)

    -Игра-забава «Найди предмет» (6.02.15)

    - Рассказывание «Песочной сказки»( 12.02.15)

    -Сюжетная игра  «Норки для мышат» (19.02.15)

    -Игра-упражнение «Узоры на песке» (27.02.15)

    - Конструирование из песка « Сказочный городок» (5.03.15)

    -Игра –забава « Разные следы» (13.03.15)

    -Конкурс поделок из песка «Испекли мы пирожок» (19.03.15)

    - Сюжетная игра « Гонки на песке» ( 27.03.15)

    -Дидактическая игра «Нарисуй похожее» (6.04.15)

    -«Сказка о песочной стране»(14.05.15)

    - Игра- упражнение «Мои  мечты» (22.04.15)

    - Игра –забава «Найди сюрприз»(30.04.15)

                  Май

    июнь

     

    - фотовыставка продуктов проектной деятельности (12.05.15)

    - оформление и распространение материала: «Песочная страна»(20.05.15)

    - презентация проекта (29.05.15)

    -Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице».(2.06.15)

     

     

     

    Литература

     

    1.     Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия-  песочная психотерапия- занятия

    2.     Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52           

    3. .Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010

    4.     Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

    5.     Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.

    6.     Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.

    7.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка . М.: Линка-Пресс, 1993

    8.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.

    9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

    10.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

    Консультация для родителей «Песочная терапия для развития моторики рук детей дошкольного возраста»

    laquo;Песочная терапия для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»         Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сфе...

    Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

    Проект «Путешествие в  песочную страну»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста»)...

    Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

    К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми ви...