Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
проект по коррекционной педагогике на тему
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья [25]. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды арт-терапии: изо терапия; песочная терапия.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира [9, 6].
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К .Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира [6, 4]. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека
Целью коррекционной деятельности является развитие творческих способностей детей через использование метода песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Путешествие в песочную страну»
(«Песочная терапия в развитии творческих способностей
детей дошкольного возраста»)
Разработала:
Воспитатель коррекционной группы
Богапова Т.Г.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья [25]. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды арт-терапии: изо терапия; песочная терапия.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира [9, 6].
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К .Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира [6, 4]. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека
Целью коррекционной деятельности является развитие творческих способностей детей через использование метода песочной терапии.
Актуальность:
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на « эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме арт-терапии;
2. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для детей дошкольного возраста;
3. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей, используя игры с песком;
4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу коррекции детей, к повышению их творческих способностей;
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ.. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации с детьми дошкольного возраста:
• с помощью игр с песком на групповых профилактических мероприятиях,
• во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,
• на совместных тренингах с родителями,
• на педагогических советах,
• индивидуальных консультациях.
Условия реализации.
Условиями реализации предложенного проекта являются следующие:
• организация предметно-развивающей среды в ДОУ,
• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,
• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Содержание проекта.
Материально-техническое обеспечение:
- Световой планшет для рисования песком .
-Пластмассовый ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.
- Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.
- «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои , злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки - все, что может быть использовано в песочных играх;
- дидактические пособия.
Методическое обеспечение:
-теоретическая и методическая литература,
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Предмет исследований:
световой планшет для рисования песком, песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек.
Название проекта |
Волшебный мир песка | |
Вид проекта | Творческий, коррекционный | |
Цель проекта
| Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков ребенка, коррекция его эмоционально-волевой сферы . | |
задачи проекта |
· Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка. · Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). · Развивать творческие способности детей; . Обогащать и активизировать словарь детей. . формировать представления об окружающем мире. | |
Сроки и этапы реализации проекта |
Проект долгосрочный | |
Исполнители проекта
| Дети разновозрастной коррекционной группы, их родители | |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, стабилизация (или укрепление) эмоционально-волевой сферы. | |
Противопоказания: 1.Высокий уровень тревожности. 2. Кожные заболевания и порезы на руках. 3. Аллергия на пыль и мелкие частицы. 4. Астма. |
| |
Этапы проекта:
1 этап –
(организационный)
поисково-теоретический
(сентябрь-октябрь)
• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
• Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы и гипотеза,
• Подбор необходимого дидактического инструментария.
2 этап –
- подготовительный (предварительная работа детьми, родителями).
( Ноябрь)
• Диагностическое обследование детей
• Анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
• Составление и обсуждение поэтапного плана проекта, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
• Создание банка идей и предложений;
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
• Планирование деятельности.
3 этап – творческий (практическая работа: беседы, консультации, занятия.).
реализация проекта
( декабрь- апрель)
4 этап –- заключительный ( обобщение результатов работы).
(аналитический)
(май)
• Подведение итогов и анализ результатов проекта
• Обработка и обобщение полученных данных
Работа с детьми:
• Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей .
• Организованная образовательная деятельность с детьми;
• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
• Самостоятельная игровая деятельность детей;
• Система коррекционно-развивающих занятий;
Условия работы с детьми:
• Согласие и желание ребенка.
• Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке
– создание песочных композиций .
Методы и приемы песочной терапии:
• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;
• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
• Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы , использование фольклорного жанра )
• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием арт-терапии:
1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала ( камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».
4. Рассказывание «песочной сказки»
5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.
6. Конструирование из песка.
|
План работы |
Сентябрь октябрь ноябрь | - разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта (1.09-14.09) - подбор и изготовление атрибутов и пособий (15.09-30.09) -консультация для родителей « Песочная терапия в коррекционном развитии детей дошкольного возраста».(31.10.14) - Обзор методической литературы и дидактических пособий (1.09-28.11) -создание картотеки игр в педагогической песочнице(1.10-31.10) -Знакомство с правилами игры с песком.(10.11-14.11) |
Декабрь апрель | -Наблюдение за песком: Игра «Волшебная страна».(3.121.14) -Игра-занятие с песком: « В гостях у сказки».(10.12.14) - Демонстрация коллекции игрушек: « Сказочная коллекция».(17.12.23) - конкурс поделок из песка: “Песочный город”( 23.12.14) - Сюжетная игра “Песочное угощение” (15.01.15) - Дидактическая игра-упражнение: «Рисуем на песке»( 21.01.15) -Игра – упражнение « Волшебные ладошки на песке» (29.01.15) -Игра-забава «Найди предмет» (6.02.15) - Рассказывание «Песочной сказки»( 12.02.15) -Сюжетная игра «Норки для мышат» (19.02.15) -Игра-упражнение «Узоры на песке» (27.02.15) - Конструирование из песка « Сказочный городок» (5.03.15) -Игра –забава « Разные следы» (13.03.15) -Конкурс поделок из песка «Испекли мы пирожок» (19.03.15) - Сюжетная игра « Гонки на песке» ( 27.03.15) -Дидактическая игра «Нарисуй похожее» (6.04.15) -«Сказка о песочной стране»(14.05.15) - Игра- упражнение «Мои мечты» (22.04.15) - Игра –забава «Найди сюрприз»(30.04.15) |
Май июнь |
- фотовыставка продуктов проектной деятельности (12.05.15) - оформление и распространение материала: «Песочная страна»(20.05.15) - презентация проекта (29.05.15) -Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице».(2.06.15) |
|
|
Литература
1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М.Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия
2. Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52
3. .Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010
4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
5. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.
6. Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.
7.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка . М.: Линка-Пресс, 1993
8.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
10.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

Проект "Влияние нетрадиционных техник изобразительного искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей детского сада....

Консультация для родителей «Песочная терапия для развития моторики рук детей дошкольного возраста»
laquo;Песочная терапия для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сфе...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Проект «Путешествие в песочную страну»(«Песочная терапия в развитии творческих способностейдетей дошкольного возраста»)...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»[11, 4]. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми ви...

Педагогический проект "Песочная терапия в развитии психических процессов детей дошкольного возраста"
В этой статье описывается работа над проектом....