Реализация регионального копонента Самарско йобласти
материал

Нугуманова  Алия  Мунировна

 

ПРОГРАММА ОТКРЫТОГО СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

Участники: методисты, старшие воспитатели, воспитатели Центрального округа, педагогические и руководящие работники дошкольного образования Западного округа (г.о. Сызрань)

9.20 – 09.50 - регистрация участников

9.50 – 10.00 – презентация мини-музеев

10.00 - 10.10 - вступительное слово

  Ендуткина С.Н. – руководитель СПДС «Чебурашка»

10.10 - 10.25 – музыкальное приветствие воспитанников СПДС «Чебурашка»

 10.25 - 10.35 – приветственное слово

  Савушкина Л.В. – старший методист ГБУ ДПО СО    «Жигулевский ресурсный центр»

10.35 - 10.45 – «Организация деятельности дошкольной организации по формированию у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края».

Нугуманова А.Ф. – старший воспитатель СПДС «Чебурашка».

10.45 – 11.00 – Летопись «Тепло родного дома».

 

 

 

 

11.00 – 11.20 - РАБОТА МАСТЕР-КЛАССОВ

 

 

  • Мастер-класс на тему «Куклы обереги»

              воспитатель  Андреева Татьяна Федоровна, СПДС «Чебурашка»

 

  • Мастер-класс на тему «Подушка - душка»

               воспитатель Абалина Светлана Александровна, СПДС «Чебурашка»

 

  • Мастер-класс на тему «Словесная мастерская»

Учитель – логопед Боровая Елена Владимировна

Педагог-психолог Фяткуллова Юлия Тявфиковна

       

11.20 – 12.00 – «Праздник Сабантуй»

12.10 – 12.40 – Национальная кухня народов Поволжья

12.40 – 13.00 – Обмен мнениями, отъезд участников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistovik_metodobed.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  открытого окружного семинара - практикума

 «Организация деятельности дошкольной организации по формированию у дошкольников ценностного отношения к культуре родного края»

Ведущий: Добрый день, дорогие коллеги! Добрый день, уважаемые гости! (слайд). Мы рады приветствовать вас в нашем детском  саду. (слайд).

Ведущий: Слово предоставляется руководителю СПДС «Чебурашка» Ендуткиной Светлане Николаевне.

Ведущий: Сегодня мы открываем  мероприятие  приветственным  выступлением наших  воспитанников (слайд). 

                                   «Песня  Россия»  (Хохлома)

                               Танец с тканью «Улетай в край родной»

                               Песня «Моя Россия – моя страна» в исполнении  педагогического  коллектива  и  воспитанников

Ведущий: Слово  предоставляется  старшему  методисту  Жигулевского Ресурсного центра  Савушкиной Ларисе  Владимировне.  (слайд)

Ведущий:  В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественных подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.   (слайд)

Летопись  «Тепло  родного  дома»

Ведущий:  Глубокий, духовный, творческий патриотизм мы прививаем с младшего дошкольного возраста. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотического и нравственного воспитания лежит духовное самоопределение.  И  как  мы  прививаем нашим воспитанникам чувство  патриотизма, через  реализацию  регионального компонента нам  представит  опыт  педагогического  коллектива  старший  воспитатель Нугуманова Алия Мунировна.

Слово старшему воспитателю

Ведущий: (слайд) Приветствую Вас в нашем детском саду! Рада встрече с вами.

Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» помогает  нам  в реализации регионального компонента «патриотическое воспитание», формируемой участниками образовательных отношений.

Одним из важных условий духовно-нравственного воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется.

С учетом возрастных особенностей наших воспитанников выделены разделы в Программе  по духовно-нравственному воспитанию:   (слайд)

– «Моя семья»,         

– «Культура народов среднего Поволжья: русская, татарская, чувашская, мордовская народная культура».

Так, в структуре раздела «Моя семья» выделены 7  тем: (слайд)

Тема 1.        «Как хорошо иметь семью!». Здесь раскрываются  понятия,  что  семья объединяет близких и дорогих людей, в дружной семье царят любовь, взаимопонимание, взаимопомощь и поддержка,  здесь заботятся о здоровье и благополучии детей и пожилых членах семьи. Семья Она дает опору, поддержку, защиту; помогает развивать характер, учит преодолевать трудности.

Тема 2.        «Я – Член Семьи!». Все члены семьи похожи друг на друга. У детей могут быть такие же цвет волос, глаз, форма носа, губ, ушей, Но члены семьи похожи не только внешне, но и своими увлечениями и способностями. Как и у других членов семьи, у каждого ребенка, даже маленького, есть в семье свои обязанности: убирать игрушки на свои места после игр  и др.  Это хорошо, когда твои дела и поступки приносят пользу близким, значит, ты – достойный член своей семьи!

Тема 3.        «Родословная семьи».  У каждой семьи есть предки – это основатели семьи, есть старшее поколение и молодые члены семьи. В младшем  и среднем дошкольном возрасте  наши воспитанники раскладывают фотографии родственников с папиной и маминой линии, вспоминают их имена, кто из них старше, кто есть кто, чем они занимались, кем приходятся ребенку. Тот род силен, где помнят и чтут своих предков!

Тема 4.        «Достижения моей семьи».  Каждая семья гордится своими достижениями. Это общие заслуги семьи и каждого ее члена в отдельности, то, к чему надо стремиться, что вызывает чувство восхищения и уважение.

Достижения и личные рекорды членов семьи могут быть отмечены Почетными грамотами, дипломами и медалями, которые хранятся как семейные реликвии и передаются из поколения в поколение. Дети хотят быть похожими на своих родителей, стать достойными членами семьи, чтобы ими гордились.

Тема  5.        «Традиции и обычаи моей семьи».  В каждой семье есть свои традиции и обычаи, все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, что передают от одного поколения к другому. Семейные традиции дают ребенку чувство уверенности в окружающем мире и защищенности.  

Тема  6.        «Семейные реликвии».  Во многих семьях есть ценные вещи, которые передаются по наследству из поколения в поколение – семейные реликвии: от обычной фотографии до драгоценных украшений: именные серебряные карманные часы прадеда, картины, книги, иконы, медали и ордена, детские поделки.

Тема  7.  «Прошлое моей семьи».   У любой семьи есть прошлое, своя история. Каждый человек должен знать: «Кто его предки? Откуда они родом? Чем занимались?».

В разделе «Культура народов Среднего Поволжья» определены два направления:

1.        «Материальная культура народов Среднего Поволжья (предметы народного быта, орудия труда, народные игрушки, народный костюм, музыкальные инструменты)»

2.        «Духовная культура народов Среднего Поволжья: (фольклор, обычаи и традиции, народные праздники, подвижные игры)».

1  направление. «Материальная культура народов Среднего Поволжья»

 В нашем селе  живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва и др. Самый многочисленный народ села – татары. Это коренные жители, составляющие большую часть его населения. Очень дружный и трудолюбивый народ.

Вторым по численности народом в селе после татар являются русские. Русский народ славится своим гостеприимством и удалым весельем.

В селе архитектурные  памятники: церковь,  две мечети, памятник воинам- односельчанам  павшим в годы ВОВ.

Чуваши – третий по численности народ села. Чуваши – люди дружелюбные и терпимые. Для них очень многое значат родственные связи, наиболее характерной национальной чертой является уважение к родителям. Гимн чувашского народа «Асран кайми» начинается: «Незабываемые отец с матерью …».

Следующий по численности народ села – мордва. Мордовский народ характеризует кротость, но в то же время мужественность. Они миролюбивы в их семьях крепкие родственные связи.

1 тема – жилище. 

В русской избе самым почетным считался передний угол. Здесь всегда стоял обеденный стол, висели иконы, в праздник, а нередко и в будни, стены украшали ткаными и вышитыми полотенцами. (слайд)

Татары любили и любят украшать свои дома. Наружные стены их обычно выкрашены в яркие зеленый, синий, желтый цвета, а ажурные украшения из дерева в белые, голубые, светло-желтые. В татарском доме всегда много подушек, перин, пуховых одеял – татары любят спать на мягком и в тепле.

У чувашей в доме не было ничего лишнего, только самое необходимое для работы и отдыха, особенно в зимнее время. Справа от входа (реже слева) стояла печь, в противоположном углу по диагонали – стол. На него нельзя садиться, стучать по нему, класть грязные вещи. (слайд)

В мордовских селениях избы ставились посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. (слайд) 

2 тема – одежда. Мужской костюм русского народа составляла нательная рубаха-косоворотка из полотна, узкие холщевые, большей частью полосатые штаны (порты). В комплект женской одежды входили: рубаха, косой распашной сарафан на лямках, украшенный  вышивкой и украшениями, платки, шерстяные и праздничные шелковые шали, кокошники. Обувь – лапти, а также кожаные сапоги «в гармошку» и «писаные» валенки.

У татар одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником). Головной убор мужчин – тюбетейка; у женщин – вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Обувь – кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома надевали кожаные калоши. Для женщин было характерно обилие  украшений.

Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда чувашей. Шупар – халат из домотканого белого холста, осенью мужчины носили кафтаны, запахивали и подпоясывали кушаком. Верхняя одежда женщин как и у мужчин, только отличалась украшениями из полосок цветной ткани вдоль края пол и воротника, у карманов, вышивками на рукавах, карманах, талии. Кушаки носили с ярко украшенными концами (кисти, куски тканей). Основной обувью у чувашей были лапти.

Мордовский мужской костюм был таким же, как одежда русских мужчин. Женский костюм состоял из рубахи панар туникообразного типа без воротника, украшение рубахи была очень плотная вышивка. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. Женскую рубаху носили с поясом (пулай), расшитым раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером. Женские головные уборы были высокими в виде цилиндра, конуса или трапеции. Мужские были валяные шапки белого и чёрного цветов, большей частью высокие с небольшими полями. Традиционной обувью мордвы были лапти из липового или вязового лыка.

3 тема – музыкальное наследие. Музыкальные инструменты народов разнообразны: духовые, струнные, ударные. Для детей  их развития и воспитания создавались игрушки: свистульки, обереги.

 2 направление   «Духовная культура народов Поволжья».

У всех народов, проживающих в Поволжье, есть своя духовная культура, она представлена в фольклорных (сказки, потешки, прибаутки, заклички и др.), литературных, музыкальных народных произведениях.

1 тема – праздники. Многие праздники народов Поволжья являются сезонными, связаны с сельским хозяйством и временами года. Например, русский народный праздник Масленица приходится на конец зимы – начало весны; татарский праздник Сабантуй (праздник плуга) праздновали в честь окончания весенних полевых работ.  Есть аналогичный чувашский праздник в честь завершения весеннего сева – Акатуй. Праздники сопровождаются играми, песнями, весельем.

2 тема – устное творчество. У каждого народа есть свои песни, сказки, пословицы и поговорки, в которых отражена народная мудрость о доблести, чести, справедливости, доброте, усердии, почитании старших, долге.

3 тема – музыкальные народные произведения. Песня всегда жила в большой дружбе с народом, была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, делила и горе, и радость, поэтому у каждого народа есть веселые и грустные песни, обрядовые, колыбельные и др.

4 тема – народные подвижные игры. Большинство подвижных игр  командные, рассчитанные на согласованность и взаимопонимание игроков, они отражают удаль и беззаботную веселость. В большинство игр играют на свежем воздухе, поэтому они отлично закаляют тело и дух. Народные игры являются отражением народной жизни. Так, татары – это кочевые племена, поэтому их подвижные игры способствуют развитию выносливости и ловкости. Мы  сегодня,  вам представим фрагмент как  же  это  происходит.

Для  реализации Программы мы  успешно используем  педагогическую  технологию  - музейная  педагогика.   (слайд)

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. (слайд)

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Принципы музейной педагогики  

При использовании музейной педагогики в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы: (слайд)

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. (слайд)

Эффективность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.  (слайд)

Заключается в следующем:

  1.  Интеллектуальный Человек.  У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  2. Благодарный  человек.  Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  3. Эмоционально-отзывчивый человек.  У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задачи дошкольного педагога в музейной  педагогике: (слайд)

В течение нескольких лет мы внедряем музейную педагогику  через метод проектов. Продукты проектной деятельности представлены  в  созданных  мини-музеях.

Почему мы создали мини-музеи?  В  нашем  селе  нет музеев,  а  в  близлежащий город  Тольятти  не  каждый  родитель возит ребенка  для  экскурсий  по  музеям.  Опросив воспитанников,  мы выяснили, что большая часть их никогда не была в музее. Причины самые разные. Во-первых,  многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей нашей  малой  родины.

Что такое мини-музей? Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому они  называются их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: (слайд)

ЗНАЧЕНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.

Особенности содержания мини-музее:  (слайд)

1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения экспозиции «бабушкиного сундучка» нам понадобиться несколько предметов одного назначения (расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае мы не все выставляем  на  полочки, а остальное хранится в «запасниках».

2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала –  мы ни в коем случае не выставляем его весь. Главная  наша задача  постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

4. Обязательно выстраивать перспективу работы мини-музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты присутствуют в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Организованная образовательная работа в мини-музее  (слайд)

Важное место в работе мини-музея  занимают экскурсии. Большое внимание уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Методические формы экскурсионной работы разнообразны. (слайд) Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми.  На  помощь  приходят  разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с  младшего  дошкольного возраста. Неоценима велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Схема описания экспонатов в каталоге.  (слайд)

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Через создание мини-музеев мы достигли своей цели: многие родители стали сейчас посещать с детьми музеи, памятные места и исторические достопримечательности городов Тольятти,  Самары  и Ставропольского  района, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды нашего детского сада.

Разнообразие  тем МИНИ-МУЗЕЕВ

Вторая  младшая группа.

Мини-музей «Чудо-дерево»

Расположение. Занимает небольшое помещение раздевалки  второй  младшей  группы.

Содержание и экспонаты. У одной из стен раздевалки располагаются экспонаты, отражающие состав  семьи  каждого  воспитанника.

Мини-музей  «Куклы из бабушкиного сундучка»

Создан под руководством Андреевой Т.Ф. Бурцевой О.Е.

Размещение. На полках в доступном для малышей игровом уголке.

Содержание и экспонаты. Это музей для детей младшего возраста, поэтому здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ). Экспонаты умеют  производить различные звуки, двигаться, петь. Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители группы всегда просят разрешения поиграть на свистульке, подергать за веревочки, и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движением игрушек.

Как используется. Основное назначение мини-музея — развивающее: малыши учатся играть со сложными игрушками, развиваются моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание. Они придумывают свои названия экспонатам, учатся составлять коротенькие рассказы о них, знакомятся со словом «музей». Экскурсии здесь проходят в особой форме: воспитатель сначала предлагает малышам выполнить какое-то действие, а затем дает необходимые пояснения.

Средняя группа.

Мини-музей «Уголок мордовской культуры».

Создан  воспитателями  Фединой С.А. Зольниковой О.В.:

В  средней группе  мини-музей «Уголок мордовской культуры»,  одна  стена групповой  комнаты  украшена сухими букетами и глиняными тарелками,  посудой,  различной  утварью  быта  народа с растительными узорами,   предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев.

Цели и задачи. Знакомство со строением и разнообразием быта  мордовского народа, необходимость бережного отношения к предметам  обихода.

Как используется.

Дети играют с предметами, деревянными игрушками,  рассматривают на них узоры, изучают книги, вместе с родителями.

Темы экскурсий: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда», «Как живет народ», «Знакомство с народами» — и другие.

Мини-музей «Платок, платочки»

Создан под руководством Фединой С.А. Зольниковой О.В

Размещение. На стене групповой комнаты.

Содержание и экспонаты. Экспонаты различаются по типу, но все они так или иначе связаны с селом, в котором находится детский сад. Здесь представлены большое разнообразие  платков народного  узора, созданные детьми с родителями, фотографии, снятые в разное время, фотоальбомы.

Цели и задачи. знакомство с особенностью национальной одежды - платка, его историей, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками.

На базе этого мини-музея проводилась экспресс-выставка «Узорный платок», для которой родители принесли различные платки, связанные с историей семей  воспитанников.

Темы экскурсий: «История происхождение платка», «Платок сегодня – какой он?», «Разные узоры на платках» — и другие.

Старшая группа.

Мини-музей  «Народные промыслы»

Содержание и экспонаты. Музей оформлен в русском стиле. В углу расположены полочки для экспонатов. На  верхних  полках  шкафа размещены расписные объемные фигурки,  посуда,  кухонная утварь  с росписями: гжель, дымка, городец и хохлома. Нижняя часть мини-музея ограничена узкой резной полочкой, на которой также размещен ряд экспонатов музыкальных игрушек. Название мини-музея отражает мастеровитость «обитателей» села и происхождение экспонатов.

Цели и задачи. Знакомство с росписями,  промыслом  русского  народа,  развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.

Как используется. Во время экскурсий дошкольники составляют рассказы о селе, народах  проживающих  в  нем, его истории,  чем  занимались  разные  народы.  

Темы экскурсий: «Что такое роспись, какая она бывает», «Что умеют мастера», «Игрушки расписные сказочные и настоящие» — и другие.

Мини-музей «Музыкальные инструменты».

Содержание и экспонаты. В уголке творчества расположены полочки для экспонатов. На  верхних  полках  шкафа размещены народные  инструменты духовые  и  струнные.  Нижняя часть мини-музея представляет  ряд ударных  инструментов  с  росписью. Название мини-музея отражает содержание  музея.

Цели и задачи. Знакомство с музыкальным наследием  народов Поволжья,  развитие слуха, речи, музыкальных способностей,  творчества детей и родителей.

Как используется. Во время экскурсий дошкольники составляют рассказы о праздниках и традициях, народов  проживающих  на селе.

Темы экскурсий: «Музыкальные инструменты разных народов», «Оркестр  духовых инструментов», «Группа  ударных  и  струнных  народных инструментов» — и другие.

Подготовительная к школе группа.

Мини-музей «Культура народов Поволжья», «Города России»

Создан под руководством Никулкиной И.А. Мязитовой Р.М.

Расположение. Стена игровой комнаты, магниты городов  расположены на мольберте.

Содержание и экспонаты. Самые разнообразные, но так или иначе отражающие национальные, природные особенности нашей страны: российский флаг, герб, карты страны и ее отдельных регионов, книги, открытки, фотоальбомы, значки, гербы городов, входящих в Золотое кольцо России, шкатулки в технике с палехской росписью, книги о том, как жили наши предки, макеты древних жилищ, куклы в национальных костюмах.

 Цели и задачи. Знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.

Темы экскурсий: «Мы живем в Росси», «Флаг России», «Что такое герб», «Народы Поволжья», «Народные  игры», «Как жили наши предки», «Кто живет в Поволжья» (о разных национальностях) — и другие.

Мини-музей  «Шкатулки».

Расположение. Шкаф групповой комнаты, наиболее крупные экспонаты расположены на нижних полках.

Содержание и экспонаты. Разнообразные  шкатулки, старинные  и  современные,  но отражающие национальный  орнамент.  Шкатулки в технике с палехской росписью, книги,  статьи о том, как и  для  чего  изготовлялись  шкатулки, картотека  с  шкатулок  разных времен.

 Цели и задачи. Знакомство с историей  происхождения шкатулок,  с  народным  промыслом, связи с  традициями  своей  семьи  через  сохранение  реликвий.

Темы экскурсий: «Палехская роспись», «Современные шкатулки», «Сохранение  семейных  ценностей»,  «Традиции  моей семьи»,  «Реликвии  семьи»  — и другие.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

Сценарий «Веселитесь Высельчане и встречайте  Сабантуй!»

В центр выходят взрослые и дети в национальных костюмах.

Участники шествия садятся на свои места, выходят Камырша и Батырша с двух сторон. Камырша держит булку, Батырша шест с  платками.

Камырша: Привет, Батырша!

Батырша: Привет, Камырша! Как живешь? Как здоровье?

Камырша: Какое там здоровье! Вроде стараюсь много кушать, много спать. Мало двигаюсь, чтоб здоровье не растерять, но все равно то спину ломит, то в боку колит. Вчера целый день на печке лежал, здоровье берег для сабантуя. Батырша, ты не знаешь, кормить на сабантуе будут?

Батырша: Эх ты, Камырша! Какое же это здоровье! Бери с меня пример. Встаю утром рано, делаю зарядку, умываюсь холодной водой. (Камырша ёжится) целый день тружусь и успеваю заниматься физкультурой.

Камырша: А когда же ты бережешь свое здоровье? Когда успеваешь полежать на печке?

Батырша: Я  не  лежал  на печке,  а к  сабантую готовился.  И  тебя  приглашаю  на   праздник,  айда  Камырша!

Выходят  ведущие.

Гульчэчэк. Исәнмесез, балалар! Кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар, хәерле көн! Котлы булсын Сабан туйлары!

Зилэн. Дорогие друзья-земляки!

Ни межи нас, ни сёла не рознят,

И поэтому с лёгкой руки

Начинаем народный наш праздник!

Ребенок.  Праздник плуга, и поля, и трав,

Праздник душ человечьих свободных,

Праздник песен, и игр, и забав,

Праздник танцев и игрищ народных.

Ребенок. Сабантуй – веселый праздник

Это всем давно известно.

Сколько игр и зрелищ разных

Приходите – интересно!

Ребенок. Эйдэгез балалар бэргэлэшеп.

Уйнап, колеп, жырлап

Кунелебезне ачып

Кайтыйк эле.

Песня  «Сабантуй»

Зилэн. Сабантуй - это самый большой и любимый праздник  нашей малой Родины  села Выселки. Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья, в котором сочетаются воедино и красивые обычаи народов, и песни его, и пляски, и обряды. Сабан - плуг, туй - праздник, свадьба. Он идет ещё из далёкой древности. Верили тогда люди, что землю надо ублажить, попросить, чтобы она дала хороший урожай, тогда будет много хлеба.

Гульчэчэк.  Прошли столетия с тех давних пор, а праздник сохранился, дожил и до наших дней. Только проводиться стал летом, да и обычаи стали другими. Готовились к празднику с самой осени весь год, всю зиму молодёжь ждала его, чтобы показать свои таланты.

Ребенок. Кызлар - девушки вышивали наряды для будущих победителей на празднике.  А самым почетным подарком является вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Его вешали в центре майдана на шест, дарили по окончанию сабантуя батыру-победителю. Он уносил его прямо с шестом, сделав круг почета.

Зилэн. А для того, чтобы стать на сабантуе победителем, юноши - джигиты целый год набирали себе силу, развивали ловкость. Джигиты готовились к разным соревнованиям.

Гульчэчэк.  Главное и любимое соревнование джигитов - кэрэш (борьба). Сегодня мы с вами увидим, кто же среди богатырей самый сильный и ловкий. А проходит кэрэш на специальной площадке – майдане нашего села.

А  победителя награждают.

Зилэн. Сабантуй насыщен умными, подвижными играми, соревнованиями.

Гульчэчэк.  Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, удалым!

Пригодиться здесь сноровка

И отвага молодым.

Объявлются «Конные скачки» - «Ат чабышы».

Зилэн. Быстрый конь летит, как вихрь,

Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри,

На полянке – силачи!  (Импровизация   игры)

Гульчэчэк.  Вот высокий шест стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй – ка в мешке

Пробежаться по траве!  (показ  действий)

Зилэн. Вёдра, полные воды,

Очень быстро пронеси

Смех, улыбки, шутки пляс –

Всё здесь это есть сейчас  (девушки  соревнуются)

Гульчэчэк. «Киянта белэн су ташу» - «Бег с ведрами воды на коромысле».

Зилэн. Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

Гульчэчэк. «Кашыкка йомырка салып йогерешу» - «Бег с яйцом в ложке».

Зилэн. Вот ложка, а в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

Вместе: Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Гульчэчэк.  Снова песня зазвучала

Подпевай ей и танцуй!

Мы сегодня отмечаем

Наш веселый Сабантуй!

Частушки

Ребенок.  Шум веселья над полями,

Веселись, батыр, ликуй!

Всем народам дарит радость

Славный праздник Сабантуй.

Зилэн. Есть у Сабантуя одна особенная черта. Его приближения ждал не только татарин, но и русский, чуваш, мариец. Сабантуй постепенно стал праздником межнациональным. На этот праздник татары  приглашают односельчан любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье Сабантуя. Воистину «средь полей ходить - землю познать, средь людей ходить - народ узнать». Для сабантуя - характерно поразительное единство зрителей и выступающих. Каждый из гостей в любой момент включается в состязание, т. к. они были для всех знакомы, понятны, всеми единодушно принимались.

Гульчэчэк.  На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть.

Зилэн. Мы в родном краю живем,

Дружно песенки поем,

Но и вы не отставайте,

С нами вместе подпевайте.

Мордовская  песня «Луганяся келунясь»

Гульчэчэк.  Сабантуй – весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

Чувашский народный танец «Ярапар»

Зилэн. Нас Отчизна породила,

Дружба, как гранит крепка.

В этой дружбе наша сила.

Наша дружба на века.

Гульчэчэк.  И пускай идет веселье

С каждым годом вновь и вновь.

Нашим братьям, нашим сестрам

Дарим песни и любовь!

«Туган   як»  

Зилэн. В нашей области тоже проводится Сабантуй, который стал национальным праздником. И  мы  не забываем традиций сабантуя, ценим  и  любим его солнечную энергию, уважаем национальную культуру своего народа, обогативший нашу жизнь прекрасными обычаями и традициями.

Зилэн. И пускай веселье длится

В Сабантуй до темноты.

Всем, кто хочет веселиться

Дарим песни, как цветы.

Гульчэчэк.  Дорогие друзья! Ещё раз хочется пожелать вам счастья, здоровья, любви и мира!

Зилэн. Пусть самые красивые бабочки

Всегда садятся на цветы, вами посаженные!

Пусть самые голосистые соловьи

Всегда выбирают деревья, вами выращенные!

Пусть солнце, любовь и счастье

Навсегда поселятся в вашем доме,

В вашем сердце, в вашей семье!

Гульчэчэк. Наш сабантуй подходит к концу. По традиции награждают, не только победителей состязаний, все участники должны получить подарки. И  для  чествования  почетных  гостей  слово  предоставляем  руководителю  СПДС Светлане Николаевне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дикие животные самарской области"

Презентация для детей старшего  возраста- дикие животные самарской области...

" Животные и растения Красной книги Самарской области"- семинар для родителей и детей.

Этот материал разработан мною в помощь родителям и их  детям подготовительного к школе возраста....

Организация мини-музея "Дружба народов Самарской области"

Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.Многие семьи свято чтят память своих предков, ...

Консультация для родителей на тему: Экология Самарской области

Консультация для родителей в рамках тематики: Экология родного края, на примере Самарской Луки...

Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе Тема «Животные Самарской Луки»

План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группеТема «Животные Самарской Луки»ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯПОНЕДЕЛЬНИК Тема дня «Красная книга Самарской области»Интеграция образовательных областей: позн...

Рабочая тетрадь БЛОК «ПРОСТОРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Подблок: «Природа Самарского края» Тема: «Жигулевские горы»

Предлагаю вашему вниманию часть готового разработанного пособия для закрепления пройденного материала по регианальному компоненту "Краеведение".Данное пособие позволит детям самостоятельно з...