Главные вкладки

    Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка
    статья (подготовительная группа) по теме

    Леонтьева Елена Викторовна

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Особенно актуальным стало использование данных технологий в работе с детьми с ОВЗ, в группе компенсирующей направленности «Сказка».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_k_konferentsii.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Леонтьева Е.В.

    КОМПЛЕКСНОЕ   СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ  В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

    Россия, Самарская обл., с.Алексеевка,

    СП - детский сад «Солнышко»

    ГБОУ СОШ с.Алексеевка

    e-mail: lena.zotova2010@yandex.ru

     

        Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Особенно актуальным стало использование данных технологий в работе с детьми с ОВЗ, в группе компенсирующей направленности «Сказка».

       На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

    Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, Е.А. Сагайдачная, М.Н. Кузнецова и многие другие.

    Теоретически обоснованная модель здоровьесберегающей деятельности под здоровьем  ребенка  понимает взаимосвязь физического, психического и социального развития детей.

    Оттолкнувшись от высказывания Д.Локка, можно сказать так: «Здоровый дух, здравые мысли, здоровое тело».

    С учетом этой взаимосвязи планируется и осуществляется работа по здоровьесбережению и делится на три блока.

    В 1 блоке планируется и осуществляется работа по укреплению физического здоровья.

    Этот блок называется «Здоровячок»

    Посредством этого блока формируются:

    • знания правил гигиены и ухода за своим телом; наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
    • знания о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
    • знания о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

    Посредством этого блока формируется представление о себе, как отдельном человеке, умения устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе. Дети учатся находить свою тропинку к здоровью, знакомятся с профилактикой заболеваний

    Средства реализации:

    • Прежде всего, специально организованное обучение на физкультурных занятиях по плану инструктора по физическому воспитанию и познавательных занятиях по перспективно-тематическому плану воспитателя, в ходе реализации кружковой работы.

    Примерные темы занятий.

    «Вот я какой!» - формирование знаний о строении своего тела, забота о его чистоте

    «Опасность подстерегает!»- знакомство с источниками опасности, разъяснение правила «нельзя».

    «Научись себя охранять»- знакомство с профилактикой заболеваний, способами заботы о своем здоровье.

    • Совместная деятельность педагога и детей интегрирована в различные виды деятельности.

    -режимные моменты:

    - целевые прогулки,

    -игровая деятельность,

    -рассматривание иллюстраций,

    -чтение художественной литературы,

    - театрализованная деятельность,

    - создание игровых, проблемных ситуаций.

    - использование  физминуток, физпауз, дыхательной гимнастики, элементов психогимнастики, закаливающих процедур, массажа, самомассажа,

    -физкультурные досуги, праздники, “дни здоровья”;

    • Так же организована здоровьесберегающая, развивающая среда.

    -физкультурный уголок, оснащенный как традиционным, так и нетрадиционным материалом,

    - дорожки здоровья,

    - материал для развития мелкой мускулатуры рук и профилактики плоскостопия,

    -моделирование.

    Во 2 блоке планируется и осуществляется работа по укреплению психического здоровья.

    Этот блок называется «Психогимнастика»

    Цель:

    • Раскрытие сущности человека, помочь осознать детям свою индивидуальность, неповторимость.
    • Установление связи между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием.
    • Воспитание любви к жизни, чувства радости существования, чувства привязанности, нежности и любви.
    • Реализация потребности в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;
    • Формирование устойчивого чувства "я", уверенности и активности, адекватной самооценки, в том числе уровня притязаний и возможностей, способности к эмпатии.
      Средства реализации.

    Используются как индивидуальные, так и групповые формы работы

    • Ролевые игры и ролевая гимнастика, построенные на понимании необходимости ролевого развития человека для обеспечения психологического здоровья,

    Здесь используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Ивана - царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, мамы и т.п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.

    • Пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, медведи и т.п.).
    • Разыгрывание этюдов или сказок
    • Использование психогимнастических игр
    • Игр и заданий, направленных на развитие произвольности, воображения. Например, «Мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Творческих игр,  позволяющих развивать воображение, мышление, речь ребенка.              
    • Использование упражнений на снятие нервного напряжения,
    • Релаксационные упражнения  с  использованием музыкального фона (музыкотерапия)
    • Упражнения на развитие эмоциональной сферы.
    • «Моя визитная карточка»- составление образа-Я.
    • Организация уголка психологической разгрузки в группе (“уединения”).

    А так же обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка, создание благоприятного психологического климата в группе.

    В 3 блоке планируется и осуществляется работа по укреплению социального здоровья.

    Блок называется «Мы»

    Цель.

    • Установление, расширение и укрепление межличностных связей ребенка.
    • Участие ребенка в жизни общества.
    • Развитие стремления к взаимодействию со сверстниками на равных.
    • Формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола, представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности.
    • Развитие коммуникативных умений, навыков, модели социального поведения.

    Помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки.

    Средства реализации.

    • Специально организованное обучение на занятиях по развитию социальных представлений дошкольников.

    Темы: «Моя семья», «Моя группа» и т.д.

    • Совместная деятельность педагога и детей интегрирована в различные виды деятельности.

    Такие как:

    • «Я и моя семья»- составление творческих рассказов
    • Использование развивающих игр: составление «семьи» из картонных фигурок,
    • устройство комнаты для семьи (моделирование).
    • Чтение художественной литературы.
    • Построение генеалогического древа.
    • Использование воображаемых ситуаций. «Ты в автобусе, магазине…»
    • «Звуки моей группы» - использование музыкальных игр.
    • Тематические беседы. «Чем похожи, чем отличаемся»
    • А так же освоение правил и норм жизни группы, общества путем совместного обсуждения, с помощью рисунков – символов.
    • Защита взрослым чести и достоинства ребенка.
    • Использование «запретов – моделей»- нельзя бить и обижать других, ломать и портить продукты деятельности людей, нельзя без разрешения брать личные вещи друг друга.

     Работа с родителями предполагает взаимодействие триады:

    РОДИТЕЛИ-ДЕТИ-ПЕДАГОГИ

    и включает в себя различные формы:

    • выставки работ,
    • информационные стенды,
    • памятки,
    • выпуск валеологической газеты,
    • разработка семейного кодекса здоровья,
    • личный пример педагогов и родителей,
    • индивидуальные и подгрупповые консультации,
    • родительское собрание,
    • день открытых дверей,
    • анкетирование.

    Ожидаемый результат:

    • Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье»
    • Укрепление физического, психического и социального здоровья детей.
    • Овладение навыками самооздоровления.

    Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие краткие выводы:

    Здоровье — это многоаспектное интегральное понятие, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое и социальное благополучие человека.

    Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

                                          

    Литература

    1. Гаврючина Л.В., И.М. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М, 2007 г.

    2. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Издательство «Учитель»,  2008 г.

    3. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М,  2007 г.

    4. КартушинаМ.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М, 2008 г.

    5. Горбатенко О.Ф., Кардальская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. Волгоград. «Учитель», 2008 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)

    Совместное планирование образовательной деятельности воспиатетеля и учителя-логопеда по разделам ОЗМ, ЭФМП, обучение грамоте, ИЗО и художественный труд в подготовительной группе....

    Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

    Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

    Комплексное сопровождение детей с ОВЗв процессе инклюзии

    Представлена презентация на тему: "Комплексное сопровождение детей с ОВЗв процессе инклюзии" для городского круглого стола....

    Открытое комплексное занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности, работающей по адаптированной программе образовательного учреждения для детей имеющих тнр

    Тема "Пингвины"Цель: совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах 10Образовательные задачи: закрепить прямой и обратный счёт от 1  до 10, знание цифр, ...

    Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.

    Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, гла...