Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.
консультация на тему

Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.

Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается и с другими психическими расстройствами.

Проявляется синдром детского аутизма в следующем:

·пониженная способность к установлению эмоционального контакта, коммуникации, отсутствие установления глазного контакта;

·стереотипность в поведении, склонность к однообразными действиям–раскачивание, потряхивание руками, однообразные ежедневные привычки (одна и та же одежда, еда, игрушка) распевание однообразных звуков;

· особая характерная задержка и нарушение развитие речи, прежде всего ее коммуникативной функции.

Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с дефектологом и воспитателем. Поэтому роль воспитателя и дефектолога в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный. Такой ребенок требует дополнительного внимания, но при этом педагог на начальном этапе чаще всего должен принимать позицию стороннего наблюдателя. Необходимо дать ребенку время «осмотреться», т.е. понять смысл происходящего в группе. Такой ребенок замкнут, большую часть времени проводит наедине с собой, играет только определенными игрушками, часто приносит из дома определенный предмет, не обязательно игрушку, в обыденной жизни придерживается определенных и понятных ему вещей: например идет одним и тем же маршрутом, есть одинаковую еду, никогда не пробует незнакомые блюда, носит определенную одежду.

Часто эти дети совершают стереотипные движения руками, при этом невозможно поймать его взгляд. Дети с синдромом аутизма склонны устраивать истерики при любом отклонении от привычной для них картины. И в этот момент важно доброжелательно, но настойчиво объяснять ребенку необходимость выполнения требований взрослого.

Конечно, такие меры требуют от сотрудников детского сада большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.

 На данном этапе очень важно помочь ребенку налаживать контакт с другими детьми, вовлекать его в игры. Но необходимо помнить, что дети с синдромом аутизма часто бывают агрессивны, поэтому надо доброжелательно пресекать попытки ребенка ударить детей, отобрать у них игрушки, объяснять правила поведения в коллективе (например, что игрушки у детей необходимо попросить). Лучше это делать пассивно и незаметно, стараясь сесть на одно и тоже место и находиться в одной и той же одежде. Постепенно контакт можно делать более близким, стараться наладить и тактильный контакт. Но делать это надо крайне осторожно. Конечно, есть дети, которым нравится, когда их поглаживают, но большинство относиться к этому настороженно. В каждое следующее занятие можно включать все больше и больше нашей активности. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, но постепенно время активного контакта увеличится, да и само занятие со временем станет дольше. Как правило, первые несколько занятий приходится чередовать очень тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии.

Когда ребенок станет допускать наше присутствие поблизости, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает радостно, но не громко, не смотря ему в глаза. С некоторыми детьми какое-то время приходиться перемещаться молча, пока мы не увидим, что ребенок уже не переутомляется от нашего присутствия, не убегает при нашем приближении. Если контакт с ребенком по каким- то причинам нарушился, начинайте сначала – садитесь на прежнее место и наблюдайте, пока ребенок снова не перестанет вас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.

Таким образом, мы выявим, что привлекает ребенка и попытаемся на начальном этапе играть с ним только в те игры, которые его привлекают. Надо помнить, что ребенок утомляется от нашего присутствия и давать ему время на отдых от общения с вами.

Если вы заметили, что ребенок предпочитает гладить предметы, стучать ими и слушать их звук, или любит играть с водой или песком, или смотрит на блики и тени, - все это можно использовать для установления более прочного и устойчивого взаимодействия. Попробуйте присоединиться к нему, радостно, но не очень громко комментируя. Вы можете вместе с ребенком играть с песком, с водой, с мыльными пузырями. Очень хорошо, если педагог вместе с ребенком может покружится вокруг оси, попрыгать и немного побегать. Внимательно отслеживайте реакцию. Если ребенку игра нравится, то можно ее использовать и для непосредственной образовательной деятельности. Если ребенок избегает сенсорных игр, не любит пачкать руки, но допускает игры с предметами – это также можно использовать для взаимодействия. Дети с синдромом аутизма видят смысл какой – либо деятельности только тогда, когда четко знают, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики и головоломки. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.

Дети с нарушениями в общении любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме, разобрать смешанные пазлы.

В любом случае процесс адаптации ребенка-аутиста к детскому саду-процесс долгий и кропотливый, требующий много терпения и настойчивости педагогов. Каждый ребенок уникальный, со своими особенностями развития, да и степень нарушений у всех различная. Наша задача подстроиться под каждого ребенка, найти «ключик» к каждому малышу. И в этой работе нужно работать только совместно с родителями, которые лучше всех знают своего ребенка и могут помочь наладить контакт с их детьми.

Самое главное любить детей, вкладывать душу в свою работу. Тогда и дети будут нас любить и всегда пойдут на контакт.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_2.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по адаптации детей с ранним детским аутизмом к условиям группы компенсирующей направленности.

Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается и с другими психическими расстройствами.

Проявляется синдром детского аутизма в следующем:

·пониженная способность к установлению эмоционального контакта, коммуникации, отсутствие установления глазного контакта;

·стереотипность в поведении, склонность к однообразными действиям–раскачивание, потряхивание руками, однообразные ежедневные привычки (одна и та же одежда, еда, игрушка) распевание однообразных звуков;

· особая характерная задержка и нарушение развитие речи, прежде всего ее коммуникативной функции.

Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с дефектологом и воспитателем. Поэтому роль воспитателя и дефектолога в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный. Такой ребенок требует дополнительного внимания, но при этом педагог на начальном этапе чаще всего должен принимать позицию стороннего наблюдателя. Необходимо дать ребенку время «осмотреться», т.е. понять смысл происходящего в группе. Такой ребенок замкнут, большую часть времени проводит наедине с собой, играет только определенными игрушками, часто приносит из дома определенный предмет, не обязательно игрушку, в обыденной жизни придерживается определенных и понятных ему вещей: например идет одним и тем же маршрутом, есть одинаковую еду, никогда не пробует незнакомые блюда, носит определенную одежду.

Часто эти дети совершают стереотипные движения руками, при этом невозможно поймать его взгляд. Дети с синдромом аутизма склонны устраивать истерики при любом отклонении от привычной для них картины. И в этот момент важно доброжелательно, но настойчиво объяснять ребенку необходимость выполнения требований взрослого.

Конечно, такие меры требуют от сотрудников детского сада большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.

 На данном этапе очень важно помочь ребенку налаживать контакт с другими детьми, вовлекать его в игры. Но необходимо помнить, что дети с синдромом аутизма часто бывают агрессивны, поэтому надо доброжелательно пресекать попытки ребенка ударить детей, отобрать у них игрушки, объяснять правила поведения в коллективе (например, что игрушки у детей необходимо попросить). Лучше это делать пассивно и незаметно, стараясь сесть на одно и тоже место и находиться в одной и той же одежде. Постепенно контакт можно делать более близким, стараться наладить и тактильный контакт. Но делать это надо крайне осторожно. Конечно, есть дети, которым нравится, когда их поглаживают, но большинство относиться к этому настороженно. В каждое следующее занятие можно включать все больше и больше нашей активности. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, но постепенно время активного контакта увеличится, да и само занятие со временем станет дольше. Как правило, первые несколько занятий приходится чередовать очень тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии.

Когда ребенок станет допускать наше присутствие поблизости, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает радостно, но не громко, не смотря ему в глаза. С некоторыми детьми какое-то время приходиться перемещаться молча, пока мы не увидим, что ребенок уже не переутомляется от нашего присутствия, не убегает при нашем приближении. Если контакт с ребенком по каким- то причинам нарушился, начинайте сначала – садитесь на прежнее место и наблюдайте, пока ребенок снова не перестанет вас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.

Таким образом, мы выявим, что привлекает ребенка и попытаемся на начальном этапе играть с ним только в те игры, которые его привлекают. Надо помнить, что ребенок утомляется от нашего присутствия и давать ему время на отдых от общения с вами.

Если вы заметили, что ребенок предпочитает гладить предметы, стучать ими и слушать их звук, или любит играть с водой или песком, или смотрит на блики и тени, - все это можно использовать для установления более прочного и устойчивого взаимодействия. Попробуйте присоединиться к нему, радостно, но не очень громко комментируя. Вы можете вместе с ребенком играть с песком, с водой, с мыльными пузырями. Очень хорошо, если педагог вместе с ребенком может покружится вокруг оси, попрыгать и немного побегать. Внимательно отслеживайте реакцию. Если ребенку игра нравится, то можно ее использовать и для непосредственной образовательной деятельности. Если ребенок избегает сенсорных игр, не любит пачкать руки, но допускает игры с предметами – это также можно использовать для взаимодействия. Дети с синдромом аутизма видят смысл какой – либо деятельности только тогда, когда четко знают, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики и головоломки. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.

Дети с нарушениями в общении любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме, разобрать смешанные пазлы.

В любом случае процесс адаптации ребенка-аутиста к детскому саду-процесс долгий и кропотливый, требующий много терпения и настойчивости педагогов. Каждый ребенок уникальный, со своими особенностями развития, да и степень нарушений у всех различная. Наша задача подстроиться под каждого ребенка, найти «ключик» к каждому малышу. И в этой работе нужно работать только совместно с родителями, которые лучше всех знают своего ребенка и могут помочь наладить контакт с их детьми.

Самое главное любить детей, вкладывать душу в свою работу. Тогда и дети будут нас любить и всегда пойдут на контакт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный фотоальбом, как средство достижения благополучной адаптации и дальнейшего развития ребенка в условиях группы компенсирующей направленности

Сентябрь - трудный месяц для детей,  впервые перешагнувших порог  детского сада. И от того, как встретят  малышей взрослые – новые для них люди, от их стараний и усилий зависит эмоциона...

Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИАутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний.Особе...

Проект "Ранняя профориентация детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности"

Для воспитания уважительного отношения к труду и успешной интеграции в социум необходимо вырабатывать у детей с ОВЗ серьёзное отношение к труду как на основу гражданского сознания. Поэтому всестороння...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога сопровождения детей с ТНР в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности.

Рабочая программа педагога-психолога разработа в соответствии с ОООП дошкольной образовательной организации. Структура программы соответствует теребованиям ФГОС ДО. В программе содержатся сведения о с...

Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию,...