Особенности воспитания в современную эпоху
консультация

Побережная Надежда Александровна

Проблемы воспитания, несмотря на теоретическую разработанность и огромный практический опыт поколений, сегодня оказались в сфере дискуссионности!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания в современную эпоху

Подготовила: Побережная Н.А.

Воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Урай


Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..……..2

Глава 1. Что есть «воспитание»………………………………………………………………4

Понятие воспитания и его характеристики…………………………………….…...…….....4

Глава 2. Воспитательный процесс в настоящее время……………………………………...6

2.1. Особенности воспитания на современном этапе …..…….....……………....……….....6 2.2. Специфика семейного воспитания на современном этапе……………..…...…..……..8

Заключение……………………………………………………………………........................13

Список используемой литературы…………………………………………………....…......14


Введение

Важная роль воспитания отчетливо прописана в новом «Законе об образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Там сказано: «…воспитание − специально организуемая в системе  образования  деятельность,  направленная  на  развитие  личности,  создание  условий  для самоопределения  и  социализации  обучающегося  на  основе  социокультурных  и  духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства; образование − общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества,  государства,  а  также  совокупность  приобретаемых  знаний,  умений,  навыков,  ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности»[1].

Но, несмотря на эту совершенно определенную установку, образовательная практика показывает, что между проблемами образования как обучения  основам определенных научных дисциплин и воспитания как сознательного устремления к формированию у детей и подростков ценностных ориентиров, неуклонно нарастает дистанция. Более того, эти ветви единого древа превращаются в две почти не соприкасаемые сферы. Данное положение отмечается современными аналитиками проблем педагогики.

Проблемы воспитания, несмотря на теоретическую разработанность и огромный практический опыт поколений, сегодня оказались в сфере дискуссионности. Размыт основополагающий фундамент для формирования приемов и методов воспитательной политики – аксиологическое понимание мира, объединяющее все общество. Собственно даже минимальный анализ существующих сегодня концепций воспитания показывает, что они тесно связаны с позицией педагога, а потому педагогика сегодня остро нуждается в теории, которая объективирует разнородную наличную практику.

Педагогическая теория «отслеживает» изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе. Чем сложнее происходящие вокруг нас перемены, тем более глубоким должно быть переосмысление наших прежних теоретических представлений. Привычные и казавшиеся фундаментальными, они «рассыпаются» в современной социокультурной ситуации, уступают место новым теоретическим концепциям, определяющим новые подходы к воспитанию.

Раскрепощенная теоретическая мысль обращается к различным направлениям, которые не использовались в педагогике «старого формата»: феноменологии, антропософии, философскому постмодернизму и др. В. В. Зеньковский так характеризовал эту особенность: «Первой общей чертой педагогики надо признать ее чрезвычайную жадность ко всем «последним словам», какие только слышатся в науках, связанных с ней».

Обращение к данной теме вызвано рядом обстоятельств. Во-первых, в настоящее время определился социальный заказ общества на подготовку человека новой формации, демократически ориентированного, свободного от предрассудков и груза тоталитарного прошлого. Во-вторых, многие родители сегодня ориентированы на обучение своих детей престижным знаниям и навыкам. Демографические сложности, возникшие в последнее время в стране, осознание многими людьми новых ценностей, ориентиров и жизненных приоритетов, таких, как элитарность образования и желание индивида занять "свое" место в обществе, приводят к опасению по поводу потери потребности многих взрослых в воспроизводстве себе подобных.

Цели работы:

  1. Выявить в педагогических подходах их коренные установки.
  2.  Проанализировать, кого стремятся воспитать создатели определенной педагогической системы – практически активного члена общества или свободную личность
  3. Выявить,  какие качества важны при получении современного образования – деловые навыки или «внутренний мир».


ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ «ВОСПИТАНИЕ»

Понятие воспитания и его характеристики

Напомним, что в советской педагогике воспитание определялось как процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие  человека.  Однако  при  тщательном  изучении  смысла  данного  определения возникают две проблемы. Во-первых, старшее поколение не имеет опыта той жизни, которой живет молодежь, поэтому передавать свой опыт не имеет смысла, новые  поколения  живут  в  других  условиях,  которые  могут  вступать  в  конфликт  с опытом предыдущих поколений. Во-вторых, передача и усвоение опыта не могут обеспечить развитие человека.  

По определению П.И. Пидкасистого, воспитание представляет собой целенаправленную подготовку молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемую через специально создаваемые государственные и общественные  структуры,  контролируемую  и  корректируемую  обществом.  Кроме  того, воспитание  рассматривается  как  целенаправленная  содержательная  профессиональная деятельность  педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека[2]. Важнейшим,  на  наш  взгляд,  является  в  данном  определении  прямая  связь  воспитания  с культурой, культурным опытом, передача которого рассматривается как основная цель воспитания.

В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:

  • реализм целей воспитания;
  • совместная  деятельность  детей  и  взрослых;  
  • самоопределение;  
  • личностная  направленность;
  • коллективизм.

Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер, определяются потребностями развития общества и зависят от способа производства,  темпов  социального  и  научно-технического  прогресса,  достигнутого уровня  развития  педагогической  теории  и  практики,  возможностей  общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Отметим, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.

Воспитание как процесс передачи культурного опыта имеет три аспекта, которые  традиционно  рассматривает  педагогическая  теория:  

  • социально-нормативный;
  • индивидуально-смысловой;
  • ценностно-деятельностный[3];

Одной  из  характеристик  воспитательного  процесса  является  закономерная логика его протекания. Данная характеристика связана с прогнозированием хода воспитательного процесса,  предвидением результатов  воспитания  на основе изучения мотивации воспитанников, их представлений о себе, устремлений и идеалов, общественного мнения. Признание закономерной логики протекания воспитательного процесса и основанное на этом педагогическое прогнозирование становятся исходным пунктом целеполагания в воспитании.

Другой важной характеристикой процесса воспитания является его  дискретность  (или  стадийность),  поскольку  процесс  воспитания  рассматривается  как  последовательность состояний, событий, изменений. Стадия рассматривается как определенная  ступень,  характеризующаяся  качественной  определенностью. Логика процесса может быть понята через выявление последовательности состояний и из того, каким образом каждое имеющееся состояние вытекает из предыдущего и создает предпосылки для последующего.

Еще одна характеристика воспитательного процесса – нелинейность, скачкообразные переходы от одного состояния к последующему, характеризуемые кризисным  состоянием.  Кризис  согласно  словарному  определению,  это  не  только «острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение», но и «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние». Кризис представляет собой переход от одной стадии к другой, от одного целостного состояния к другому.

Следующая  характеристика  процесса  воспитания  это  его  ситуационность, которая рассматривается как наличие контекстной среды, совокупность внешних условий которой становится ситуацией протекания процесса[4].  

ГЛАВА 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

2.1. Особенности воспитания на современном этапе

Разумеется, реальный культурно-педагогический процесс представляет собой сложное и порой неразличимое переплетение многообразных тенденций.

Как яркий пример такого рода размышлений приведем авторитетное суждение профессора МГУ Н.Е. Покровского. Известный социолог полагает, что «в России наблюдаются не замедленные  процессы  адаптации  к  общемировым  культурным  изменениям,  но,  напротив,  в  силу значительной ослабленности социальной структуры российского общества, активно реализуют себя большинство глобалистических тенденций в их яркой «гибридной» форме. Причем глобализация  выступает  в  форме  американизации.  Как,  впрочем,  можно  утверждать  и  обратное  − американизация и есть глобализация»[5].

Собственно  сам  тип  американской  культуры  тяготеет  к  расширительной  унификации, сведению реальности к практической конкретности и вследствие этого, неизбежному упрощению. Изобретенный в Америке конвейерный темп жизни индустриального общества требовал от  человека  совершенно  определенных  практических  качеств,  постоянной  нацеленности  на практический результат.

Достаточно сказать, что в основе ценностной природы в самоощущении американцев лежит чувство независимости и самодостаточности. Из этого возникает и культивируется дух индивидуализма. Отсюда и основные педагогические приемы воспитательной практики американских школ. Воспитание строится на системе поощрений: все, что делает ученик, – прекрасно, вне зависимости от объективной ситуации. Во многих школах отменены оценки и вообще контрольные работы, так как это заставляет ребенка усомниться в собственной безупречности.

Совершенно очевидно, что эти позиции противоречат традиционной ценностной иерархии русской культуры, которые основываются на чувстве соборности, сопричастности каждого члена общества миру добра, сострадании. В традиционной русской культуре немыслимы самореклама и самовозвеличивание.  

Итак, если предположить, что молодой человек в процессе формирования должен опираться на собственные силы и собственные представления о мире, то очевидно, что идеалы и ценности не могут быть сформированы человеком самостоятельно. Он просто не в силах пройти путь развития человечества для достижения концентрированного выражения в понимании доброго и злого.

Более того, в ситуации самостоятельного творчества, научного или художественного, молодой человек не может обойтись без изначально очерченных перспектив движения его мысли.

Это прекрасно понимали наши педагоги в недавнем прошлом. Достаточно вспомнить замечательного педагога и мыслителя В.В. Давыдова, который предложил развитую педагогическую концепцию по развитию теоретического мышления у детей[6].

Сегодня в процессах саморазвития серьезную роль играет Интернет [7]. В традиционно культуре, даже постиндустриального периода, мы привыкли к положению, что информационное поле должно по возможности отражать мир. Интернет же создает параллельные реальности, в которых бесконтрольно существует подросток, или молодой человек, соответствующим образом «самообразовываясь» и «самовоспитываясь».

Характерным  является  то,  что  при  достаточно  значительной  литературе,  посвященной проблемам влияния Интернета на общественное сознание, нет работ, в которых бы анализировалось  именно  педагогическое,  и  шире  нравственное  значение  этого  феномена.  Весь  пафос аналитиков ограничивается проблемами здоровья (долгое сидение у компьютера вредно), психологии (интернет зависимость, игромания).  

Распадение единого воспитательного пространства происходит вследствие исчезновения единого  идеологического  пространства,  в  котором  были  определены  и  защищены  те  нравственные и этические позиции, которые считались обязательными для любого члена данного общества. Сегодня в условиях либерализации общества может сосуществовать сколь угодно много таких идеологических систем.

Получили значительное развитие идеи поиска неких «новых путей» в педагогике, путей, на которых, очевидно, будут преодолеваться «недостатки гуманитарного мышления». «Проективная педагогика» (или креативная педагогика) стремится заложить в сознание людей новое воззрение на мир[8].

Проблема понимания человека в неисчерпаемой сложности всегда стояла перед ответственными  учеными.  Академик  А.Н.  Леонтьев,  известный  советский  психолог,  отстаивавший понимание человеческой личности как результат воздействия внешнего мира, в конце концов, вынужден был признать: «Мы разобрали человека на части и хорошо научились «считать» каждую из них. Но вот собрать человека воедино мы не в состоянии»[9].

А С.Т. Шацкий, видный специалист советской педагогики, естественно стоявшей на материалистических позициях, писал, что понимает под воспитанием, прежде всего, «организацию детской жизни и деятельности»[10]. Подчеркиваем миросозерцательную цельность педагогического подхода: пространство − для организации жизни, а не среда для культивации определенных навыков.  

Между тем очевидно − под воздействием логики борьбы с тоталитаризмом в общественном сознании с конца прошлого столетия стало возобладать отрицательное отношение к воспитанию как средству насилия над формирующимся человеком. Оценивая эту тенденцию, философ О.Н. Крутова пишет: «С воспитанием стали связывать покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность и самобытность».

Наличие этой же тенденции с тревогой подтверждает известный и авторитетный педагог В.А. Караковский. Он пишет: «Во многих школах, средних учебных заведениях, вузах воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует… Трагедия заключается в том, что переориентация массовой школы на «чистое» обучение происходит на фоне невероятного обострения, нестабильности во всех областях нашей жизни, когда молодежь, попавшая в зону социального риска, все более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховностью, слепым идолопоклонством»[11].

2.2. Специфика семейного воспитания в настоящее время

Как известно, «…детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,  самобытная,  неповторимая  жизнь.  И  от  того,  как прошло детство, что вошло в разум и сердце человека из окружающего мира, - от этого и многого другого в реальной степени зависит, каким человеком он станет завтра…»[12].  

Семья чутко реагирует на все изменения в экономике и социальной структуре общества, и самые незначительные изменения внутрисемейных отношений всегда оказывают влияние на становление характеров, воли, чувств, мировоззрения  подрастающего  поколения.  

Семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение:

  • положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;
  • сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач;
  • разнообразие  семейного  сообщества  по  полу,  возрасту,  индивидуальным  особенностям,  интересам, профессиональному статусу;
  • постоянные во времени непосредственные внутрисемейные контакты супругов, родителей и детей

Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной  индивидуальности, формируя у детей:

  • умение адекватно воспринимать и понимать себя и других;
  • способность  к самоутверждению себя как личности,  проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, потребностей и интересов;
  • умение взаимодействовать с другими людьми в реальных ситуациях;
  • способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим;
  • потребность любить близких людей и доверять им;
  • уверенность в собственной нужности

Как показывают исследования, несмотря на возникновение противоречий, конфликтов между родителями и детьми, обнаруживается много сходных элементов в ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских ориентациях родителей и детей. Семья во многом готовит ребенка к достижению определенного уровня образования, социально-профессионального статуса, к определенному характеру внепроизводственной деятельности. Разногласия, в основном, касаются тех аспектов жизнедеятельности, которые являются очень динамичными, специфичными для молодежного самоутверждения. Можно привести высказывание Г. Зиммеля, в котором,  на  наш  взгляд,  заключена  основная  идея  компромисса  семейного  воспитания:  «Семья…  предоставляет  в  качестве  коллективного  индивидуума  своему  члену,  с  одной  стороны,  предварительную  дифференциацию, которая, по крайней мере, подготавливает его к дифференцированию в качестве абсолютной индивидуальности, с другой стороны, защиту, благодаря которой эта последняя может развиваться, пока она не будет в состоянии противостоять самой обширной коллективности»[13].  

Бахтигулова Л.Б. выделяет следующие тенденции современного семейного устройства: не все современные молодые родители умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин тому много. А.П. Ситник называет такие:

Во-первых, однодетность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами. Что было характерно в условиях многодетной семьи. 

Во-вторых, в молодых семьях имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними[14].

Зиновьева Т.Г. также обращает внимание на количество детей в семье. В современной российской семье преобладает тенденция иметь одного ребенка, что обусловлено, в основном, экономическими причинами, нестабильностью социальной жизни, наличием множества социальных рисков. В то же время наличие двух, трех детей в семье может позитивно сказываться на их социализации. В данном случае дети более легко адаптируются в детских коллективах, поскольку с раннего детства общаются со сверстниками, привыкают заботиться о другом человеке, соотносить свои потребности с потребностями других детей и т.п. Когда семья имеет одного ребенка, все стараются только для него, возможно формирование эгоцентричной личности. В данном случае для достижения компромисса в воспитании нецелесообразно удовлетворение всех желаний, просьб ребенка[15].  

В-третьих. Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький, и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: «Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло» или «Гуляй, да в подоле не принеси».

В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын и чья это о дочь, которые нарушают правила поведения, совершают асоциальные поступки, поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане «в первом поколении», выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.

В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача. Полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень эмоционального внутрисемейного настроя, что не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания.

В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседания съездов, выступлений депутатов палат и Госдумы приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются, как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!» И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения сменились не мене повальным увлечением сериалами «Просто Мария», «Дикая Роза», «Дикий ангел», «Во имя любви» и т. д. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на воспитание детей не остается времени.

Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Вот почему школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений[16].

Я. Н. Алиева считает, что функциональные  и  структурные  изменения  семьи  в свою  очередь  привели  к  ломке  традиционного  внутрисемейного  отношения  «родители-дети»,  которое  было стержнем  расширенной  семьи17.  Результаты  исследований ученого свидетельствуют  о  том,  что  в  нынешних  условиях значительно  возросла  социализирующая  функция  таких социальных институтов, как детские воспитательные учреждения, школы, вузы, СМИ, социальная среда. И чем ребёнок становится старше, тем больше ослабевает влияние семьи и возрастает влияние школы, «улицы», друзей и знакомых.

При исследовании проблем детей, семейного воспитания и т.п. нельзя не затронуть категорию детей, которые по тем или иным причинам оказались вне попечительства родителей. Согласно мнению Е.Б. Бреевой и др. исследователей,  «…непонимание  между  детьми  и  родителями, детьми  и  учителями,  жестокость  и  насилие  со  стороны взрослых, а в ряде случаев и сверстников, невозможность, а нередко и нежелание избежать конфликтных ситуаций приводят  к  уходу  ребёнка  из  дома,  детского  дома,  приюта…»[17].  


Заключение

В  целом  можно  прийти  к  выводу,  что  в  настоящее время прослеживается тенденция воспитания детей не из принципа целесообразности, а из принципа необходимости. И «необходимость» диктуется сегодняшними реалиями. Воспитательный процесс в нынешних условиях находится  на  перепутье.  Семья  оказалась  перед  нелегким выбором:  противоречивость  требований  глобального  и регионального планов, что условно можно назвать «ножницами воспитания». Очевидно, что можно достичь высокого уровня развития лишь в том случае, когда общество формирует всесторонне развитого субъекта общественной деятельности – человека. В этом деле большая доля ответственности лежит на семье, как ячейке общества, она при этом несёт в себе все противоречия общества. Отметим, что  при  любых  обстоятельствах  важно  учесть  воспитательное значение религии, где есть призыв к высоким моральным ценностям.

Естественно задать вопрос, а возможно ли вернуть процесс воспитания в привычное русло? Ответить на него с полной определенностью сегодня вряд ли удастся. Ведь для возникновения целостной стратегии воспитания, которая может быть понята как национальная, необходимо увидеть рамки культурной картины мира, в которой живут взаимодействующие друг с другом поколения.

Личность человека не может развиваться, ни исходя из собственных духовных ресурсов, «самобытно», ни в пределах технологических образовательных задач узко утилитарного обучения. Она нуждается в связи с миром ценностей, на которых веками строилась духовная и культурная основа жизни общества. При этом такие ценности должны быть авторитетны для подростка и признаны как объективно ценные в том сообществе, в котором он живет.


 Список литературы

  1.  Алиева  Я.Н. Проблемы детского воспитания в современный период // Вестник гуманитарного института ТГУ. 2012. №2(13)
  2. Башмаков А.И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика. М., 2002.
  3. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – С. 143-154.
  4. Борытко  Н.М.,  Соловцова  И.А.,  Байбаков  А.М.  Педагогика:  Учеб.  пособие  для студ.  высш.  учеб.  заведений  /  Под  ред.  Н.М.  Борытко.  –  М.:  Изд.  центр  «Академия», 2007. – 496 с.  
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  6. Федеральный закон об образовании 2013. Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе.
  7. Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование // Тексты по истории социологии веков: хрестоматия. М.: Наука, 1993. С. 329-346. – С. 333.
  8. Зиновьева Т.Г., Компромисс в семейном воспитании // Альманах современной науки и образования, № 11 (66) 2012 – С. 72-74.
  9. Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. … канд. соц. наук. Курск, 2003.
  10. Крутова О.Н. Философские аспекты воспитания // Теория и практика воспитательных систем. М., 1993. Кн. 2.
  11. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
  12. Писаренко В.И. Проблема воспитания в современной педагогике // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 7 (144). С. 231-237.
  13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие  для  студентов  педагогических  учебных  заведений. – 4-е  изд.  –  М.:  Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

 


[1] Закон об образовании. 2013. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

[2] Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.

[3] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие  для  студентов  педагогических  учебных  заведений. – 4-е  изд.  –  М.:  Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

[5] Покровский  Н.Е. Российское  общество в  контексте  американизации  (принципиальная  схема)  //  Социологические исследования. 2000. № 6.  – С. 5.

[6] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

[7] Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. … канд. соц. наук. Курск, 2003.

[8] Башмаков А.И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика. М., 2002.

[9] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – С. 21.

[10] Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М., 1964. Т. 2. – С. 32.

[11] Караковский В. А. Стать человеком... М., 2003.

[12] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев,1969. – С. 41.

[13] Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование // Тексты по истории социологии веков: хрестоматия. М.: Наука, 1993. С. 329-346. – С. 333.

[14] Бахтигулова Л.Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2003, №4. – С. 192.

[15] Зиновьева Т.Г., Компромисс в семейном воспитании // Альманах современной науки и образования, № 11 (66) 2012 – С. 72-74.

[16] Бахтигулова Л.Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2003, №4. – С. 192.

17 Алиева  Я.Н. Проблемы детского воспитания в современный период //  Вестник гуманитарного института ТГУ. 2012. №2(13)

[17]17 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – С. 143-154


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Знакомство с эпохой царя Петра I» подготовительной группе

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, истории России. Задачи:1). Закрепить и обобщить полученные при изучении темы знания детей по истории России.2). ...

Особенности воспитания современных детей.

Как правильно воспитывать детей....

Театрализованный этюд: «Представители 18 и 21 века о гендерном воспитании детей своей эпохи».

Сценарий для семинара воспитателей по гендерному воспитанию детей. Истоки гендерного воспитания детей на рубеже 18 века и в современное время....

Особенности воспитания современного ребёнка в кризис 3-х лет

Воспитание современного ребёнка, переживающего кризис 3-х лет, имеет свои особенности. В этой связи взрослый должен проявлять уважение к ребёнку как к личности, предоставлять ему в разумных преде...

Особенности воспитания девочек и мальчиков в современной семье

Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматриваетопределенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку внашем обществе интересы государства и родителей в отношении ...

Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста.

Современное общество изменилось. Глобальные изменения затронули практически все области жизни, поэтому институт семьи, как социальная система, наиболее подверженная воздействиям окружающих ее социальн...

Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста

Все чаще мы слышим о детях" нового поколения", которые имеют выраженные особенности. Такие изменения изучают, отслеживают педагоги, психологи, специалисты помогающих професий, ученые. Вы про...