Проект "Азбука юного финансиста"
проект (средняя группа)

Гутник Виктория Валерьевна

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_yunogo_finansista.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«АЗБУКА ЮНОГО ФИНАНСИСТА»

СРЕДНЯЯ ГРУППА «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Автор проекта:

Гутник Виктория Валерьевна

Рассмотрено и одобрено

на педагогическом совете № 2

от 07.12. 2018 года

г. Светлый

2018 г.

1.Тип проекта: познавательно-творческий.

2.Участники проекта:

  • дети средней группы
  • родители воспитанников
  • воспитатели группы

3.Продолжительность проекта:

  • среднесрочный

4.Образовательная область:

- социально – коммуникативное развитие
- познавательное развитие


5.Актуальность 
проекта:

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая грамотность является социальной проблемой общества, неотделимой от ребёнка с ранних лет жизни. 
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят в магазин с родителями, участвуют в купле-продаже и других финансово- экономических отношениях, таким образом овладевают информацией в экономике на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но не готовим к трудностям в реальной жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.Обучение финансовой грамотности воспитывается в течение продолжительного времени, основываясь на принцип «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

6.Цели проекта:

  • Формирование первичных экономических представлений об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги» и «семейный бюджет»;
  • Развитие экономического мышления дошкольников;

7.Задачи:

  • Учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
  • Сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
  • Учить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
  • Учить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
  • Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
  • Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
  • Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
  • Признавать авторитетными качества человека: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие.
  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
  • Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

8.Предполагаемый результат:

  1. Иметь представление:
  • о различных потребностях и в чем они заключаются;
  • об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей;
  • о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку;
  • о различных профессиях, специальностях, о том, как получают профессию;
  • об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значении;
  • об экономике.
  1. Знать:
  • о правилах и нормах жизни в группе и в детском саду;
  • об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить.
  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
  • Сначала зарабатываем – потом тратим;
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;
  • Деньги любят счет;
  • Финансы нужно планировать. 
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
  • Не все покупается; 
  • Финансы – это интересно и увлекательно!

9.Информационное(методическое) обеспечение:

  1. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебное пособие. СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
  2. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий \ под редакцией Е. А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно – методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
  5. Т.А. Шорыгина «Беседы по экономике: Методическое рекомендации» - М.: ТЦ Сфера, 2009.

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки выполнения

Исполнители (ответственные)

1.Подготовительный этап

Анкетирование родителей

январь

Воспитатели

родители

Январь. «Финансовая азбука»

1.Беседа «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Основные потребности и желания.)

2.Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

3.Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи), Д/И «Моя семья»

4. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка)

январь

воспитатели

Февраль. «Труд»

1.Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность)
2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
4. Путешествие в Страну профессий.

Д/И «Кому что нужно?»

февраль

воспитатели

Март. «Всякому делу надо учиться»

1.Беседа «Каждому делу учиться надо?» 
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)
3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?». Аппликация «Кому, что нужно для профессии»

4. Беседа «Профессии моих родителей» 

март

воспитатели

Апрель. «Результаты труда человека. Товар»

1. Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе»
3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» 
(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)

апрель

воспитатели

Май. «Деньги. Семейный бюджет»

1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

май

воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...

Кружок "Юный финансист"

Кружок был разработан для старшей группы.В этом кружке мы знакомили детей с деньгами, откуда они берутся и как зарабатывают их родители....