Зона психологической разгрузки в группе детского сада
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Миронец Олеся Николаевна

Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому малышу было в нем уютно и комфортно. Правильно организованная среда поможет маленькому человечку быстрее адаптироваться к новому месту и научиться управлять своими эмоциями.

Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зоны релаксации и психологической разгрузки.

Зона психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. 

Зона (или уголок) психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zona_psihologicheskoy_razgruzki.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Зона психологической разгрузки в детском саду.

Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

Современный детский сад должен быть организован таким образом, чтобы каждому малышу было в нем уютно и комфортно. Правильно организованная среда поможет маленькому человечку быстрее адаптироваться к новому месту и научиться управлять своими эмоциями.

Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах детского сада необходимо создавать зоны релаксации и психологической разгрузки.

Зона психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, там он может отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

Зона (или уголок) психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое.

При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.

Особое внимание следует уделить подбору игр и объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок может содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности детей.

Назначение уголка психологической разгрузки:

•        Обучение социально приемлемым способам поведения;

•        Обучение детей владеть собой в различных ситуациях (саморегуляция);

•        Обучение общению, решению конфликтов;

•        Повышение самооценки, снятие тревожности, повышение уверенности в себе;

•        Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Основные принципы организации уголка психологической разгрузки:

•        Разнообразие материалов;

•        Доступность;

•        Безопасность;

•        Актуальность;

•        Креативность.

Правила оформления уголка психоэмоциональной разгрузки по ФГОС.

ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению зоны психологической разгрузки:

 - Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).

- Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.

 - На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.

 - Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.

 - Наполнение зоны релаксации должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.

 - При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

 - Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

 - Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

Наполнение уголка психоэмоциональной разгрузки в детском саду.

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций.

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

- Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).

- «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

- «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

- «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.

- Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

- Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

 - Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).

- Красивый настольный фонтан, водопад.

- Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.

- Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).

- Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.

- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

- Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).

- Коллекции морских ракушек, магнитов.

- Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

- Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.

- Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

- Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Пособия для развития эмоциональной сферы.

- В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

- Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.

- Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.

- «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций» или «Дерево настроения», «Дерево эмоций».

- «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

- «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Основные виды деятельности в уголке психоэмоциональной разгрузки.

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.

Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.

Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).

Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).

Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

В уголке психоэмоциональной разгрузки ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Примеры использования материалов психологического уголка.

1.Игры с клубочками.

Цель: успокоить расшалившихся детей.

2. «Мешочки настроений».

Цель: научить детей, в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

3. «Коробочка примирения».

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

4. «Мыльные пузыри».

Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

5. «Варежки – мирилки»

Цель: научить разным способам примирения после ссоры.

6. «Горячие ножки» или коврик злости

Цель: снятие напряженности, агрессии, тревожности.

7. «Стаканчики для крика».

Цель: избавляться от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

При правильной организации уголка психоэмоциональной разгрузки, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

Также, правильно организованная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Для каждой возрастной группы разработаны рекомендации по устройству уголков психологической разгрузки.


2 группа раннего возраста

  • уголок для уединения;
  • телефон «Позвони маме»;
  • груша для битья, поролоновые подушки;
  • мякиши «Веселые смайлики»;
  • аудио диск «Колыбельные».

2 группа раннего возраста

  • уголок для уединения;
  • телефон «Позвони маме»;
  • груша для битья, поролоновые подушки;
  • мякиши «Веселые смайлики»;
  • аудио диск «Колыбельные».

Младшая группа

  • уголок для уединения;
  • телефон «Позвони маме»;
  • груша для битья, поролоновые подушки;
  • мякиши «Веселые смайлики»;
  • коврик злости;
  • стаканчики для крика;
  • аудио диск «Колыбельные».

Младшая группа

  • уголок для уединения;
  • телефон «Позвони маме»;
  • груша для битья, поролоновые подушки;
  • мякиши «Веселые смайлики»;
  • коврик злости;
  • стаканчики для крика;
  • аудио диск «Колыбельные».

Средняя группа

  • уголок для уединения;
  • массажные мячи-ёжики 2-3 шт.;
  • коврик дружбы;
  • стаканчик для крика;
  • груша для битья, поролоновые подушки;
  • тактильные смайлики (рис, мука, горох);
  • гусеница из пуговиц;
  • рукавички для примирения;
  • аудиодиск «Музыка для сна. Релаксация».

Средняя группа

  • уголок для уединения;
  • массажные мячи-ёжики 2-3 шт.;
  • коврик дружбы;
  • стаканчик для крика;
  • груша для битья, поролоновые подушки;
  • тактильные смайлики (рис, мука, горох);
  • гусеница из пуговиц;
  • рукавички для примирения;
  • аудиодиск «Музыка для сна. Релаксация».

Старшая группа

  • массажные мячи-ёжики 2-3 шт.;
  • коврик злости;
  • обруч для примирения;
  • стаканчик для крика;
  • корзина с бумагой для разрывания;
  • толстая веревка для узелков;
  • теннисные мячики;
  • груша для битья;
  • тактильные смайлики (рис, мука, горох);
  • зеркало;
  • рукавички для примирения;
  • аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».

Старшая группа

  • массажные мячи-ёжики 2-3 шт.;
  • коврик злости;
  • обруч для примирения;
  • стаканчик для крика;
  • корзина с бумагой для разрывания;
  • толстая веревка для узелков;
  • теннисные мячики;
  • груша для битья;
  • тактильные смайлики (рис, мука, горох);
  • зеркало;
  • рукавички для примирения;
  • аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».

Подготовительная к школе группа

  • фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
  • коврик злости;
  • коробочка примирения;
  • обруч для повышения самооценки;
  • стаканчик для крика;
  • корзина с бумагой для разрывания;
  • толстая веревка для узелков;
  • стул размышлений;
  • мешочки настроения;
  • груша для битья;
  • зеркало;
  • рукавички для примирения;
  • аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».

Подготовительная к школе группа

  • фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
  • коврик злости;
  • коробочка примирения;
  • обруч для повышения самооценки;
  • стаканчик для крика;
  • корзина с бумагой для разрывания;
  • толстая веревка для узелков;
  • стул размышлений;
  • мешочки настроения;
  • груша для битья;
  • зеркало;
  • рукавички для примирения;
  • аудиодиск «Музыка для сна. Сказки. Релаксация».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок психологической разгрузки в группе детского сада

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дет...

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....

Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»

В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они часто конфликтуют со сверстниками, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют других детей. Современ...

Презентация "Уголки эмоциональной разгрузки в группе детского сада"

Презентация "Уголки эмоциональной разгрузки в группе детского сада"...

Методическая разработка для педагогов "Организация уголков психологической разгрузки в группе детского сада"

Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковрем...

Центры психологической разгрузки в группах детского сада.

Центры психологической разгрузки в группах детского сада....