Квест-игра: "В поисках Капельки"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Будылина Ирина Александровна

Данная методическая разработка-конспект ООД, позволит педагогу провести интересное занятие по исследовательской деятельности с использованием современой квест-технологии с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нижегородская область, городской округ город Кулебаки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Берёзка»

Методическая разработка

Направление: Поисково-познавательная деятельность с элементами экспериментирования для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Название: Квест-игра: «В поисках капельки».

 Разработала:

Педагог с I кв. категорией

Будылина Ирина Александровна

Актуальность

    В нашей современной жизни становится всё сложнее и сложнее заинтересовать детей. В мир компьютерных технологий, гаджетов и телефонов, у детей не развиваются такие мыслительные процессы, как воображение, творчество, логическое мышление. Дети всё меньше и меньше общаются со своими сверстниками, а если и происходит общение, то виртуальное. И наша задача, всех взрослых, которые находятся рядом с детьми, помочь им научиться сближаться со своими ровесниками. И происходит это в социальных институтах, одним их которых является детский сад.

     Именно квест-технология или, как ещё принято называть квест-игра, решает эту задачу, с помощью такой технологии, включённой в образовательное пространство ДОУ, достигаются образовательные цели, которые ставит перед собой педагог: реализовываются проектная, исследовательская и игровая деятельность, дошкольники знакомятся с новой информацией, закрепляются на практике полученные знания.

Цель: создавать условия для исследовательской деятельности с применением квест-технологии.

Задачи:

Развивающие:

  • Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Создавать условия для развития любознательности и познавательной мотивации;
  • Создавать условия для развития познавательных интересов детей и умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Развивать умение добывать информацию различными способами, побуждать определять оптимальный способ получения необходимой информации, в соответствии с условиями и видом деятельности.

Обучающие:

  • Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением элементов экспериментирования.
  • Совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств веществ.

Воспитательные:

  • Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
  • Воспитывать доброжелательность, готовность помочь сверстнику.
  • Развивать способность договариваться, планировать, обсуждать и реализовывать поставленную задачу, развивать инициативу.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за объектами неживой и живой природы: солнцем, дождём, снегом, инеем, туманом, градом, радугой, росой;
  • Просмотр энциклопедий по данным темам;
  • Просмотр мультфильмов по данным темам;
  • Экспериментирование: «Как получился лёд?», «Откуда берётся пар?», «Волшебная вода»;
  • Чтение художественной литературы: «Путешествие воды», «Мы - волшебники», «Сборник загадок про явления природы».

Оборудование и материалы:

  • Пластмассовые прозрачные стаканчики:
  • Ёмкость с мукой, сахарным песком, солью;
  • Ложки или палочки для размешивания полученных растворов;
  • Краски акварельные с кисточкой;
  • Салфетки по количеству детей;
  • Бутылка с водой;
  • Лимон, разрезанный на две половинки;
  • Две бутылочки разной формы и размера.

Демонстрационный материал:

  • Загадки с явлениями неживой природы;
  • Картинки по теме: «Где живёт вода»
  • Ноутбук для включения музыки для физкультминутки: «Как живёшь?» и песни «Почемучка»;
  • Стрелки: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые;
  • Письмо от Капельки;
  • Медали: «Молодец!»
  • Пазл: «Круговорот воды в природе»
  • Материалы для фильтрования воды: воронка, ватные диски, активированный уголь, опилки.

Ход квест-игры:

(Воспитатель показывает письмо, которое утром лежало на столе в группе)

- Ребята, посмотрите, нам кто-то принёс в группу письмо, давайте посмотрим, кому оно предназначено.

(Воспитатель читает адрес):

- Детский садик «Берёзка», подготовительная группа.

-  Ну что, ребята, раз письмо для нас, тогда давайте его откроем и прочитаем, что внутри написано.

Дети: Давайте!

(Воспитатель читает письмо).

- Уважаемые ребята, пишет вам Капелька. Вы, наверное, знаете, кто я такая?

Дети: Да, знаем!

Воспитатель: Читаем дальше, я знаю, что вы очень умные и дружные ребята, и именно к вам я решила обратиться за помощью. У меня случилась небольшая неприятность, я потерялась и никак не могу найти свой дом. Помогите мне, пожалуйста. К письму прилагаются задания, которые вам нужно выполнить. Если вы отвечаете правильно, то за каждое задание вы получаете кусочек пазла, который и поможет мне отыскать свой дом. Задания ищите по стрелочкам разного цвета.

Если вы всё сделаете правильно, вас ждёт награда.

Ну что, в путь?

Воспитатель: Ребята, поможем Капельке?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Тогда посмотрим, куда нам показывают стрелочки (жёлтый цвет).

(Стрелочки детей приводят в раздевалку, в коробочке лежит первое задание)

Воспитатель: Читаем первое задание:

1 задание:

Разгадайте загадки:1.jpg

(Дети отгадывают загадки и получают пазл).

Воспитатель: Ну, что, побежали дальше? (Дети бегут по стрелочкам синего цвета, они их приводят в группу старшего возраста)

2 задание: Нужно выбрать, показать картинки, в чём находится вода и объяснить свой выбор.

(Воспитатель показывает картинки, дети выбирают картинку и объясняют свой выбор, почему они так думают, в конце задания дети получают пазл).

Воспитатель: Может поиграем?

(Воспитатель проводит с детьми физкультминутку).

Физкультминутка – игра: «Как живёшь?»

Воспитатель: Поиграли? Отдохнули? Продолжаем спасение Капельки?

Дети: Да!

Воспитатель: ну тогда вперёд, по стрелочкам зелёного цвета.

(Дети прибегают в зал, где всё готово для проведения опытов)

3 задание:

Воспитатель: Ребята, у нас здесь настоящая лаборатория, приглашаю вас для проведения опытов, сейчас мы с вами будем вспоминать и узнавать свойства воды. Читаем задание:

Определить свойства воды:

  • У воды есть запах?
  • У воды есть вкус?
  • Вода льётся?
  • У воды есть форма?
  • Вода растворяет в себе вещества?
  • Вода может менять цвет?

(Дети проводят опыты и делают выводы).

№1: «У воды есть запах?»

(На столе стоят два стакана с чистой водой, разрезанный лимон, ложка. Воспитатель даёт детям понюхать воду в обоих стаканах)

Воспитатель: Пахнет вода?

Дети отвечают.

(Потом воспитатель выдавливает сок лимона в воду одного из стаканов, просит одного из детей размешать воду и потом даёт понюхать ребятам).

Воспитатель: А сейчас пахнет вода? Чем?

Дети отвечают: Лимоном.

Воспитатель: Значит какой можно сделать вывод?

(Дети: вода не имеет запаха, а если пахнет, то тем веществом, которое в ней растворили).

№2: «У воды есть вкус?»

(Воспитатель предлагает попробовать воду из стакана с чистой водой)

Воспитатель: Есть у воды вкус?

(Дети отвечают: нет)

(Воспитатель предлагает попробовать воду из стакана с соком лимона)

Воспитатель: А теперь, есть у воды вкус?

Дети: Да, теперь у воды есть вкус лимона.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Вода имеет вкус того вещества, которое в ней растворили.

№3: «Вода льётся?»

(На столе стоят два стакана: один с водой, другой пустой)

Воспитатель: Ребята, а как узнать, льётся вода или нет?

Ответы детей: Нужно перелить воду из одного стакана в другой.

(Ребёнок берёт пустой стакан в одну руку и стакан с водой в другую и переливает из одного стакана в другой)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Какое свойство ещё имеет вода? Ребята, а в каком состоянии вода бывает, то есть какая бывает вода?

Дети: вода бывает жидкая, газообразная, твёрдая.

Воспитатель: Ребята, а в каком состоянии вода льётся?

Дети: в жидком.

Воспитатель: Правильно.

№4: «У воды есть форма?»

(На столе стоит стакан с водой и бутылочки разной формы)

Воспитатель: Ребята, как узнать, есть у воды форма или нет?

Дети: нужно налить её в другую ёмкость.

(Ребёнок наливает воду в другую бутылочку, дети рассматривают бутылочку с водой).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Вода не имеет форму, а принимает форму того сосуда, в котором находится.

№5: «Вода растворяет в себе вещества?»

(На столе стоят три стакана с водой, три чашки: сахарный песок, соль, мука, три ложки).

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, растворяются вещества в воде или нет, что нужно сделать?

Дети: Нужно эти вещества положить в воду и размешать ложкой и понаблюдать, растворились вещества или нет.

(Дети проводят опыт)

Воспитатель: Ну что, ребята, растворились вещества в воде?

Дети: Растворились.

Воспитатель: Значит какой можно сделать вывод?

Дети: Что вода растворяет в себе вещества.

№6: «Вода меняет цвет?»

(На столе четыре стакана с водой, краски, кисточка).

Воспитатель: Ребята, как узнать, может вода менять свой цвет или нет?

Дети: Нужно растворить в воде краску.

Воспитатель: Давайте окрасим нашу водичку в разные цвета.

(Дети окрашивают воду в стаканах краской)

Воспитатель: Ну что, какой вывод можно сделать?

Дети: Вода меняет цвет, если в ней растворить краску.

Воспитатель: Проведя шесть опытов, что мы с вами узнали и вспомнили?

Ответы детей:

Выводы:

  • Вода не имеет запаха или она пахнет тем веществом, которое в ней растворили.
  • Вода не имеет вкуса, или она имеет вкус того вещества, которое в ней растворили.
  • Вода льётся.
  • Вода принимает форму того сосуда, в который её налили.
  • Вода растворяет в себе некоторые вещества.
  • Вода имеет свойство окрашиваться.

(Дети получают пазл)

Воспитатель: Ну что, дальше? Дети бегут по оранжевым стрелочкам. Стрелочки их приводят на улицу, на прогулочный участок.

4 задание:

Воспитатель: Ну что ребята, читаем задание?

Капелька: Помойте меня, я испачкалась.

(На столе стоит стакан с грязной водой, пустой стакан, воронка, вата, уголь активированный, опилки)

Воспитатель: Ребята, разве можно помыть водичку? Как это сделать? Как вы думаете?

Ответы детей: Нужно очистить воду.

Воспитатель: А с помощью чего очищают воду?

Дети: С помощью специальных фильтров.

Воспитатель: Мы сейчас с вами попробуем сами сделать фильтр, который очистит нашу водичку.

(Дети вместе с воспитателем делают фильтр: на пустой стакан кладут воронку, на дно воронки вату, потом активированный уголь и опилки)

Воспитатель: У нас готов фильтр, давайте очищать воду.

(Дети вместе с воспитателем очищают воду, сравнивают полученный результат, делают вывод).

Воспитатель: Ну что, ребята, мы очистили водичку? Какой вывод можно сделать?

Ответы детей: Очистили. Что при помощи фильтра можно очистить воду.

Воспитатель: А что такое фильтр?

Дети: Это прибор, с помощью которого очищают воду.

Воспитатель: Правильно.

(Дети получают пазл)

Воспитатель: Ну что, ребята, мы собрали все пазлы, теперь мы узнаем где дом у Капельки.

Возвращаемся в группу по стрелочкам красного цвета.

(Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу).

Воспитатель: Давайте соберём пазлы и узнаем, где дом у Капельки.

(Дети собирают пазл, получается картинка: «Круговорот воды в природе», в группу входит Капелька).

Капелька: Здравствуйте, ребята, вот вы меня и нашли. Я очень рада с вами познакомиться.

Теперь я знаю, где мой дом. Спасибо вам. Вы заслужили награду. Чтобы быть здоровыми, сильными и умными нужно пить много воды и я вам принесла в подарок сок-ведь в соке тоже содержится много воды.

Воспитатель: Капелька, наши ребята тоже приготовили для тебя подарок: песню «Почемучки».

(Дети поют песню: «Почемучки»)

Спасибо, ребята, мне очень понравилась песня!

Прощайте ребята, до встречи!

Дети: Спасибо, Капелька! До свидания!

Список литературы и интернет-источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. -32 с.
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. -5-е изд. (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-366 с.
  3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – 2-е изд.,испр. – М., 2005.
  4. Кузьмина И. И. Применение квест-технологии в познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 81. – ART 590096. – URL: http://www.kids.covenok.ru/590096.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
  5. maam.ru›detskijsad/pedagogicheskii-opyt-… 
  6. nsportal.ru›…kvest…vospitaniya…vozrasta…usloviyah
  7. dohcolonoc.ru›…kvest…v-obrazovatelnom…dou.html



Предварительный просмотр:

«Применение квест-технологий в образовательном пространстве ДОУ»

Будылина Ирина Александровна

Воспитатель МБДОУ детский сад №11 «Берёзка»

Нижегородская область, городской округ город Кулебаки

   В нашей современной жизни становится всё сложнее и сложнее заинтересовать детей. В мир компьютерных технологий, гаджетов и телефонов, у детей не развиваются такие мыслительные процессы, как воображение, творчество, логическое мышление. Дети всё меньше и меньше общаются со своими сверстниками, а если и происходит общение, то виртуальное. И наша задача, всех взрослых, которые находятся рядом с детьми, помочь им научиться сближаться со своими ровесниками. И происходит это в социальных институтах, одним их которых является детский сад.

     Именно квест-технология или, как ещё принято называть квест-игра, решает эту задачу, с помощью такой технологии, включённой в образовательное пространство ДОУ, достигаются образовательные цели, которые ставит перед собой педагог: реализовываются проектная, исследовательская и игровая деятельность, дошкольники знакомятся с новой информацией, закрепляются на практике полученные знания.

 Немного сейчас окунёмся в историю квеста. Квест (от английского – «поиск, предмет поиска, поиск приключений») – означает вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Именно самое главное условие, которое ставится в процессе игры, что игроки играют в команде, позволяют решить именно такие задачи, как сплочение и общение детей, взаимоподдержке, побуждение к умению договариваться между собой и к решению определённых трудностей, возникающих в процессе игры. Идея такой игры очень проста, команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные интересные задания. Главное преимущество такой игры состоит в том, что такая форма организации образовательной деятельности в игровом и занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов дошкольников. Воспитывает в детях чувство товарищества и побуждает обобщать и делать логические умозаключения и выводы.

Самой главной особенностью квест-игры, является то, что выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего задания, что является эффективным средством для повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

  По структуре сюжета квест разделяется на три вида. Это «линейный квест», где основное содержание квеста построено на цепочке. Разгадаешь одно задание, получишь следующее, пока не дойдёшь до финала. Такой квест самый распространённый. Следующий квест-«штурмовой», характеризуется тем, что каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы на финише собрать всё в единый «клубок». И третий вид квеста-это «кольцевой», где игроки отправляются по «кольцевой траектории», выполняя определённые задания и возвращаясь в начало игры.

    Педагог может выбрать любую тему для квеста, такую, которая будет решать в данный момент его образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Например, «Помоги Ивану-царевичу расколдовать Василису-прекрасную», «В поисках Капельки». Квесты могут прослеживать в себе исследовательское, познавательное и приключенческое направление.

     В своей деятельности с детьми, я активно использую такое направление, как квест-технологии особенно успешно в познавательно-исследовательской деятельности, с элементами экспериментирования. Такой вид технологии помогает мне стать ближе к детям, раскрыть их, побудить их активнее общаться со взрослыми и сверстниками, а также принимать быстрые решения и находить выход из любой проблемной ситуации.

   

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. -32 с.
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. -5-е изд. (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-366 с.
  3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – 2-е изд.,испр. – М., 2005.
  4. Кузьмина И. И. Применение квест-технологии в познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019. – № 81. – ART 590096. – URL: http://www.kids.covenok.ru/590096.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
  5. maam.ru›detskijsad/pedagogicheskii-opyt-… 
  6. nsportal.ru›…kvest…vospitaniya…vozrasta…usloviyah
  7. dohcolonoc.ru›…kvest…v-obrazovatelnom…dou.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по ПДД "Поиски недостающего атрибута для оформления площадки для игр по правилам дорожного движения"

С развитием техники в нащей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, и каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще всего это происходит из-за н...

Квест- игра по ПДД «Поиск потерянных знаков» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: систематизировать полученные знания по правилам дорожного движения в привлекательной, современной, доступной для детей форме....

Конспект ООД по ФЭМП в технологии квест- игры Тема: «В поисках загадочного ключика»

- Совершенствовать навыки счета в пределах 9 и упражнять в счете по образцу;- Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 9;- Формировать умение делить целое на части, показывать и на...

Квест-игра для дошкольников «Поиск спрятанного сюрприза»

Подготовительная группаКвест-игра для дошкольников "Поиск спрятанного сюрприза" Опытно-экспериментальная деятельность, игровые технологии, игровой тренинг с элементами арт-терапии (рисо...

Организованная образовательная деятельность Квест-игра для дошкольников "Поиск спрятанного сюрприза" (подготовительная группа)

Опытно-экспериментальная деятельность, игровые технологии, игровой тренинг с элементами арт-терапии (рисование песком на стекле), технологии исследовательской деятельности, динамические паузы, ИКТ...