Картотека пальчиковых игр
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковых игр от 2 до 7 лет "Наши быстрые пальчики!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx82.97 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр «Наши быстрые пальчики!»

Игры для детей 2-3 лет

«Ладушки».

Ладушки-ладошки                      вытягивают руки вперед, поворачивают

У ребяток-крошек                       ладони вверх-вниз.

Кашку варили                              водят указательным пальцем одной руки по

Кукол кормили                            ладони другой. 

Так!                                               Вытягивают руки вперед ладонями вверх

Ладушки-ладошки                      поворачивают ладони вверх-вниз. 

У ребяток-крошек

Молотком стучали,                     стучат кулачками друг о друга. 

Гвозди забивали.

Так!

«Утенок».

Во дворе утенок жил,           прикасаются всеми пальцами руки к

                                                большому    пальцу и раскрывают

                                                ладони («утенок открывает клюв») .

Рыбку он ловить любил.      прижимают ладони друг к другу и качают

                                                ими из стороны в сторону («рыбка») .

«Осень».

Осень, осень  к нам пришла

И в подарок принесла:

Листик клена,                            загибают пальцы по очереди,

Лист березы,                             начиная с мизинца

Лист осины,

Лист дубка,

Чудо-осень! Хороша!              распрямляют пальцы и вращают кисть.

«Флажок».

Я в руке флажок держу                   четыре пальца (указательный, средний,

                                                   безымянный, мизинец) вместе, большой

                                                 опущен вниз; тыльная сторона ладони к себе.

И ребятам им машу.           

«Сорока».

Сорока-белобока                            указательный палец правой руки делают

                                                круговые движения по ладошке левой.

Кашу варила,

Деток кормила.        

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,                           правой рукой загибают по очереди пальцы левой

                                              руки, начиная с мизинца.

А этому не дала!                        Большой палец поднимается вверх.

«Дружат наши дети…»

Дружат наши дети,                пальцы правой руки по очереди  постукивают по  

                                                 тем же пальцам левой руки, начиная с большого.

Девочки и мальчики.        

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.        

«Прятки».

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

Так головки убирали.                  Сжимание – разжимание кулачка в воздухе.

«Рыбки».

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой реке.                 ладошки как бы ударяют по воде.

То сожмутся, разожмутся,

                                                      пальчики сжимаются в кулачок,

                                                        разжимаются.

То закружатся в воде.                          винтообразные движения кистью.

«Этот пальчик…»

 

Этот пальчик – дедушка,        загните большой палец.

Этот пальчик – бабушка,        загните указательный палец.

Этот пальчик – папочка,        загните средний палец.

Этот пальчик – мамочка,        загните безымянный палец.

Этот пальчик – я,                загните мизинец.

Вот и вся моя семья!        вращайте кисть, разведя пальцы в стороны.

        

«Ёжик».

Что ж ты, ёж, такой колючий?  

Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи –

Лисы, волки и медведи.        Соединить ладошки, выставить прямые

                                               пальцы вверх и расставить в стороны.

        

«Раз, два»

Раз, два, раз, два,                          Ударять по столу поочередно правой и

                                              левой руками;

Очень медленно сперва.      одно  слово – один удар;

А потом, потом, потом                количество ударов равно количеству

                                              слогов в слове.

Все бегом, бегом, бегом.        

«Очки».

Бабушка очки надела

И на внучку посмотрела.        Большой палец правой и левой руки вместе с

                                                остальными образуют колечко; колечки

                                                поднести к глазам.

«Шарик».

Надуваем быстро шарик;

Он становится большой.        Все пальчики обеих рук в «щепотке» и

                                                соприкасаются кончиками, постепенно

                                                принимая форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел-

Стал он тонкий и худой.        Пальчики принимают исходное положение.

«Посчитаем».

  Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.         

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –                 Поочередно сгибать пальцы в кулачок,

                                                        начиная с большого.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…        

«Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.                   Движения ладошками слева направо и

                                                наоборот.

Рыбка, рыбка, озорница,        Делать махи кистями как бы «ударяя по воде».

Мы хотим тебя поймать        Хлопок в ладоши.

«Мяч».

Мой весёлый круглый мяч,   Одной рукой бьём по воображаемому мячу.

Щёки круглые не прячь!       Смена рук.

Я тебя поймаю,                     Двумя руками, соединив одноимённые пальцы,

                                               показываем мяч.

В ручках покатаю!               Покатали воображаемый мяч между ладоней.

«Лес».

Здравствуй, лес,                  Поднять обе руки ладонями к себе, широко

                                             расставить  пальцы.

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

«Капуста».

Мы капусту рубим-рубим,      Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капусту солим-солим,      поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капусту трём-трём,          потирать кулачок о кулачок

Мы капусту жмём-жмём.        сжимать и разжимать кулачки.

«Пять пальцев».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,   ритмично сжимают и разжимают

Чтоб хватать и чтоб пилить,              кулачки

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:                   по очереди выпрямляют пальцы,

Один, два, три, четыре, пять.           начиная с мизинца.

«Повстречались».

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».       Соединять одноименные 

Два щенка: «Ав – ав».                                        пальцы

Два жеребёнка: «И-го-го»

Два тигренка: «Р-р-р»

 Два быка: «Му-у».

 Смотри, какие рога!                 Показать рога указательными пальцами

По грибы.

Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!            
попеременно сгибать пальцы, начиная с                    

                                                      мизинца
Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

Кто приехал.

Кто приехал? Мы, мы, мы.                           Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.                  Хлопать кончиками больших и  

                                                                         указательных   пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.                     Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.              
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.              
Большие пальцы и мизинцы.

Дождик капает.

Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.          
Пальчики обеих рук постукивают по столу.

Пальчик-мальчик.

Пальчик-мальчик, где ты был?        Показать большие пальцы рук.

- С этим братцем в лес ходил,         Поочередно соединять большие

С этим братцем щи варил,               пальцы с другими.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Рисовали.

Мы сегодня рисовали,                       Плавно поднять руки перед собой,

Наши пальчики устали.                     Встряхивать кистями.                        

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

 

Игры для детей 3-4 лет

«Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.                                  Показывают части тела

Там спинка. Тут живот.                       соответственно тексту.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

«Перчатка».

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.              Поглаживают по очереди одной рукой другую,

                                                как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.           Загибают пальчики

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой          Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?      Одноимённые пальцы прикасаются

                                                                друг к другу.

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

«Ёлочка».

Перед нами ёлочка.                  Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,                Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,                 Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,                        «Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.                  Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить

                                                   пальчиками.

«Есть у каждого свой дом».

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

 Хатки делают бобры.        

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём

«Помощник».

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,        Потирать ладошки друг об друга («мыть 

                                                     посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.           Разгибать пальцы из кулачка,

                                                      начиная с мизинца. Выполнять

                                                      имитирующие движения.

«Стирка».

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы белье стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили,

То-то стало весело!                Крутят ладошками с растопыренными

                                                пальцами

«Алые цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

.

Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.

Ребенок медленно раскрывает пальцы.

Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.

Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.

 Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».

Лодочка.

Две ладошки прижму                         Соединить ладони лодочкой

И по морю поплыву.                          и выполнять волнообразные движения.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,                                Ладони поставить вертикально.

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам                         Имитировать движения рыбок.

Плывут рыбки тут и там.

Пальчики.

Мои пальчики расскажут,            Хлопают в ладоши с растопыренными

Что умеют – все покажут.             пальцами.

 Их пять на каждой руке.             Одноименные пальцы соприкасаются друг Все сделать смогут, всегда помогут.           с другом.

Они на дудочке играют,                Выполняются движения в соответствии с

Мячик бросают,

Белье стирают,                               текстом.

 Пол подметают,

Щиплют, ласкают –

Пять и пять моих ловких пальчиков.         Показываются ладони с

                                                                       растопыренными пальцами.

Пирог.

Тесто ручками помну,                          Сжимают и разжимают ладони.

 Пирог я сладкий испеку.                     Круговые движения ладонями.

 Серединку смажу джемом,                Водят ладошками по плоскости

А верхушку сладким кремом,            стола.

И кокосовою крошкой                        Имитируют посыпание пальчиками.

Я присыплю пирог немножко,

А потом чай заварю,                           Ладошками изображают чашку с чаем.

В гости друга приглашу.


Гномы.

Гномы гостей приглашали.                   Ладошки сжаты в кулачки.

 Гномы гостей угощали.                        Поочередно разгибаются пальчики.

 Каждому гостю досталось варенье.

Пальчики склеило то угощение,          Одноименные пальцы прижимаются

Плотно прижалась ладошка к ладошке,              друг к другу.

 Гости не могу взять даже ложки!        Ладошки плотно прижимаются друг к

                                                                               другу.              


Игры для детей 5 -6 лет

ВАРЕНЬЕ

Заходите дети в сад:    «Идем» указательными и средними пальцами по столу

Тут крыжовник,           Соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой                                                                            

                                                                                                         руки

виноград.                   Соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой

                                                                                                       руки

А в лесу растут черника,

Земляника и брусника.    Правя рука имитирует сбор ягод и складывает их в

                                                                      «корзину» левой руки

Варит бабушка варенье -                        Размешиваем варенье в кастрюле

Будет внукам угощение.                         Протягиваем ладони вперед


ОВЕЧКА И КОЗА

Кучерявая овечка                              Показать «кудряшки» на голове.

Переходит через речку.                  «Идем» указательным и средним пальцем

Щуря желтые глаза,                         Прищурить глаза.

Ей навстречу шла коза.                   Показываем «рога»

- Не пущу тебя, овечка,                   Наклонить голову с «рогами» вперед

Не пройдешь ты через реку!          Погрозить указательным пальцем

Лошадь мимо проходила              Пальцы собраны в щепоть, поочередно

                                                        поднимаем-опускаем руки

И овечку пропустила.                     Руки отвели в сторону — жест,

                                                          обозначающий: «Пропускаю»


В ЛЕСУ

- Мальчик с пальчик, где ты был?      4 раза сгибать большой палец левой руки.

- Долго по лесу бродил!                    4 раза сгибать большой палец правой руки.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.                      Большой палец правой руки поочередно

                                                              соприкасается с остальными пальцами.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.            4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.


ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.   Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.       Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются  

                                           друг до друга

Раз, два, три, четыре, пять       Соединяем одноименные пальцы большой с

                                                      большим и т. д.

Начинай опять считать      Одновременное касание подушечками пальцев двух рук

Раз, два, три, четыре, пять               Поочередное касание

Мы закончили считать.              Встряхиваем опущенные внизу кисти рук


ОБУВЬ

Почитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.                           Попеременно хлопки ладонями и удары

                                                                       кулачками по столу

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.         На каждое название обуви, загибают по одному                                

                                                            пальчику, начиная с большого


РЫБКА

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.       Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,                    Погрозить пальчиком

Мы хотим тебя поймать.               Медленно сблизить ладони

Рыбка спинку изогнула,               Снова показать, как плавает рыбка

Крошку хлебную взяла,               Сделать хватательное движение двумя руками

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.                              Показать, как рыбка плавает


БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

Как у нас семья большая

Да веселая:                                             Хлопки в ладоши и удары попеременно

Два у лавки стоят,                                           Загнуть большие пальцы

Два учиться хотят,                                       Загнуть указательные пальцы

Два Степана у сметаны — объедаются.                  Загнуть средние пальцы

Две Дашки у кашки - питаются.                          Загнуть безымянные пальцы

Две Ульки в люльке — качаются.                              Загнуть мизинцы



ПРОФЕССИИ

Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей.     Кладем правую руку на левую, левую на правую и т. д.

Я — маляр, я стены крашу,            Расслабленной кистью водим вверх-вниз.

Потолок

И кухню вашу.                                              Движения рукой влево-вправо

Я — электрик. Свет включу        «Включаем свет, нажимая на включатель»

Только лампочку вкручу.          Вращательные движения кистью правой руки

Приходите в новый дом                                   Ладони «домиком»

И живете долго в нем!                                  Развести руки в стороны


ТРАНСПОРТ

Идет на взлет, идет на взлет,

Винты вращая, вертолет.                                   Круги рукой над головой

Идут туда,                                                             Правой рукой показать влево

Идут сюда                                                            Левой рукой показать вправо

По звонким рельсам поезда.      Правая рука справа, а левая - слева описывают  

                                             круги от себя, руки движутся параллельно друг другу

И пароходы, корабли     Ладони, соед-е кончиками пальцев - «домиком»,

                                                                        движутся вперед

Уходят в море от земли.                                   Машем рукой на прощание


БАБУШКА

Наша бабушка идет      Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой

                                                                   руками

И корзиночку несет.            пальцы слегка расставить и соед-ть их с пальцами

                                                                           другой руки

Села тихо в уголочек                              Сложить руки на коленях

Вяжет деточкам чулочек                         Имитация вязания на спицах

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.    Мягким кистями рук выполнить движение «кошечка»

Где же, где ж мои клубочки,              Развести руки в стороны

Как же мне вязать чулочки?             Выполнить движение «вязание на спицах



КОСМОС

Мы по глобусу шагаем -         Указ-ми и средними пальцами обеих рук

                                                  одновременно с двух сторон головы вверх

Пальцы дружно поднимаем -    Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук

                                                      параллельно друг другу

Перешли через лесок         Указ-й и средний пальцы правой руки переходя левую

                                                         руку, сжатую в кулак

На гору забрались,                     Пальцы правой руки подняты вверх, а указ-й и

                                                  средний пальцы левой руки идут вверх по правой руке

Оказались в океане                 Зажимается нос правой рукой, а левой рукой

                                                     выполняется волнообразное движение

Вместе покупались.                   Имитация «плавания»

Пошагали в Антарктиду             Указ- и средние пальцы обеих рук идут навстречу

                                                         друг другу

Холодно, замерзли.                  Обхватить себя руками, показать, как холодно

На ракету все мы сели                      Над головой сделать «домик»

И в космос полетели.                    Руки поднимаются ладонями вверх



ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.     Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по

                                              предплечью, а затем по плечу другой руки

Дождик с неба вдруг полил,            Кисти свободно опущены, выполняем

                                                           стряхивающее движение

Паучков на землю смыл.                Хлопок ладонями по столу

Солнце стало пригревать,         Ладони боковыми сторонами прижаты друг к

                                                      другу, пальцы растопырены, качаем руками

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.             Действия аналогичны первоначальным


ЗА ГРИБАМИ

Топ-топ пять шагов,                           Дети «шагают» пальцами по столу

В туесочке пять грибов.       Сплетают пальцы - делают туесочек, большие

                                                                      пальцы – ручка

Мухомор красный – гриб опасный,     Загибают по одному пальцу на обеих руках

                                                        на каждое название гриба, начиная с мизинцев

А второй – лисичка, рыжая сестричка,

Третий гриб – волнушка, розовое ушко,

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок

Пятый гриб – белый, ешь его смело!



ШЛА ВОРОНА ЧЕРЕЗ ПОЛЕ

Шла ворона через поле      дети «шагают» средним и указательным пальцами

                                                            обеих рук по столу,

Шесть грибов несла в подоле:                      показывают 6 пальцев

Сыроежку, боровик             на каждое название гриба дети показывают пальчики,

                                                     начиная с мизинчика,

Под-оси-но-вик,

Груздь, опёнок,

Шампиньон                          показывают указательный палец на правой руке,

Кто не видел –

Выйди вон                ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу!



МАМЫ

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети!       разводят руки в стороны, затем крепко

                                                           обхватывают себя за плечи

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -        поочерёдно сгибают пальчики, начиная с

                                                 мизинца, сначала на одной, затем на другой руке

Мамы разные нужны!                      сжимают обе ладошки в «замочек»

Мамы разные важны!                       разводят руки, поднимают ладошки вверх



КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал?                                 пальцы обеих рук сложены вместе

Мы, мы, мы!                              быстро хлопают кончиками больших пальцев

Мама, мама, это ты?                   хлопают кончиками указательных

Да, да, да!                                  хлопают кончиками больших пальцев

Папа, папа, это ты?                     хлопают кончиками средних

Да, да, да!                                      хлопают кончиками больших пальцев

Братец, братец, это ты?                      хлопают кончиками безымянных

Да, да, да!                                       хлопают кончиками больших пальцев

Ах, сестричка, это ты?                    хлопают кончиками мизинцев

Да, да, да!                                        хлопают кончиками больших пальцев

Все мы вместе, да, да, да!                хлопают в ладоши



ДЕРЕВЬЯ

Всем в лесу на удивленье                        трут ладони друг о друга

Разные растут деревья:              открывают ладони и растопыривают пальцы

Вот упёрлась в небеса

Вся смолистая сосна                соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони

                                                                         — «крона».

Распустила ветви-косы

Белоствольная берёза.                  «фонарики» с движением сверху вниз

Как во полюшке былинка,

Тонкая растёт осинка.                показывают указательный палец, остальные —

                                                                            сжаты в кулак

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.                  вытягивают руки вверх, растопыривают

                                                                                              пальцы.

Липа цветом зацвела,                      собирают пальцы в щепотку — «бутон»

Пчёлок в гости позвала.             делают круговые вращения указательным пальцем

                                                                            — пчёлы летят

Ель иголки распушила                опускают руки в стороны вниз, растопыривают

                                                       пальцы

И грибочки все закрыла               показывают гриб: указательный палец — ножка,

                                                                   ладонь сверху — шляпка

Шелестят листвой деревья,              трут ладони друг о друга — «шуршат»

Словно разговор ведут,                            стряхивают ладони

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут           сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони

                                                                  в стороны — показывают птиц



ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ

Спозаранок                                      ставят ладонь на ребро

Накупил                                                показывают ладонь

Баран                                                                кулак

Баранок                                                             ребро

Для барашков                                            пальцы левой руки «играют»,

Для овечек                                                   пальцы правой руки «играют»

 Десять маковых колечек                          показывают 10 пальцев,

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепёшек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил         показывают соответствующее количество пальцев.

Про себя не позабыл                 отрицательное движение головой,

А для жёнушки — подсолнушки     пальцы обеих рук растопырены, большие

                                                                пальцы прижаты друг к другу.

Игры для детей 6-7 лет

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем


Загибают пальчики, начиная с большого

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.




«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

«Осень, осень»

Осень, осень, приходи!

Осень, осень, погляди

Листья желтые кружатся

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет

Ветер дует все сильнее,

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится.

Шапки, куртки надеваем

И ботинки обуваем

Знаем месяцы:

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.


трем ладошки друг о друга, зажимаем кулаки по очереди

 трем ладошки друг о друга ладони на щеки

плавное движение ладонями

ладони гладят по коленям

сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

синхронно наклоняем руки в разные стороны

«птица» из двух скрещенных рук

барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

имитируем

топаем ногами

ладони стучат по коленям

кулак, ребро, ладонь

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: ОХ!

И ушел. Газон засох.


Удары по столу пальчиками.


«Шагают»


Удары ладонями по столу.


Хлопок.

Хлопки по столу.

Капельки

Пять весёлых капелек по земле стучат,

Пять весёлых капелек земле говорят:

Том – том – том – том!

Тим – тим – тим – тим!

Тик – тик – тик – тик!

Тип – тип – тип – тип!


Постукивают по коленям: пальцами обеих рук, большими

пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе.

« Зайчик-кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое-

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

б) большой и указательный соединить в кольцо

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.


Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.

Обе руки идут по столу.

Загибают пальчики, начиная с большего.


Обе руки идут по столу

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.


Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой руки мешают.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.




Опять варят и мешают

«Осенний букет»

Пошли пальчики гулять

Стали листья собирать:

Красный листик, желтый листик…

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? Пять!

С листьями осенними

Будем мы играть.


«Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.

Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому.


Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Протягивают вперед ладошки.

Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы

Утром

Мама мишек будит рано.

Не встают они с дивана.

-Эй, Большак, вставай скорей!

Ждут друзья уж у дверей!

-Ну, а ты, лентяй Указка!

У тебя засохла краска!

Вы должны с Середняком

Побелить амбар и дом.

-Безымянный, мой бедняжка!

Знаю, болен был ты тяжко.

Пожалею я тебя,

Полежи ещё два дня.

Ты, Мизинчик – малышок,

Роста у тебя – вершок!

Но зато проказ и драк

Сосчитать нельзя никак!


Пальцами обеих рук изобразить мишек

Удивленно пожать плечами

Встряхиваем большие пальцы рук

Указать руками на дверь

Встряхнуть указательные пальцы

Изобразить руками ведро

Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу – вверх

Погладить безымянный палец пальцами другой руки

Прижать безымянный палец к ладони и погладить его

Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста.

Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы

«Улитка»

Улитка, улитка, высуни рога.

Улитка, улитка, высуни рога.

Дам тебе, улитка,

Я пирога.


Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены.

Большие пальцы обеих рук «появляются» их кулачков и ложатся на стол.

Затем мизинцы, указательные…

Все пальцы убегают и прячутся в кулак.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли:

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.


Удары кулачками др. о друга.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, начиная с большого.




Удары кулачками др. о друга

«Наши пальчики»

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем –

И опять писать начнем.


Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Выполнять соответствующие движения.




Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

«Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают пальчик.


Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.



Роняют ладони на стол.

Забор

Вот забор. В заборе щели.

Пальцы в них пролезть хотели.

Сунул голову Большак.

Дальше не пройти никак!

Вслед за ним застрял Указка.

Середняк хотел – напрасно!

Безымянный – безуспешно!

Хоть один прошёл? Конечно!

Щуплый, маленький мизинчик

Помощь братьям оказал:

Из щелей их всех достал.


Пальцы правой руки прижать друг к другу.

Раздвинуть пальцы.

Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным пальцами правой.

Крепко зажать большой палец.

Указат.палец левой руки между

Указат. и средним пальцами правой, средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами

правой, мизинец несколько раз согнуть – разогнуть, потом помахать им.

Каждый палец по очереди освободить из плена.

«Слон»

В зоопарке стоит слон,

Уши, хобот – всё при нём.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает


Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим.

Шевелить средним пальцем, качать кистью.

Щука

Щука хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться?

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает!

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок!


Двумя руками изобразить пасть щуки.

Щука щёлкает зубами – пальцами. Ладонь сложить лодочкой.

Руками имитировать движения рыб.


Помахать кистями рук, как хвостом.

Пасть щуки захлопывается.

Указательным пальцем изобразить крючок,

Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды щуку.

На лошадке

Еду, еду на лошадке

Еду, еду - путь не гладкий.

Скок, Скок

Перескок!

Через речку на мосток.


Пальцы рук в «замке».

Четыре «щелчка» запястьями на сильную долю.

То же «щелчок», руки перед собой

«щелчок» - руки вверху; «щелчок» - руки внизу

«щелчок» - руки вверху; «щелчок» на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперёд.

Пальчики

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке!


Сжимаем и разжимаем кулачки.

Пальчики скачут по столу.

Растопырить пальцы, ладони вверх.


Пальчики скачут по столу.


Лёгкие движения кистями влево, вправо.


Погрозить пальцем.

Весело хлопать в ладоши

Базар

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

Пальцы сжимаются и разжимаются в кулак

Соединяем мизинцы, безымянные, средние,

указательные и большие, по очереди.



большой отводится вверх

В гости

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает всё забор,

За забором - чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем,

В дверь стучимся: «Тук–тук– тук!»

Кто–то к нам идёт на стук.

В гости к другу мы пришли

И подарки принесли.


Кистями рук изобразить домик.

Волнообразные движения кистями рук

Руками «показать» деревья, кусты

Пальцами «показать» бутон.

Пальцами «показать» забор.

Погладить ладонями стол.

«Открываем» кистями ворота.

Пальцами пробежаться по столу.

Постучать кулаком по столу.

Ладонь приложить к правому уху, прислушаться.

Вытянуть руки вперёд, как будто преподнося что – то.

«Кукушка»

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду,

И кричала : «Ку – ку!»

Мак,

Раскрывай один кулак.


Руки согнуты в локтях, скрещены перед грудью. Выполняют плавные, волнообразные движения от предплечья до кончиков пальцев.

Лицевая сторона левой ладони развёрнута вверх, пальцы от себя, пальцы правой руки – в «щепотку», клюют.

Положение рук меняется, выполняются те же действия.

Пальцы имитируют крик – раскрывая и закрывая клюв.

Пальцы сжимаются в кулак.

По очереди раскрывают каждый кулак по два раза.

Друзья

К Жене гости прибежали,

Все друг другу руки жали.

- Здравствуй, Жора!

- Здравствуй, Жанна!

- Рад, Серёжа!

-Рад, Снежана!

- Не хотите ль пирожок?

- Может, коржик?

- Иль, рожок?

Вот драже вам на ладошку,

Всё берите понемножку.

С ручек все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки.


Пальцы бегут по столу.

Рукопожатие.

Пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук.

Из ладоней сложить пирожок.

Показать раскрытые ладони.

Пальцы сложить в виде рожка.

Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки

Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т.д.- осторожно брать драже

Энергично встряхнуть кистями рук.

Похлопать в ладоши.


Как живёшь? Вот так!

Как идёшь? Вот так!

Как берёшь? Вот так!

Как даёшь? Вот так!

Как грозишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!

А шалишь? Вот так!


Показать большой палец.

Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой.

Тремя пальцами. Раскрытой ладонью.

Указательным пальцем.

Все пальцы сложить «лодочкой» и положить на них голову. Кулачок под щёку.

Надуть щёки и ударить по ним ладошками

«Наряжаем елку»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем елку наряжать.

Мы повесим шарики,

Яркие фонарики,

Веселого Петрушку

И разные игрушки:

И мишку-шалунишку,

И заиньку-трусишку.

Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.

Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны.

Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик.

Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад.

Показывают длинный нос. Вытягивают ладони вперед.

Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону.

Прикладывают раскрытые ладони к голове.

«Угощение гномов»

Стали гномы гостей приглашать,

Стали гномы гостей угощать,

Каждому гостю досталось варенье,

Пальчики склеило то угощенье,

Плотно прижалась ладошка к ладошке,

Гости не могут взять даже и ложки.

Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.

Затем наоборот.

«намазывать» варенье на кончик каждого пальца

Последовательно, начиеая с большого, склеить пальцы

Прижать ладошки одна к другой.

Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны – «удивиться»

Гости

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя

Вверх большие пальцы.

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.

Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках.

Вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.

Кулачки стучат друг о дружку.

Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

«Ириски от киски»

В гости к нам явилась киска,

Всем даёт она ириски:

Мышке, лебедю, жуку,

Псу, зайчонку, петуху.

Рады, рады, все гостинцам!

Это видим мы по лицам

Все захлопали в ладошки.

Побежали в гости к кошке.


Из пальцев сделать «киску».

Указательным пальцем правой руки положить на подушечки пальцев левой руки «ириски»

Из пальцев сделать указанных в тексте «персонажей»

Из обоих кулаков одновременной и энергично «выбросить» пальцы.

Показать раскрытые ладони. Хлопать в ладоши.

Пальцами пробежаться по столу.

«Братцы»

Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ними еще два братца.

Ну а старший – не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.


Ладонь на столе.

Прямые пальцы соединить.

Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный,

затем – средний, и указательный, большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

Капитан

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны

Путешественник-герой

К маме я вернусь домой


концы пальцев направить вперед,

прижать руки ладоням друг к другу, слегка приоткрыв.

показывать, как лодка качается на волнах,

а затем плавными движениями руками волны,

показать чайку, скрестив руки,


соединить ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе

выпрямленными ладонями с пальцами,

прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

плавными движениями ладоней показать как рыбы плывут в воде

Ёлка

Ждали праздника мы долго.

Наконец пришла зима.

Наконец пришла зима

В гости ёлку привела.

К ёлке все мы подошли,

Хороводы завели.

Покружились, поплясали,

Даже чуточку устали.

Дед Мороз скорей приди,

Нам подарки принеси.


Трём ладошку о ладошку.

Сжать кулаки, прижать их друг к другу.

Пальцы «идут» по столу, по коленкам.

Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются

Круговые движения кистями рук.

Кисти рук опустить, расслабить.

Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

Встреча

Повстречались два котёнка:

Мяу-мяу!

Два щенка: ав-ав!

Два жеребёнка: иго-го!

Два тигрёнка: р-р-р!

Два быка: му-у!

Посмотри, какие рога!


На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.



Показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы

Овечки

У овечек на шубках колечки,

Те овечки пасутся у речки,

Их пасут две собаки лохматые,

Что виляют хвостами мохнатыми.

А пастух на пригорке у дерева,

На свирели играет затейливо.

Быстро бегают ловкие пальчики.

На поляне цветут одуванчики,

Колокольчик под ветром колышется,

Нам мелодия чудная слышится


Пальцами по очереди делать колечки.

Пальцами обеих рук сделать собак

Кистями помахать, как хвостами

Гору изобразить руками, потом пальцами обеих рук.

Пальцами обеих рук играть на воображаемой свирели.

Обеими руками изобразить цветок

Покачать кистями рук.

Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.

Сорока

Вот сорока прилетала,

Угощать всех кашей стала:

Кушай, Крошка, и Алёшка,

И Антошка, и Серёжка,

И для старшего немножко!

Кашу пальчики поели,

Заплясали и запели.


Левая ладонь – «раскрытый клюв»

Правая – пальцы в кулачке.

Отгибать и массировать пальцы, начиная с мизинца.



Четыре хлопка «тарелочками»

Вращение кистями.

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

«зовущие» движения пальцев

4раза-«режущие» движения одной ладони по другой

пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга

вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны»

Ручки

Наши ручки замерзают.

Поиграем – ка немножко

Да похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть,

Сильно надо растереть.

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем – разжимаем!


Кулачки крепко прижать друг к другу

Разжать кулачки, хлопать в ладони.

Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.

Греем руки круговыми движениями,

сжимаем и разжимаем кулачки

«На ёлке»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко,

Один золотистый мандарин.


Ритмичные хлопки в ладоши

Удары кулачками.

«шагают» средним и указательным пальчиками по столу.


«рисуют» руками большой круг.

Ритмичные хлопки в ладоши

Загибают пальчики, начиная с большого.


«Кто приехал?»

Кто приехал? Мы-мы-мы!

Мама, мама, это ты? Да-да-да!

Папа, папа, это ты? Да-да-да!

Братец, братец, это ты? Да-да-да!

Ах, сестричка, это ты? Да-да-да!

Все мы вместе, да-да-да!

Очень дружная семья!


Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Быстро хлопаем кончиками больших пальцев.

Хлопаем кончиками указательных пальцев.

Хлопаем кончиками больших пальцев.

Хлопаем кончиками средних пальцев.

Кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.

«Мороз»

Ой, сердит мороз!

Ветки снегом занес.

Хватает за нос.

Щиплет до слез.

Ребятишки не испугаются

И на лыжах,

И на саночках катаются,

Над морозом сердитым

Потешаются.


Качают головой, взявшись за нее руками.

Взмахивают кистями рук.

Хватают себя за нос.

Щиплют себя за щеки.

Грозят пальчиком.

«Едут на лыжах».

«Едут на санках».

Прыгают, одновременно хлопая в ладоши.

Пальчики

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя


Вверх большие пальцы.

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.

Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках.

Вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.

Кулачки стучат друг о дружку.

Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

Дождик с неба вдруг полил

Паучков на землю смыл

Солнце стало пригревать

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки

Чтобы погулять на ветке.


Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки

Кистями рук выполняем стряхивающие движения (дождик)

Хлопок ладонями по коленям или по столу

пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки

«паучки» ползают по голове

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять

А вторые догонять

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами. движения средних пальцев в быстром темпе.

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям Ритмичные касания мизинчиками по бедрам.

Хлопок обеими ладонями по коленям . .

Две курицы

В сарае две курицы жили
Цыплят на прогулку водили
Цыплят на прогулку водили
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
Четыре красивых цыплёнка
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
Толкаться, пищать, червячков искать
Как только стемнеет – все к мамам бегут,
Пальцы сгибаем, прижимаем к ладони
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.


большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста

постепенно разгибаем остальные пальцы


дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста

пальцы переплетаем, быстро ими шевелим

большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста

Цветки

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разжимать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки,

покачивать кулаки вперёд – назад.

Дом

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!


Руки сложить домиком, и поднять над головой

Пальчики обеих рук соединить в кружочек

Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики

Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения

Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана"

Гигиена

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом

Тот вырасти может

Болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями

Только грязнули

Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами

Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка.

Снежок

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий,

очень гладкий И совсем – совсем не сладкий

Раз – подбросим.

Два – поймаем. Три – уроним

И… сломаем.


Загибают пальчики, начиная с большого

«Лепят», меняя положение ладоней

Показывают круг, сжимают ладони

Вместе, гладят одной ладонью другую

Грозят пальчиком

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок

Приседают, ловят воображаемый снежок

Встают, роняют воображаемый снежок

топают

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа… нос…метла… Но солнце припечет слегка -

Увы! – и нет снеговика

Хлопки

Показать руками, как лепим снежок.

Сомкнуть и округлить кисти рук

Обвести руками в воздухе две окружности

Хлопки

Показывать по тексту

Ладонь правой руки приложить к левой, пальцы растопырить (солнце)

Развести руками.

«Птичка».

Птичка летала, птичка устала.

Птичка крылышки сложила

Птичка пёрышки помыла

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела

Снова крылышки раскрыла,

Полетела


скрещенные ладони делают взмахи

скрестить ладони рук

сделать замок

вращение замком

выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв

соединённые мизинцы стучат по столу


скрещенные ладони делают взмахи

«Про кошку»

Подставляй ладошку,

Расскажу про кошку.

Будем пальчики считать?

Будем пальчики считать!

Раз – два – три – четыре - пять!

Вот - кулак, А вот – ладошка.

На ладошку села кошка!

И крадется потихоньку,

И крадется потихоньку…

Видно мышка там живет!

Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.

Гладят ладонь другой рукой.

Шевелят пальчиками.

Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.

Поочередно загибают пальчики на руке.

Сжимают пальцы в кулак. разжимают их.

Ставят на ладонь пальцы, пальцы второй руки.

«Пробегают» пальчиками по руке до плеча

Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.

Фикус

Ну-ка, фикус, похвались -

Вот какой огромный лист!

Сделан будто бы из кожи,

Фикус, мы тебе поможем:

Каждый толстенький твой лист Вымоем старательно.

Зеленей ты становись

Ростом - с воспитателя!


Хлопки

Растопырить пальцы рук

Потереть ладони

Сжимать и разжимать кисти рук

Прижать ладони друг к другу

Поглаживаем кисти («моем»)

Хлопки

Потянуться, руки поднять вверх

Деревья в лесу

Друг от друга деревья росли далеко

Человеку пройти этот путь нелегко,

Только корни деревьев

Однажды сплелись,

Будто дерева два навсегда обнялись.

Показать дерево обеими кистями

Шагать указательным и средним пальцами

Приложить кисти друг к другу тыльными сторонами, пальцы вниз («Деревья»)

«Кораблик»

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека,

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик"

Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль"

Показать 4 пальца

Приставляем обе ладошки к своим ушам

Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны

Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки"

Божьи коровки

Божьей коровки папа идёт,

Следом за папой мама идёт,

За мамой следом детишки идут,

Вслед за ними малышки бредут.

Красные юбочки носят они,

Юбочки с точками чёрненькими.

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

А если будет жарко им

То спрячутся все вместе в тень


Всеми пальцами правой руки шагать по столу.

Всеми пальцами левой руки шагать по столу.

Шагаем обеими руками одновременно.

Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.

Постучать указательными пальцами по столу.

Изобразить пальцами солнышко.

Спрятать пальцы обеих рук в кулачки.

«Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.


Кисти рук плотно сомкнуты.

Ладони отходят друг от друга, подушечки

больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

«Угощение гномов»

Стали гномы гостей приглашать,

Стали гномы гостей угощать,

Каждому гостю досталось варенье,

Пальчики склеило то угощенье,

Плотно прижалась ладошка к ладошке,

Гости не могут взять даже и ложки.


Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.

Затем наоборот.

«намазывать» варенье на кончик каждого пальца

Последовательно, начиеая с большого, склеить пальцы

Прижать ладошки одна к другой.

Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны – «удивиться»


АХ! Какие хризантемы!

Мы сорвём их без проблемы.

Ух! Охапку мы набрали,

Эх! Прихватим и для Вали!

Эхе – хе… цветов не стало,

Их и раньше было мало.

Ох, зачем мы их сгубили?

Ведь не мы же их растили.


Пальцами показать, как цветок распускается.

Обеими руками срываем цветы.

Обеими руками показать охапку.

Махнуть рукой и рвать цветы дальше.

Удивленно пожать плечами.

Развести руки в стороны.

Прижать к щекам обе руки и горестно покачать головой.

«В сад за сливами»

Палец сильный и большой

В сад за сливами пошёл,

Указательный с порога

Указал ему дорогу,

Средний палец самый меткий –

Он срывает сливы с ветки!

Безымянный подбирает,

А мизинчик в землю косточки сажает.


Поднять большие пальцы правой и левой рук.

Указательным сделать указывающий жест.


Средний оттянуть и отпустить.

Безымянный «подбирает»

Мизинцем показать как сажают

Дом

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!


Руки сложить домиком, и поднять над головой

Пальчики обеих рук соединить в кружочек

Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики

Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения

Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...