Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы).
статья (младшая группа)

Смирнова Вера Олеговна

Статья по теме : "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы)."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proekt.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Вера Олеговна

Воспитатель

ГБДОУ № 34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы).

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Прежде чем идти дальше, нужно разобраться, что же это такое –педагогическая технология.

Сначала рассмотрим термин «технология». Если верить различным словарям, технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Технология требует услуг людей образованных, разбирающихся в науках, а в настоящее время хорошо подготовленных к использованию компьютеров; для приобретения этих знаний обычно необходим высокий уровень образования. Все это отличается от квалификации, которая в основном приобретается на опыте, на работе, под руководством людей, обладающих знанием.

Исходя из всего выше сказанного, педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Сегодня насчитывается больше сотни педагогических технологий, но все они подчиняются основным требованиям:

- все технологии опираются на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

– обладают логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

– все имеют возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

 педагогические технологии, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

– технология как педагогический инструмент гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Педагогическая технология состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных педагогических технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • и др.

Я же хочу остановиться и подробнее разобрать технологию проектной деятельности и ее применение в воспитательно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы (3-4 года).

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы.

1 января 2014г. был подписан указ о внедрении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В отличие от ФГТ здесь уже разработаны не две группы требования, а три: к структуре программы дошкольного образования, к условиям ее реализации добавляется еще и требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, но теперь они прописаны не как интегративные качества ребенка, а представлены в виде целевых ориентиров «которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования».

«Целевые ориентиры» являются целью педагогической работы в дошкольном учреждении, но не стремятся к абсолюту. Другими словами, целевые ориентиры задают направление развития детей, либо в строну дальнейшего развития, углубления, либо в сторону коррекции как педагогического подхода, так и в сторону коррекции детского развития.

Целевые ориентиры могут служить также и поводом для самоанализа педагогической деятельности. Они всегда будут промежуточным звеном в развитии детей, смещая горизонт в строну ближайшего развития ребенка. «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования» в дальнейшем будут стремиться к «целевым ориентирам» на этапе завершения начального школьного образования и т.д.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ставится акцент на привитие детям способностей к добыванию, а не к получению готовых знаний. Причем необходимо, чтобы на начальном этапе внедрения метода проектирования дети добывали знания частично самостоятельно, частично при помощи взрослых. Другими слова, на данном этапе требуются промежуточные «целевые ориентиры», отражающие уровень развития 3-4 летнего ребёнка.

В своей работе с детьми многие сталкиваются с одной важной: ни воспитатели, ни родители детей не готовы к проектно-исследовательской деятельности. Мы привыкли получать готовые знания. А для исследования нужны не только знания, но и умение задавать правильно вопросы.

Ценность детского возраста заключается в том, что дети любят задавать вопросы. Одной из уникальных особенность детства является способность удивляться всему, что они видят и воспринимают. Взрослые уже, к сожалению, теряют эту особенность, в результате возникает трудность общения ребенка со взрослым. И для того, чтобы преодолеть это, необходимо встать на некоторое время на уровень ребенка, посмотреть на мир его глазами, и с этой позиции попытаться помочь ему понять, узнать, изучить.

Однако есть еще одна трудность. Вопросы бывают разные, простые и сложные. И для того, чтобы в дальнейшем, уже в 5-6 летнем возрасте ребенок задавал сложные и грамотные вопросы (определял поле для исследования и познания), ему необходимо накопить багаж знаний, но не навязанных взрослым, а как бы условно полученных самостоятельно, в процессе исследовательской деятельности. Отсюда возникает проблема развития познавательных способностей (причем, не только у детей, но и у взрослых). Она и легла в основу построения образовательной деятельности с детьми, с помощью метода проекта, отнюдь не нового, но эффективного.

Цель проектов является развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста путем привлечения их к совместной со взрослыми проектно-исследовательской деятельности.

Прежде чем приступить к выполнению педагогических проектов, в первую очередь нужно изучить готовность детей 3-4 лет к проектно-исследовательской деятельности, провести мониторинг развития; провести анкетирование родителей, собрать информацию о готовности родителей к такого рода развития детей. Выбрать вариант программы; подготовить консультации для родителей. В ходе осуществления поставленныхзадач нужно организовать для детей совместную со взрослыми проектно-исследовательскую деятельность. Способствовать формированию умения у детей ощущать трудность, искать проблему и находить совместно со взрослым решение. Оценить полученный результат. Сравнить с ожидаемым результатом. В конце произвести анализ проделанной работы с целью осуществления коррекционной работы при разработке новой проектной деятельности.

Практическое применение метода проектов.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Использование проектной деятельности хочу показать на примере проекта «Краски осени», проводимого с детьми второй младшей группы.

Актуальность: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. Люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

Проблема: проживая в городе, дети плохо знают сезонные особенности. Дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?» Они очень любознательны и хотят все знать.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

В ходе реализации проекта дети расширяли знания об осени, её признаках и явлениях; представления о многообразии и пользе овощей и фруктов. Дошкольники были вовлечены в разговор во время рассматривания картин, таким образом происходило развитие диалогической формы речи, дети учились вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети прочитывали наизусть небольшие стихотворения, исполняли различные образы при пении.

Проект реализовывался, используя дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; непосредственно образовательную деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; DVD для просмотра презентации об осени; активное взаимодействие с родителями.

Конечным продуктом стала коллективная работа «Осенний ковер», музыкальный досуг.

Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей и фруктов;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.

 Заключение

Проблема качества образования на сегодняшний день остается насущной, но недостаточно разработанной. В обществе и в развитом научно-техническом прогрессе появилось множество изменений. Существующая модель образования в России перестала удовлетворять массы, поскольку социальный заказ не соответствовал результатам. Изменился конечный результат образования.

Итоговой целью образования должна теперь стать не просто гармонично развитая личность, а личность, способная ориентироваться в потоке быстро изменяющейся информации, личность способная приспособиться к новым условиям жизни в эпоху научно-технического прогресса.

В связи с этим возникла необходимость в перестроении образовательного процесса. Началась эпоха перемен, модернизации, постепенное перестроение с обучения и воспитания общей массы, получающей готовые знания на личностно-ориентированную модель образования. Требовался переход от репродуктивного способа подачи материала в массы к продуктивной деятельности каждой отдельной личности. При этом педагог выступает помощником, направляющим эту личность в необходимое русло индивидуального развития.

В результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Ребенок становится более активный, коммуникабельный, расширяется круг задаваемых им вопросов. Дети становятся более самостоятельными. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.

Проектная деятельность способствует сплочению детского коллектива. В коллективе ребенок учится взаимодействовать со сверстниками; происходит обмен информацией.

Проектная деятельность создает условия для самореализации, формирования уверенности и развития креативности.

Проектная деятельность в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы старшего воспитателя)».

Тема: «Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации(из опыта работы старшего воспитателя)». «Любая реформа образования должна опираться на личность ...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)

Статья по теме: "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)"....

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Дидактическая играв педагогическом процессе детского сада(из опыта работы воспитателя младшей группы)...

Проектирование НОД: традиции и новации ( из опыта работы воспитателя)

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта воспитателя младшей группы)

Проектная деятельность в детском саду -ключевой элемент образовательного процесса....

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы).

Статья:Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: Традиции и новации (из опыта работы воспитателя средней группы)....