Картотека прогулок в подготовительной группе. Сентябрь
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Петренко Людмила Григорьевна

Материал предназначен в помощь воспитателям подготовительных групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka._progulki_v_sentyabre.docx87.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека прогулок в подготовительной группе

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 1.

Тема: Нахождение осенних примет.

Цели: развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание; устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).

Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно  найти признаки осени в окружающей природе. (Стало прохладней, на небе часто появляются облака, на некоторых деревьях появились желтые листочки.)

Приметы: теплая осень к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и рвёт, и льет, и снизу метёт».

Стихотворение:

Сентябрь

В этот месяц, что ни год,

В школу тянется народ:

Золотой шуршит листвою,

Ярких астр букет несет.

Загадка:

Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг.   (Сентябрь.) 

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

Трудовая деятельность. Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Прыжки на двух ногах между предметами, положенными в одну линию (кубики). Дистанция 6-8 м; расстояние между предметами 0,5 м. Повторить 3—4 раза. С Алиной, Витей, Женей, Машей.

Подвижная игра «Мы веселые ребята».

Цель: совершенствовать умение детей бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь от опоры, использовать все игровое пространство площадки. Учить самостоятельно проговаривать текст речевки, рассчитывать время пересечения игровой площадки, начинать бег по окончании речевки. Развивать скоростные качества, быстроту реакции, способность концентрировать внимание.

Подвижная игра «Караси и щука».

Цель: совершенствовать умение детей использовать всю игровую площадку, соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, ориентироваться в пространстве. Развивать быстроту реакции.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 2.

Тема: Рассматривание видоизменений стеблей.

Цели: продолжать знакомить детей со строением растений; учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на растения возле центрального входа детского сада. Задать детям вопросы:

- Чем эти растения отличаются от других растущих растений? (Отличаются стеблем.)

- Для чего служит стебель (ствол)? (Служит местом прикрепления и опоры для листьев, цветов и плодов; он проводник питательных веществ от корня к листьям и от них к корням.)

Рассмотреть и охарактеризовать виды стеблей. По форме стебли бывают:

прямостоячие – растут вверх без подпорки (деревья, кустарники, розы);

ползучие – слабые, длинные, стелются по земле;

цепляющиеся – закрепляющиеся за рядом стоящие предметы при помощи усиков (вьюн полевой, дикий виноград);

вьющиеся – обвиваются вокруг других растений (лианы);

укороченные – листья на них расходятся в разные стороны в виде розетки (подорожник, одуванчик).

Приметы: если с дерева лист не часто упадёт, будет холодная зима; если листопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы.

Поговорки и пословицы: «Растение – земли украшение».

Стихотворение:

Деревья

Деревья – украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы, и не слоны.

Загадка:        Много рук, а нога одна. (Дерево)

Дидактическая игра «Назови растение с нужным зуком».

Цели: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Назвать растения, в названиях которых присутствует звук «А», «К»… Кто больше назовёт, тот и выйграл.

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Трудовая деятельность. Уборка овощей на огороде. Познакомить детей с правилами уборки урожая.

Цель: развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение в переброске мяча, стоя друг напротив друга (стойка ноги на ширине плеч, мяч внизу). Бросание мяча в парах из положения двумя руками снизу (10-12 раз). С Георгием, Даниэлем, Кариной, Артуром.

Подвижная игра «Классы»

Цель: развивать умение прыгать на одной (правой или левой) ноге, толкая перед собой предмет; ориентироваться на ограниченной площадке, соразмерять свои прыжки с размером клеток. Развивать глазомер, меткость.

Подвижная игра «Третий лишний».

Цель: учить детей организовывать игру самостоятельно, выбирать ловишку, используя считалку. Упражнять в беге, развивать скоростные качества и ловкость.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 3.

Тема: Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев.

Цели: продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду; воспитывать любовь к природе, желание ее лучше узнать.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на растительный мир, на его разнообразие и красоту. Предложить собрать опавшие листья и сравнить их по размеру, окраске и форме, расположению прожилок. Вспомнить, какую функцию несет лист в растении (лист – орган воздушного питания и дыхания растения), он состоит из листовой пластинки и черешка, которым прикреплен к стеблю, есть листья, у которых нет черешков (они прикрепляются к стволу пластинкой). Это сидячие листья. Листья не только по форме разные, но и прикрепляются к стеблям и веточкам по-разному. Листья бывают простые и сложные (у простого лист на черешке имеет одну листовую пластину, у сложного листа несколько листовых пластинок, прикрепленных своими черешками к главному черешку.) Вместе с детьми найти разновидности листьев по форме и расположению.

Приметы: поздний листопад – к суровой, продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят не скоро.

Поговорки и пословицы: «Старые деревья молодые охраняют».

Стихотворение:

Осень

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый –

Желто-розовый, кленовый.                

                             В. Авдиенко

Дидактическая игра «Что растёт в лесу?».

Цель: закреплять знания о лесных и садовых растениях.

Ход игры. Выбрать трех детей и предложить назвать, что растет в лесу. Называть грибы дети должны по очереди – кто больше. За каждое название ребенок получает фишку. Другим детям предлагается назвать деревья и т. д. Дети могут дополнять друг друга. Побеждает тот, кто больше всех наберет фишек.

Дидактическая игра «Наоборот».

Цель: обогащать словарный запас детей антонимами. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Трудовая деятельность. Пересадка цветущих растений из грунта.

Цель: формировать начала ответственного отношения к порученному заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремиться сделать его хорошо.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Лазанье в обруч, не касаясь руками пола и не задевая его (3-4 раза подряд). Повторить 2-3 раза. С Данилом, Дашей, Евой, Настей.

Подвижная игра «Кролики».

Цель: упражнять детей в умении прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность.

Подвижная игра  «Ловишки - перебежки».

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, развивать навыки пространственной ориентации, творчество в двигательной деятельности. Способствовать повышению самостоятельности при организации и проведении игры.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 4.      

Тема: Рассматривание цветов.

Цели: учить детей находить первые приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, семена, началось расцвечивание листьев);  определять необходимость того как много труда по уходу за растениями; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения. Попросить детей вспомнить, что они видели на цветнике летом. Как называются растения, которые еще цветут? Вспомнить строение цветка (цветок – орган размножения растений). Найти с детьми составные части «цветка»: лепестки, венчик, тычинки, пестик.

Цветки бывают одиночные и в форме соцветий. Одиночные цветки – колокольчик, вьюн, ирис, анютины глазки и т.д. Соцветия состоят из группы мелких цветков, расположенных на одной цветоножке. Соцветия: кисть – ландыш, смородина; метелка – овес; простой колос – подорожник; простой зонтик – вишня, яблоня; сложный зонтик – укроп, петрушка; корзинка – одуванчик, подсолнечник; початок – кукуруза; сережки – береза, тополь, дуб.

Приметы: пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпасть, оттепель его сгонит; ива рано инеем покрылась – к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: «День с дождями – гриб пойдёт полками», «Срубили кусты – прощай птицы».

Стихотворение:

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Загадка:

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.  (Одуванчик.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» - произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

Дидактическая игра «Назови растение с нужным зуком».

Цели: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Назвать растения, в названиях которых присутствует звук «А», «К»… Кто больше назовёт, тот и выйграл.

Трудовая деятельность. Сбор крупных семян цветов

Цель: учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью взрослых о распределении работы, заботиться о своевременном завершении задания.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Прыжки с доставанием до предмета, подвешенного на высоту поднятой руки ребенка. Выполняется с небольшого разбега (5—6 раз подряд). С Ангелиной, Айан, Дариной.

Подвижная игра «Кто сделает меньше прыжков».

Цель:  упражнять детей в умении прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. Развивать силу толчка, укреплять мышцы ног.

Подвижная игра «Найди себе пару».

Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 5.      

Тема: Наблюдение за ветром.

Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, о природном явлении «ветер», причинах его возникновения, влияние на жизнь живых организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мельницы).

Ход наблюдения. Обратить внимание на ветер. Попросить детей самостоятельно дать характеристику ветру: сильный, умеренный, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью вертушки понаблюдать за его движением (откуда и куда дует ветер). Остается ли положение вертушки постоянным, или оно меняется? (Вывод: ветер может дуть с разных сторон).

Выявить знания детей о приспособлении ветра на пользу человека. Определить, есть ли вечером ветер, по каким признакам это можно узнать (качаются ветви деревьев, бегут облака).

Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Напомнить значение ветра для распространения пыльцы и семян растений.

Опыт «Полёт семян одуванчика». Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на неё, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они летят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше.

Приметы: в сентябре гром – быть зиме бесснежной; много желудей в сентябре на дубу – к тёплой зиме.

Поговорки и пословицы: «Осенью ложка воды – ведро грязи», «Осень студит воду».

Стихотворение:

Туча небо кроет, солнце не блестит. Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья, птицы улетели в теплые края

                                                                                 А. Плещеев

Загадка:                             Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.

                                                        И в реке и в море волны поднимает.

                                                        Кто о нем загадку, дети, отгадает? (Ветер).

Дидактическая игра «Что растёт в лесу?».

Цель: закреплять знания о лесных и садовых растениях.

Ход игры. Выбрать трех детей и предложить назвать, что растет в лесу. Называть грибы дети должны по очереди – кто больше. За каждое название ребенок получает фишку. Другим детям предлагается назвать деревья и т. д. Дети могут дополнять друг друга. Побеждает тот, кто больше всех наберет фишек.

Дидактическая игра «Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

Трудовая деятельность. Перекопка клумб.

Цель: помогать, воспитателю проводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отдельное место).

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Перебрасывание мяча через шнур друг другу (двумя руками из-за головы). Расстояние между детьми 4 м. С Алиной, Витей, Женей, Машей.

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Цель: упражнять детей в уменнии перебираться с одной  стороны площадки на другую прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге. Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно с помощью считалки распределять роли, бегать легко и ритмично. Развивать быстроту реакции.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 6.

Тема: Наблюдение за облаками.

Цели: формировать умение видеть красоту неба; учить делать открытия, рассуждать; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать; дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на погоду:

- Что вы видите на небе? (Облака).

- Как можно сказать, какое небо сегодня? Облака неподвижные или движутся? Что делает ветер с облаками?

- на что похожи облака? С чем их можно сравнить?

Пофантазировать, на что похожи облака. При наблюдении за облачностью отмечать количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя его словами ясно, облачно, пасмурно.

Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде; облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «Осенью и у воронья пир», «Осень идет и дождь за собой ведет».

Стихотворение:

Облако

Ах, какое облако, облако глубокое, белое, далекое, прямо надо мной.

Ах, какое облако, облако высокое, облако далекое, не достать рукой.

Загадки:

Кто плывет по небосводу, в черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду? Догадайся поскорей! (Облака).

Над лесами, городами, над просторами полей

Проплывают караваны небывалых кораблей.

Держат путь вокруг Земли эти чудо-корабли. (Облака).

Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Дидактическая игра «Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям удобно расположиться (например, на полянке), закрыть глаза и представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

Трудовая деятельность. Уборка ботвы с огорода.

Цель: воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересующую игру или занятие.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Прыжки на двух ногах между предметами, положенными в одну линию (кубики). Дистанция 6-8 м; расстояние между предметами 0,5 м. Повторить 3—4 раза. С Георгием, Даниэлем, Кариной, Артуром.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель: учить самостоятельно организовывать игру, становиться в большой круг, выразительно и согласованно проговаривать текст, начинать движение после его произнесения. Совершенствовать умение легко и ритмично бегать, соблюдать согласованность рук и ног. Развивать быстроту реакции, способность переключать внимание.

Подвижная игра «Классы».

Цель: совершенствовать умение прыгать на одной (правой или левой) ноге, толкая перед собой предмет; ориентироваться на ограниченной площадке, соразмерять свои прыжки с размером клеток. Развивать глазомер, меткость.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 7.

Тема: Наблюдение за дождем..

Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Ход наблюдения. В дождливую погоду предложить послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекают струйки воды по стеклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Определить характер дождя – мелкий, моросящий, затяжной, холодный и др.; сравнить.

- Что меняется в природе, когда идет дождь? (Птицы попрятались в укрытия, не слышно их голосов. Многие цветочные растения закрыли свои головки). Для чего? (Чтобы не замочить поспевающие семена и не смыть пыльцу). Небо покрыто тяжелыми, свинцовыми дождливыми тучами, дует ветер, качая ветви деревьев.

Приметы: после дождя похолодало – к ясной погоде; дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими.

Поговорки и пословицы: «Весной дождь парит – осенью мочит», «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется».

Стихотворение:

Дождик

Посмотрите, посмотрите, протянулись с неба нити!

Эта тоненькая нить землю с небом хочет сшить.

Дождик, дождик, поспеши, нашу землю освежи!

Загадки:

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь).

Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Дидактическая игра «Найди листик, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Трудовая деятельность. Подметание части участка, веранды, дорожки.

Цель: продолжать приучать детей соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение  в переброске мяча, стоя друг напротив друга (стойка ноги на ширине плеч, мяч внизу). Бросание мяча в парах из положения двумя руками снизу (10-12 раз). С Данилом, Дашей, Евой, Настей.

Подвижная игра «Охотники и зайцы».

Цель: совершенствовать умение  детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч стараясь попасть в зайцев. Развивать ловкость, глазомер.

Подвижная игра «Воробышки и кот».

Цель: учить детей самостоятельно следить за соблюдением правил игры, анализировать игровые действия на предмет соответствия правлам. Повышать двигательную активность. развивать быстроту реакции на сигнал. Формировать умение выступать в качестве водящего.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 8.

Тема: Наблюдение за дождевыми червями.

Цели: продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей; показать их приспособление к жизни в почвенной среде; знакомить с многообразием животного мира планеты; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям после дождя найти дождевого червя, понаблюдать за ним. Дополнить знания о нем: дождевые черви питаются отмершими частями растений. Они их заглатывают вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями непереваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги.

Приметы: гром в сентябре – теплая осень; в сентябре много тенетников (вид пауков)  – к долгой, сухой осени.

Поговорки и пословицы: «Батюшка сентябрь не любит баловать», «В сентябре держись крепче за кафтан».

Загадка:

Он носит поясок, хотя без рук, без ног.

В земле живет.

Когда ползет, рыхлит её и удобряет,

Так плодородье повышает. (Дождевой червь).

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход   игры: Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают.

«Я надела теплую шубу потому, что…»,

«Дети надели панамы потому, что…»,

«Идет сильный снег потому, что наступили…».

Дидактическая игра «Что это за насекомое?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Трудовая деятельность. Уборка сухих цветов при перекопке клумб.

Цель: закреплять стремление детям включаться в труд по собственной инициативе и примеру сверстников.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Лазанье в обруч, не касаясь руками пола и не задевая его (3-4 раза подряд). Повторить 2-3 раза.  С Ангелиной, Айан, Дариной.

Подвижная игра «Сбей кеглю».

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игру, упражнять в использовании освоенных ранее действий с мячом. Развивать крупную моторику рук, повышать подвижность суставов. Воспитывать целеустремленность, стимулировать интерес к результату игры.

Подвижная игра «Парный бег».

Цель: упражнять детей в умении бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 9.

Тема: Наблюдение за лужами.

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление познать ее закономерности, стремление беречь ее и заботиться о ней.

Ход наблюдения. Обратить внимание ребят на лужи, откуда они взялись, из чего состоят. В лужах отражаются предметы (облака, деревья).

- Посмотрите, что вы там видите? – воспитатель водит по воде палочкой, создает волны.

- Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде). Где еще в природе встречается вода?

Опыт «Почему не тонут корабли?».

Цель: определить свойства предметов.

Ход: В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка остается на плаву.

Приметы: после дождя потеплело – к плохой погоде; дождь без ветра будет долго идти.

Поговорки и пословицы: «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется», «Весной, что рекой, прольет – капли не видать, осень ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай».

Стихотворение:

Тучка

Тучка, словно пушистая вата,

Плывет и спешит все время куда-то.

И чем опускается тучка та ниже,

Тем дождик становится ближе и ближе.

Загадка:

По ней кораблики пускаем, когда уходят холода.

Жаль только, мама отпускает по ней побегать не всегда. (Лужа).

Дидактическая игра «Не ошибись».

Цель: развивать быстроту мышления; закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры: Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

Дидактическая игра «Летает – не летает».

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руки вверх. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает».

Трудовая деятельность. Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.

Цель: учить детей видеть результат труда, его значимость.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Прыжки с доставанием до предмета, подвешенного на высоту поднятой руки ребенка. Выполняется с небольшого разбега (5—6 раз подряд). С Бахмутом, Василисой, Викой, Эриком.

Подвижные игры «Встречные перебежки», «У медведя во бору».

Цель: учить детей самостоятельно следить за соблюдением правил игры, анализировать игровые действия на предмет соответствия правлам. Повышать двигательную активность, развивать быстроту реакции на сигнал. Формировать умение выступать в качестве водящего и ведущего игры.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 10.

Тема: Наблюдение за долготой дня.

Цель: продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца, долготой дня и температурой воздуха.

Ход наблюдения. Наблюдения проводятся с одного и того же места на участке. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Дети по тени от столба и по освещенности определенного предмета-ориентира (например, одиноко растущего дерева) ежедневно отмечают путь солнца утром, днем и вечером. Понаблюдав в течении двух недель, они заметят существенные изменения: солнце уже не поднимается высоко, как поднималось летом. Дети делают вывод, что путь солнца укорачивается, день уменьшается.

Приметы: багровые зори – к ветру; солнце в туман садится – к дождю.

Поговорки и пословицы: «Серенькое утро – красненький денек», «Дождь вымочит, а красно солнышко высушит».

Стихотворение:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин», гл. IV).

Загадка:

Голубой платок, золотой клубок

По платку катается, людям улыбается. (Небо, солнце).

Дидактическая игра «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры: Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выйграл.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».

Цели: упражнять детей в умении классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.

- Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

Трудовая деятельность. Уборка участка от листьев.

Цель: воспитывать желание и умение доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Перебрасывание мяча через шнур друг другу (двумя руками из-за головы). Расстояние между детьми 4 м. С Георгием, Даниэлем, Кариной, Артуром.

Подвижные игры «Гуси - лебеди», «Караси и щука».

Цель: совершенствовать умение детей бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь от опоры, использовать все игровое пространство площадки. Учить самостоятельно проговаривать текст речевки, рассчитывать время пересечения игровой площадки, начинать бег по окончании речевки. Развивать скоростные качества, быстроту реакции, способность концентрировать внимание.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 11.

Тема: Наблюдение за небом.

Цель: закрепление представлений о небе и небесных светилах.

Ход наблюдения: Обратить внимание на облака. Они движутся? Что делает ветер с облаками? Что еще можно увидеть на небе? (Небесные светила: днем – солнце, ночью – луну и звезды).

Вечернее небо отличается от дневного. Чем темнее небосвод, тем ярче на нем поздним вечером будут видны звезды и луна. Попросить детей вечером из окна своего дома рассмотреть луну (месяц). Рассказать, что луна имеет несколько видов (фаз), отметить, в какой она находится в данное время. Обратить внимание на месторасположение луны, ее движение по небу; чем луна отличается от солнца, почему ее называют ночным светилом; на что похожа луна, месяц. Кроме луны на небе видны звезды, собранные в созвездия. Найти Большую и Малую Медведицы и самые яркие звезды.

Приметы: ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.

Поговорки и пословицы: «Осень идет и дождь за собой ведет»; «Осень велика – зима долга».

Стихотворение:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…

                                                                   Ф. И. Тютчев

Загадки:

Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака).

На тарелке колобок – золотой горячий бок.

А тарелка голубая – не видать конца и края. (Солнце и небо).

Лишь солнце погасло и стало темно,

Как по небу кто-то рассыпал зерно. Какое? Не знаю…

Но лишь добавлю, что было блестящим и ярким оно. (Звезды).

Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - ... (горький).

Летом листья зеленые, а осенью... (желтые).

Дорога широкая, а тропинка ... (узкая).

Трудовая деятельность. Подметание дорожек.

Цель: учить детей определять и распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Закреплять умение пользоваться необходимым инвентарем, воспитывать трудолюбие, ответственность.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Прыжки на двух ногах между предметами, положенными в одну линию (кубики). Дистанция 6-8 м; расстояние между предметами 0,5 м. Повторить 3—4 раза. С Данилом, Дашей, Евой, Настей.

Подвижная игра «Ловишки».

Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно с помощью считалки распределять роли, бегать легко и ритмично. Развивать быстроту реакции. 

Подвижная игра «Школа мяча».

Цель: закрепить умение детей выполнять разные действия с мячом. Развивать координацию движений, глазомер, ловкость

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 12.

Тема: Наблюдение за растениями.

Цели: уточнить представления об условиях жизни растений осенью; прививать любовь к природе.

Ход наблюдения. Провести с детьми длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников.

Итог: созревание плодов и семян – это признак осени.

Выводы. У растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений. В конце месяца дети могут составить календарь окрашивания листьев деревьев на участке детского сада.

Приметы: много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету; чем желтее крона березы осенью, тем сильнее листопад.

Поговорки и пословицы: «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени»; «Не суди о дереве по коре».

Стихотворение:

До будущего лета

Уходит тихо лето, одетое в листву.

И остаются где-то во сне иль наяву:

Серебряная мушка в сетях у паука,

Невыпитая кружка парного молока,

И ручеек стеклянный, и теплая земля,

И над лесной поляной жужжание шмеля…

Загадки:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее – беда:

Она их главная еда. (Трава).

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Трудовая деятельность. Коллективная работа на огороде по уборке мусора.

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение в переброске мяча, стоя друг напротив друга (стойка ноги на ширине плеч, мяч внизу). Бросание мяча в парах из положения двумя руками снизу (10-12 раз). С Ангелиной, Айан, Дариной.

Подвижные игры «Мышеловка», «Сделай фигуру».

Цель: учить детей самостоятельно следить за соблюдением правил игры, анализировать игровые действия на предмет соответствия правлам. Повышать двигательную активность, развивать быстроту реакции на сигнал. Формировать умение выступать в качестве водящего и ведущего игры.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 13.

Тема: Наблюдение за паучками

Цель: систематизировать представления о многообразии паукообразных (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, приспособления к среде обитания, к природным условиям).

Ход наблюдения: В теплый погожий день ранней осени воспитатель обращает внимание детей на траву. Она как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фоне ярко-голубого неба можно увидеть тончайшие нити. Это расселяются молодые паучки (вспомнить строение, чем отличаются насекомые, имеющие 8 ног, от шестиногих). Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Ток теплого воздуха подхватывает довольно тонкую нить и уносит паучка. Приземлившись, он прячется под листья или засохшую траву и спит там до весны. Напомнить детям, что не надо трогать насекомых.

Опытно-экспериментальная деятельность. Рассмотреть паучка через лупу, как он выпускает нить, подбегает к месту ее прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь-дорогу.

Приметы: паутина стелется по растениям - к теплу; много пауков и их сетей - к ясной погоде; появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме; большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

Поговорки и пословицы: «Осенняя муха сильнее кусает».

Стихотворение:

Паучок

У паука восемь длинных лапок,

И бегает он по кружевной паутине,

На ниточке тонкой спускается на пол,

А может, поднявшись, сидеть на картине.

Для мух у него в паутинке-ловушке

Всегда наготове липкие сети,

Так он защитить помогает от мушек

Сахар, печенье, конфеты в буфете.

Загадки:

Ниток много-много,

А в клубок не смотаешь,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет. (Паук и паутина)

Дидактическая игра «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Трудовая деятельность. Уборка мелких камешков и палочек  на участке.

Цель: обучение умению работать дружно воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Лазанье в обруч, не касаясь руками пола и не задевая его (3-4 раза подряд). Повторить 2-3 раза. С Бахмутом, Василисой, Викой, Эриком.

Подвижная игра «Удочка».

Цель: упражнять детей в умении подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.

Подвижная игра «Попади в обруч».

Цель: развивать ловкость, меткость, выносливость; формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м.; совершенствовать координацию движений.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 14.

Тема: Наблюдение за поведением птиц.

Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенным признакам; обогащать словарь путем введения слов корм, перелетные, зимующие; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодных условиях.

Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на то, что птиц становится все меньше и меньше. Отмечает, какие птицы чаще встречаются, а каких не видно совсем. Просит назвать перелетных и зимующих птиц, рассказывает о причинах их отлета. С исчезновением насекомых улетают в теплые края многие птицы, которые ими питаются, – ласточки, стрижи, скворцы. Отлет птиц осенью связан с отсутствием корма и изменением температуры воздуха. Поздней осенью станет меньше корма и для других птиц, они перелетают ближе к людям. Зимующие птицы покрываются теплым подпушком под перьями.

Продолжая рассказ о птицах, поясняет, что вечером голоса становятся все тише и тише, потому что птицы готовятся ко сну (они находят укромные места для ночевки, другие прячутся в гнездах или в ветвях деревьев).

Приметы: воробьи собираются в густой листве и шумно «митингуют» – к ясной погоде; ласточки высоко летают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «Всякая птица своим пером гордится»; «Всякая птица своим клювом сыта».

Стихотворение:

Воробей

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка, серая рубашка.

Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

                                                           И. Демьянов

Загадка:

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

В поле ночует, коноплю ворует. (Воробей)

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

Дидактическая игра «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

Трудовая деятельность. Помощь дворнику в уборке территории.

Цель: обучение умению работать дружно воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Прыжки с доставанием до предмета, подвешенного на высоту поднятой руки ребенка. Выполняется с небольшого разбега (5—6 раз подряд). С Алиной, Витей, Женей, Машей.

Подвижная игра «Эстафета парами».

Цель: закреплять элементы соревнования в игре, развивать бег, ловкость, ориентировку в пространстве.

Подвижная игра «Забрось мяч в кольцо».

Цель: упражнять детей в умении бросать мяч в вертикальную цель (кольцо). Развивать глазомер, точность броска.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 15.

Тема: Наблюдение за туманом

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление беречь ее и заботиться о ней; установить отличия осенних явлений от летних, последовательность изменений в неживой природе и их взаимосвязей.

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на утренние туманы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Осенью часто стелются туманы. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. С восходом солнца туман садится на землю.

Во время тумана надо аккуратно переходить улицу, так как машинам не видны предметы.

Приметы: сырое лето и теплая осень – к долгой зиме; если солнце взошло быстро и светит ярко, погода переменится.

Поговорки и пословицы: «Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд»; «В сентябре прохладно, да сытно».

Стихотворение:

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдет –

И туман и непогоды

Осень поздняя несет

(Из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы»)

Загадки:

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман).

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

Дидактическая игра «Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

Трудовая деятельность. Сбор семян цветковых растений.

Цель: учить детей собирать семена аккуратно, не срывая само растение; собирать только поспевшие семена от самых больших и красивых цветков.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Перебрасывание мяча через шнур друг другу (двумя руками из-за головы). Расстояние между детьми 4 м. С Данилом, Дашей, Евой, Настей.

Подвижные игры «Бездомный заяц», «Хитрая лиса».

Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно с помощью считалки распределять роли, бегать легко и ритмично, согласовывать движение рук и ног, выполнять действия по звуковому сигналу. Развивать быстроту реакции, способность распределять внимание, напомнить правила безопасности поведения на игровой площадке.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 16.      

Тема: Наблюдение за росой

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, умение видеть красоту неживой природы; расширять и уточнять конкретные знания об осенних явлениях в природе.

Ход наблюдения: Обратить внимание на блестящие капельки росы на траве, полюбоваться красотой этого явления. Рассказать детям, что роса – это капельки воды, которые скапливаются на траве из-за большой разницы между дневной и ночной температурой воздуха. Роса отличается от тумана тем, что она оседает на траве и земле, а туман – это капельки воды, повисшие в воздухе.

Приметы: если ночью был иней – к ветру; осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу.

Поговорки и пословицы: «Весна красна цветами, а осень снопами»; «Весна красна да холодна – осень дождлива, да сытна».

Стихотворение:

Следом за летом осень идет,

Желтые песни ей ветер поет,

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

                                  В. Степанов

Загадка:

Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.

А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (Роса).

Дидактическая игра «Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

Дидактическая игра «Какое что бывает?».

Цель: упражнять в умении классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Дидактическая игра «Где мы были, не скажем».

Цель: развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться; имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию.

Трудовая деятельность. Сбор красивых осенних листьев для поделок.
Цель: продолжать формировать ответственное отношение к порученному делу, отмечать и замечать красоту осенних листьев, отбирать самые красивые.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение Прыжки на двух ногах между предметами, положенными в одну линию (кубики). Дистанция 6-8 м; расстояние между предметами 0,5 м. Повторить 3—4 раза. С Ангелиной, Айан, Дариной.

Подвижная игра «У медведя во бору...».

Цель: совершенствовать умение детей использовать всю игровую площадку, соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, ориентироваться в пространстве. Развивать быстроту реакции.

Подвижная игра «Быстрая команда».

Цель: развитие ловкости и быстроты, умения двигаться разными способами по ограниченной извилистой дорожке, сохраняя равновесие и скорость движения, формирование навыков игры в команде, обогащение двигательного опыта.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 17.

Тема: Наблюдение за ветром

Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе.

Ход наблюдения: В ветреную погоду пронаблюдать, как движутся облака, рассмотреть, как качаются ветки деревьев, определить силу ветра по качанию веток. Чем ветки сильнее качаются, тем сильнее дует ветер. Для определения силы ветра предлагает поиграть с вертушками, султанчиками. Подставить лицо ветру, вспомнить, каким он был (зимой, весной, летом, осенью).

Опыт «Движение воздуха».

Цель: показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход опыта. Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод. Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю; облака движутся против ветра – к снегу.

Поговорки и пословицы: «В сентябре и лист на дереве не держится»; «Холоден сентябрь, да сыт».

Стихотворение:                                    Осень

Что ни день, то резче ветер рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день, то раньше вечер, а светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землей почти в обед.

                                                         И. Мазнин

Загадка:

Носится, свищет, мечется, рыщет.

Где пробежит, листик дрожит.

Где пронесется, дерево гнется. (Ветер)

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Дидактическая игра «Где что растет?».

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Трудовая деятельность. Уборка участка от листьев.

Цель: воспитывать желание и умение доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение в переброске мяча, стоя друг напротив друга (стойка ноги на ширине плеч, мяч внизу). Бросание мяча в парах из положения двумя руками снизу (10-12 раз). С Бахмутом, Василисой, Викой, Эриком.

Подвижная игра «Салки».

Цель: воспитывать быстроту, улучшать реакцию на звуковой сигнал.

Ход игры: По считалке выбирается водящий («салка»). Условно устанавливается площадка, на которой играют. Все разбегаются по площадке, водящий объявляет «Я салка!» и начинает догонять всех игроков. Кого догонит и «осалит» (дотронется), тот становится «салкой», громко объявляет об этом, и начинает догонять игроков.

Подвижная игра «Парный бег».

Цель: упражнять детей в умении бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 18.

Тема: Наблюдение за грозой

Цели: учить детей видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; закрепить правила безопасного поведения во время грозы.

Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на состояние природы перед грозой. Становится темно, замолкают птицы, поднимается ветер. Дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся. После грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д. Во время грозы нельзя прятаться под деревья, так как молния может ударить в дерево, и оно загорится.

Приметы: если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья; глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню.

Поговорки и пословицы: «Весенний дождь из тучки, осенний – из ясени».

Стихотворение:

Дождик

Дождик, дождик,

Ну послушай!

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит.

Побелеешь – снегом станешь,

До апреля не растаешь.

                            В. Степанов

Загадки:

Ледяной горох поскакал на порог.

Если землю покрыл, урожай погубил. (Град)

Сверкает, мигает,

Огненные стрелы пускает. (Молния)

Дидактическая игра «Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян».

Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся. 

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Трудовая деятельность. Пополнение песочницы песком.

Цель: продолжать воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на другие занятия.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Лазанье в обруч, не касаясь руками пола и не задевая его (3-4 раза подряд). Повторить 2-3 раза. С Алиной, Витей, Женей, Машей.

Игра малой подвижности «Затейники».

Цель: учить детей выполнять имитационные движения, средствами пантомимы. Учить творчески применять накопленный детьми игровой опыт.

Подвижная игра «Лохматый пес».

Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно с помощью считалки распределять роли, бегать легко и ритмично. Развивать быстроту реакции.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 19.

Тема: Наблюдение за первыми заморозками.

Цели: продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь, изменяется высота стояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха).

Ход наблюдения: Обратить внимание детей на появление первых заморозков на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем – все белое. Понаблюдать, как он быстро исчезнет под лучами солнца, останутся только блестящие капли.

Стихотворения:

Потемнели ветви, от воды туман,

Гонит тучи ветер из холодных стран.

Осень на излете, лес промок насквозь,

Клюкву на болотах ищет старый лось.

                                          А. Степанов

Дидактическая игра с мячом «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом… (не бывает).

Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).

Капель летом… (не бывает).

Дидактическая игра «Что это за птица?». 

Цели  игры: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Дидактическая игра «Горячий – холодный». 

Цель: закрепление в представлении и словаре детей противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Трудовая деятельность. Подметание веранды, дорожки.
Цель: постепенно расширять самостоятельность детей, хвалить за достигнутый результат.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Прыжки с доставанием до предмета, подвешенного на высоту поднятой руки ребенка. Выполняется с небольшого разбега (5—6 раз подряд). С Георгием, Даниэлем, Кариной, Артуром.

Подвижная игра «Сбей кеглю».

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игру, упражнять в использовании освоенных ранее действий с мячом. Развивать крупную моторику рук, повышать подвижность суставов. Воспитывать целеустремленность, стимулировать интерес к результату игры.

Подвижная игра «Кто сделает меньше прыжков».

Цель:  упражнять детей в умении прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. Развивать силу толчка, укреплять мышцы ног.

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 20.

Тема: Наблюдение за красотой природы.

Цели: развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней, беречь ее.

Ход наблюдения: Выйдя на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, просит ребят составить описательный рассказ об увиденном. (Осень – самое яркое по красоте красок время года…) Вместе с детьми посчитать количество увиденных тонов и полутонов. 

Попросить детей самостоятельно охарактеризовать погоду, сравнить ее со вчерашней, какие произошли изменения. В своей речи нужно использовать как можно больше прилагательных.Находить явные признаки золотой осени.

Работа с термометром, запись температуры утром и вечером в дневник наблюдений.

Поговорки и пословицы: «Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь».

Стихотворения:

Осень

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса…

                                                                                                       А. Пушкин

Осень

Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Все деревья блистают в разноцветном уборе.

                                                                                               К. Бальмонт

Загадка:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает – когда это бывает? (Осенью)

Дидактическая игра «Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.

Ход  игры:   Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клен, липа - деревья, сирень - кустарник.)

Трудовая деятельность. Наблюдение за трудом взрослых. Обрезка нижних ветвей у кустов и деревьев секатором.

Цель: дать детям представление о том, как работают секатором.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение. Перебрасывание мяча через шнур друг другу (двумя руками из-за головы). Расстояние между детьми 4 м. С Ангелиной, Айан, Дариной.

Подвижная игра «Гуси - лебеди».

Цель: учить самостоятельно организовывать игру, выразительно и согласованно проговаривать текст, начинать движение после его произнесения. Совершенствовать умение легко и ритмично бегать, соблюдать согласованность рук и ног. Развивать быстроту реакции,

Подвижная игра «Кто быстрее?».

Цель: учить детей самостоятельно организовывать соревнования, выступать в качестве капитанов, судей, действовать по сигналу. Спопобствовать совершенствованию выполнения основных движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека прогулок в подготовительной группе

Подготовительная группаСентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:формировать понятия о смене времен года;уточнять представления об особенностях каждого сезона.Ход наблюденияКрое...

Картотека прогулок в старшей группе Сентябрь

Картотека прогулок в старшей группе Сентябрь...

Картотека прогулок для старшей группы "Сентябрь-Октябрь"

Картотека прогулок для старшей группа"Сентябрь-Октябрь"...