Театрализованные игры в жизни малышей
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Валиулина Эльмира Ринатовна

Мастер класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx26.16 КБ
Office presentation icon master_klass_s_foto.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  мастер-класса для педагогов

        Тема:         «Театрализованные игры в жизни малышей»

Цель: формирование знаний педагогов по организации театрализованной деятельности детей младшего  возраста.

Задачи:

  • Совершенствовать практические навыки педагогов, необходимые в работе с детьми; 
  • Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности;

Материал: куклы бибабо – заяц и лиса, маска зайчика, настольный театр «Репка», ободки.

Главная цель дошкольного образования – создать все условия для гармоничного развития ребёнка. В группе младшего возраста этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает театрализованная деятельность.

Консультация «Виды театрализованной деятельности в ДОУ»

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления.      В жизни ребёнка присутствует сказка со своими добрыми героями. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. 

Каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность ,воспитывают в детях такие качества, как доброта, смелость, дружба, сочувствие, отзывчивость и т.д. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Наиболее полное познание окружающего мира ребенком происходит через игру. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность помогает раскрывать творческий потенциал ребенка. Посредством театрализованной деятельности дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми.

Театрализованную деятельность можно разделить на две основные группы:

        

1. Игры-драматизации, в которых ребенок исполняет  роль в качестве «артиста».

2.Режиссерские игры. Здесь в качестве «артистов» выступают игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

- Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- Ролевые диалоги на основе текста;

- Инсценировки произведений;

- Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

Виды режиссерских игр:

Театр на фланелеграфе

Теневой театр. Необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани, прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света. Это может быть либо настольная лампа, либо яркий солнечный свет.

Настольный театр, плоскостной и объемный.

Театр ложек.  

Театр на палочках;

Конусный театр;

Театр кукол Би-ба-бо (Или театр «Петрушки»).

Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений  пальцев, кисти руки.

Пальчиковый театр.

Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из ниток. Кукол ребенок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображенного на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.

Шагающий театр.

У каждой куколки есть прорези или кармашки сзади для указательного и среднего пальцев. Таким образом кукла «ходит», повторяя движение пальцев.

Перчаточные куклы;

Куклы из носка;

Театр марионеток .

Итак, мы продолжаем: 

 Дети приходят в детский сад с самыми разными настроениями и с разными впечатлениями от событий раннего утра. Если ребенок капризничает, его нужно отвлечь, найти способ помочь ему расслабиться. А для  поднятия эмоционального настроения малыша очень хорошо помогают игры-имитации.

Игра-имитация не требует предварительной подготовки, здесь можно  использовать атрибуты: маски или медальоны. Дети надевают медальон или маску с изображением животного, а воспитатель читает стихотворение, описывает внешние отличительные признаки и показывает движения животного, дети повторяют. Можно сопровождать имитацию действий животного, используя музыкальную запись.

Уважаемые педагоги предлагаю вам отправится в увлекательное и познавательное путешествие  в страну «Театр». Сели все по вагончикам, приготовились, в добрый путь:

Вагончики, вагончики, по рельсам стучат

Везут в страну Театр кампанию ребят. (все педагоги имитируют поезд)

Стоп! Станция «Игра –имитация».

№1       Игра-имитация «Зайчик и лиса»

(Для  проведения игры воспитатель одевает на руку куклу би-ба-бо, читает слова потешки,  а дети выполняют движения ранее разученные.

Потешка – как нельзя лучше подходит для закладывания основ ознакомления детей с первыми сказками. В потешках действуют один или два персонажа, раскрывает характер героя, например: лиса – хитрая, а зайчик – трусливый, медведь – сильный, но не слишком сообразительный, волк – сердитый и т.д. Сейчас мы с вами поиграем:

Выходят 5 педагогов и принимают участие в игре).  

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать:

Прыг-скок, прыг-скок-

Надо зайке поскакать.

Воспитатель на другую руку одевает куклу лисы и имитирует движения лисы, вместе с детьми проговаривая слова.

Я хитрая лисичка, я рыжая сестричка

Я по лесу хожу и зайчат я ищу

Подошли бы вы поближе

Вас не трону не обижу

И морковкой угощу

Затем воспитатель,  догоняя  детей,  имитирует движения лисы,  а дети в роли зайчика  прыгают и убегают.

Молодцы!

Вагончики, вагончики, по рельсам стучат

Везут в страну Театр кампанию ребят. (все педагоги имитируют поезд)

Стоп! Станция «Игра –драматизация».

№2           Игра-драматизация

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью с помощью различных атрибутов (маски, шапочки, элементы одежды – фартук, сарафан, венок и т.д.). Сначала педагог показывает движения и  исполняет роль сам,  а затем просит повторить детей.

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении и  на участке.

«Зайка» А. Барто (воспитатель предлагает педагогам обыграть стихотворение)

Воспитатель  может выбрать активного ребёнка,  чтобы он мог показать, как зайчик плачет, трёт глазки, стряхивает водичку и т.д.

Ребенка, выполняющего роль зайчика, нужно посадить на стульчик лицом к остальным. Воспитатель вместе с детьми рассказывает стихотворение: (можно вызвать 1 педагога в маске зайчика на стульчике)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

Ребёнок показывает, как зайчик плачет, вытирает слёзы и т.д., а воспитатель предлагает детям пожалеть зайчика.

Подвести итог…

Сейчас мы с вами показали, что через движения, жесты, эмоции и  мимику, можно изображать того или иного героя. Играя, ребенок непосредственно выражает тоже свои чувства.

                           

Вагончики, вагончики, по рельсам стучат

Везут в страну Театр кампанию ребят. (все педагоги имитируют поезд)

Стоп! Станция «Настольный театр».

№3           Настольный театр

Театр на столе является не только средством развлечения, но имеет и большое воспитательное значение. Репертуар сказки подбирается с учётом возраста, развития и интереса детей. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием. Можно поставить на стол ширму и предложить детям внимательно послушать сказку. Рассказывание сказки «Репка». По ходу развития сюжета сказки последовательно выставляются на стол всех действующих персонажей сказки — фигурки из настольного кукольного театра. Предложить посмотреть на фигурки и рассказать о том, кто пришел к ним в гости (дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка). Предложить выбрать и показать того персонажа сказки, который больше всего понравился, и назвать его.

 Именно русские народные сказки лучше всего подходят для первых исценировок. Они рассказывают об общечеловеческих ценностях и нормах морали, учат думать, оценивать чужие поступки, помогают осмыслить и понять сказку.

А чтобы детям было еще интересней, можно попробовать самим сыграть эти роли по сказке «Репка». (Воспитатель предлагает всем педагогам обыграть сказку «Репка»).

Итак, начинаем…

На огород ребята спешат,                                             ходьба
Дедушке помочь хотят.
Зашагали ножки: топ-топ-топ,                         
ходьба в прямом направлении по
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.                            корригирующей дорожке 
Мы шагаем друг за другом,                              ходьба между стульчиками
Лесом и зеленым лугом.
Перед нами огород.
Дед за репкой нас зовет.
Будем деду помогать,
Будем репу мы сажать. 
Посадил дед репку.                                                         
присесть
Выросла репка большая-пребольшая               
встать, руки развести в стороны
Стали ее тянуть:                                                             
присесть
Тянем-потянем, вытянуть не можем.                        
руки  развести в стороны
Бабку с внучкой мы позвали                           
имитация движений «иди сюда»

Репку тянут-потянут,                                                        наклоны вперед
Вытянуть не могут.                                                    руки  развести в стороны
Жучка, жучка, приходи,                                     имитация движений «иди сюда»
С нами репку потяни.
Проснулась Жучка, потянулась                                               потянулись
Вылезла из будки                                                     ползание на четвереньках  
И прибежала нам помогать. 

Тянем-потянем, вытянуть не можем.                 наклоны вперед, руки развели в стороны
Вдруг мы кошку увидали,                                               повторяем «Мяу-мяу!»
Мяу-мяу, ей сказали
Тянем-потянем, вытянуть не можем.                      наклоны вперед, руки развели в стороны
Вдруг мы мышку увидали,
Ловко-ловко прыгать стали                                                          прыжки
Мышка, Мышка, помоги,
Репку с нами потяни.
Тянем-потянем, вытянули репку.                            наклоны вперед, хлопаем в ладоши
Мышка нам и помогла.
Репку вытащила!

Молодцы!

Заключительная остановка , это Театрально-игровые упражнения


                                    Театрально-игровые упражнения «Расскажи стихи руками»

Для проведения игровых упражнений - не требуется предварительная подготовка. Воспитатель показывает движения руками, сопровождая рассказыванием стихотворения,  а дети повторяют действия. (все педагоги играют с места)

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По – гусиному шипела.

И также можно провести - Упражнения на развитие пантомимики

 

Упражнения на развитие пантомимики

Пантомимика – это упражнения, которые развивают двигательные навыки, воображение, мимические движения. Например:

• Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.

• Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.

•Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.

• Как котик лапкой умывается – движения, имитирующие умывающегося лапкой котика.

Молодцы!

И на этой красивой позитивной ноте мы подошли к завершению и давайте подведем итог:

Театрализованная игра прививает детям устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру и помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе и застенчивость. Посредством  театрализованной деятельности дети учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Спасибо за внимание! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валиулина Э.Р. МАСТЕР – КЛАСС для педагогов «Театрализованные игры в жизни малышей»

Слайд 2

Цель: Формирование знаний педагогов по организации театрализованной деятельности детей младшего возраста. Задачи : Совершенствовать практические навыки педагогов, необходимые в работе с детьми; Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности;

Слайд 3

Театрализованную деятельность можно разделить на две основные группы 1. Игры - драматизации 2.Режиссерские игры

Слайд 4

Видами драматизации являются: И гры имитации образов животных, людей, литературных персонажей; Р олевые диалоги на основе текста; И нсценировки произведений; П остановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

Слайд 5

Театр на фланелеграфе Теневой театр Настольный театр, плоскостной и объемный Театр ложек Театр на палочках Конусный театр Театр кукол БИ – БА - БО Пальчиковый театр Шагающий театр Перчаточные куклы Куклы из носка Театр марионеток Магнитный театр Виды режиссерских игр :

Слайд 6

Виды театров Пальчиковый театр Виды театров

Слайд 7

Виды театров Конусный театр

Слайд 8

Виды театров Настольный театр Куклы-перчатки би-ба-бо Театр на ложках

Слайд 9

Виды театров Плоскостной театр Магнитный театр Театр на фланелеграфе

Слайд 10

Виды театров Театр масок Варежковый театр Театр на палочках

Слайд 11

Игра – имитация «Зайчик и лиса» Зайка серенький сидит Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать.

Слайд 12

Игра – драматизация «Зайка» А.Барто

Слайд 13

Театрально-игровое упражнение «Расскажи стихи руками»

Слайд 14

Вывод Т ЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ Д ЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ Ф ОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И ВЗРОСЛЫМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни малыша

В статье даны разъяснения родителям о важном значении игры в жизни ребенка....

Сюжетно - ролевая игра в жизни малыша

Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно - ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе о...

Подвижная игра в жизни малыша.

В статье дается консультация для родителей....

Влияние театрализованной игры на развитие малышей

Театрализованная игра оказывает огромное влияние на всестороннее развитие детей....