"Формы работы с родителями в современном ДОУ"
статья

Тимофеева Елена Георгиевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_roditelyami.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы работы с родителями в современном ДОУ»

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинтересовать родителей в совместной работе?Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В современном обществе постепенно устанавливается  принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Мне хотелось бы представить некоторые  инновационные формы и методы  работы с семьёй в детском саду. В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада  и семьи.

1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», – это мнение можно услышать и сегодня. 

2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен». 

3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, воспитанием  в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи,  а детский сад  посещают от случая к случаю. 

4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители  выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ». Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ». 

6. Родители и педагоги часто  чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга. 

7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей  и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками – играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними. 

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в  состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей. Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к  созданию единого пространства развития каждого ребенка.Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу.В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие  в этих формах.

К ним относятся:

• Родительские собрания . 

• Родительские конференции.

• Дни открытых дверей. 

• Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.

• Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).

• Индивидуальная консультация. 

Для более эффективной работы с родителями необходимо  расширить рамки нашего сотрудничества и организовать  данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением

инновационных форм:

1. Лекция

2. Исследование

3. Социально – педагогический тренинг

4. Психологический тренинг (игра)

5. Диагностика

6. Конференция

7. Консультативный пункт

8. Организация работы семейных клубов по интересам;

9. Дни открытых дверей;

10. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта;

11. Организация встреч с родителями в форме дискуссий;

12. Семинары –практикумы;

13. Диспуты;

14. Круглый стол;

15. Тренинг;

16. Обмен опытом семейного воспитания;

17. Организация совместной деятельности детей и родителей.

1. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.Темы встречи могут быть различными. Беседу  начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

2.  Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта помогает  познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых  специалистами.

   3.  Лекция – изложение какой-то темы. Лекции могут быть организованы на самые различные темы по воспитанию детей.Лекционная форма родителями не воспринимается. 

4. Психологический тренинг .В начале встречи попросить родителей заполнить анкету, сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.

5.  Дискуссии.

Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта – решения.Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссии  предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций –  «за» и «против». После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход ,  подводит итог дискуссии.

    Важно иметь в виду форму дискуссии:

• круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

• симпозиум – обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

• дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;

6. Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.  Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа.

• Обсудить с педагогами  детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.

• Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей).

• Разработать обращение к родителям.

7. Семинары-практикумы. Практическое занятие по какому-то вопросу.Например,  практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребенка».  Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых – образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Задание родителям.

    Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

    Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи.  Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?

    На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.   

8. Дни открытых дверей.Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.

9. Диспут .Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. 

Законы диспута.

• свободный обмен мнениями

• все активны и равны

• каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен

• говори, что думаешь, и думай, что говоришь

• главное – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются

• острое, меткое слово приветствуется

• перешептывания на месте и шутки неуместны.  

 К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: устные журналы, родительские гостиные, клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей, детей и педагогов.

Родительская почта и телефон доверия (оформляется самими родителями, в ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам);  Любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

    Ящик для предложений (родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей). Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей.

    Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т.д.

Выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы); Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные), наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Использование разнообразных форм и методов  работы с родителями даст  определенный результат:

– родители станут  активно участвовать  в жизни детского сада, 

– станут  верными помощниками воспитателей

Все  это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно – образовательной среды. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия: «Папа, мама, воспитатель» (о формах работы с родителями на современном этапе)

Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием. Руководствуясь одними и теми же задачами воспитания ребенка в детском саду и семье, мы част...

Инновационные формы работы с родителями в современном детском саду

Организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничес...

Статья_Совершенствование форм работы с родителями в современных условиях

Сборник научных статей по материалам региональных научно-практической конференции 11-12 апреля 2018 года. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДАМИ И О...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....

Консультация для воспитателей по работе с родителями «Современные формы работы с родителями в ДОУ»

Консультация для воспитателей по работе с родителями«Современные формы работы с родителями в ДОУ»«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,прежде всего и дольше всего – люди.Из...