Познавательно-творческий проект "Осень золото роняет"-подготовительная группа
проект (подготовительная группа)

Лопатина Лариса Леонидовна

Проект направлен на расширение кругозора, пополнение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков  через ознакомление с окружающим миром, с художественной литературой, изобразительной деятельностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_osen_zoloto_ronyaet.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель проекта: 

расширять представления детей об осени как времени года.

Задачи:

-развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров;

-познакомить с осенними праздниками, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень золото роняет»;

- расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период);

-систематизировать знания детей по теме «Осень»;

-формировать лексико-грамматические категории;

-способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков;

-развивать связную речь;

-формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;

-отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной);

-закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц;

-воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них;

-приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, педагоги группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Срок реализации проекта: с 15сентября- 27ноября

Актуальность выбора темы проекта позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в группе, расширению кругозора детей и взрослых, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Краткое содержание проекта: проект направлен на расширение кругозора, пополнение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков  через ознакомление с окружающим миром, с художественной литературой, изобразительной деятельностью. Предлагаемые детям задания ориентированы на выражение детской инициативы, проявление которой необходимо для достижения конечного результата. Проект позволяет каждому ребёнку увидеть и расширить представления о характерных признаках осени – это продукт деятельности по проекту. Участники проекта – дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители, педагоги группы, учитель-логопед. Педагоги проводят с детьми целевые занятия, родители под руководством педагогов выполняют различные домашние задания. Кроме того, в проекте принимает участие музыкальный руководитель,  который проводят занятия по ознакомлению с музыкальными произведениями, изобразительной деятельностью, отражающими тематику проекта.

Средства реализации проекта:

Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей; изучение методической и художественной литературы; индивидуальная работа с родителями, взаимодействие со специалистами детского сада и сотрудниками библиотеки.

Направления деятельности:

-разносторонняя работа с детьми в соответствии с программными задачами по работе с детьми с системным нарушением речи;

-преобразование предметной среды группы и логопедического кабинета;

-взаимодействие с родителями воспитанников;

-координация работы со специалистами учреждения;

-взаимодействие с социумом (Городская детская библиотека)

Механизмы реализации проекта:

-занятия (фронтальные,  индивидуальные)

-беседы

-чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.

-разучивание стихов, песен, чтение и пересказ сказок и басен

-упражнения для развития мелкой моторики, артикуляционного аппарата (выкладывание предметное и сюжетное по заданной теме из мелкого материала, выполнение тематического комплекса артикуляционной гимнастики);

-конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени;

-праздник «Прощание с Осенью»

-конкурс поделок из природного материала «Чудеса осени»

-организация выставки совместных работ детей и взрослых из природного материала «Ох уж эта осень!»

-выставка детских рисунков «Осень, в гости просим!»

-развлечение «Осень, рыжая коса» с участием родителей, включающее инсценировки

Предполагаемый результат:

Мы предполагаем, что в ходе реализации проекта как части системного воздействия на воспитание и обучение детей с речевыми нарушениями, нам удастся добиться:

-расширения кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период

-обогащения активного словаря детей эпитетами, образными выражениями. пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему

-повышения уровня познавательно-речевой активности в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями

-развития связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания

-оптимизации взаимодействия с родителями детей

-усовершенствования познавательно-игровой среды в группе.

Средства контроля и обеспечения достоверности реализации проекта:

-конспекты занятий, проведение бесед, развлечения, викторины;

-фотоотчёты;

-выставки (продукты детской творческой деятельности (лепка, аппликация, ручной труд), выставка поделок из природного материала «Ох уж эта осень!», выставка рисунков «Осень, в гости просим!»

-итоговое открытое познавательно-речевое занятие «Путешествие в лес»

-педагогическая диагностика

-досуговая деятельность

Этапы

Формы работы

Задачи

Сроки реализации

1

2

3

4

I. Выявление проблемы.

Деятельность детей.

а)восприятие проблемы

б) принятие задач проекта

Рассматривание иллюстраций, пособий, репродукций (пейзажи, натюрморты) на осеннюю тему;

Прослушивание аудиозаписей по данной теме

Чтение художественной литературы, книг о природе (Бианки, Пришвин, Ушинский)

Басня Крылова «Стрекоза и муравей»;

Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки»

-пословицы

-загадки

-поговорки

-стихи про осень (Пушкин, Есенин, Фет, Бунин)

Выявить степень заинтересованности детей в получении знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период

Познакомить детей с творчеством писателей, поэтов.

Вызвать интерес к природе через литературное слово, через общение с книгой.

Коллективное обсуждение прочитанного, обмен мнениями и впечатлениями. Формировать потребность замечать изобразительно-выразительное средство, помогающее раскрытию содержания.

с 15сентября-17сентября

С18сентября

Деятельность педагогов, учителя-логопеда

а) выявление проблемы

б) определение задач

Деятельность родителей.

а ) совместная деятельность детей и родителей

Беседы:

«Об осени», «Дары осени», «Как лесные звери готовятся к зиме»;

«Перелётные птицы»;

«В лес за грибами и за ягодами», «Природные явления»

Изучение дополнительной и специальной литературы, соотнесение проблемы с программными задачами

 -Подбор художественной литературы, отрывок на осеннюю тему (конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени);

-конкурс поделок из природного материала «Чудеса осени»

-выставка детских рисунков

 «Осень с грибами», Осеннее дерево», «Ветка рябины», «Перелётные птицы»

-сочинение рассказа «Осенняя история»(для изготовления сборника рассказов «Время года - осень»)

Выявить умения детей поддерживать беседу, опираясь на опыт и знания, полученные ранее. Диагностика произносительных навыков, навыков связной речи, умение пересказывать прочитанные ранее произведения или истории из собственного опыта.

Установить связь поставленной цели с содержанием программы

Укреплять заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, поддерживать продуктивное общение со взрослыми в творческом процессе.

II. Организация работы над проектом.

Деятельность детей.

  а) Рисование: «Осень глазами ребёнка»

 

б) Заучивание текстов стихов, загадок, песенок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок;

в) Игры-драматизации по произведениям «Под грибом» В.Сутеев, «Мешок яблок», В.Сутеев «Колосок»

г) Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром, за дождём;

д) Ведение календаря природы

е) Самостоятельная организация с/р игры «Овощной магазин»;

ж) Аппликация «Ветка с осенними листьями»

з) Лепка

«Лукошко с ягодами и грибами», «Овощи и фрукты-дары осени»;

и) Ручной труд: «Волшебные превращения» (поделки из природного материала)

Выставка детских рисунков на тему «Осень»

Свободная игровая деятельность.

Подбор атрибутов, создание условий для организации игры

Развивать художественный вкус, ритм. Совершенствовать умения пользоваться художественным материалом, развивать психические процессы.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Отметить степень организационных способностей, умение взаимодействовать друг с другом, вести разные виды диалогов в игре, соблюдая культуру речи, распределяя роли и следование им.

Деятельность педагогов, учителя-логопеда:

Наблюдение и создание условий для самостоятельного изучения материалов по данной теме.

Создание предметно-развивающей среды по данной теме

Наблюдение за ведением диалогов, исправление недостатков связной речи, звукопроизношения. Участие в игре, разрешение конфликтных ситуаций, поиск компромиссов в возникших спорах.

Оформление книжного уголка – выставка книг с рассказами, стихами об осени (книги, иллюстрированные разными художниками).

-Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, природного материала и т. д.

Развитие мышления, воображения, фантазии, речевых навыков и умений.

Поощрять самостоятельное знакомство с произведениями.

Предоставлять возможность проявлять социальные навыки в познавательной, игровой деятельности. Приобщать к изобразительному искусству, учить видеть и понимать графические способы передачи содержания произведения.

III. Практическая деятельность по решению проблемы.

Слушание П.И. Чайковского «Времена года»

Разучивание песен об осени

Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Шум леса», «»Пение птиц»;

Уход за растениями в уголке природы;

Уборка участка детского сада от опавших листьев;

Изготовление кормушек для птиц;

Заучивание текстов для инсценирования произведений, стихов.

Деятельность педагогов, учителя-логопеда.

а) Организация условий для самостоятельного отбора детей необходимого материала по изучению заданной темы.

б)взаимодействие со специалистами-руководитель по изобразительной деятельности, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель;

Деятельность родителей.

Помочь детям в создании сборника рассказов «Время года-осень»;

Выставка «Сделаем сами своими руками»-поделки из овощей и природного материала;

Подготовка детей к конкурсу на лучшее осеннее стихотворение.

Подбор текстов для разучивания (педагог предлагает, дети проявляют инициативу в выборе для заучивания)

Предварительно поместить рядом с разнообразным материалом тот, который будет помогать решать поставленные задачи.

Творческая деятельность на занятиях, проведение тематических игровых занятий, разучивание и закрепление текстов стихов, песен.

Совместная творческая деятельность.

Развивать речевую активность, словотворчество. Поощрять самостоятельность, собственное творчество (сочинительство) Автоматизировать поставленные звуки, акцентировать внимание на правильность произношения, связность высказываний.

Развивать внимание, мыслительные операции, учить анализировать предложенный материал. Развивать усидчивость при просмотре и прослушивании произведений достаточное количество времени.

Автоматизация звуков, совершенствование навыков связной речи.

Консультативная работа о необходимости проведения мероприятий для закрепления лексико-грамматических, звукопроизносительных навыков, использование дыхательных, артикуляционных и пальчиковых упражнений.

Помочь родителям осознать необходимость проявления внимания к детям, пользу совместной деятельности. Вызвать взаимный интерес к сотрудничеству в работе.

IV. Продуктивная деятельность

Деятельность детей

Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях: рисунки, аппликации, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка.

Деятельность педагогов и учителя-логопеда.

а) оформление тематических выставок детского творчества. Подготовка к представлению результата проекта в виде развлечения «Прощание с Осенью»

б) проведение развлечения «Прощание с Осенью»

в) проведение открытого познавательно-речевого занятия «Путешествие в лес»

Деятельность родителей.

Сотрудничество с педагогами в решении поставленных проектных задач.

Совместная деятельность, сотрудничество со взрослыми, участие в игровых занятиях, беседах, оформлении альбома.

Индивидуальная работа по автоматизации поставленных звуков при закреплении текстов стихотворений, сценок и песен. Отслеживание применения полученных навыков и умений по работе над связной речью в самостоятельных высказываниях, пересказывании рассказов из собственного опыта и полученных впечатлений.

Подготовка атрибутов, создание афиши для родителей.

Посещение игровых занятий, изучение предложенного познавательного материала по предложенной теме, участие в подготовке к совместному итоговому развлечению. Разучивание песен, стихов, ролей сценок в домашних условиях.

Воспитывать стремление доводить начатое до конца, развивать интерес работы в коллективе, к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Получать удовольствие от полученного результата. Продолжать развивать речевые навыки и умения.

Создание благоприятной обстановки, положительного эмоционального состояния, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Закрепление пройденного материала по заданию логопеда в домашних тетрадях. Прорабатывание заданных текстов с приёмами автоматизации поставленных звуков.

Показать успешность закрепления пройденного материала от совместной работы дома.

Планирование работы по развитию речедвигательной координации детей

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Формы работы

1

2

3

4

Сентябрь

3 –я неделя

-

Упражнения для снятия напряжения воротниковой зоны «Вверх вниз».

Самомассаж ладоней. Фаланг. Подушечек пальцев (упражнения «Грабельки», «Дети любят всех зверей», «Щелчки»)

4-я неделя

-

Кинезиологические упражнения

«Кулак-ладонь», «Кулак-ребро-ладонь».

Массаж кистей рук.

Массаж профессора Ф.Р.Ауглина.

Упражнения для развития мимикоартикуляционных мышц

октябрь

1-я неделя

«Овощи»

Дыхательные упражнения «Овощи-толстячки» и «Овощи-худышки», «Капуста растёт».

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Упражнение на координацию «Овощи».

Подвижная игра «Зелёная репка»

2-я неделя

«Фрукты

Дыхательные упражнения «Кислое яблоко», «Щёчки-яблочки».

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Упражнение на координацию «Фрукты».

Подвижная игра «Яблонька»

3-я неделя

«Сад – огород»

Дыхательные упражнения «Чистим лук и плачем», «Вкусная груша».

Пальчиковая гимнастика «У нашего у Гришеньки»

Упражнение на координацию «Мы в землю себя посадили».

Подвижная игра «Мимо сада».

4-я неделя

«Деревья»

Дыхательные упражнения «Вдыхаем запах леса», «Шум леса».

Пальчиковая гимнастика «Станем мы деревьями».

Упражнение на координацию «Мы у нашего крыльца».

Подвижная игра «Дубок».

ноябрь

1-я неделя

«Осень»

Дыхательные упражнения «Дождик», «Идём по лужам».

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять».

Упражнение на координацию «Дождик».

Подвижная игра «Осень спросим».

2-я неделя

«Ягоды. Грибы»

Дыхательное упражнение «Вдыхаем запах леса».

Пальчиковая гимнастика «Грибок», «Ягода».

Упражнение на координацию «Там на горке погляди-ка».

Подвижная игра «Ягоды».

3-я неделя

«Хлеб»

Дыхательное упражнение «Тесто».

Пальчиковая гимнастика «Ай-тата-тата-тата».

Упражнение на координацию «Молотьба».

Подвижная игра «Пирожок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект «Это чудо — космос» (подготовительная группа)

Тип проекта: познавательно-творческий, долговременный(февраль-апрель)По содержанию: иформационно-практико-ориентированный. Цель проекта: создать условия для усвоения и закрепления детьми знаний о...

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...

Познавательно- творческий проект «Великая Победа» в подготовительной группе.

Проект направлен на формирование у детей дошкольников  чувства патриотизма, уважение к защитникам Родины, правильное отношение к Великой Отечественной войне....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКОРО В ШКОЛУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

laquo;Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». (Л. Н. Венгер)Данный краткосрочный познавательно-творческ...

Познавательно - творческий проект "День космонавтики в подготовительной группе"(в рамках акции #СИДИМ ДОМА или дистанционное обучение дошкольников).

Денный проект направлен на организацию работы с детьми дома по теме "День космонавтики" в условиях карантина ....

Познавательно творческий проект «Осень золото роняет»

Организация педагоги­ческого процесса с учетом способностей и творческого потенциала  детей. Создание условий для выявления и развития способностей воспитанников в изобразительной деятельност...