ДОКЛАД «Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»
материал по окружающему миру

Гусева Наталья Васильевна

            «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

            но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.   

            Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось

            ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

 

В.А. Сухомлинский

Дети — природные исследователи окружающего мира.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.  Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.     Поэтому ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьёвская 20,

тел. 8(496) 540-24-15, факс 8(496) 540-24-15

ДОКЛАД

«Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

                                                                             Подготовила: воспитатель

                                                                                   высшей категории Гусева Н.В.

Сергиев Посад

2017г.

            «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

            но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.    

            Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось

            ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

     «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.                                                            

   Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.  Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.                        Поэтому ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

   Итак, что же такое познавательно-исследовательская деятельность - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

   Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

 Исследовательская деятельность помогает решать следующие задачи:

  • Способствовать формированию коммуникативных навыков.
  •  Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  • Развивать желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

   Остановимся на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка.

  • Первый этап характеризуется проявлением любопытства, развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Познание ребенком окружающего мира осуществляется через органы чувств и процессы чувственного отражения - ощущения и восприятия. Ведущим органом обследования является рука, глаза следуют за ней, а слово лишь обозначает действие или его результат. Мышление 3-летнего ребенка преимущественно наглядно-действенное.
  • Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности -  возрастной пик "почемучек". Ребенок переходит на новый уровень общения со взрослым - познавательный, у него возникает ненасыщаемая потребность познать окружающий мир. Ведущими остаются процессы чувственного познания. Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации:  относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. Наряду с наглядно-действенным у ребенка достаточно ярко представлено и образное мышление. Ребенок уже способен к элементарному анализу, систематизации и классификации. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения.
  • Третий этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности, используя разные (приобретённые) способы действий. У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться:  произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.      Поэтому для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности педагогам следует постараться:

  •  Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора).
  • Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного).
  • Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности).
  •  Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

  Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. В связи предпочтение лучше отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Системная работа по данному направлению позволяет:

  • Развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки.
  •  Развивать детскую любознательность, пытливость ума.
  • Достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.

У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:

  •  Познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать».
  • Бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить».
  • Созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».

   Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

Список литературы

  1. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 1-6.
  2. Пособие для работников ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2004.
  3.  Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. − Волгоград: Перемена, 1995.
  4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания— Ярославль: Академия развития, 2002.
  5. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. − № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Доклад "Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ"

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и...

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...

Презентация по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО» (из опыта работы).

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально раз...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир с...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.В наше время происходит интенсивное...

Познавательно-исследовательская деятельность, как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ

Познавательно-исследовательская деятельность, как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ...