Самообразование педагога
методическая разработка (подготовительная группа)

Ковалева Елена Геннадьевна

Проблема развития социально коммуникативных компетенций детей

дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

На тему «Проблема развития социально-коммуникативных компетенций детей

дошкольного возраста»

подготовительная группа 2019-2020 уч.г.

        

Цель: 

  • Повышение профессионального уровня. Внедрение методики обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста в практику.
  • Развивать социально-коммуникативных компетенции каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми посредством игры.

Задачи:

1.Расширение представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях.

2.Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов развития социально- коммуникативной деятельности детей, направленных на:

  • пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения и взаимодоверия;
  • создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;
  • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
  • обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

3. Апробирование методов проведения целенаправленной работы с семьёй.

Актуальность.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

Одной из основных форм организации педагогического процесса - образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Основными направлениями моей педагогической работы являются:

  • применение развивающие игры с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;
  • чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы воспитанников;
  • широкое использование игр и специальных упражнений для целенаправленного

формирования социально-коммуникативных навыков;

  • активное включение родителей в процессы воспитания и развития детей, повышения уровня педагогической компетенции.

Ожидаемый результат:

  • повышен собственный профессиональный уровень знаний в вопросах формирования социально-коммуникативных умений воспитанников;
  • сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, что

позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;

  • повышен уровень компетенции родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.

Перспективное планирование работы с детьми 6-7 лет

на 2019-2020 учебный год

Месяц

Формы работы

сентябрь

Подбор и изучение методической литературы по теме.

Составление плана работы.

Чтение художественной литературы о дружбе.

октябрь

Подобрать комплекс игр коммуникативного содержания.

НОД «Кого можно назвать другом?»

ноябрь

Обыгрывание стихотворения А.Кузнецовой «Подружки»

Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр «Дочки-матери», «Почта», «На выставке народного творчества» - «Ярмарка»

декабрь

Подвижная игра «Нам не тесно»

Занятие с детьми «Кто такой настоящий друг?»

Январь

Сюжетно-ролевая игра «В гостях»

Проведение игр с детьми «Изобрази пословицу», «Управляем

роботом»

Февраль

Изучение вопросов организации и проведения коммуникативных игр.

Упражнение «Отдыхаем»

Игра «Соседи»

Март

Беседа «Что делают наши мамы и папы?»

Проведение с детьми дидактической игры «Мальчик или девочка?»

Апрель

Показ воспитателем драматизации по стихотворению З.Мошковской «Вежливое слово» (отрывок)

Игра-упражнение «Передай другому»

Май

Игры и игровые упражнения для проведения с детьми: «Передай

привет по кругу», «Самопрезентация», «Купаемся в хорошем

настроении», «Мы одно большое животное», .«Бездомный заяц»

Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга.

Презентация - отчёт на педагогическом совете для педагогов.

Отчет о проделанной работе на итоговом родительском собрании.

Перспективное планирование по работе с родителями.

Месяц

Формы работы

сентябрь

Консультация для родителей «Формирование социально-коммуникативных

способностей у детей старшего дошкольного возраста»

октябрь

Изготовление дидактических игр по социально-коммуникативному развитию.

Консультация для родителей «Учимся общаться с ребёнком»

ноябрь

Дсосуг «День мамы»

Акция для родителей «Игрушка своими руками»

декабрь

Мастер-класс «Игротерапия общения с дошкольниками»

Январь

Досуг «Папа, мама, я – дружная семья»

Ознакомление родителей с исследованием внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)

Февраль

Консультация для родителей «Развитие социально-коммуникативных способностей или учим детей общению».

Папка-передвижка для родителей «Гармония общения»

Март

Информированность родителей об особенностях развития ребенка.

Памятка для родителей «Формирование коммуникативных качеств у детей

6-7 лет»

Фото - альбом созданный родителями совместно с детьми «Я общительный»

Апрель

Правила личностного взаимодействия с ребенком «Не рядом и не над, а вместе»

Памятка для родителей «Волшебный справочник добрых слов и выражений»

Май

Вечер коммуникативных игр с родителями.

Отчет о проделанной работе на итоговом родительском собрании

Литература:

Шипицына Л.М «Программа практического курса «Азбука общения».;

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Ступени общения: от года до семи лет». М.,1992;

Репина Т.А., Стерхина Р.Б. «Общение детей в детском саду и в семье» М.,1990»

Петровский В.А, Виноградова А.М, Кларина Л.М. «Учимся общаться с ребёнком. Руководство для воспитателя детского сада» М.,1993;

Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008. 2.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У- Фактория, 2004. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.

Уликова Н.А. Словом душа растеѐт». СПб, «Старт», 1999.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006. 1. Князьков А.А.

Словарь. Педагогическое речеведение. М – Флинта, Наука, 1998. 2. Немов Р.С.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа по развития социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста моей группы была эффективной. Я стараюсь, чтобы дети не просто научились навыкам общения, а умели бы легко ориентироваться в любой жизненной ситуации, вступать в общение с людьми любого возраста, правильно оценивали свои поступки и поступки сверстников. Чтобы подобная деятельность     объединила детей общими впечатлениями,  переживаниями, эмоциями. Стараюсь прививать детям уважительное и доброжелательное отношение к окружающим. Игры и занятия социально-коммуникативной деятельности формируют  готовность детей к совместной деятельности, развивают умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Появился бы  интерес к самостоятельному поиску ответов в  различных источниках информации, повысилась бы мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Успехи воспитанников в социально-коммуникативной деятельности обеспечивают в будущем, и в большей мере определяют, успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка взаимодействия и речевого общения. Мне как педагогу это очень импонирует. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания социально-коммуникативной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....