План работы кружка "Шахматное королевство".
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

План работы кружка "Шахматное королевство". Старшая и подготовительная группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx55.46 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка «Шахматное королевство».

Цель:  

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:  

  1. Обучить правилам игры.

2.  Способствовать овладению мыслительными операциями (анализ,     синтез, сравнение, обобщение, классификация).

  1. Способствовать воспитанию таких качеств как: сила воли, уверенность в своих силах, сдержанность.
  2. Закреплять умение ориентироваться на плоскости.
  3. Формировать навыки запоминания.
  4. Расширять представления об окружающем мире.
  5. Формировать умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.
  6. Развивать логическое мышление, внимание.

    Шахматы — это не просто игра, шахматы-это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами.

    Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и искусства, психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует становлению настоящей творческой личности. Во время игры в шахматы у игроков проявляется характер, и открываются многие особенности личности, о которых они даже не подозревали. В научных исследованиях психологи и педагоги иногда используют шахматы для создания и изучения моделей поведения человека.

    Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе.

    Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

   Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам.

   Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 5 летнего возраста.

    Работа кружка рассчитана на детей старших (5-6) и подготовительных групп (6-7 лет) и проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут. Группа сформирована по желанию детей и их родителей, в составе 10 человек.

   

Первый год. Старшая группа.

Сентябрь

Тема недели

Задачи

Содержание

Работа с родителями

1

Диагностика

Выявить уровень

 знаний детей

Проведение мониторинга

2

Знакомство.

Познакомить детей с  отечественными чемпионами мира по шахматам (А.Алехиным, А.Карповым, Г. Каспаровым). Вызвать интерес к игре.

Показ презентации «Короли шахматного мира».

 Предложить расспросить ребенка о чемпионах.

3

Знакомство с легендой о возникновении

шахмат.

Познакомить детей

с историей возникновения

шахмат.

Рассказ Легенды об истории

 возникновения  шахмат.

Предложить ребенку рассказать легенду.

4

Знакомство с легендой о возникновении

шахмат(закрепление).

Вспомнить легенду об истории возникновения шахмат.

Прослушивание рассказов детей.

Предложить нарисовать шахматного короля.

Октябрь

1

«Волшебная доска»

Познакомить с понятиями —

«шахматная доска», «белые и черные поля», Чередованием белых и черных полей на шахматной доске

Рисование белых и черных полей с чередованием.

Предложить слепить  «белые и черные поля»,

2

«Волшебная доска»

Продолжение знакомства с шахматной доской.

Ввести понятие «центр» шахматной доски, количество полей в центре.

Учить правильно, располагать доску между партнерами.

Д. и «Найди центр»,

«Угадайка»,  «Да и нет».

Предложить повторить счет в пределах 4.

3

«Волшебная доска» Продолжать знакомство с шахматной доской.

(Закрепление)

Закрепить понятие «шахматная доска», «белые и черные поля». их

чередование, «центр» шахматной доски, количество полей в центре.

Д. и. «Сосчитай поля в центре», «Правильно расположи доску».

Предложить поиграть в игру

 «Да и нет».

4

«Волшебная доска»

Знакомство с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии.

Продолжать знакомство с шахматной доской.

Ввести понятия: горизонтальная и вертикальная линии.

Учить находить все  горизонтали, вертикали  на доске.

Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Д. и. «Горизонталь», д. и.

«Вертикаль».

Рисование доски и полей квадратной формы.

Предложить нарисовать горизонтальные, вертикальные линии.

4

«Волшебная доска»

Продолжение знакомства с шахматной доской.

Познакомить с новым понятием: диагональ.

Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

Д.и. «Горизонталь»,  «Вертикаль», «Диагональ».

Предложить порисовать диагональные  линии.

Ноябрь

1

«Волшебная доска»

Продолжение знакомства с шахматной доской.

Познакомить с новым понятием: диагональ.

Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

Д. и. «Диагональ».

Предложить порисовать диагональные  линии.

2

«Шахматные фигуры»

Познакомить детей с шахматными фигурами,

белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король)

Д. и. «Волшебный мешочек», Д.и. «Угадай»,

Д.и. «Горизонталь»,  «Вертикаль», «Диагональ».

Предложить вспомнить и рассказать названия фигур.

3

«Шахматные фигуры»

«Волшебная доска».

Начальное положение.

Познакомить с начальной расстановкой фигур.

Д. и. «Расставь фигуры», «Что общего?».

Д.и. «Горизонталь»,  «Вертикаль», «Диагональ».

Предложить поиграть в игру «Расставь фигуры».

4

Знакомство с шахматной фигурой «Ладья».

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья».

Вспомнить название изученной фигуры. Чтение и заучивание стихотворения.

Чтение и заучивание стихотворения.

Наклеивание фигуры в тетради.

Д. и. «Расставь фигуры»,

Д.и. «Горизонталь»,  «Вертикаль», «Диагональ».

Предложить

раскрасить фигуру

5

Знакомство с шахматной фигурой «Ладья»

(продолжение)

Продолжать формировать представления о  шахматной фигуре «Ладья».

Познакомить с ее местом на шахматной доске и движению по ней.

Работа на шахматной доске. Рисование вариантов ходов. Взятие фигуры.

Предложить слепить  «Ладью».

Декабрь

1

Шахматная фигура «Ладья»

(закрепление)

Закрепить полученные знания детей о шахматной  фигуре «ладья», на шахматной доске;

упражняться в умении ходить ладьей,

отслеживать взаимодействие между белой и  черной ладьей на шахматной доске.

Д.и. «Угадай», «Мешочек».

Предложить нарисовать возможные ходы «ладьи».

2

Знакомство с шахматной фигурой «Слон»

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон».

Чтение и заучивание стихотворения, раскрашивание фигуры.

Чтение и заучивание стихотворения. наклеивание фигуры.

Д. и. «Волшебный мешочек»

 Предложить раскрасить фигуру.

3

Знакомство с шахматной фигурой «Слон».

(Продолжение)

Формирование представлений о  шахматной фигуре «Слон».

Познакомить детей с местом слона на доске,

понятием ход слона, взятие.

Чтение и заучивание стихотворения. раскрашивание фигуры. Работа на доске(отрабатываем ход и взятие).

Д. и. «Горизонталь»,

«Вертикаль»,   «Диагональ».

Предложить вспомнить и рассказать стихотворение

4

Шахматные фигуры «Ладья» и «Слон».

Закрепление.

Закрепить полученные детьми знания о шахматных  фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на  шахматной доске.

Упражнять в умении взаимодействовать с

 фигурами на шахматной доске.

Рассказывание стихотворений  о   фигурах «Ладья» и «Слон».

Предложить слепить фигуру «Слон».

Январь

2

Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь».

 

Чтение и заучивание стихотворения, наклеивание

фигуры.

Предложить раскрасить фигуру.

3

Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»

(продолжение)

Формирование представлений о  шахматной фигуре «Ферзь»

Познакомить детей с местом ферзя на доске,

понятием ход ферзем, взятие.

Повторяем стихотворение.

Рисуем ходы  «ферзя». Работа на доске-ход, взятие.

Д.и. «Угадайка».

Предложить вспомнить  и рассказать стихотворение.

4

Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»

(Закрепление)

Закреплять полученные знания детей о шахматной  фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске;

учить детей следовать правилам ведения шахматной партии:

делать ходы поочередно, учитывая ход соперника

 и предвидя ответный ход

Повторяем все ранее изученные стихотворения,  ходы всех изученных фигур на доске.

Д. и. «Что общего?»

Предложить слепить фигуру.

5

Знакомство с шахматной фигурой «Конь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь».

Чтение и заучивание стихотворения, наклеивание  фигуры.

Д.и. «Угадайка», «Большая и маленькая».

Предложить

слепить фигуру.

Февраль

1

Формирование представлений о  шахматной фигуре «Конь».

Познакомить детей с местом коня на доске,

понятием «ход конем», взятие.

Наклеивание фигуры.

Обозначаем варианты ходов конем. Работа на доске-отрабатываем ходы, взятие.

Д. и. «Мешочек».

Предложить вспомнить и рассказать стихотворение.

2

Закрепление представлений о шахматной фигуре «конь» в игровой практике

Закрепить полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске;

учить детей правильно взаимодействовать

между фигурами в процессе выполнения игровых заданий.

Д. и. «Игра на уничтожение»,

«Разыгрывание позиций».

Предложить вспомнить как ходит слон.

3

Закрепление представлений об изученных шахматных фигурах «конь», «слон», «ладья», «ферзь» в игровой практике

Вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

Раскрашивание фигуры коня.

Д. и. «Цепочка», Д. и. «Мешочек».

Предложить поиграть в д. и.

«Игра на уничтожение».

4

Знакомство с шахматной фигурой «пешка».

Познакомить детей с шахматной фигурой «пешка», с местом пешки на доске, с понятием ход пешки, взятие.

Чтение и заучивание стихотворения, наклеивание фигуры.

Д. и. «Мешочек».

Предложить слепить фигуру.

Март

1

Знакомство с шахматной фигурой «пешка»

(продолжение)

Формирование представлений о  шахматной фигуре «пешка».

Познакомить с новым понятием — «превращение пешки».

Раскрашивание фигуры, рассказывание стихотворения.

Д. и. «Лабиринт», «Игра на уничтожение» .

Предложить поиграть в д. и. «Мешочек».

2

Знакомство с шахматной фигурой «пешка».

(закрепление)

Закрепление представлений о шахматной фигуре «пешка» в игровой практике.

Вспомнить место в начальном положении,  ход пешки, взятие, превращение-работа на доске.

Предложить вспомнить и рассказать стихотворение.

3

Знакомство с шахматной фигурой «король».

Познакомить детей с шахматной фигурой «король», местом «короля» на доске.  С понятием

«Короткая рокировка», Правила рокировки.

Чтение и заучивание стихотворения,    наклеивание фигуры.

«Атака неприятельской фигуры».

Предложить слепить фигуру.

4

Знакомство с шахматной фигурой «король».

(продолжение)

Формирование представлений о  шахматной фигуре «король». Познакомить с  понятием —  контролируемое» поле, ход, взятие.

Д. и. «Взятие».  

Предложить вспомнить и рассказать стихотворение.

Апрель

1

Знакомство с шахматной фигурой «король».

(Закрепление)

Закрепление представлений о шахматной фигуре «король» в игровой практике.

Вспомнить правила рокировки. Учить детей правильно  взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий.

Д. и. «Двойной удар», «Взятие».  

Предложить поиграть в д. и. «Взятие».  

2

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха.

Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.

Разучивание стихотворения. Д. и. «Атака неприятельской фигуры»,

«Кратчайший путь».

Предложить поиграть в Д. и. «Атака неприятельской фигуры»,

3

Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат».

Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством  индивидуальных заданий.

Разучивание стихотворения.

Работа на доске.

Находим позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет.

Д. и. «Мат или не мат».

Предложить поиграть в д. и. «Мат или не мат».

4

Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием – «мат в один ход».

Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий.

Робота на доске.

Определяем среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.

Д. и. «Шах или не шах», «Мат или не мат».

Предложить поиграть в д. и.

«Шах или не шах».

Май

1

Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат».

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Разучивание стихотворения.

Д. и. «Пат».

Предложить вспомнить и рассказать стихи.

2

Ничья и пат. Продолжение.

Вспомнить значение понятия «ничья», в каких случаях в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на примере шахматных позиций. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

Находим позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

Предложить поиграть в д. и.

«Шах или не шах».

3

Шахматный досуг. Закрепление представлений о шахматах.

Активизировать мыслительную и познавательную деятельность, воспитывать интерес к игре в шахматы.

Д. и. «Дай шах»,

«Защита от шаха».

Предложить поиграть в Д. и. «Пат».

4

Шахматный досуг.

Приучать детей активно участвовать в развлечениях в подготовке к праздникам.

Викторина, конкурсы.

Предложить нарисовать впечатления о празднике.

5

Диагностика.

Определить уровень усвоения программы детьми.

Мониторинг.

Второй год. Подготовительная группа.

Сентябрь

Тема недели

Задачи

Содержание

Работа с родителями

1

Диагностика детей

Выявить уровень знаний детей.

Проведение мониторинга.

2

История возникновения  шахмат.

Напомнить детям историю возникновения шахмат. Вспомнить чемпионов мира по шахматам.

Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

Беседа.

Предложить побеседовать с ребенком о  просмотре фильма.

3

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

Вспомнить чемпионов мира по шахматам.

Просмотр презентации  «Короли шахматного мира».

Просмотреть альбом с фотографиями.

Предложить

Вспомнить счет до 10.

4

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

(продолжение)

Познакомиться с биографией

А. Карпова.

Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира». Фрагменты его  партий.

Предложить просмотреть шахматные партии             А. Карпова

Октябрь

1

«Волшебная доска».

Продолжать знакомство с шахматной доской.

Ввести понятия: «горизонталь»,

« вертикаль», «диагональ».

Показать шахматную доску, обратить внимание на цвет клеток. Рисование шахматной доски в тетради в клетку. Дидактические задания «Выложи вертикаль», «Выложи горизонталь», «Выложи диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее». «Вижу цель».  Вспомнить понятие «центр» шахматной доски, количество полей в центре.

Предложить поиграть в д. и. «Выложи вертикаль», «Выложи горизонталь».

2

«Волшебная доска». Продолжение

Продолжать знакомство с шахматной доской,

Сравниваем прямые и косые линии.

Д. и. «Найди горизонталь»,

«Найди вертикаль», «Найди диагональ».

Предложить нарисовать

вертикальные, горизонтальные, диагональные линии.

3

«Волшебная доска».

Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Продолжать работу с шахматной доской. Познакомить с обозначением вертикальных, горизонтальных линий. Разучивание стихотворения.

Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король cg7 –на f8».

Предложить вспомнить и выучить стихотворение.

4

«Волшебная доска».

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Продолжать знакомить с обозначением вертикальных, горизонтальных линий. Заучивание стихотворения.

Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

Предложить вспомнить и рассказать стихотворение.

5

«Волшебная доска».

Итоговое.

Закрепить знания о шахматной доске, владение шахматными терминами.

Д. игры: «Разложи на доске», «Составь доску», «Пройди и назови поле».

Предложить сделать шахматную доску из картона.

Ноябрь

1

Шахматные фигуры.

Вспомнить какие бывают фигуры, их названия. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».

Предложить раскрасить фигуры, названия которых забыли.

2

Шахматные фигуры

(продолжение)

Вспомнить, как ходят фигуры, их начальное положение.

Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Предложить нарисовать те фигуры, которые забыли как ходят.

3

Этика шахматной борьбы. Шахматные правила.

Познакомить с шахматными правилами, этикой шахматной борьбы,  правилами поведения за шахматной доской.

Провести беседу, вместе с детьми вывести правила поведения.

Предложить дома оформить правила.

4

Начальная позиция.

Познакомить с расстановкой фигур перед шахматной партией. Познакомить с правилом: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч».

Наклеить и заучить правило: «Каждый ферзь любит свой цвет»

Предложить вспомнить и рассказать правило.

Декабрь

1

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур

Формировать представления о ценности фигур и сравнительной силе фигур.

Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса.

Предложить вспомнить и рассказать о ценности фигур.

1

Прямолинейная

бесхитростная фигура - «Ладья».

Повторить особенности  ладьи. Вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие».

Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот».

Предложить поиграть в

дидактические игры  «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот».

2

Прямолинейная

бесхитростная фигура - «Ладья».

(продолжение)

Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями)

Предложить поиграть в

дидактические игры  «На одну клетку», «Через клетку».

3

«Слон».

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Предложить поиграть в д. и. «Лабиринт», «Перехитри часовых».

4

«Слон».

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности»

Предложить поиграть в д. и. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

 Январь

1

«Ладья» против «слона».

Познакомить с термином «стоять под боем».

Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,

«Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Предложить поиграть в д. и. «Двойной удар», «Взятие»,

«Защита», «Выиграй фигуру».

2

«Ферзь».

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзём. Ферзь — тяжелая фигура

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат»

Предложить поиграть в д. и. «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

3

«Ферзь».

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Предложить поиграть в д. и. «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

4

«Ферзь» против «ладьи» и «слона».

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

Предложить поиграть в д. и. игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»

5

«Конь».

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Предложить поиграть в д. и. «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,

Февраль

1

«Конь».

Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

Предложить поиграть в д. и. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».

2

«Конь» против «ферзя», «ладьи», «слона».

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения),

Предложить поиграть в д. и. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»

3

«Пешка».

Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

Предложить поиграть в д. и. «Лабиринт», «Один в поле воин».

4

«Пешка» против «ферзя», «ладьи», «коня», «слона».

Продолжать знакомить детей с «пешкой». Вспомнить место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Закрепить правила ходов пешек.

Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр – заданий.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.

Сказка «Ни шагу назад!» Командная эстафета пешками «Кто первый?», «Белая против черной».

Предложить поиграть в д. и. «Игра на уничтожение»,

«Ограничение подвижности.

Март

1

«Король».

Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля)

Предложить поиграть в д. и. «Игра на уничтожение» (король против короля)

2

«Король» против других фигур.

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, Предложить поиграть в д. и. король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности»

Предложить поиграть в д. и. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»

3

Шах.

Шах –угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

Предложить поиграть в д. и. «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов»

4

Шах.

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»;

Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах».

Игра фигурами из начального положения до первого шаха

Предложить поиграть в д. з. «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»;

Апрель

1

Мат.

Мат –цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход»

Предложить поиграть в д. з. «Мат или не мат», «Мат в один ход»

2

Мат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.

Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Предложить поиграть в д. з. «Дай мат в один ход»

3

Пат.

Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат».

Предложить поиграть в д. з. «Пат или не пат», «Пат или мат».

4

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Дидактическое задание «Рокировка».

Предложить поиграть в д. з. «Рокировка».

5

Ничья. Пат

Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат».

Предложить поиграть в д. з. «Пат или не пат», «Пат или мат».

Май

1

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

Дидактическая игра «Два хода».

Шахматная партия.

Предложить поиграть в д. и. «Два хода».

2

Шахматный досуг «Шахматный турнир».

Закрепление представлений о шахматах.

Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.

Провести турнир между группами, садами.

Предложить сыграть шахматную партию.

3

Принять участие в турнирах за пределами детского сада.

Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. Приобрести опыт выхода на новый уровень.

«Новосибирск-шахматный», «Первенство области», «Командное первенство», «Кубок мэра».

Принять участие в турнирах.

4

Диагностика.

Выявить уровень усвоения программы.

Проведение мониторинга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)

Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...

итоговое занятие по кружковой работе "Шахматное королевство"

в процессе различных занятий, дети возвращают фигуры....