Программа технической направленности, реализуемая в контексте с НТИ (национальная технологическая инициатива) «LEGOLAND-ROBO» в МКДОУ № 22 г.Аши
статья

Мадеева Ксения Васильевна

Статья для сборника, выпущеного к проведению Августовской конференции  работников образования Ашинского муниципального района в 2020 году. Представленна на РМО старших воспитателей в рамках конференции в формате видеоролика, который можно просмотреть по ссылке: http://youtu.be/fGVKUyuikvU

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx63.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мадеева К.В.

воспитатель МКДОУ № 22 г. Аши

«Программа технической направленности, реализуемая в контексте с НТИ (национальная технологическая инициатива)

«LEGOLAND-ROBO» в МКДОУ № 22 г.Аши

Сегодня публичное прогнозирование будущего – удел не только фантастов и футуристов, но и важнейшая часть деятельности ученых, бизнесменов, политиков, государственных деятелей. Стремление заглянуть в завтрашний день существовало на всех этапах развития человеческого общества, но динамика изменений в социальной, экономической и научно-технической сферах XXI в. возводит проблему прогнозирования будущего в ранг проблем национальной безопасности. Один из ориентиров для прогнозирования будущего – национальная технологическая инициатива (НТИ). В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент России В.В. Путин обозначил Национальную технологическую инициативу одним из приоритетов государственной политики. НТИ  направлена на создание высокотехнологичных решений, определяющих основные направления развития мировой и российской экономики через 15–20 лет.

Технологии НТИ  ориентированы  на  развитие следующих рынков производства:

  • EnergyNet – рынок энергетики;
  • FoodNet – рынок производства и доставки еды с учетом индивидуальных потребностей;
  • SafeNet – обеспечение персональной безопасности;
  • HealthNet – система персонального здравоохранения и медицины;
  • AeroNet – производство беспилотных летательных аппаратов;
  • MariNet – производство морского транспорта без экипажа;
  • AutoNet – производство автотранспорта без водителя;
  • FinNet – распределенные системы финансов и валюты;
  • NeuroNet – распределенные компоненты психики и сознания, созданные искусственно.

Рассмотрение НТИ как ориентира для прогнозирования будущего актуализирует потребность в подготовке специалистов, способных создавать и развивать данные рынки технологий. Бесспорно, что должны быть высококвалифицированные специалисты «новой формации», обладающие «soft skills», готовые к «life-long learning education» и демонстрирующие прочие качества, о которых мы можем только предполагать. Подготовить таких специалистов лишь в рамках вузовских программ и ресурсов нереально. Следовательно, необходимы сквозные технологии подготовки специалистов НТИ, охватывающие общее, профессиональное и дополнительное образование. Ключевое понятие для определения результативности действий сквозных технологий – качество образования. Исходя из определения качества образования, рисками является недостаточное обеспечение комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося. Итоговый продукт деятельности «Школы НТИ» – выпускники, обладающие не только Hard Skills, но и Soft Skills, имеющие опыт предпринимательской деятельности, ориентированной на ведущие мировые рынки.

С точки зрения освоения технологий НТИ, в стандарте начального образования прописаны требования к результатам освоения предмета математика и информатика. Это – развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. В рамках предмета технология формируется  опыт,  как основа обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Обучающиеся  самостоятельно ставят  цели деятельности, взаимодействуют  в процессе совместной деятельности, владеют  навыками получения и использования информации из различных источников. Подготовка обучающихся по предметам углубленного уровня развивает  их индивидуальные способности.

Поэтому неслучайно современное образование предполагает  погружение в НТИ уже с дошкольного возраста.

Поскольку возраст 3 – 7 лет является сенситивным для усвоения многих компетенций, деятельность технической направленности, в том числе конструирование и робототехника,  не является исключением. Именно в этом возрасте форма игры является основным видом деятельности, где дети знакомятся с программированием, особенностями конструктивных и алгоритмических действий и т.п.  И в этом контексте НТИ представляет собой комплексную масштабную работу по привлечению детей всех возрастов к техническому творчеству. Для нее характерны выявление, отбор и сопровождение индивидуальной траектории талантов.

Что получит ребенок, вовлеченный в свое свободное время в такую деятельность?

Первое: творческое мышление, способность критически оценивать происходящее и быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Второе – то, что называется модным словом «мультидисциплинарность». В очень упрощенном варианте оно означает универсальность. Не зря слоганом НТИ выступают слова «Пространство возможного». Это отражение духа нашего времени, общих настроений, равных возможностей на пути к успешности. Приоритетной задачей НТИ можно считать создание непрерывной олимпийской системы подготовки инженеров будущего, которая начинается в детском саду, а к моменту окончания школы выводит детей на создание проектов при поддержке реальных крупных компаний.

 Где и как дети могут овладеть навыками такого мышления? 

На сегодняшний день для выявления и развития талантов запущены и успешно функционируют такие проекты, как Олимпиада НТИ, Университет НТИ, Наставничество на базе детских технопарков «Кванториум». Ожидается старт Проектной школы, Академии наставников, Цифровой платформы по управлению талантами, которые должны помочь обнаружить таланты в естественных науках, поддержать их развитие и продвижение в сферы НТИ. Отдельный интерес представляют детские технопарки «Кванториум», которые открывают совершенно новые возможности для детей всех возрастов.

Что доступно детям дошкольного возраста  в работе по данному направлению?

Конечно же, это реализация  дополнительных образовательных программ технической направленности. Через систему работы в дополнительном образовании мы делаем шаг навстречу для развития интересов ребенка от дополненной виртуальной реальности и нейротехнологий до прикладной космонавтики и промышленного дизайна, решаем задачи НТИ.

Для успешного освоения детьми робототехники, да и дальнейшего обучения в школе, важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с информационными и цифровыми технологиями.

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение – новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

К сожалению, внедрение компьютерных технологий и образовательных конструкторов, находится на начальном этапе своего движения к дошкольникам, пока внедряется только через систему дополнительного образования, там, где реально созданы и еще создаются условия для такой деятельности: развивающая предметно-пространственная  среда, материально-техническое оснащение, кадровые и финансовые условия и т.п.

Например, сегодняшний дошкольник уже освоил:

  • различные конструкторы: инструмент, игровая деятельность с которым помогает ребенку решать комплекс задач с помощью конструирования и моделирования. Эти задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности заданий в конструировании позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты.
  • образовательные робототехнические наборы: ROBOROBO Robokids, UARO, линейка конструкторов LEGO WeDo, Boost – помогают детям освоить робототехнику, основанную на микроконтроллере и различных датчиках. Дошкольники справляются  с программой через картридер без использования компьютера, либо создают необходимый алгоритм в различных приложениях. Игра с данными образовательными конструкторами не исчерпывается предлагаемыми заданиями, так как данные наборы можно совмещать друг с другом, что позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Радость творчества, которую ребенок-дошкольник получает во время игры, и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности.
  • языки программирования – развивают основы алгоритмического мышления в учебной системе «ПиктоМир» (либо в другом аналогичном приложении или программе): дети составляют  из пиктограмм простейшие программы управления виртуальным героем, движения которого изображаются на экране. Изучая алгоритмику, дети развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Дети способны оценивать эффективность своей деятельности. Алгоритмика даёт возможность понять буквально, что такое последовательные действия.

 Конечно же, немаловажная роль в решении задач НТИ принадлежит и дополнительным образовательным программам для детей дошкольного возраста.

Программа МКДОУ № 22 г. Аши - Дополнительная общеразвивающая (ознакомительная) программа дополнительного образования детей  дошкольного возраста «LEGOLAND-ROBO» (далее – Программа), реализующаяся в МКДОУ № 22 г. Аши с 2019 года, отвечает современным требованиям к программам дополнительного образования технической направленности и составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  • Национальным проектом Российской Федерации «Образование» 2019 -2024 гг.;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмами Министерства образования России от 09.08.2000 г. № 237-23-16 « О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
  • Уставом Учреждения.

Программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований методических рекомендация по проектированию дополнительных общеобразовательных  общеразвивающих программ различной направленности ГБУ  ДПО ЧИППКРО, методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования».

В апреле 2020 года Программа приняла участие в областном «Открытом фестивале педагогических идей и образовательных технологий  в дополнительном образовании «Сфера профессионального роста» и  в номинации «Педагогические пробы» заняла призовое место  на первом этапе фестиваля (видеоролик можно просмотреть по ссылке: https://youtu.be/1TxAE2xVrrs).

В период с марта 2020 года по май 2020 года Программа участвовала в областном конкурсе «Дополнительных общеобразовательных программ различной направленности «Новое поколение определяет….» и заняла призовое место в номинации «Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые в контексте с НТИ (Национальная технологическая инициатива)» (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/04/dopolnitelnaya-obshcheobrazovatelnaya-obshcherazvivayushchaya)

Что значимого содержится в данной Программе, почему  ее характеристики отвечают  современным тенденциям и  способствуют решению задач  национальной технологической  инициативы (НТИ)?

Программа активизирует ресурсы личности и раннее развитие творческих способностей детей, а также содействует адаптации к обучению в школе.

Программа обеспечивает преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различного уровня.

Программа имеет техническую направленность и направлена на формирование общечеловеческих ценностей дошкольника, его всестороннее развитие, в том числе развитие творческих конструкторских способностей и интегративных качеств, в основе которых заложено гуманно-личностное отношение к ребенку.

Программа инновационна в развитии компетенций и навыков XXI века:

  • познавательных интересов, логического мышления через применение авторских электронных образовательных ресурсов,  а так же методов ТРИЗ в технической деятельности;
  • умение работать в команде;
  • эффективной коммуникации через включение в проектную деятельность.

Отличительной особенностью Программы является сама методика обучения, предполагающая подробное изучение механизмов, объяснения принципа их работы на практике, примеры реальных устройств из жизни, в основе работы которых лежат эти механизмы, а затем создание и программирование многообразных моделей из конструктора на базе изученных механизмов. Несколько занятий посвящены формированию основ алгоритмического мышления дошкольников, изучению простейших алгоритмов программирования.  Кроме того, включен компонент проектной деятельности. Это является обучающей основой в решении таких задач, как развитие познавательных интересов: мышления, формирования универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения); развитие личностных качеств (умение работать в команде, доводить начатое дело до конца, проявлять инициативу).

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Целями  Программы являются:

  • развитие познавательной активности и логического мышления детей старшего дошкольного возраста через применения компьютерных технологий;
  • развитие познавательной активности к техническому творчеству детей дошкольного возраста, приобретению первичных технических умений посредством образовательных конструкторов.

Цели определяют  задачи  Программы:

  1. Создание условий для развития конструктивной деятельности и технического творчества детей 6 – 7 лет; условий для организации самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
  2. Формирование первичных  представлений  о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств.
  3. Приобщение детей к научно-техническому творчеству: развитие  умения постановки технической задачи, сбор и изучение  нужной информации, нахождение конкретного  решения  задач  и осуществление творческого замысла.
  4. Развитие умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, последовательного выполнения работы и создание  образа  объекта.
  5. Овладение обобщенными способами конструирования и самостоятельного их использования.
  6. Развитие поисковой деятельности (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений и т.п.), творчества, интеллектуальной инициативы.
  7. Развитие динамических пространственных  представлений: умение мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей.
  8. Развитие  художественного вкуса: в подборе материала для конструирования по цвету, фактуре, форме; в поиске и создании оригинальных выразительных конструкций.
  9. Развитие умения сочетать разнообразные детали образовательного конструктора, способы крепления деталей, применения знаний об  основных приемах сборки и программирования робототехнических средств.
  10. Формирование  основ алгоритмического мышления; о фундаментальных понятиях информатики.
  11. Развитие навыков планирования деятельности и использования компьютерной техники как инструмента деятельности: расширение кругозора; развитие  памяти, внимания, творческого  воображения, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
  12. Развитие  основ безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формирование  представлений  о правилах безопасного поведения при работе с необходимыми для конструирования инструментами и приспособлениями.
  13. Воспитание ценностного отношения к собственной работе, труду других людей и его результатам.
  14. Формирование информационной культуры.
  15. Формирование  социально-коммуникативных навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде.

Программа конкретизирует содержание всех глав (тем), даёт распределение учебных часов по главам и темам каждого курса.

Программа содержит Планируемые результаты – ребенок, освоивший Программу:

  • распознает детали конструктора независимо от их пространственного положения, располагает на плоскости, различает качества предметов, упорядочивает по размерам, классифицирует, группирует по величине, цвету, форме, строению, размерам;
  • проявляет повышенный интерес к разнообразным заданиям и сооружениям, появляется желание передавать их особенности в конструктивной деятельности;
  • способен видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
  • анализирует форму конструкции в целом и отдельных ее частей; воссоздает сложные по форме модели из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению;
  • самостоятельно находит отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений;
  • в коллективной работе умеет распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
  • сооружает различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением;
  • самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом конструктивных свойств, определяет какие детали более всего подходят для построения конструкции, как их целесообразнее скомбинировать; способен планировать процесс возведения модели;
  • способен создавать различные модели по рисунки, по словестной инструкции, по собственному замыслу с использованием образовательного конструктора;
  • знает различные способы крепления;
  • конструирует и составляет тематические композиции по собственному замыслу используя в постройке разные детали конструктора и дополнительный материал;
  • варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе технических средств в конструировании;
  • способен различать и называть детали конструктора ROBOROBO Robokids, (блок, кабель, картоприемник);
  •   умеет применять по назначению детали конструктора ROBOKIDS (блок, кабель, картоприемник);
  • умеет рассказать в нескольких предложениях о принципах работы робототехнических моделей (как это работает? почему? и т.д.);
  •  умеет рассказать о сконструированной модели перед сверстниками и взрослыми;
  • владеет элементами компьютерной грамотности (умеет использовать правильно карты программирования и картоприемник);
  • проявляет инициативу и самостоятельность при конструировании и программировании робототехнических моделей;
  • способен самостоятельно создавать динамические модели и программировать их в соответствии с условием и собственным замыслом.

Исходя из опыта работы по данной Программе, можно отметить следующее.

В МКДОУ № 22 г. Аши созданы оптимальные условия для реализации ДООП ДО технической направленности «LEGOLAND-ROBO»:

  • образовательная деятельность по Программе организуется с детьми в специально созданном кабинете по конструированию и робототехнике, укомплектованном материалами и оборудованием в соответствие с требованиями реализуемой Программы;
  • учебно-методическое и информационное обеспечение соответствует содержанию Программы и имеется в достаточном количестве;
  • Реализацию Программы осуществляет  воспитатель МКДОУ № 22 г. Аши,  прошедший курсы повышения квалификации по темам: «Конструирование и робототехника в дошкольном образовании для детей с ОВЗ»; «Методика работы с конструкторами LEGO WEDO, LEGO WEDO 2.0».

Имеются положительные результаты   освоения данной Программы  обучающимися:

В течение учебного года проводилась педагогическая диагностика, результаты которой  зафиксированы в «Журнале личностных достижений ДООП ДО»:

  • входная – изготовление простой модели по образцу с целью выявления уровня практических умений и теоретических знаний, педагогическое наблюдение, собеседование с детьми и родителями, беседа с воспитателем;
  • промежуточная – выполнение индивидуального творческого задания, участие в выставке;
  • итоговая – творческий отчет в форме выставки.

По результатам  диагностики педагогом в течение всего учебного года планировалась  индивидуальная работа с каждым обучающимся объединения (усложнение или корректировка программного материала для достижения определенного Программой уровня развития).

Результаты работы по данной Программе показали, что дети  по завершению обучения  в совершенстве:

  • владеют лексикой конструирования из конструктора ROBOKIDS –  знают названия деталей конструктора (блок, кабель, картоприемник);
  • умеют применять по назначению детали конструктора ROBOKIDS (блок, кабель, картоприемник);
  • владеют навыками сборки робототехнического конструктора ROBOKIDS по схеме;
  • владеют навыками сборки робототехнического конструктора ROBOKIDS по условию;
  • владеют навыками сборки робототехнического конструктора ROBOKIDS по воображению;
  • используют в  речи специальные слова и выражения, некоторые термины, связанные  творческо-технической и исследовательской  деятельностью;
  • умеют рассказать в нескольких предложениях о принципах работы робототехнических моделей (как это работает? почему? и т.д.);
  • объясняют техническое решение (почему я сделал так…, что нужно сделать, чтобы…);
  • умеют рассказать о сконструированной модели перед сверстниками и взрослыми;
  • знают и соблюдают правила безопасного поведения при работе с конструктором ROBOKIDS (правильное присоединение и отсоединение кабеля, правильное отсоединение деталей, корректное использование деталей конструктора);
  • владеют элементами компьютерной грамотности (умеют использовать правильно карты программирования и картоприемник);
  • проявляют инициативу и самостоятельность при конструировании и программировании робототехнических моделей;
  • умеют самостоятельно создавать модели и видоизменять их.

В 2020 году пандемия внесла свои коррективы во все сферы нашей жизни, и работа по ДО программе «LEGOLAND-ROBO» завершилась ранее запланированного срока. Несмотря на это, результаты можно назвать успешными, ведь в основном, дети имеют высокие результаты уже на этапе промежуточного мониторинга освоения Программы:

  • устойчивый интерес к занятиям робототехникой и конструированием;
  • качество выполненного задания;
  • технологичность практической деятельности;
  • аккуратность и ответственность в работе;
  • способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • проявление способности к творческой реализации замысла;
  • активное участие в совместных творческих проектах, конкурсах, фестивалях по художественному и техническому конструированию.

Не надо ждать школьного обучения, вполне реально начинать готовить к будущему уже в детском саду. «Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами», - говорил герой одного из культовых фантастических фильмов. И это не праздные слова -  многое из того, что происходит с человеком в будущем, находит всегда отражение в настоящем. Мир меняется, человечество  не стоит на  месте, движется в своем развитии вперед. Не секрет, что технические специальности всегда пользовались популярностью, а иметь хобби такого рода – значит идти в ногу со временем. Середину XX века еще иногда называют временем научно-технической революции – временем огромного прорыва практически во всех областях прикладного знания. В  XXI веке прогресс  уже не конечная цель, а состояние, в котором мы находимся. И комфортнее всего себя чувствуют в этой среде дети, чье сознание еще не сковано рамками «нельзя», «невозможно», «мы пробовали, но не вышло». Использование инструктивно-методических материалов платформ НТИ  в педагогической деятельности  дошкольного образования  позволяет так организовать образовательный процесс, чтобы в достаточной мере  развивать в детях навыки и компетенции,  необходимые для  работы в высокотехнологичных сферах. А это – будущее наших детей, и  каждый педагог вполне может помочь  ребенку стать в будущем успешным инженером или программистом, конструктором  или  испытателем.

Более подробно об  НТИ и современных тенденциях технического развития можно узнать из следующих интернет-источников:

Или, прочитав следующую литературу:

  • Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № №  1,2,З – 2008 г.;
  • Волкова, С.И. Конструирование/ С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 1989 г. ;
  • Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений  сред. проф. Образования / В.П. Голованов. –  М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2004.;
  • Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Гардарики, 2008. – 118 с.;
  • Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений  / под  ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС , 2003.;    
  • Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Пособие для педагогов ДОУ. ТЦЦ Сфера, 2010. – 15 с.;
  • Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами ЛЕГО-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.;
  • Корякин, А.В. Образовательная робототехника (LEGO WeDo): сборник методических рекомендаций и практикумов./ А.В. Корякин. – М.: ДМК Пресс, 2016.;
  • Лиштван, З.В.  Конструирование: пособие для воспитателя/ З.В. Лиштван. –  М.: Просвещение, 1982.- 3 с., 44 с.;
  • Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.;
  • Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.;
  • Максаева, Ю.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного  возраста  средствами  легоконструирования  /  Ю.А.  Максаева  //  Педагогические системы  развития творчества:  сб. по итогам IX Междунар.  науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2011. – С.190-210.;
  • Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2008. – 80 с.;
  • Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду/Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2009. – 97 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "LEGOLAND-ROBO" для детей 6 - 7 лет

Программа разработанна для объединения дополнительного образования технической направленности для детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год по 2 занятия в неделю.Постигают образовательную робототехнику дет...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...

«Применение игровых технологий, направленных на формирование алгоритмической грамотности в рамках подготовки к реализации программы технической направленности «ПиктоМир»

        ВведениеНа  сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования.Основной вид деятельности дошкольника – и...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»

Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и  LEGO Spike start)....