Выступление на педагогическом совете по теме: "Трудности, которые могут возникнуть при работе с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении"
консультация по коррекционной педагогике

Коротышева Светлана Григорьевна

Цель: Формирование умений  педагогов находить выходы из различных ситуаций, которые могут возникнуть в работе  с детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_po_teme.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом  совете

по теме:

«Трудности, которые могут возникнуть при работе с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении».

Цель: Формирование умений  педагогов находить выходы из различных ситуаций, которые могут возникнуть в работе  с детьми  с ограниченными возможностями здоровья.

Ход мероприятия.

    Наша секция будет работать с проблемными ситуациями, которые могут возникнуть при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    В качестве основных поведенческих проблем у детей с ОВЗ традиционно рассматриваются: неуверенность в себе, «полевое» поведение, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперреактивность, плаксивость, странные пищевые привычки, протестное поведение,  страхи, агрессия, самоагрессия, влечения, непреодолимая стереотипность и др. Ребенок с ОВЗ не просто безразличен к окружающему,  большей частью он его боится.

    Сейчас мы предлагаем вам объединиться в три  компании. Каждой компании дается ситуация, которая может произойти в группе с ребенком с ОВЗ.  Вам необходимо обсудить ситуацию, найти решение и озвучить его.

Предлагаемые ситуации:

1. Ребенок с ОВЗ  недавно пришел в детский сад  и не хочет  выходить из группы на занятие в спортивный зал.  При  попытки вывести его из группы он сопротивляется. Ваши действия……..

Свое решение. Узнав, что мальчик очень любит машинки, была выложена дорога в спортзал из маленьких машинок, мальчик собрал их все и уверенно  туда зашел. Больше проблем не возникло. (освоиться, изучить его интересы)

2. Ребенок с РАС  развалил  сооруженную им башенку, разбросал кубики, бьет по ним без остановки, проявляя агрессию. Ваши  действия…….

Свое решение.  Взрослый быстро начинает, комментируя агрессивные действия ребенка как игру в салют, восклицая: «Какой замечательный салют ты устроил!», и они подбрасывают вместе эти кубики. Ребенок  улыбается, напряжение его почти проходит; он уже терпеливо ждет, после каждого «залпа» бурно радуется, просит: «Давай еще!»

3.  Ребенок  с ОВЗ не проявляет интерес к занятиям. Во время занятия бегает по группе, кричит, разбрасывает игрушки.  Ваши действия …..

Свое решение.  Младший воспитатель или логопед предлагает поиграть ребенку  индивидуальную игру, которая интересна ему (игры подбираются

заранее)

4. Ребенок с РАС, собираясь вместе с другими детьми группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Ваши действия……

Свое решение. Когда все дети ушли на прогулку, а у ребенка уже, видимо, не осталось сил, он немного успокоился.  Взрослый стал "на ощупь" искать причину срыва. Глядя ему в глаза, начал перечислять все возможные детали, которые могли расстроить его. Взрослый  называл одну причину за другой, но мальчик оставался безучастным. Однако через какое-то время удалось привлечь его внимание: он оживился, когда ему поправили  гольфы. Затем не сопротивляясь он согласился идти на прогулку.   

5. Ребенок с ОВЗ любит рисовать (чертить горизонтально расположенные линии). Рисует на мебели, стенах, подоконнике. Прямой запрет не действует на ребенка. Ваши действия…………

Свое решение. На стену, для рисования ребенка, прикрепили ватман  ( обои ) и когда ребенок изъявлял желание рисовать на запрещенных поверхностях, взрослый направлял его к ватману.  Воспитатели каждый раз, когда он это делал, поощряли ребенка. Так он привык рисовать в определенном месте.

6. Ребенок с РАС очень любит котлеты. Когда  на общем столе появляются порции с этим блюдом, он , смакуя каждый кусочек, съедает свою, а затем очень быстро и чужие котлеты. Почти неуловимым, быстрым движением, он забирает свое излюбленное лакомство из тарелок одногруппников.  Иной раз, проявляя хитрость,  он делает вид, что чужие котлеты ему не нужны, прогуливается по группе, берет  в руки игрушки. Усыпив бдительность воспитателей  и детей, он делает резкий выпад рукой и забирает очередную котлету. Ваши действия……..

Свое решение. Во время обеда младший воспитатель перестал раскладывать котлеты одновременно всем детям. Котлеты выдавались детям в индивидуальном порядке.

7. Ребенок с ОВЗ на празднике привлекает к себе внимание  своими действиями (бегает, дергает детей, прыгает перед камерой, кричит), родители  одногруппников возмущены поведением ребенка.  Ваши действия ….

Свое решение. Накануне  праздника с родителями проведена беседа о том, что в группе присутствует ребенок с ОВЗ. Во время праздника  с ребенком  обязательно должен находиться тьютер (родитель, воспитатель, узкий специалист). Во время утренника (праздника) можно выходить из зала (сменить обстановку, снять эмоциональное перевозбуждение), заводить ребенка обратно (если ребенок проявит желание) и периодически брать его за руку, если есть в этом необходимость.  

8. Воспитатель замечает, что в группе  складываются нездоровые отношения между нормально  развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ.  Родители  этого ребёнка также неоднократно высказывали педагогу свои опасения по поводу проблем  коммуникаций.  Что  необходимо предпринять педагогу в данной ситуации?

Свое решение. Воспитатель создает благоприятный психологический микроклимат в группе. Ориентируется на организацию успеха ребенка в различных видах деятельности, путем опоры  на его положительные, сильные качества и на взаимовыручку, поддержку.

Рассмотрев предложенные ситуации, мы видим, что как у педагогов группы, так и у ребенка с  ограниченными возможностями здоровья,  возникает много ситуаций,  в которых не всегда сразу находится выход.  Если обычному ребенку можно объяснить, сделать замечание,  и он поймет и не будет больше этого делать, то ребенку с ОВЗ нужен постоянный контроль и внимание со стороны взрослых.  Дети с ОВЗ требуют особых подходов, им не подходят традиционные методики и привычные приемы взаимодействия. Поэтому, в  работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учет особенностей конкретного ребенка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности и стимулировать развитие творческих способностей.

Рекомендации:

1. Принять ребенка.

2. Необходимо, чтобы вся обстановка жизни ребенка была спокойной, не травмирующей, негромкой, нерезкой, неяркой.

3. Не следует подчеркивать опасность, фиксировать на ней внимание словами «не бойся». Лучше стараться внушить ребенку ощущение силы, уверенности в себе.

4. Целесообразны и специальные игры, в которых взрослый может помочь ребенку освободиться от пугающего его конкретного страха либо смягчить его.

5. Проявлять осторожность и терпение, постепенно приучать ребенка к новым впечатлениям, объяснять ему смысл происходящего вокруг.

6. Одни формы агрессии следует игнорировать либо подавлять социальной организацией форм поведения, другие являются необходимым этапом адаптации ребенка к социальным формам отношений.

7. Включение детей в групповую работу (праздники, музык. и спорт. занятия).  

      

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

Выступление на педагогическом совете по теме "Дидактические игры и упражнения в работе с родителями по звукопроизношению"

В этой работе описаны игры и упражнения по звукопроизношению с использованием мелкой моторики. Вовлечение родителей в работу по этой теме....

Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесберегающие технологии в младшей группе»(из опыта работы)

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Выступление на Педагогическом совете: "Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста".

       В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дош...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми (презентация)»

Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных  физкультур...

Выступление на педагогическом совете на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ"

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойч...