Взаимодействие воспитателя с родителями и детьми в группе кратковременного пребывания
консультация (младшая группа)

Чуздюк Любовь Васильевна

Взаимодействие воспитателя с родителями и детьми в группе кратковременного пребывания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя с родителями и детьми в группе кратковременного пребывания

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

В. А. Сухомлинский

Уважаемые коллеги, сегодня, мне бы хотелось поделиться с вами опытом сотрудничества с семьями воспитанников на примере своей группы. Показать, как при помощи информационно – просветительной работы с родителями и организации совместной деятельности повысить активность родителей в работе группы.

«Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко.

Сухую ветвь один огонь исправит»

(Саади.)

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Взаимодействие воспитателя с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Детский сад – это первый в жизни ребенка общественный социальный институт. Умение жить среди людей развивает «социальный интеллект», формирование которого начинается в семье.

Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, на улице. Но для дальнейшего полноценного развития ребенка необходимо посещение дошкольного образовательного учреждения.

В наше время о садике начинают задумываться, едва малыш родился на свет. Как правило, поступают в группу кратковременного пребывания дети тех родителей, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; дети неполных семей, где кормильцем является мать, которая досрочно прерывает отпуск по уходу за ребенком и выходит на работу; так же категория детей, посещающих группу кратковременного пребывания, которые находятся под присмотром бабушек и дедушек в связи с занятостью родителей.

На сегодняшний день очень актуален вопрос по организации детей в группы кратковременного пребывания, которые пусть не на целый день, но хотя бы на несколько часов позволяют родителям оставить малышей в обществе своих сверстников.

В большинстве случаев родители отдают детей, дабы облегчить адаптацию в основной группе ДОУ.

Принцип совместной работы (родитель – ребенок – педагог, позволяет родителям:

- узнать сильные и слабые стороны своего ребенка и учитывать их, что поможет развивать потенциальные возможности и задатки малыша, но не завышать требования к нему;

- относится к ребенку как к полноценной личности и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личному росту, развитию;

- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях малыша и быть готовым к эмоциональной поддержке;

- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- облегчить адаптационный период при поступлении в детский сад: в самосознании ребенка не произойдет драматической смены самооценки (дома он был «умница», а в детском саду – «неумеха».

Так же курс группы кратковременного пребывания поможет родителям изменить свою позицию в воспитании, не перекладывая ответственности за развитие малыша только на плечи педагогов, научит их стать активными и полноценными участниками образовательного процесса.

Воспитанники группы кратковременного пребывания узнают, что помимо мамы и папы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться и поручения которых нужно исполнять. Ребенок учится общаться с другими детьми, знакомится с определенными правилами поведения и учится их соблюдать.

Деятельность группы кратковременного пребывания направлена на реализацию новой модели дошкольной образовательной системы в современных социально-экономических условиях – обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей.

В детском саду создана программа группы кратковременного пребывания «В детский сад с радостью»

Цель программы группы кратковременного пребывания: Обеспечение ранней социализации и адаптации детей к поступлению в детский сад.

Задачи:

- Укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей раннего возраста.

- Формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками.

- Развивать познавательную сферу в соответствии с возрастом, расширять кругозор, усвоение общепринятых способов использования предметов окружающего мира.

- Повысить педагогическую компетентность родителей по отношению с собственным детям.

По сути, группа кратковременного пребывания отличается от основной группы ограничением во времени и отсутствием питания. Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания осуществляется в соответствии с режимом дня, расписанием непосредственно образовательной деятельности. Продолжительность занятий и режим работы организуется с учетом требований СанПиН.

Группа кратковременного пребывания организованна в сенсорной комнате,где была организована развивающая предметно-пространственная среда:

• разнообразие (наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребёнка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами);

• доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребёнка, а также доступность по показателям возрастного развития;

•эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия) - среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребёнку проявить свои эмоции;

• взаимодополняемостьвзаимозаменяемость предметов из одной зоны в другую;

• удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст – возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребёнка необходимо, чтобы он, имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять её самыми разнообразными способами.

Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего возраста рассматривается как комплекс условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Развивающее пространство для малышей 1,5-3 лет в первую очередь должно быть безопасной.

За время пребывания в группе дети развиваются, узнают много нового, отрабатывают культурно-гигиенические навыки. У малышей совершенствуются навыки общения в социуме, развиваются творческие способности (это занятия рисованием, лепкой, аппликацией, обогащается словарный запас). Все это достигается при неразрывном общении воспитателя с родителями. Они хорошие союзники, организующие воспитательный процесс в единстве педагогических требований.

Модель адаптационной группы кратковременного пребывания рассчитана на совместную работу родителей с детьми и педагога. Каждый малыш чувствует себя комфортно, если рядом с ним находится мама. А работа в группе спланирована так, что родители детей - это активные участники образовательного процесса, а не сторонние наблюдатели.

Родители, присутствуя с ребенком в группе, выполняя с ним задания, участвуя в совместных играх, лучше узнают своего малыша. У них есть возможность увидеть, понять, в чем их ребенок успешен и какие у него есть трудности. Кроме того родители, наблюдая работу педагога с детьми, и сами обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими малышами.

В работе педагога в группе кратковременного пребывания предполагаются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире. Положительным является то, что в условиях функционирования группы родителям предоставляется возможность непосредственно общаться с педагогом, получать необходимую им информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции. Кроме того, в группеполучают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и др. И родители получают возможность практически освоить наиболее оптимальные способы разрешения данных противоречий, применяя рекомендации педагога, они обмениваются собственным педагогическим опытом.

Родителям оказывается помощь и в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка; предлагается методическая и детская художественная литература из библиотеки ДОУ.

Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов.

Таким образом, родители, посещая группу кратковременного пребываниявзаимодействуя между собой и с опытными педагогами, получают возможность познать своего ребенка, получить определенные знания и умения необходимые для успешного воспитания своего малыша.

Основа нормального развития и правильного воспитания дошкольника – режим. Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования. Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур.

Путь к познанию детьми окружающего мира лежит через игру. Игра - это главный структурный компонент в развитии малыша. Именно во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление,первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры. В программе группы кратковременного пребыванияобширно используются несколько видов игр: развивающих, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, игр-забав, игр малой подвижности, игровых упражнений, ситуаций, игр со строительным материалом, музыкальных игр и мн. др.

Педагог работает, как с группой, так и индивидуально, степень концентрации внимания детей постепенно увеличивается, и они включаются в совместную деятельность.

У детей появляется больше возможностей для развития навыков общения, поэтому быстрее развивается речь и познавательная активность. Мама – активный участник общения, взаимоотношения мамы и ребенка оптимизируются. Навыки, приобретенные на встречах, ребенок легко переносит в повседневную жизнь. В группе одни и те же игры повторяются на каждой встрече. Это не случайно,повторяемость игр необходима: для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. Малыши радуются, когда заранее знают, что будет дальше, для повышения уровня самостоятельной игры. Предлагаемые игры одни и те же, но они постепенно усложняются. Дети узнают, как можно по-разному играть с одной и той же игрушкой.

Только тогда, когда ребенок хорошо знает игру, он может начать обращать внимание на то, как играют другие дети.

В спортивном зале игра не регулируется педагогом. Педагог не говорит детям и родителям, что нужно делать. Но это совсем не означает, что дети ничему не учатся. Наоборот, именно во время свободной игры дети приобретают навыки общения, которые станут фундаментом для всего дальнейшего обучения. Во время свободной игры сами собой возникают различные ситуации, в которых дети вынуждены взаимодействовать, а родители и педагог могут помочь в тех случаях, когда малыш не в состоянии справиться сам.

Педагог иногда включается в ситуации, если это дает возможность родителям увидеть другую модель разрешения конфликта. А также может присоединиться к игре ребенка и усложнить ее сюжет, или предложить игру, в которой могут принять участие все дети.

На таких занятиях, взрослые могут увидеть: какие игрушки предпочитает их ребенок, как он в них играет, как поведет он себя в конфликтных ситуациях, например, когда другой ребенок попытается отнять понравившуюся вещь и т. д.

Наблюдая за поведением ребенка во время игры, родители узнают о нем гораздо больше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра покажет им все грани характера их малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Благодаря игре родители получат мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Играя с ребенком, можно научить его быть добрым, внимательным и отзывчивым.

Адаптация к садику у детей, посещающих группу кратковременного пребывания, проходит уже менее болезненно, малыши здесь были раньше, они знают как себя вести, здесь чувствуют себя в безопасности. Мы же, педагоги, создали все условия для того, чтобы наше дошкольное учреждение стало для них родным и знакомым местом встречи в новом учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные игры и упражнения для развития речи детей 1-3 лет. Материал для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания в ДОУ.

Как помочь Вашему малышу научиться быстрее и лучше разговаривать, делая этот процесс увлекательным и интересным? Ведь часто родители маленьких детей сталкиваются с тем, что они отказываются выполнять ...

Интегрированный проект как метод взаимодействия педагогов и родителей в рамках работы группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет. Проект "Музыка. Движение. Речь"

В статье представлен опыт работы по реализации исследовательско-творческого  проекта "Музыка. Движение. Речь" в  рамках работы группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет с ...

«Вовлечение родителей в образовательный процесс групп кратковременного пребывания как составляющая взаимодействия с семьей».

.  Показать, как при помощи информационно – просветительной работы с родителями и организации совместной деятельности повысить активность родителей в работе группы....

Интегрированный проект как метод взаимодействия педагогов и родителей в рамках работы группы кратковременного пребывания

В материале представлен опыт реализации интегрированного проекта "Музыка, движение и речь" в группе кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет. Проект представляет собой интеграци...

1. Приказ № 650- О Об открытии групп кратковременного пребывания на базе дошкольных групп Лицея им. Г.Ф. Атякшева 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ план работы с детьми в группе кратковременного пребывания

1. Документ подтверждает моё участие в работе групп кратковременного пребывания.2. Составила перспективный план работы учителя-логопеда  и разработала конспекты логоритмических занятий в группе к...

Перспективный план работы с детьми адаптационной группы кратковременного пребывания "Малышок"

На базе нашего детского сада работает группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста, еще не посещающих дошкольное учреждение.     Образовательный процесс в ГКП стро...