«Использование квест-технологий в работе с дошкольниками с ЗПР»
методическая разработка (старшая группа)

Тихонова Надежда Альбертовна

Квест- технология- актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

   «Использование квест-технологий в работе с дошкольниками с ЗПР»

В бесконечном потоке новых идей, задаёшься вопросом – как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию, как современными играми организовать деятельность ребёнка, развивая его познавательную деятельность и заложить в его воспитание духовно – нравственную основу? Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых молодежью, является квест.

Квест- технология- актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

 Я работаю учителем-дефектологом в дошкольном учреждении. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний у детей, тоже решила использовать в своей работе реальные квест - игры. Что же такое квест - игры? Это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такие игры можно проводить как в помещении, так и на улице. Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР! Безусловно, да! В практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете.             Однако, содержание задания, и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся. Традиционную форму проведения коррекционных занятий я частично заменила на  квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квеста, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны квесты, как проведение итогового занятия по изученной лексической теме.

Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех. Общая цель является главным «внутренним мотиватором». В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

1.        образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

2.        развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

3.        воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким   образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Квесты отличаются друг от друга:

-  по числу участников: одиночные и групповые;

-  по продолжительности: кратковременные и долговременные;

- по содержанию: сюжетные и несюжетные

-  по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке), штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино), кольцевые (ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке)

Формы организации квест - игр:

-  путешествие;

- детектив;

-  журналистское расследование;

-  научное исследование.

Я в своей работе в основном использую квесты: по количеству участников как одиночные, так и групповые; по продолжительности - краткосрочные; по содержанию -  сюжетные; по структуре сюжетов - линейные и кольцевые; по форме организации - путешествие.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты: 1.маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

2.«волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

3.карта (схематическое изображение маршрута);

4. «волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

 В начале своей работы над квест-играми я столкнулась с некоторыми трудностями. Они заключались в нехватке свободного пространства для передвижения. Поэтому мне пришлось разработать квест- игры  и проводить их с одним двумя детьми выполняя все задания в  кабинете. Но и эти трудности возможно преодолеть, рационально используя все помещения дошкольного учреждения.

Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии помогли дошкольникам с ЗПР справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, математических способностей, развили умение слушать и слышать другого, активизировали речевое общение. Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Я считаю, что квест может стать отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать работу по речевому развитию в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Список литературы:

1.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М.. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3.Сокол И.Н. Классификация квестов  – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование квест – технологий в развивающей работе с детьми по речевому развитию»

Мастер-класс«Использование квест – технологий в развивающей работе с детьми по речевому развитию»...

«Актуальность и эффективность использования квест – технологии в развитии познавательной активности дошкольников.»

Данный документ раскрывает главные особенности в реализации квест-технологий и использования их в развитии познавательной деятельности детей....

«Использование Квест-технологии в логопедической работе»

В статье описан опыт работы коррекционной работы логопеда с использованием квест - технологии....

презентация "Использование КВЕСТ технологии в логопедической работе"

презентация к статье "Использование КВЕСТ технологии в логопедической работе"...

Буклет "Использование квест-технологий в логопедической работе"

Буклет для педагогов и учителей-логомедов ДОО...

Консультация "Использование квест-технологий в логопедической работе"

Консультация по теме для  учителей-логопедов ДОО...

Использование квест-технологии в организации образовательной деятельности дошкольников

Использование квест-технологии в организации образовательной деятельности дошкольников...