Консультация для воспитателей Тема: «Экологическое воспитание»
консультация

Бекирова Сусана Закировна

МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки

 

 

Консультация для воспитателей

Тема: «Экологическое воспитание»

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Бекирова С.З.

 

Формирование экологической культуры и начало её становления падает на первые семь лет жизни ребёнка. Дошкольное детство - ответственный период жизни человека. Закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка. Заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Это - занятия, систематизированные наблюдения, экспериментально – опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение природоведческой литературы, беседы, работа с родителями, связь со школой и т. д.

Основными задачами экологического воспитания  при работе с детьми дошкольного возраста являются уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы.

Принципы в работе по экологизации с детьми – это во - первых систематичность, сезонные изменения, возрастные особенности, интегрированный подход, взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного учреждения и с семьей. Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители - первые люди, которым доверяет ребенок.

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включать игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры, что повышает умственную активность детей. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра.

«Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире». Т. С. Комарова.

В процессе общения с природой в игровой форме, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность природы каждого объекта, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. Можно использовать игры экологического содержания: настольно – печатные «Зоологическое лото» , «Четыре времени года» и т. д. ; словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т. д. ; подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т. д. ; творческие игры природоведческого содержания. Основная особенность творческих игр: это организация по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Самостоятельный характер творческих игр не дает нам возможности использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

В группе создаются условия экологизации различных видов деятельности ребёнка (для самостоятельных игр с природным материалом), уголок природы, календарь погоды, книги природоведческого содержания, атрибуты для разных видов игр, альбомы «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи и фрукты» и т. д.

Так же основным дидактическим методом обучения является наблюдение, как средство развития интеллектуальной деятельности, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения использую дидактические приёмы, которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Такими методическими приёмами являются: выявление признаков, сравнение, аналогия, постановка проблемы, выводы, обобщения. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. Такие как «Поможем природе!», «Растения просят помощи» и т. д.

В качестве итога работы с дошкольниками можнл создать «Модель готовности к охране природы выпускника детского сада» – ожидаемый результат, у которого будет сформирован системой экологических знаний на основе вышеуказанных форм и методов работы, будут приобретены элементарные экологические умения, дети будут сами оценивать состояние окружающей природной среды, доступной их возрастной особенности.                

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Дошкольный возраст-это время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

В консультации рассматриваются следующие вопросы:Что в природе оказывает влияние на духовно-нравственное развитие детей? Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой? Как...

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание-это воспитание нравственности,духовности и интелекта"

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание -это воспитание нравственности,духовности и интелекта"...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТОВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА» Человек и природа ... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали ;дань этой вечной и актуальной теме. Н...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №27Консультацию подготовила: воспитатель Валеева А.Г. Консультация для родителей «Экологическое воспитание – это воспитани...

Консультация для родителей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Консультация для родителей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание-это воспитание нравственности,духовности и интеллекта."

Природа-средство воспитания детей.Конкретно указывается,что предполагает экологическое воспитание детей дошкольного возраста....