Конспект Итоговой интегрированной деятельности в рамках проекта «Традиционная народная тряпичная кукла» на тему: «Народная тряпичная кукла» (форма проведения – посиделки)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Володина Александра Сергеевна

в подготовительной группе рассатрели тряпичный кукол,детям очень понравилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volodina_moe_zanyatie_proekt.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народная тряпичная кукла»

Характеристика проекта:

Вид проекта: смешанный (познавательный, творческий, художественный).

Характер контактов: внутри группы, в контакте с семьей.

Форма организации проекта: среди детей и родителей одной группы.

Количество участников: дети, родители, воспитатель.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 месяц).

Проблема: у детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.

Причины: незнание истории возникновения народной куклы. Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.

Цель проекта: знакомство детей с русскими народными куклами и через игрушку -  с историей и традициями на Руси. Развитие интереса к национальной культуре.

Задачи проекта: обогащать словарный запас детей. Знакомить с новыми словами и их значениями: кукла-закрутка, оберег, лоскут, фартук, кайма и т.д. Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

•        дидактические игры «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;

•        народные подвижные игры, хороводные игры

•        сюжетно-ролевая игра «Семья».

Познавательное развитие:

•        рассматривание иллюстраций с народными игрушками;

•        занятие «Путешествие в прошлое куклы»;

•        обследование игрушек, составление описательных рассказов.

Конструирование, изобразительная деятельность:

•        Рисование «Раскрась матрешку»;

•        раскрашивание дымковской игрушки;

•        изготовление куклы Кувадки;  

Развитие речи:

•        заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;

•        составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;

•        беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.

  • Народная сказка «Василиса Прекрасная» и др. о куклах

Формы и методы работы с родителями:

1.        Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2.        Оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла».

Список средств обучения

1.        Технические средства обучения - мультимедийное оборудование

2.        Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.

3.        Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, ножницы.

Предполагаемый результат:

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления

2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:

- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

- подборка иллюстраций и фотографий;

- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

- мини-музей тряпичной куклы «Куделька».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Открытая итоговая интегрированная деятельность  «Традиционная тряпичная кукла».

3. Открытие в группе мини-музея «Куделька».

МКДОУ детский сад №13 «Искорка»

Конспект

Итоговой интегрированной деятельности

 в рамках проекта

«Традиционная народная тряпичная кукла»

на тему:

«Народная тряпичная кукла»

(форма проведения – посиделки)

Подготовила: воспитатель

 группы №5 «Гномики»

Володина А. С.

город Людиново 2016 г.


Итоговая интегрированная деятельность в рамках проекта «Традиционная народная тряпичная кукла».

Тема: «Народная тряпичная кукла»

Цель: привлекать внимание к народной игрушке, развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.

Развивающие:

- Развивать интерес  к культуре русского народа, через знакомство с народной игрушкой.

- Развивать желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координация речи с движением, согласованности действий, ловкость;

- Способствовать развитию речевой активности.

Образовательные:

- Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег).

- Продолжить знакомство детей с технологией изготовления тряпичной куклы «Пеленашка», показать разнообразие материалов при ее изготовлении.

- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Методы:

практические: изготовление куклы; подвижная игра «У Меланьи, у старушки»;

наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;

словесные: народные пословицы и поговорки, вопросы, ответы.

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, познавательно – исследовательская.

Оборудование: куклы – тряпичные куклы и современные, сундук, карточки со схемами изображения кукол, лоскутки ткани, нитки красные.

Ход деятельности

(Воспитатель в русском народном костюме, дети в костюмах входят в зал)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне в дом! Я рада видеть вас у себя. Давайте с вами поздороваемся по старинному русскому обычаю, прижав руку к сердцу. (воспитатель показывает как).

- В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

- Ребята, хочу открыть вам один небольшой секрет. Меня называют рукодельницей, потому что я умею делать красивые вещи своими руками. В старину рукодельницы работали в горнице.

- А как вы думаете, что такое горница?

Дети: Это комната, она была самой светлой, теплой, красивой. (Она находилась в избе. Избы люди строили из бревен.)

Воспитатель: Вечером после трудового дня, любили люди собираться в горнице на посиделки.

- Что делали взрослые на посиделках?

Дети: На посиделках никто не сидел сложа руки: вышивали, вязали, вырезали деревянную посуду.

Воспитатель: Дети тоже не оставались без дела.

- Что делали дети, расскажите?

Дети: Играли, помогали взрослым, делали себе игрушки, их мастерили из разных материалов – лоскутов ткани, ниток, соломы.

Воспитатель: Русский народ умел не только хорошо трудится, но и отдыхали люди весело, с душой.

«Дело время, а потехи час» - говорит русская пословица.

- Труд человека, его мастерство русский народ прославлял в пословицах.

- Вставайте в круг, клубочек нам поможет вспомнить… ( воспитатель бросает клубочек в руки, дети называют пословицу).

Игра «Скажи пословицу»

  1. «Дело мастера боится»
  2. «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
  3. «Труд человека кормит, а лень портит».
  4. «Глаза боятся, а руки делают».
  5. «Без труда, не вытащить и рыбки из пруда».
  6. «От лени – болезни, а от труда – здоровье».
  7. «От скуки бери дело в руки».
  8. «Кто в куклы не играет – тот счастья не знает».
  9. «Нетрудное дело, да не всякому дается».

Воспитатель: В каждом доме, в красивой горнице стоял сундук, который хранил в себе много тайн.

Наша горница большая,

Да красивая какая,

Там в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

Воспитатель: Посмотрим, что там в это сундучке. Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок приоткрой нам свой бочок».

(Дети повторяют)

Воспитатель: Посмотрите, как много кукол хранит сундучок. Вы знает, что куклы бывают разные (показать кукол).

- Из чего они сделаны? Из какого материала?

Дети: Из пластмассы, у них есть глаза, рот, они твердые – это современные куклы, а другие куклы сделаны из ткани они мягкие, у них нет глаз и рта – их называют тряпичными.

Воспитатель: Расскажите, почему у тряпичных кукол нет глаз?

Дети: (размышления детей) Считалось, что если кукла будет с лицом, то в нее вселится злой дух.

Воспитатель: С эти куклами можно не только  играть, но и дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.

Воспитатель: А вы можете рассказать про кукол?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру «Раз, два поверни, и про куклу расскажи!»

(Встанем вокруг стола, вокруг барабана разложены картинки кукол оберегов – он вращается, куда покажет стрелка, про ту куклу и расскажи). Дети крутят, рассказывают.

  1. Кукла – «Кувадка» - Эту куклу вешают над колыбелью младенца после крещения, чтоб она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку.

Кувадка

Что за странная игрушка?

Чем – то схожа с погремушкой.

Это куколки – Кувадки.

Разместились над кроваткой

Но кувадки не гремят,

Молча деткам спать велят.

Перед сном их покачаю:

Спи, младенец, баю баю…

  1. Кукла «Зайчик – на пальчик» - Это не просто игрушка, а оберег. Ее делали из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик и зайка всегда был с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные.

Зайчик на пальчик

Озорные, шустрые маленькие пальчики

Сделали веселого тряпичного зайчика.

Ситцевую полосу – пополам, а ушки

Ниточкой связали прямо на макушке

Вот головка мягкая с травкой в середине

Трубочкой лапки- зайка как с картинки.

Лапочки закрепят нитка – поясок.

Вот петелька, что бы не удрал в лесок.

Будет с нами зайка в доме проживать

Будет наших деток в играх забавлять.

  1. Кукла «Колокольчик» - считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

Колокольчик

Круглый лоскуточек – раз, два, три

А внутри комочек – посмотри.

Ниточкой головку затяни

И рубашку сверху натяни.

Рукава с полоской яркой.

Ручки к солнцу тянутся жаркому.

А теперь платочек через грудь.

Сзади узелочек – не забудь.

Можно с этой куклой поиграть.

А к руке бубенчик привязать.

Кукла – колокольчик в дом войдет

И вестей хороших принесет.

  1. Кукла «Неразлучники» - символизировала жениха и невесту. Их делали из новой ткани, олицетворявшей новую жизнь. Основа куклы – длинная палочка –ручка.

Неразлучники

Жениху и невесте на свадьбу кукол чудесных вручают.

Как жених и невеста в новое их одевают.

Свадебные одежды и украшенья на них:

счастья, любовь и надежда, а ручка – одна на двоих.

Чтоб неразлучными были всегда.

Чтобы любовь не ушла никогда

  1. Кукла «Веснянка» -дарили с пожеланиями молодости и красоты, т.к. считалось, что именно она оберегает эти качества.

Веснянка

Будем мы сейчас играть, будем куклу создавать

Ткани белой мы возьмем, жгутик ровненький свернем.

Сложим жгутик пополам, подравняем по краям.

Выделим теперь головку – ниточкой затянем ловко.

Ткань другую мы возьмем, снова жгутиком свернем,

Ручки под головку вставим, ниткой пояс обмотаем.

Вот еще один кусочек – выйдет юбочка в цветочек.

Сделаем на юбке складки чтобы был наряд в порядке.

Поясок цветной завяжем, даже фартучек привяжем

Этой кукле – невеличке не хватает лишь косички.

Для косы, конечно, тут нитки яркие пойдут.

Мы в петельку  их протянем и плести косичку станем.

Бантик на косе завяжем и веснянку всем покажем.

  1. Кукла «Десятиручка» - помогает справится с большим объемом любой работы. На каждую ручку хозяйка загадывала особое желание: в каждом деле кукла могла ей помочь.
  2. Кукла «Северная берегиня» - оберег для дома и всегда ставится в северный угол избы. Она охраняла дом и его жилице, приносила здоровье, удачу и благополучие.
  3. Кукла «Травница»- Жильцы верили, что она запахом целебных или священных трав изгонит из дома злобных духов, виновников всех заболеваний. В Травницу заворачивали подсыхающие лекарственные растения, а потом аккуратно шевелили куклу. И по дому разносился чарующий аромат лета и здоровья..
  4. Кукла «Утешница» - С маленьким детьми во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, ее юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть.

Утешница

Время быстро мчится, подрастают ножки.

Вот уже шагают. Скачут по дорожке

Подвернулась кочка, шлеп и слезы градом.

Главное, что б мама оказалась рядом.

Слезки вытрет с щечек, крепко поцелует,

На больное место нежно так подует.

Улыбнется ласково и бранить не станет

Куколку – утешницу дитятке протянет.

Сделана Утешница из тряпицы пестрой.

 Голова в платочке – загляденье просто.

Уголки сложили тряпочки кусочек.

Внутрь положили трав сухих комочек.

Ниточку цветную туго завязали.

Пестренький платочек сверху повязали.

Куколка не простая, деток утешает.

Сарафаном мягким слезки вытирает.

Если неприятность с малышом случится,

Куколка – утешница очень пригодится.

  1. Кукла «Мировое дерево» - ее называют Мировым древом. Его корни уходили глубоко под землю. Ствол представлял мир живых людей, а его крона символизировала небеса. Рождение молодой семьи, представлялось как рождение нового древа. И молодой семье предстояло стать его мощными ветвями.
  2. Кукла «Масленица» Ее сжигали в последний день Масленицы, чтобы проводить зиму и встретить весну.

Масленица

Пора с зимой прощаться, весну – красну встречать,

На праздник собираться, блинами угощать.

Масленицу  - куклу из лыка да ткани,

Нитей и ленточек сделаем сами.

Яркий зажжем костер, и шумное будет гулянье,

Тихонько скажи заговор- исполнится вдруг пожеланье:

«Семь потов с меня беги, голод – голод, прочь уйди.

Огонь, подымайся, весна, зачинайся!

Что горит, тому не быть, а мне в золоте ходить»!

Воспитатель: Ребята вы знаете, как называется эта кукла?(показываю)

Дети: Пеленашка.

Воспитатель: Почему она так называется?

Дети: Она завернута в пеленку, очень маленькая, похожа на маленького малыша.

Воспитатель: Это самая первая кукла, при рождение ребенка ее делала мама. Делали из  кусков старой одежды, пропитанной энергетикой родителей ребенка, что б их тепло и любовь всегда были с ним, могли уберечь малыша от неприятностей. Пеленашку клали в колыбель к ребенку и не убирали, пока он не начинал ходить. Она уберегала малыша от плохих снов.

Воспитатель: А вы хотели бы научится делать куклу своими руками?

Дети: Да.

Воспитатель: Прежде чем приступить к изготовлению куклы м ы немного разомнем наши ручки и ножки.

Игра «У Меланьи, у старушки».

Воспитатель: Я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем?

-У Меланьи, у старушка (хлопки в ладоши)

-Жили в маленькой избушки (присесть сложить руки домиком)

-Семь сыновей (Семь пальцев)

-Все без бровей (очертить брови пальцем)

-Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

-Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)

-Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

-Вот с такой головой (очертить большую голову)

-Ничего не ели (поднести ко рту одну руку – чашку, другую – ложку)

-На нее глядели (держа руки возле глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

-И все делали вот так…(любое движение)

Воспитатель: Я вас приглашаю в мою мастерскую, но сначала:

Соберемся все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Воспитатель: И вот сейчас мы будем творить чудеса, в хорошем, добром настроении. (Дети садятся).

- Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. В работе совершенно не используется игла – только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной красной ниткой. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому – то народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь». Значит для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да.

Воспитатель: Куклу смастерить хотите? Что ж внимательно смотрите! Все, что нужно для дела вам, все разложено по столам.

- За работу поскорей, начинайте подружней!

Изготовление куклы – последовательность

(Воспитатель вместе с детьми выполняют)

  1. Взять прямоугольный кусочек светлой ткани размером не больше ладони, свернуть «столбиком».
  2. Взять кусочек цветной ткани размером немного больше скрученного столбика. Положить столбик в середину цветной «пеленки» накрыть головку краем «пеленки».
  3.  Завернуть «пеленку» по бокам, спереди и сзади столбика.
  4.  «Пеленку» закрутить ниточкой в области шеи и ног.
  5. Наша куколка готова.

Воспитатель: Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему братику или сестричке.

- Я знаю, что одна девочка знает интересное стихотворение про куклу.

Свернута из старенькой рубашки,

Ниткой перетянута льняной,

Маленькая куколка – пеленашка

Охраняет малыша покой.

Не боится кукла непогоды,

Ни болезни, ни дурных людей

Обойдут младенца все невзгоды

Если спит он в колыбельке с ней.

Пеленащка день и ночь в работе –

Оберегом ведь недаром прослыла.

В ней частичка ласки и заботы,

И родителей любовь хранит она.

Воспитатель: Люди добрые! Наш русский народ! Веки вечные водили хоровод. Заведи хоровод, как в старину, куклу новую покажи свою!

Как маленькие солнышки

Куколки стоят

И глазками невинными

На вас сейчас глядят

Вы кукол не бросайте

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить

Тепло, добро и счастье

Ваше сторожить!

Воспитатель: А ну – ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях? А что вам больше всего понравилось? Что нового узнали?

Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встречи я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Что бы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.

  1. Кукла – «Кувадка» - Эту куклу вешают над колыбелью младенца после крещения, чтоб она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку.
  2. Кукла «Зайчик – на пальчик» - Это не просто игрушка, а оберег. Ее делали из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик и зайка всегда был с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные.
  3. Кукла «Колокольчик» - считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
  4. Кукла «Неразлучники» - символизировала жениха и невесту. Их делали из новой ткани, олицетворявшей новую жизнь. Основа куклы – длинная палочка –ручка.
  5. Кукла «Веснянка» -дарили с пожеланиями молодости и красоты, т.к. считалось, что именно она оберегает эти качества.
  6. Кукла «Десятиручка» - помогает справится с большим объемом любой работы. На каждую ручку хозяйка загадывала особое желание: в каждом деле кукла могла ей помочь.
  7. Кукла «Северная берегиня» - оберег для дома и всегда ставится в северный угол избы. Она охраняла дом и его жилице, приносила здоровье, удачу и благополучие.
  8. Кукла «Травница»- Жильцы верили, что она запахом целебных или священных трав изгонит из дома злобных духов, виновников всех заболеваний. В Травницу заворачивали подсыхающие лекарственные растения, а потом аккуратно шевелили куклу. И по дому разносился чарующий аромат лета и здоровья..
  9. Кукла «Утешница» - С маленьким детьми во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, ее юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть.
  10. Кукла «Мировое дерево» - ее называют Мировым древом. Его корни уходили глубоко под землю. Ствол представлял мир живых людей, а его крона символизировала небеса. Рождение молодой семьи, представлялось как рождение нового древа. И молодой семье предстояло стать его мощными ветвями.

1.        «Дело мастера боится»

2.        «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

3.        «Труд человека кормит, а лень портит».

4.        «Глаза боятся, а руки делают».

5.        «Без труда, не вытащить и рыбки из пруда».

6.        «От лени – болезни, а от труда – здоровье».

7.        «От скуки бери дело в руки».

8.        «Кто в куклы не играет – тот счастья не знает».

9.        «Нетрудное дело, да не всякому дается».