Консультация на тему «Игры и игрушки в жизни детей раннего возраста».
материал

Мелешкина Нина Николаевна
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
            Раннее детство- период интенсивного физического и психического развития ребенка. Главная задача взрослого- расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития в будущем. В этом ребенку помогает –игра. Игра- что может быть интереснее и важнее для ребенка? Игра- это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество.
              Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой происходит его психическое развитие, формируется личность в целом. В игре также формируется отношение ребенка к окружающему миру, к людям, животным.
Игра –это и наиболее доступный для ребенка способ познания как мира вещей, его окружающих, так и мира людей. Наблюдая за игрой ребенка, можно много узнать о его жизни, ведь все свои переживания, свои чувства он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье, о интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
               Дети в возрасте до 4-х лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш может бесцельно возить взад и вперед машину, не находя ей большего применения, он ее быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребенка в игре. И ждать, пока он сам начнет играть самостоятельно- значит заведомо тормозить развитие детской личности. Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребенок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается «подтянуться» до уровня взрослого. Чем больше времени мы проводим со своим ребенком, тем лучше мы понимаем их, а они-нас. А еще игра учит нас говорить с ребенком на его языке, оживлять в себе детские черты, любить детей такими какие они есть. Играйте со своими детьми.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребенка, является подбор игрушек. Ведь для ребенка игрушка- это центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Потому подбор игрушек должен быть осознанным и продуманным.
Главное, чтобы с игрушкой можно было активно действовать, чтобы она была привлекательна для ребенка и многофункциональна.
  У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую он поругает и накажет, пожалеет и утешит. Любимая игрушка-подружка.
  Внимательно посмотрите, с какими игрушками ребенок не играет, и уберите их незаметно. По истечении времени старые, давно забытые игрушки можно достать и дать ребенку.  Но может быть и другая ситуация: игрушки есть, а как с ними еще можно играть ребенок не знает. У него мало еще опыта. Вам надо ребенку в этом помочь. Даже если ребенок знает, как играть, предоставьте ему возможность сначала действовать самостоятельно. А вот, когда опыт его истощится, и игрушка станет не интересна, здесь будет нужна ваша помощь, подсказав новое игровое действие.
  Нужно создать для ребенка спокойное, удобное место для игр. Игровой уголок, в котором ребенок может оставить игру и прийти доиграть позже. Для формирования у ребенка аккуратности, организованности очень полезно размещать игрушки не в корзине, а на стеллажах и в отдельных контейнерах, обозначив картинкой, что там лежит. Помните, что игровой уголок-личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. И возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.
Памятка для родителей «Правила совместной игры со своим ребенком».
1.Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
2. Игра требует чувства меры и осторожности. Например, игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих (обидные клички, оценки за поражение в игре).
3. Запомните то, что ваше внедрение в мир детской игры-введение туда новых, развивающих и обучающих элементов-должно быть естественным и желанным. Учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела или оставьте детей в покое. Добровольность-основа игры.
4. Не ждите от ребенка быстрых и заметных результатов. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное- это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам- разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
5. Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра- дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, по принципу «чем бы дитя не тешилось».  
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

            Раннее детство- период интенсивного физического и психического развития ребенка. Главная задача взрослого- расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития в будущем. В этом ребенку помогает –игра. Игра- что может быть интереснее и важнее для ребенка? Игра- это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество.

              Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой происходит его психическое развитие, формируется личность в целом. В игре также формируется отношение ребенка к окружающему миру, к людям, животным.

Игра –это и наиболее доступный для ребенка способ познания как мира вещей, его окружающих, так и мира людей. Наблюдая за игрой ребенка, можно много узнать о его жизни, ведь все свои переживания, свои чувства он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье, о интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

               Дети в возрасте до 4-х лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш может бесцельно возить взад и вперед машину, не находя ей большего применения, он ее быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребенка в игре. И ждать, пока он сам начнет играть самостоятельно- значит заведомо тормозить развитие детской личности. Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребенок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается «подтянуться» до уровня взрослого. Чем больше времени мы проводим со своим ребенком, тем лучше мы понимаем их, а они-нас. А еще игра учит нас говорить с ребенком на его языке, оживлять в себе детские черты, любить детей такими какие они есть. Играйте со своими детьми.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребенка, является подбор игрушек. Ведь для ребенка игрушка- это центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Потому подбор игрушек должен быть осознанным и продуманным.

Главное, чтобы с игрушкой можно было активно действовать, чтобы она была привлекательна для ребенка и многофункциональна.

  У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую он поругает и накажет, пожалеет и утешит. Любимая игрушка-подружка.

  Внимательно посмотрите, с какими игрушками ребенок не играет, и уберите их незаметно. По истечении времени старые, давно забытые игрушки можно достать и дать ребенку.  Но может быть и другая ситуация: игрушки есть, а как с ними еще можно играть ребенок не знает. У него мало еще опыта. Вам надо ребенку в этом помочь. Даже если ребенок знает, как играть, предоставьте ему возможность сначала действовать самостоятельно. А вот, когда опыт его истощится, и игрушка станет не интересна, здесь будет нужна ваша помощь, подсказав новое игровое действие.

  Нужно создать для ребенка спокойное, удобное место для игр. Игровой уголок, в котором ребенок может оставить игру и прийти доиграть позже. Для формирования у ребенка аккуратности, организованности очень полезно размещать игрушки не в корзине, а на стеллажах и в отдельных контейнерах, обозначив картинкой, что там лежит. Помните, что игровой уголок-личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. И возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

Памятка для родителей «Правила совместной игры со своим ребенком».

1.Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

2. Игра требует чувства меры и осторожности. Например, игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих (обидные клички, оценки за поражение в игре).

3. Запомните то, что ваше внедрение в мир детской игры-введение туда новых, развивающих и обучающих элементов-должно быть естественным и желанным. Учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела или оставьте детей в покое. Добровольность-основа игры.

4. Не ждите от ребенка быстрых и заметных результатов. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное- это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам- разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

5. Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра- дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, по принципу «чем бы дитя не тешилось».