Индивидуальный план работы на межаттестационный период на 2016-2020 гг
рабочая программа

Яруллина Фирдавес Нажиповна

Индивидуальный план работы на межаттестационный план  на 2016-2020 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_5let_2016-2017_g_-_kopiya.docx93.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большековалинский детский сад «Чишмэкей» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период с 2016 - 2020 годы

                                                                                   Разработала: воспитатель

                                                                         МБДОУ  «Большековалинский                       детский сад«Чишмэкей»

                                                    Высокогорского

                                                             муниципального района  

                                                 Яруллина Ф.Н.


СОДЕРЖАНИЕ:

1

 Перспективный  план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период с 2016 - 2020 годы

2

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2016-2020 годы

2.1

План по ознакомлению детей  с природой родного края с 2016-2018учебный год

2.2

План по экологическому воспитанию  на 2017-2018 учебный год

3

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2018-2020 годы

     

               

                         

1. Перспективный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период с 2016 - 2020 годы

УЧЕБНЫЙ ГОД

ТЕМА  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКАЯ    ТЕМА

ЗАДАЧИ

2016-2017г

 

2017-2018г

Тема самообразования:

 «  Как воспитать у детей бережного отношения к родной природе и экологической культуры»

Методическая тема

« Воспитание у детей бережного отношения к родной природе и экологической культуры

1.   Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой литературы.

2.   .Практические выходы.     Выступления в

педагогических коллективах.

3.     Посещения РМО .Подготовить материал  для выступления  .

4.     Разработать перспективный план работы с детьми, со школой, с родителями

5.     Обеспечить образовательный процесс

 необходимой художественной и педагогической литературой.

6.     Ориентировать семью  в воспитание у детей бережного отношения

к родной природе и экологической культуры

7.     Оформить в группе центр активности по

 экологическому воспитанию.

8.      Краткосрочные курсы повышения квалификации

9.      Отчёт о проделанной работе за учебный год

2018 – 2020г.

Тема самообразования:  

«Пути формирования у  дошкольников нравственно  - патриотических чувств. Воспитание  детей на  национальных традициях»

Методическая тема:

«Нравственно- патриотическое  воспитание  детей»

1.Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой литературы.

2.Практические выходы  .     Выступления в педагогических коллективах Посещения РМО .Подготовить материал  для выступления  .

3.Разработать перспективный план работы с детьми, со школой, с родителями.

4.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

5. Создать рабочую учебную программу.

6.Оформить в группе центр активности (или мини-центр) Уголок «Великой Победе-75 лет», уголок «Национальность, культура разных  народов»

 7. Отчёт о проделанной работе за учебный год

8. Краткосрочные курсы повышения квалификации


2. Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня  на 2016-2018 годы

Яруллина Фирдавес Нажиповна

специальность- воспитатель

образование: средне- специальное

стаж педагогической работы-21 год

категория: 1ая квалификационная категория

курсы повышения квалификация: Межрегиональный институт повышения квалификации СНПО по теме «Инновационные технологии обучения ПДД В ДОУ в объёме 108 часов г. Казань 2009 год курсы повышения квалификации - по программе дополнительного профессионального образования “Обновление основных направлений деятельности педагогов/ воспитателей ДОО в соответствии с  ФГОС” в объёме 72 часов  в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО “Казанский      ( Приволжский) федеральный университет” 26 июня 2015 год---Краткосрочное обучение в ГАОУ ДПО “Институт развития образования Республики Татарстан” по программе “Реализация учебно- методических комплектов по обучению детей двум  государственным языкам в условиях введения ФГОС ДО” в объёме 72 часов Удостоверение №180001077453 , Казань 2016 год.

дата начала работы над темой-2016 год сентябрь

предполагаемая дата окончания работы-2018 год май

   

Тема самообразования:

 «  Как воспитать у детей бережного отношения к родной природе и экологической культуры»

Методическая тема:

« Воспитание у детей бережного отношения к родной природе и экологической культуры»     

  Задачи:

1.   Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой литературы.

2.   Практические выходы.     Выступления в педагогических коллективах.

    Посещения РМО .Подготовить материал  для выступления  .

 3.     Оформить в группе центр активности по экологическому воспитанию. Изготовление дидактических игр, пособий  

4.     Ориентировать семью  в воспитание у детей бережного отношения

к родной природе и экологической культуры

4.     Разработать перспективный план работы с детьми, со школой, с родителями

 5.      Отчёт о проделанной работе за учебный год

                                   

Актуальность и перспективность   темы

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Проживая  в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.  

Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей

Психологически исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.

Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей,  вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».

Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

               

 План   самообразования по теме «  Как воспитать у детей бережного отношения к родной природе и экологической культуры»

     1. Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой     литературы по этой теме  

Изучение научно-методической литературы:

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
  2. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.: Детство – Пресс, 2003.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
  5. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  6. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  7. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
  8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  9. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
  10. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  11. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
  12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
  13. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
  14. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.

2. Практические выходы.

Выступления в педагогических коллективах , посещения РМО. 

На родительских собраниях: 

-

На педсовете:

-

Обмен опыта работы в педагогических коллективах:  

                                         

-

 3.     Оформить в группе центр активности по экологическому воспитанию.

  • Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

(Выставка: «Дары природы»)

  • Создание предметно-развивающей среды.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему:«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

4. Работа с родителями.

  • Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить  время на улице Стенгазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!»
  •  Анкетирование родителей.

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

  • Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии

Картотека дидактических игр для детей II младшей подгруппы

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка

Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» 

4. План работы с детьми

Цель:  формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения

Задачи:

1.Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

2.Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

3.Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.

4.Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.

5.Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.

6.Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.

7.Учить детей правильно взаимодействовать с природой.

8.Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.


2.1. План по ознакомлению детей  с природой и   экологическому воспитанию  на  2016-2017учебный год.

Белем бирү программасының юнәлеше

  • Балаларның танып белү эшчәнлеге
  • Эксперименталь эшчәнлек
  • Сөйләм теле
  • Экологик белем бирү

Актуальлелеге, яңалыгы, педагогик яктан кулланылышы:

Танып белү эшчәнлеген  оештыру - балаларга өйрәнелә торган объект турында һәръяктан тулырак мәгълүмәт бирергә, аның башка объектлар һәм әйләнә-тирәлек белән бәйләнешен күбрәк ачыкларга мөмкинлек бирә.

Тәҗрибәләр, күзәтүләр вакытында балаларның хәтере  байый,  уйлау һәм фикер йөртү процесслары активлаша, анализ-синтез, чагыштыру, төркемләү, күмәкләү операцияләренең сыйфаты яхшыра. Балалар үзләре күргәнне, ясаганны һәм иҗат иткәнне схемалы рәвештә күрсәтергә, сөйләргә һәм нәтиҗә ясарга өйрәнәләр. Ә менә нәкъ шушы сыйфатлар баланың киләчәк тормышында бик мөһим урын алып торачаклар. Яңалыкка омтылу, күбрәк белергә тырышу, эзләнүчәнлелек, аралашучанлылык  – уңышлы шәхеснең төп күрсәткечләре.

Программаның максаты:

Эксперименталь эшчәнлек аша эзләнүчән, кызыксынучан, иҗади шәхес тәрбияләү.

Бурычлары:

  • табигый-фәнни һәм экологик белемнәрне киңәйтү, эзлеклелекне тәэмин итү;
  • алынган белемнәрне тормышта кулланырга өйрәтү;
  • гади тәҗрибәләр аша дөрес нәтиҗәләр ясарга, эзләп табу мәсьәләләрен чишәргә өйрәтү;
  • кызыксыну, иҗат итү, күзаллау һәм уйлап табу сыйфатларын тәрбияләү.

Программаны тормышка ашыру барышында үстерелешле, алга китешле тәрбия һәм белем бирү эшенең яңа алымнары кулланыла. Бу программа балаларның иҗади потенциалын тулысынча куллану, уй-хыялларын  тормышка ашыруга шартлар тудыруга нигезләнгән. Күп санлы тикшеренүләр күрсәткәнчә, башлангыч мәктәптә төрле кыенлыклар белән белеме җитәрлек булмаган балалар түгел, ә менә нәкъ уйларга теләге булмаган, иҗади яктан өлгермәгән, эзләнүчәнлелек, яңалыкка омтылышы  җитеп бетмәгән балалар очраша. Программада иң төп урынны алып торган эксперимент эшчәнлеге – дөньяны танып белергә кызыксынучан-сизгер мөнәсәбәт тәрбияли, баланың һәръяктан үсешендә зур роль уйный. Бу исә үз чиратында мәктәптә өйрәнелә торган фәннәргә кызыксыну уята.

Айга ике тапкыр үткәрелә торган эшчәнлекнең  берсе ачык һавада үткәрелә. Ул тирә-якны күзәтүне, тере һәм тере булмаган табигатьне өйрәнүне үз эченә алган. Балалар кошлар, бөҗәкләр, үсемлекләр тормышы белән танышып, үзләре нәтиҗәләр ясыйлар, гади фәнни аңлатмалар ясауга ирешәләр.

Икенче шөгыль төркем шартларында, тәҗрибәләр формасында үтә. Ясалган ачышларның күп өлеше – балаларның мөстәкыйль эшенә нигезләнгән. Тәрбияче бары тик проблеманы чишү, билгесезлекне эзләү эшендә баланы дөрес юнәлешкә җибәрә, ярдәмче ролен үти.

Эшчәнлектә  алынган белемнәр балаларның башка төр эшчәнлекләрендә  (уен, хезмәт, сәнгать, физик сәламәтләндерү, аралашу, социальләштерү) киң кулланылыш таба.

Тәҗрибәләр нәтиҗәсендә алынган информация шартлы билгеләр, схематик модельләр аша күрсәтелә. Теге яки бу материалның үзлекләре, башкалардан үзенчәлекле аерымлыклары таблицада чагыла. Өстәмә рәвештә, күзәтүләр өчен көндәлек алып барырга була.

Программада катнашучыларның яше:

Катнаш  төркем балалары белән эшләү өчен тәкъдим ителә.

Программаны тормышка ашыру вакыты:

Октябрь – май

Шөгыльләрне үткәрү вакыты һәм формалары:

Шөгыльләр айга ике тапкыр үткәрелә, вакыты –10- 30 мин.

Шөгыльләр балаларның танып-белү күнекмәләрен үстерүгә, эзләнүчәнлелек, кызыксынучанлык сыйфатларын тәрбияләүгә, экологик белем бирүгә юнәлдерелгән. Үз эченә ул түбәндәге эш төрләрен ала:

  • үстерелешле уеннар
  • фикер алыш яки интеллектуаль уеннар
  • кызыклы фактлар, мәгълүмәтләр белән танышу
  • презентацияләр карау
  • тәҗрибәләр
  • күзәтүләр
  • экскурсияләр, походлар
  • матур әдәбият уку
  • конкурслар, күргәзмәләр
  • табигый материаллар җыю, гербарийлар төзү
  • әти-әниләр белән эш

Көтелгән нәтиҗәләр һәм аларныңдәрәҗәсен ачыклау

Экспериментлар  барышында балаларда түбәндәге күнекмәләр формалаша:

  • гипотеза чыгару (ничек, нәрсә ярдәмендә, нәрсә килеп чыгачак)
  • тикшереп карау (кирәкле әйберләрне сайлап алу)
  • проблеманы таба һәм күрә белү, максатны ачыклау
  • проблеманы чишәргә тырышу: объект яки күренешләргә анализ ясау, аермалы билгеләрен һәм бәйләнешләрне күрсәтә алу, мөстәкыйль эшчәнлек өчен материаллар, чимал һәм чыганаклар таба белү
  • экспериментны үткәрүдә катнашу, нәтиҗәләр ясау
  • эш барышын, нәтиҗәләрне схематик рәвештә күрсәтә белү
  • биремнәрне аңлап, эшне мөстәкыйль башкарырга өйрәнү
  • үзконтроль һәм үзбәя бирә белү.

Көтелгән нәтиҗәләр балаларда аерым аңлатмалар барлыкка килү һәм күзаллауны үстерүне генә күздә тотмый, ә аларның акыл үсешенә этәргеч бирүне, катлаулы очраклардан куркып калмыйча алга барырга өйрәтүне, үз-үзеңә ышаныч тәрбияләүне дә үз эченә ала.

 Логик фикер йөртергә сәләтле, үзенең идеяләрен нигезләп тәкъдим итә ала һәм уйлап эшләүче киләчәк кешесен тәрбияли алабыз икән, димәк, без үзебезнең максатыбызга ирештек дип санарга хаклыбыз.

Программаны тормышка ашыруның йомгаклау чаралары  

Конкурслар, викториналар

Белем-тәрбия бирү буенча  бу тематик план теоретик һәм практик рәвештә шөгыльләнүгә юнәлдерелгән.

             Шөгыльләр эчтәлеге балаларда түбәндәге темалар буенча белешмәләр барлыкка килүне күздә тота:

              Предметлар дөньясы: материаллар, савыт-саба, җиһазлар, уенчыклар, киемнәр, транспорт.

              Азык-төлек һәм аны әзерләү: яшелчә, җиләк-җимеш, салат ясау, ботка пешерү, бутерброд эзерләү.

              Кеше тормышы һәм аның табигать белән бәйләнеше: сәламәт яшәү рәвеше, табигый байлыклардан рациональ файдалану, экологик культура тәрбияләү.

               Тере һәм тере булмаган табигать, табигать күренешләре: су, һава, галәм җисемнәре, һава торышы, явым-төшем, сезонлы үзгәрешләр.

                Хайваннар һәм үсемлекләр дөньясы: үрчү һәм үсеш шартлары, аларның табигатьтә үзара бәйләнеше.

                Октябрь – 2 шөгыль

                Ноябрь  - 2 шөгыль

                Декабрь – 2 шөгыль

                Январь – 2 шөгыль

                Февраль – 2 шөгыль

                Март – 2 шөгыль

                Апрель – 2 шөгыль

                Май – 2 шөгыль

Октябрь

Тема:  Тәмле витаминнар

Максат:

  • яшелчәләр һәм җиләк-җимешләр турында, аларның кеше организмы өчен файдалы булуы турында белемнәрне киңәйтү;
  • балаларны салат ясау барышы – алгоритмы белән таныштыру;
  • мөстәкыйльлек, өлкәннәргә ярдәм итү теләге тәрбияләү.

Эшчәнлек төрләре:

1. Дидактик уеннар: “Тылсымлы капчык”, “Тәме буенча тап”, “Лото”.

2. Презентацияләр: “Җиләк-җимешләр”, “Яшелчәләр”, “Витаминлы тәлинкә”

3. Табышмаклар кичәсе: “Загадки из грядки”

Тема:  Ни өчен яфраклар саргая?

Максат:

  • һава торышына бәйле рәвештә яфракларның төсләре үзгәрүен аңлату;
  • үсемлекләр тормышындагы сезонлы үзгәрешләрне күзәтү эшчәнлеген оештыру;
  • күзәтүчәнлек, игътибарлылык сыйфатлары тәрбияләү.

Эшчәнлек төрләре:

1. Экскурсияләр, экологик сукмакта күзәтүләр оештыру.

2. Дидактик уеннар: “Кайсы агач яфрагы?”, “Яфраклар һәм җимешләр”, “Ел фасыллары”

3. Матур әдәбият үрнәкләре белән танышу.

4. Экибаналар, көзге этюдлар, композицияләр ясау.

                                           Ноябрь        

Тема:  Һаваны күреп буламы?

Максат:

  • һаваның үзлекләрен, үзенчәлекләрен ачыклау;
  • һава торышы, һава хәрәкәте, саф һава, һава шары төшенчәләре белән танышу;
  • җир йөзендәге барлык җан ияләренә дә һаваның бик мөһим булуын тәҗрибәләр, күзәтүләр аша аңлату.

Эшчәнлек төрләре:

1. Җанлы табигатьне күзәтү – хайваннар, кошлар, балыклар, үсемлекләр тормышын өйрәнү;

2.“Сабын куыклары” күренешен карау;

3. Сәламәт яшәү рәвешен ачыклауга экологик мәсьәләләр чишү, шөгыльләр үткәрү.

Тема:  Җил исә, исә, исә...

Максат:

  • табигать күренешенең бер төре буларак, җил белән, аның килеп чыгу сәбәпләре белән танышу;
  • кеше тормышында һәм табигатьтә җилнең ролен ачыклау;
  • балаларның иҗади үсешенә шартлар тудыру.

Эшчәнлек төрләре:

1. Җил тегермәне эше белән танышу.

2. “Яхшы – начар” уены аша җилнең уңай һәм тискәре якларын ачыклау;

3. “Җил каян килә?” китабы аша җилнең төрләре – өермә, давыл, торнада, шторм кебек күренешләр белән танышу, Р. Мәннан “Нәрсә ул җил?” әсәрен уку.

                                           Декабрь

Тема: Тылсымлы агач

Максат:

  • балаларны агачтан ясалган әйберләрне танырга өйрәтү;
  • агачның үзлекләре (катылыгы, янучанлыгы, суда бату-батмавы) турында мәгълүмәт бирү;
  • балаларда кызыксыну хисе уяту, күбрәк белергә омтылыш тәрбияләү.

Эшчәнлек төрләре:

1. Агачтан ясалган әйберләрнең килеп чыгышына карата алгоритм төзү;

2. Агачның үзлекләре буенча схематик модель ясау;

3. “Әгәр урманнар юкка чыкса...” – проблемалы информацион уен.

Тема: Кар белән боз – алар да су.

Максат:

  • тәҗрибәләр аша кар белән бозның су булуын ачыклау;
  • табигатьтәге явым-төшемнәр турындагы белемнәрне үстерү;
  • кызыксынучанлык, эзләнүчәнлек сыйфатларын тәрбияләү.

Эшчәнлек төрләре:

1. Ачык һавада күзәтүләр оештыру;

2. Кар һәм боз белән тәҗрибәләр үткәрү;

3. Әдәби әсәрләр уку – И. Никитин “Жгуч мороз да трескуч”, Б. Заходер “Первый снег”, мәкаль-әйтемнәр өйрәнү.

Январь

Тема: Үсемлекләргә кышын кар кирәкме?

Максат:

  • үсемлекләр тормышында кышын карның мөһимлеген ачыклау;
  • тәҗрибәләр аша алган белемнәрне ныгыту;
  • күзәтүчәнлелек, игътибарлылык тәрбияләү.

Эшчәнлек төрләре:

1. Ачык  һавада эксперимент “Кайда су тизрәк ката?”

2. “Яхшы – начар” уены аша кар катламының табигатьтәге уңай һәм тискәре якларын күрсәтү.

3. Тәҗрибәләр буенча алгоритм, модель-схемалар төзү.

Тема: Тукымалар илендә

Максат:

  • балаларга тукымаларның килеп чыгышы турында мәгълүмәт бирү;
  • тукыманың төре һәм  аның кулланылышы арасындагы бәйләнешне күрә һәм төзи белергә өйрәтү;
  • матурлыкны күрә белү хисе һәм аңа омтылылыш тәрбияләү.

Эшчәнлек төрләре:

1. “Матроскиннан посылка”, “Мин – дизайнер”, “Тукымалар кибетендә” сюжетлы-рольле уеннарын уйнау;

2. Һөнәрләр белән танышу – тегүче, модельер, дизайнер.

3. Төрле тукымаларның үзлекләре турында схематик модельләр ясау.

                      Февраль

Тема: Төсле бозчыклар

Максат:

  • суның үзлекләре, агрегат халәте турында белемнәрне үстерү;
  • тәҗрибәләр аша суның буяуны эретүен һәм салкында катуын ачыклау;
  • балаларда үз эшеңнең нәтиҗәсен күрә һәм бәя бирү, дөрес нәтиҗә ясый белә алу сыйфатларын формалаштыру.

Эшчәнлек төрләре:

1. Тәҗрибәләр, экспериментлар үткәрү;

2. “Большая энциклопедия”, “Я познаю мир” , интернет чыганаклары аша күпъеллык бозлыклар турында белемнәрне баету;

3. Бакча тирәсендә, паркларда күзәтүләр оештыру, күзәтүчәнлек, игътибарлылыкны үстерү.

Тема: Пластмасса патшалыгы

Максат:

  • балаларны пластмасса төрләре (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид) белән таныштыру;
  • пластмассадан ясалган әйберләрне чагыштырып, нәтиҗәләр ясарга өйрәтү;
  • пластмасс әйберләрнең киң кулланылышын (көнкүрештә, производствода, авыр һәм җиңел промышленностьта) ачыклау.

Эшчәнлек төрләре:

1. Материалның үзлекләре һәм тәҗрибә күрсәткечләре буенча таблица төзү;

2. “Уенчыкларны төркемлә”, “Нәрсә артык?”, “Нәрсәдән ясалган?” кебек үстерелешле уеннар уйнау;

3. Презентацияләр карау, альбом һәм мәгълүмәтләр туплау.

Март

Тема: Тылсымлы кәгазь

Максат:

  • балаларны кәгазьнең килеп чыгышы белән таныштыру, тарихи мәгълүмәтләр бирү;
  • кәгазьнең төрләрен (язу , төрү, сызымнар ясау өчен кулланыла торган, салфетка, картон) аера белергә өйрәтү, кайда кулланылышын ачыклау;
  • кәгазьдән ясалган әйберләрдән дөрес куллана белү сыйфатларын, экологик культураныформалаштыру.

Эшчәнлек төрләре:

1. “Тылсымлы оригами”, “Чәчәкле дөнья”, “Тырыш куллар” күргәзмәләре ясау;

2. Китапханәгә, типографиягә экскурсияләр оештыру;

3. “Макулатура җыябыз – урманны коткарабыз” атналыгы уздыру.

Тема: Күлдәвекләр кайдан хасил була?

Максат:

  • табигатьтәге язгы үзгәрешләр турындагы белемнәрне үстерү;
  • кояш нурларының салкын карны эретергә сәләтле икәнен ачыклау;
  • логик фикерләү  һәм уйлау сәләтен үстерү, күзәтүчәнлелек, игътибарлылык тәрбияләү.

Эшчәнлек төрләре:

1. Әти-әниләргә балалар белән паркларга, су буйларына экскурсияләр ясарга тәкъдимитү;

2. И.Левитанның “Весна. Большая вода”, С.Жуковның “Ледоход” репродукцияләрен карау.

3. Яз турында шигырьләр, мәкаль-әйтемнәр өйрәнү:

                                               Апрель    

Тема: Кызыклы галәм киңлекләре

Максат:

  • балаларның галәм җисемнәре (ай, кояш, йолдызлар, комета, планеталар)  турында белемнәренбаету;
  • компас, телескоп белән таныштыру;
  • балаларда кызыксыну, күбрәк белергә теләк уяту.

Эшчәнлек төрләре:

1. “Космос”, “Йолдызлар һәм планеталар” альбомнарын карау;

2. Әдәби әсәрләр белән танышу, шигырьләр өйрәнү: К.Курбатов “Я хочу в космос”, татар халык әкияте “Ай белән Кояш”,Йолдыз ”Сәлам, Галәм!”.

3. “Галәм киңлекләре”, “Планетарий” күренешләрен карау;

4. Кызыклы викториналар, интеллектуаль уеннар, конкурслар үткәрү

Тема:  Тәрәзә төбе тулы гөл

Максат:

  • бүлмә гөлләрен утыртырга өйрәнү, алар турында белемнәрне баету;
  • гөлләр үссен өчен нинди шартлар кирәген ачыклау;
  • матурлыкка, яшеллекне сакларга омтылыш, теләк тәрбияләү.

Эшчәнлек тәрләре:

1. Үстерелешле уеннар “Бу нинди гөл?”, “Гөлнең өлешләрен ата”, “Чәчәкле лото” уйнау;

2. Табигать почмагында күмәк хезмәт: гөлләр утырту, тәрбияләү;

3. Презентацияләр карау, рәсемнәр ясау;

4. Әти-әниләр белән берлектә “Безнең өйдәге гөлләр” дигән фотокүргәзмә оештыру.

                                               Май

Тема: Ут – дус, ут – дошман

Максат:

  • балаларның  ут эшчәнлегетурындагы белемнәрен ныгыту;
  • янгын куркынычсызлыгы кагыйдәләрен өйрәнү: өйдә, табигатьтә ул кагыйдәләрне дөрес кулланырга икәнен аңлату;
  • балаларны фикер алышырга, чыгыш ясарга, үз фикереңне раслый белергә күнектерү.

Эшчәнлек төрләре:

1. “Урмандагы янгын”, “Янгыннар” презентацияләрен карау

2. “Ут-дус, ут-дошман” темасына дискуссия

3. “Җирдәге урманнарның юкка чыгу сәбәпләре” – экологик хәбәр

4. Агитбригада чыгышлары, экотеатр эшчәнлеген оештыру.

Тема: Алтыаяклы нәниләр

Максат:

  • балаларда бөҗәкләр турында беренчел фәнни белемнәр булдыру;
  • табигатьтәге тере организмнар арасында азык чылбырын төзергә өйрәтү;
  • бөҗәкләрнең файдасы һәм зарары турында күзаллауны үстерү.

Эшчәнлек төрләре:

1. “Кем ничек хәрәкәт итә?”, “Оча – очмый”, “Зарарлы – файдалы” кебек үстерелешле уеннар уйнау;

2. Күзәтүләр көндәлеген тутыру, кызыклы фактлар һәм рәсемнәр җыйнау;

3. Театральләштерелгән күренешләр кую, сюжетлы-рольле уеннар уйнау.

Өстәмә тәрбия һәм белем бирү программасын методик яктан тулыландыру  

  • Конспектлар (шөгыль-тәҗрибәләр, экскурсия, КВНнар, уен-сәяхәтләр)
  • Дидактик һәм үстерелешле уеннар
  • Күрсәтмә материал (рәсемнәр, табигать күренешләре сүрәтләнгән пейзажлар, схемалар, таблицалар, пиктограммалар)
  • Коллекцияләр һәм табигый материаллар (орлыклар, кабырчыклар, ташлар, агач күркәләре, гербарий, тукыма төрләре, агач, пластмасс, металл әйберләр)
  • Тәҗрибәләр өчен приборлар (лупа, микроскоп, үлчәү, ком сәгате, магнит, компас, термометр, градусник, шәм, пробиркалар, пластмасс савытлар, шкалалы стакан, сито, угыч)
  • Галәм һәм җир күренешләре картасы
  • Күзәтү көндәлекләре, тәҗрибәләрнең нәтиҗәләрен күрсәтүче эш альбомы
  • Махсус башлыклар, алъяпкычлар, резин перчаткалар, салфеткалар
  • Темалар буенча презентацияләр, аудио, видео язмалар
  • Кызыклы фактлар, рәсемнәр тупланган картотека

Кулланылынган әдәбият чыганаклары

1. Борһанова Р. А. Туган як табигате белән таныштыру: балалар бакчалары тәрбиячеләре өчен кулланма. 1 кисәк. – Казан: ИПКРО РТ, 2002.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Издательство “ДЕТСТВО - ПРЕСС”, 2006.

3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб.: ООО “Издтельство “Детство-ПРЕСС”, 2013.

6. Природа и ребенок // Программа экологического образования дошкольников / Авторы-составители: Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова, В. З. Шигапова и др. / Под науч. ред. Р. К. Шаеховой – Казань: РИЦ «Школа», 2002

 7. Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е. В. Михеева. – Волгоград:  Учитель, 2013.

8. Җил каян килә? / авт.-төз. Л. Шәех. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2008.

9. Шәехова Р. К., Закирова К. В. Иҗат баскычлары. – Казан: РИЦ «Школа», 2001.

10. Шаехова Р. К. Играя – учимся творить. – Казань. ИССО РАО, 1997.


2.2. . План по ознакомлению детей  с природой и   экологическому воспитанию  на  2016-2017учебный год.

Табигать белән таныштыру, экологик тәрбия бирү буенча еллык перспектив – тематик эш планы

 

Сентябрь

 1 нче тема.Җиләк-җимеш, яшелчә бакчасы

Максат.Җиләк-җимеш, яшелчәләр турында белемнәрне системалаштыру.Аларның исемнәрен дөрес әйтү, файдалы якларын белү.  Аларны дөрес карап үстерә белү турындагы күзаллауларын үстерү.  Белгәннәре турында бүтәннәр белән уртаклашасы килү теләген үстерү.

2 нче тема.Экологик сукмак(Бакчада)

Максат.Экологик объектлар турында, ел фасыларына хас табигатьтәге үзгәрешләр турында күзаллауларын үстерү.Тирә-юньдәге табигать объектларына карата экологик белем бирү.Үсемлекләрнең  кешеләргә һәм хайваннарга карата  файдасы турында белем бирү 

Октябрь.

1 нче тема.Хайваннарны саклагыз!

( 4 октябрь- бөтендөнья хайваннар көне)

Максат.Хайваннар дөнясының күптөрлелеге   һәм туган як  хайваннары турында белемнәрен системалаштыру.Хайваннар дөнясын саклау буенча беренчел  белемнәрне бирү. Кешелек дөньясы  шул табигатьнең бер кисәге икәнен аңлауларына ирешү. Коллективта бердәм эшләү күнекмәләрен үстерү.

2 нче тема.Урман буйлап сәяхәт

 Максат.Балаларда үсемлекләр дөньясының күптөрлелеге, катнаш урманнар  турында  күзаллауларын үстерү. Әйләнә- тирә мохитның чисталыгы кеше сәламәтлегенә турыдан-туры тәэсире  булуын аңлауларына ирешү.Табигатькә, урманнарга карата сакчыл караш ,экологик белем бирү. Кешеләргә, хайваннарга урманнарның  файдасы турында  белемнәрен системалаштыру.

Ноябрь 

 1 нче тема.Көзге табигать

 Максат.Ел фасылларына карап табигатьтәге үзгәрешләр турында белемнәрен системалаштыру.Көзге бакчадагы байлыклар турында һәм халык сынамышлары турында  белемнәрне тулыландыру. Табигатькә карата эстетик караш тәрбияләү. Танып-белүчәнлекләрен үстерү.

2 нче тема.Канатлы дуслар

Күчмә һәм кышлаучы кошлар турында белемнәрне барлау. Аларга карата кызыксынучанлык  тәрбияләү. Кошларның табигатьтә тоткан  урыны, кешеләр тормышындагы әһәмияте турында сөйләшү. Кошларгы карата мәрхәмәтлелек, кайгыртучанлык хисләрен үстерү 

Декабрь

 1 нче тема.Кошларны сыйлыйк

 Максат.Кошлаучы кошлар турында белемнәрен ныгыту. Кошларның аталышы һәм тышкы күренешләре буенча кошларны танырга өйрәтү. Кыш көне кошларга ярдәм итәсе килү теләген уяту.Балаларда мәрхәмәтлелек сыйфатларын үстерү

2 нче тема.Хайваннарның кеше тормышындагы әһәмияте

Максат.Төрле илләрдәге хайваннарың кеше тормышында тоткан урыны турында белемнәр бирү. Балаларда кызыксынучанлык, танып-белүчәнлекне үстерү.

Январь

 1 нче тема.Табигатьтә кышкы күренешләр

Максат.Табигаьтә кышкы күренешләр турында күзаллауларын үстерү. Кыш айларына хас сыйфатларны атый белү. Кар, боз , аларның сыйфатлары турында  сөйли белүләренә ирешү .Балаларда кызыксынучанлык, танып-белүчәнлекне үстерү

2 нче тема.Бакчада экологик сукмак “Бүлмә гөлләре

Максат.Таныш гөлләр  , аларны карап тәрбияләү турында белемнәр бирү.

Табигатькә карата кызыкынучанлык, эстетик тәрбия бирү.

Гөлләрнең кеше тормышында әһәмияте турында  аңлауларына ирешү

.

Февраль

 1 нче тема.Әнием өчен чәчәкләр.

 Максат.Бүлмә үсемлекләренең күптәрлелеге турында белемнәр бирү.. Үсемлекләрне ( гөлләрне)күчереп утырту, аларны карап , тәрбияләп үстерү өчен кирәкле  шартлар турында аңлату.Хезмәт күнекмәләре формалаштыру

 2 нче тема.Зоопаркка сәяхәт

Максат.Хайваннар дөнясының күптөрлелеге  турында белемнәр бирү. Хайваннар дөнясын классификаөияләргә өйрәтү: бөҗәкләр, кошлар ,хайваннар , балыкла.Балаларда кызыксынучанлык. танып –белүчәнлекне үстерү. 

Март

 1нче тема Бүлмәдә үсүче үсемлекләр

Максат.Бүлмәдә үсүче үсемлекләр, гөлләр, аларны төрлелеге,  үсүләре өчен кирәкле шартлар турында белемнәрен тулыландыру. Аларны карап үстерүчеләрне һөнәре турында  сөйләшү һәм аларга булышасы килү теләген үстерү,

табигатькә карата экологик тәрбия бирү.

 2 нче тема.Җир шарының су чыганаклары

Максат.Җир шарының су чыганаклары : күлләр,елгалар, диңгезләр,океаннар турында күзаллауларын үстерү. Кешеләрнең су запасы чыганакарына карата сакчыл карашта булырга кирәклеген аңлап яшәүләре  мөхим  икәнен белүләренә ирешү.

Туган авылыбызның су чыганаклары , аларны карап , тәрбияләп тору бөтен  авылдашларның эше икәнен  төшендерү.

Апрель 

1 нче тема.Илебезнең басу, кырлары

Максат.Россиянең бай табигате турында белемнәрен системалашыру.  Кешеләрнең, хайваннар дөньясының, табигатьнең  бердәм бәйләнештә булуларын аңлауларына ирешү. Балаларның танып-белүчәнлекләрен үстерү.

 Табигатькә карата сакчыл караш тәрбияәү

 2 нче тема.Язгы эшләр

 Табигатьтәге үзгәрешләр турында белемнәрен системалаштыру. Язгы кыр эшләре, колхозчыларның хезмәте турында  белемнәр бирү, аларга карата хөрмәт тәрбияләү.

Май

 1 нче тема.Тема.Табигый материалар: ком, балчык, таш

Максат.Табигый материалар: ком, балчык, таш , аларның үзлекләре турында белемнәрен системалаштыру. Кешеләрнең аларны  кайда , ничек кулланырга мөмкин икәнлеген белүләренә ирешү.

 2 нче тема.Кояш, һава һәм су- безнең якын дуслар

 Максат.Табигать, андагы үзгәрешләр турында белемнәрен киңәйтү. Кояш, һава һәм суның кеше өчен әһәмияте, кеше сәламәтлеге өчен иң кирәкле факторлар икәнен аңлуларына ирешү

Ата –аналар белән эшчәнлек

 Стенд “Минем туган ягымның матурлыгы”- сентябрь

Октябрь 

Көзге  уңыш, көзге матурлык" кул эшенә күргәзмә оештыру

 Максат.Көзге уңыштан төрле эшләнмәләр ясый белү осталыкларын күрсәтү, үз осталыкларын  ачу мөмкинлеген бирү

ноябрь

Экологик газета чыгару: « Кошларга ярдәм итик”

декабрь

Природоохранная акция  «Чыршыларны саклыйк”-

Акция « Сделаем кормушек для птиц» домашнее задание родителям -

Экологическая газета  на  тему « Они нуждаются в помощи»-январь

Консультация «Чтение книг в экологическом воспитании» -март

Праздник "День рождения Земли"- апрель

Посадка деревьев, экскурсия на природу-май

5.      Отчёт о проделанной работе за учебный год

3. Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня   на 2018-2019 год

Яруллина Фирдавес Нажиповна

специальность- воспитатель

образование-средне - специальное

стаж педагогической работы-19 год

категория: 2ая квалификационная категория

курсы повышения квалификации - «Билингвальное образование дошкольников  в рамках стратегии развития образования РТ» в объёме 72 часов в  институте экономики, управления и права (г.Казань)2013год

дата начала работы над темой -2013 год сентябрь

предполагаемая дата окончания работы-2015 год май

Тема самообразования:  «Как правильно  организовать   духовно-нравственное  и этическое  воспитание детей в современных условиях»  

Методическая тема: «Использование национально- регионально компонента в духовно-нравственном и этическом  воспитании  детей.

«Нравственно - патриотическое  воспитание  детей»

 Задачи:

1.     Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой литературы.

2.    Практические выходы.    Выступления в педагогических коллективах Посещения РМО    Подготовить материал  для выступления  .

4.    Разработать перспективный план работы с детьми, со школой, с родителями

5.    Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой.                                                                                              6.    Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).                                                  7.     Создать рабочую учебную программу;

8.     Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «Татарский и  русский национальный уголок»,  уголок

«Национальность, культура разных  народов»

9. Краткосрочные курсы повышения квалификации                                                  10.    Отчёт о проделанной работе за учебный год 


               

                      Актуальность и перспективность   темы: 

«Организация работы по нравственному воспитанию в ДОУ.»

     Когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.
     Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.
      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».
В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». 
       Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.
Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях.
Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
      Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо

заложить основу для этой любви. Ребенок прежде всего должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
     В нашем детском саду одним из направлений работы является духовно -нравственное, патриотическое воспитание .Воспитательная система по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!
     Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций татарского   человека


1. Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой   литературы

      В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственному воспитанию  необходимо учитывать и изучить следующие документы , программы , методические пособия

  • Закон  РФ «Об образовании»;

 Программа “От рождения до школы”  (Веракса Н.Е, Мозаика –Синтез 2“.Региональная программа дошкольного образования ” Р.К.Шаехова Казан 012)   “Введение ФГОС дошкольного образования”(Методик кулланма)Москва 2014 О.А.Скорлупова

  “Балачак-уйнап-көлеп үсәр чак” (Методик кулланма). Казан 2012. К.В.Закирова...

  • “Балалар бакчасында әдәп-әхлак тәрбиясе”К.В.Закирова Казан 2013

2.Практические выходы.

Выступления в педагогических коллективах ,посещения РМО. 

На родительских собраниях :                                                                                                             - по теме «Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка» в 2013 году.
- по теме « Роль отца в воспитании детей» в 2013 году.

    - по теме  « Закаливание детей. Как защитить детей от различных заболеваний»2014 год

    -по теме. «Как правильно  подготовить детей к школе» 2014 год

На педсовете:

-по теме "Расширение связей семьи и детского сада как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса"2013 год.

- по теме «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания». 2014 год

3.План работы с детьми

Цель:  Формировать нравственно- этические  чувства. Воспитывать детей на  национальных традициях .Обогащать нравственно- этические качества и чувства

Задачи:    

  • Воспитывать в себе любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
  • Научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;
  • Научиться хранить тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствовать ответственность за жизнь своих близких и свое Отечество;
  • Знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;
  • Проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;
  • Овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;
  • Воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • Развивать интерес к  традициям и промыслам;

Формировать элементарные знания о правах человека;Знакомить детей с символами  нашего района, республики, государства.

  • Расширять представления детей о городах своей Родины;
  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  • Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

              Основные форма работы с детьми.
Беседа. 
В старших группах проводятся этические беседы - это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например "Из какой я сказки ?", где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.
(С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.)
Примерные темы бесед:

  • "Будь всегда вежливым",
  • "Что хорошо, что плохо и почему",
  • "Ваши добрые поступки",
  • "Чем можно порадовать маму",
  • "Что такое дружба?",
  •  "Что такое подвиг?",
  • « Добро и зло» и т. д.
    Чтение и анализ художественных произведений, например, Л.Н.Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук» ,А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д. Ушинского "Умей обождать", А. Барто "Помощница".  Стихи, загадки, песни, включать как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. (Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ)

Игры.

  • «Дождь и солнце»
  • «Карусель»
  • «Цветные автомобили»;
  • «У кого кольцо?»;
  • «Летят- летят…»
  • «Лягушки»
  • «Кошка и мышь»
  • «Дети и петух»
  • «Ты беги а я поймаю»;
  • «Гуси- лебеди»;
  • «Лиса и  курицы»

       

 В работе с детьми  использовать коллективные игры-занятия , игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

Игры и упражнения:

  • «Поприветствуем друг друга»;
  • «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»;
  • «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада» (коллективная работа в группе или паре);
  • «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день»,
  • «Нарисуй, расскажи о них»;
  • Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»;
  • К тебе пришли гости: игра «Гость — хозяин»;
  • «Ты в театре»; «Разговор по телефону»;
  • «Нарисуй подарок другу (маме…)»;
  • «На дне рождения»;
  • «Именины»;
  • «Если другу плохо…»;
  • «Учимся общаться…» (закончи фразу).

 Конкурс и защита рисунков

  • «Чему тебя научили сказки?»;
  • игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии).
  • «Как поступить…: проблемные ситуации»;
  • рассказ «Мой характер и мои поступки»;
  • расскажи, как ты помогаешь дома…
    Культурно-познавательное.
    Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, целевые прогулки
    В течении года  проводить праздники:
  •  «Золотая осень»;
  • «День пожилых»;
  •  «Мамин праздник»;
  •  “ Новый год”
  •  «День защитника Отечества»,
  • «9 мая- день Победы»;
  •  «Папа, мама, я- спортивная семья!»;
  • “8 марта”
  •  «Выпускной бал»                     

Экскурсии:

  • «Как прекрасна моя родная земля» (  проводить на природе осенью и весной)
  • «Посещения сельской  библиотеки»;( несколько раз в год)
  • «Посещения школьного музея»
     Такие совместные экскурсии помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.
    Таким образом, благодаря культурно-познавательному направлению создаются условия, при которых ребенок до школы получает знания  о мире, человеке при активном и радостном участии самого ребенка.
  • Нравственно-трудовое направление:

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

Хозяйственно-бытовой труд :имеет место, когда ребенок привлекается

к уборке группы, спальни, участка,

сервировке столов,

подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

Труд в природе направлен на

создание для растений благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений

уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет обществленный результат.

Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д

4.Взаимодействия с родителями.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовать  следующие методы:
-
общие и групповые родительские собрания; консультации;

-посещения педагогом семей своих воспитанников;-дни открытых дверей;
-проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
-анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания; 
-индивидуальные консультации -использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; 
-помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

-всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств  вести вместе с родителями :

 -сообщать им о достижениях и проблемах детей;

-консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка;

-выявлять происхождение тормозящих развитие факторов,

- обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. 

10.    Отчёт о проделанной работе за учебный год

 Духовно-нравственно и этическое воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это  достигнуто , то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака : "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут"В течении года велась целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию детей. 


Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2019-2020 учебный год

Яруллина Фирдавес Нажиповна

специальность- воспитатель

образование: средне- специальное

стаж  педагогической работы-21 год

 категория: 2ая квалификационная категория

курсы повышения квалификации - по программе дополнительного профессионального образования “Обновление основных направлений деятельности педагогов/ воспитателей ДОО в соответствии с  ФГОС” в объёме 72 часов  в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО “Казанский      ( Приволжский) федеральный университет” 26 июня 2015 год

дата начала работы над темой-2014 год сентябрь

предполагаемая дата окончания работы-2015 год май

 Тема самообразования:  «Пути формирования у  дошкольников нравственно  - патриотических чувств. Воспитание  детей на  национальных традициях»

Методическая тема: «Нравственно- патриотическое  воспитание  детей»

Цель:             

1.Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой литературы,

2.Практические выходы .     Выступления в педагогических коллективах Посещения РМО .Подготовить материал  для выступления  .

3.Разработать перспективный план работы с детьми, со школой, с родителями

4.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

5. Создать рабочую учебную программу;

6.Оформить в группе центр активности (или мини-центр) Уголок «Великой Победе-70 лет»,

7. уголок «Национальность, культура разных  народов»

 8. Отчёт о проделанной работе за учебный год

                      

                 Актуальность и перспективность  этой темы

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. (Д.С.Лихачев)

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства –

начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.

Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.

Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём городе, деревни.

Проблема: 

Я считаю, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного

процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

План самообразования по теме. «Пути формирования у  дошкольников нравственно  - патриотических чувств. Воспитание  детей на  национальных традициях»

 1. Повысить собственный уровень знаний путём  изучения необходимой литературы          

В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию  необходимо учитывать и изучить следующие документы:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
  • Закон  РФ «Об образовании»;
  • Закон «О днях  воинской славы (победных днях) России»;
  • Закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
  • Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

Национальная доктрина образования в РФ

  2.Практические выходы.

  Выступления в педагогических коллективах, родительском собрании посещения РМО.

Обмен опыта работы в педагогических коллективах:............................................

На  родительском собрании: .......................................................................

-по теме «Как правильно  подготовить детей к школе» 2014 год

- по теме «Воспитание нравственно – этических понятий у дошкольников»2014 год,

-по теме « Нравственное воспитание детей» в 2015 год

-по теме «Воспитательно-образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС ДО»2015 год

На педсовете:

- по теме «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания». 2014 год

- по теме «Педагогический анализ итогов воспитательно-образовательной деятельности в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС ДО» 2014 год

- по теме: «Реализация национально-регионального компонента в ДОУ в соответствии с ФГОС»2015 год

         

3.План работы с детьми

Цель:  Формировать нравственно  - патриотические чувства. Воспитывать детей на  национальных традициях. Обогащать нравственно- этические качества и чувства. Углублять знания детей о семье, городе, активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.

Задачи:·    Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;

  •   Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  •      Развивать интерес к  традициям и промыслам;
  •     Знакомить с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывать уважение к труду;
  •     Формировать элементарные знания о правах человека;
  •     Знакомить детей с символами  нашего района, республики, государства;
  •     Расширять представления детей о городах своей Родины;
  •     Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  •     Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

4. План работы с родителями, со школой.

МБДОУ Олы Кавал “Чишмәкәй”балалар бакчасы”ның Бөек Җиңүнең 75 еллыгына багышланган чаралар планы

   Үткәреләсе чаралар

Ваыкыты

Җаваплы

Педагог белән эш

1

Бөек Җиңүнен  75 еллыгына багышланган республика, район күләмендә үткәрелә торган конкурсларда катнашу

Ел  

 дәвамында

Мөдир,

тәрбияче

2

“Рәхмәт Сезгә исән калганнар, мәңге хәтердә

һәлак булганнар” стендын ясау, яңартып тору.

    15 апрельгә кадәр

тәрбияче

3

Сугыш, тыл ветераннары турында информация туплау

март

тәрбияче

4

Бөек Җиңүнен  75 еллыгына багышланган

чарада катнашу

май

мөдир,

тәрбияче

5

Сайтта “Великрй Победе – 75!” булеге ачу,

аны даими тулыландырып тору

Ел

   дәвамында

мөдир

Балалар белән эш

6

Әңгәмәләр , эшчәнлекләр үткәрү:

“Татарстан- минем республикам!”

“Россия- күп милләтле дәүләт”

“4- ноябрь-халыклар бердәмлеге көне”

“Туган ягым – яшел бишек”

“Ватан нидән башлана”

“Батырлыкта – матурлык”

“Мин тынычлык яклы”

“Сугыш чоры балалары”

Өстәмә эшчәнлекләр:

“Бабам истәлекләре” Сугышта катнашкан бабайлар турында истәлекле материаллар туплау;

Бөек Ватан сугышы чорындагы рәсемнәр, иллюстрацияләр, слайдлар карау;

Сугыш чоры җырлары,биюләре белән танышу;

Сугышчан батырлыклар, тынычлык турында рәсемнәр ясау;

Сугыш чоры балаларының тиңдәшсез батырлыклары турындагы әдәби китаплар уку;

“Батырларга- чәчәк бәйләме”. 9 май  бәйрәменә бүләк әзерләү.

Очрашулар, бәйрәмнәр үткәрү:

“Муса Җәлил- герой шагырь”. Әдәби- музыкаль кичә;

“23 февраль- Ватанны саклаучылар көне”. Армия сафларында хезмәт иткән ир-атлар, ветераннар белән очрашу;

Хөрмәтебез Сезгә-Өлкәннәр!”. Тыл эшчәннәре белән очрашу;

“Истәлекле очрашу”.

Ел

   дәвамында

Мөдир,

тәрбияяче

Мәктәп белән бердәм эшчәнлек

“Муса Җәлил-герой шагыйрь”Әдәби-музыкаль кичә оештыру.

Ветераннарга   “Бөек җиңүнең 75 еллыгы “уңаеннан медаль тапшыру тантанасында  катнашу.

“9 май-җиңү көне” тантаналы бәйрәмдә катнашу

Февраль

май

Мөдир,

тәрбияче,

мәктәпнең татар теле

   укытучысы

Әти – Әнилэр белән эш

  • Бөек Җиңүнен  75 еллыгына багышланган
  •  күчмә папкалар ясау;

     “Сугыш чоры балалары” – Дәү әтиләр һәм

    дәү әниләр турында әти-әниләр белән берлектә  

    гаиләдәге  сугышчан батырларны, солдатларны

    барлау, истәлекләр белән танышу.

30 апрель

тәрбияче,

Вакытлы матбугат

      “Бөек җиңүгә 75 ел” дигән  тема буенча Бөек

      Ватан  сугышы Ветераннары, тыл эшчәннәре турында   мәкальләр  язу;

Балалар бакчасында“Бөек җиңүгә 75 ел” дигән

  •  тема буенча үткәрелгән чаралар буенча мәкальләр язу.

Ел

дәвамында

тәрбияче

                       

В течении года  проводить праздники:

  •  «Золотая осень»;
  • «День пожилых»;
  •  «Мамин праздник»;
  •  “ Новый год”
  •  «День защитника Отечества»,
  • «9 мая- день Победы»;
  •  «Папа, мама, я- спортивная семья!»;
  •  “8 марта”
  •  «Выпускной бал»

            Экскурсии:

  • «Как прекрасна моя родная земля» (  проводить на природе осенью и весной)
  • «Посещения сельской  библиотеки»; ( несколько раз в год)

«Посещения школьного музея

7.Отчёт о проделанной работе за 2014-2015  учебный год .................................................................................................................................

Заключение

Старший дошкольник должен знать название своей Родины. У каждого человека есть родной дом и город, деревня, где он родился и живёт. Для этого необходима экскурсия  на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны , их трудовых подвигов), необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы должны любить свою Отчизну, Родина чтить своих героев, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 годы

Здесь представлен индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 годы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 годы

Здесь представлен индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 годы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 учебные годы.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 учебные годы. Тема: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГА 2016-2020 г.г.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 гг.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2016-2020 гг.Хакимовой Ильсии Габдулловны, воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения«Центр развития ребен...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя 2016-2020

Индивидуальный планповышения профессионального уровня воспитателя  Тема самообразования: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»...