Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании
учебно-методический материал

Мовчан Ольга Вячеславовна

Игровой набор «Дары Фребеля» может использоваться в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в дошкольном образовании Использование игрового набора

Слайд 2

«Игра является прообразом всей человеческой жизни.» «Дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.»

Слайд 4

Первый дар – разноцветные мячики

Слайд 7

Второй дар - небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр

Слайд 9

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы)

Слайд 13

14 модулей игрового набора «Дары Фрёбеля »

Слайд 14

Комплект методических пособий по образовательным областям

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

«Дары Фребеля»

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Важность игры для дошкольников отмечали еще педагоги прошлых веков. Слайд 2 Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Он является создателем первого в мире детского сада. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни. Слайд 3 Для своего детского сада Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Для полноценного развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров». Слайд 4

Первым даром, по его мнению, является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка. Слайд 5

Мы показываем ребенку мячи, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мы знакомим ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони, пряча его и приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячика», — мы знакомим ребенка с понятиями утверждения и отрицания.

Обосновывая, почему первым даром, первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Фребель приводит и ряд других символических доводов, например: шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности и т. д. Слайд 6

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов.

Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, и т. д. Слайд 7

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры используются как конструктор для построек детей.  Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля (количество деталей в наборе 33 шт.) дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей, позволяют при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие. Слайд 8

Фрёбель предлагает три основных типа занятий:

  1. Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.
  2. Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров. Слайд 9
  3. Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

Рассматривая каждый «дар», Ф.Фребель разработал определенные правила:

  1. Нужно побудить ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух. С этой целью немецкий педагог предлагает рифмованные строки для сопровождения игр. Их назначение состоит в возбуждении мышления ребенка для осознания им действий, которые он выполняет, и их последствий, а также действий, которые выполняет предмет, приведенный им в движение.
  2. Учить ребенка рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.).
  3. «...В разнообразии повторения одного и того же заключается основа развития ребенка...»,то есть в рассмотрении предмета (например, кубика) с разных сторон, из разных положений (показ проекций предмета). Все фребелевский игры с кубиком разработаны в соответствии с этом правилом. По мнению Ф. Фребеля, рассмотрение предметов таким способом покажет ребенку то, что один и тот же предмет с разных положений может видеться по-разному. Слайд 10

Сегодня игровой набор «Дары Фребеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, который служит для развития и воспитания личности ребенка.

Игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей. В комплект добавлены цветные плоские и объемные фигуры, кольца и полукольца, палочки, фишки, шнурки, мозайки, арки и цифры.

Использование фребелевского пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах, позволяет научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Работа с игровым набором создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности ребенка.

В настоящее время для удобства работы с игровым материалом разработан комплект методических пособий из шести книг по образовательным областям (согласно ФГОС ДО), включающих карточки- игры. Слайд 11

 Содержание карточек-игр – это большинство предложенных по системе Фребеля дидактических, познавательных и подвижных игр, также сюда входят развивающие интеллектуальные, музыкальные игры, игры-забавы, аттракционы. Использование карточек в работе педагога предполагает как творческую модификацию игр и упражнений, так и использование их строго по указанным на карточке правилам. Большинство карточек сопровождается стихотворениями. На каждой карточке есть иллюстрация, которая позволяет наглядно понять суть предложенной игры.

Содержание и структура методического пособия разработаны с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Игровой набор «Дары Фребеля» имеет возможность соответствовать многим «общим», самым популярным и необходимым для раскрытия содержания образовательных программ темам (таким как «Наш город», «Животные (дикие и домашние), «Растения», «Птицы», «Времена года» и др.). То есть игры, представленные в пособиях, можно использовать не по образовательным областям, а по темам. Слайд 12

Таким образом, игровой набор «Дары Фребеля» может использоваться в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.